Яндекс.Метрика
Перейти к контенту

Казань


Рекомендуемые сообщения

Спасская башня Кремля

 

 

«Башня Спаская, четвереуголная, проезжая. Ворота 2 сажени 12 вершков. Отворот башни до городовой стены 18 сажен без полуаршина. По башне нижних 4 бойницы, верхних 14 бойниц».

 

«Описание города Казани», 1675 г.

 

 

Четвертого октября 1552 года государь Иван Васильевич въехал в побежденную Казань. Он побывал в ханском дворце, после чего «повеле разрушенная места, - как повествует автор «Казанской истории», - поравнати и воставити, и крепце заздати, и боле стараго приставити града...». Затем Иван IV самолично выбрал места, где в тот же день 4 октября выросли три деревянные церкви: соборная, во имя Благовещения Богородицы в кремле и во имя Спаса Нерукотворного Образа, и в честь святых Киприана и Устины, между кремлем и Гостиным двором. Одновременно, согласно указу царя, началось восстановление разрушенных стен и башен кремля. Весной 1553 года здесь развернулось каменное строительство, которое шло крайне медленно. К 1555 году все же удалось построить часть крепостных стен и закончить в камне Спасскую церковь.

Вскоре Казанский кремль начинает приобретать знакомые нам очертания. На юго-востоке стены его были отодвинуты метров на сто к Гостиному двору, и таким образом церкви Спасская, Киприана и Устины оказались на его территории. Спасская церковь оказалась как бы поглощенной новой большой проездной башней кремля, которая и получила от церкви свое название - Спасская. Новая башня имела квадратное основание 23 на 23 метра толщиной 2,25 метра из белого тесаного камня-известняка, и два яруса, покрытые шатровой деревянной крышей с дозорной вышкой. Проезд через Спасскую башню был коленчатым, как у нынешней Тайницкой башни. Закрывался он на ночь опускающейся решеткой и тяжелыми воротами, ключи от которых постоянно находились у главного, или «большого» воеводы.

Вплоть до XIX века от Спасской башни через овраг был перекинут подъемный деревянный мост, соединяющий кремль с посадом на Кремлёвском холме. Рядом со Спасской башней, согласно записям в писцовых книгах 1566-1568 годов, стояла «в город идучи на левой стороне, подле городовые стены часовня рублена в столбы, а на часовне колокол большой ратной и часы бьют в тот же колокол». В конце XVII века, когда Спасская башня была надстроена двумя кирпичными восьмигранными ярусами с шатром, ратный, или набатный, колокол был перемещен в специальную башенную колоколенку. Спасская церковь при башне считалась в те времена одной из главных в городе.

Более десяти раз выгорала в пожарах до остова Спасская башня. Первый раз это случилось в известном пожаре 1579 года, когда огонь истребил и башню, и часовенку, и Государев двор около неё. В 1672 году новое бедствие оставило от Спасской башни одни голые стены, после чего навсегда перестала существовать часовня рядом с ней. После пожара в 1694 году башня была отреставрирована и получила ещё два восьмигранных кирпичных яруса с кирпичным же шатром.

Семью годами позже - 12 июля 1774 года - лицезрел Спасскую башню через пушечный прицел со ступенек гостинодворского трактира «государь Петр Федорович» - Емельян Пугачев. Башне тогда особенно досталось. Напрочь были разрушены два её новых верхних яруса, сбит шатер, разбиты стены и причинен огромный ущерб Спасской церкви, в которой вплоть до приезда Николая I в 1836 году было прекращено богослужение. К 80-м годам XVIII столетия башня была восстановлена, чего нельзя сказать о пяти других кремлевских башнях, также пострадавших от ядер пушек Пугачева.

В сентябре 1918 года при обстреле красноармейцами со стороны Порохового завода несколько снарядов разорвалось вблизи Спасской башни. Башню кое-как залатали, и в таком виде она достояла вплоть до 1963 года, когда вновь взялись за реставрацию. В том же году на башне установили позолоченную звезду, а под ней - часы с автоматическим заводом и знаменитым «малиновым» звоном. К 80-м годам башне вернули прежний облик.Сегодня главная башня Казанского кремля - это архитектурный символ и эмблема города .

post-14386-1128597628_thumb.jpg

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
  • Ответы 220
  • Создана
  • Последний ответ

Лучшие авторы в этой теме

Лучшие авторы в этой теме

Загружено фотографий

Казанский Богородицкий женский монастырь

 

История Казанского Богородицкого женского монастыря неразрывно связана с обретением, прославлением и почитанием в России чудотворной Казанской иконы Божией Матери. Эта чудотворная икона является одной из наиболее почитаемых в Русской Церкви. Среди всех богородичных икон Казанский образ имеет наибольшее количество чудотворных почитаемых списков.

История обретения чудотворной иконы и основания монастыря такова. В начале июля 1579 года в Казани был большой пожар. Огонь поглотил целый район, примыкавший к Кремлю с северо-востока. Сгорел двор стрелецкого сотника Данилы Онучина (церковное предание говорит о нем, как о стрельце, хотя Онучины - нижегородские дворяне, переселившиеся в Казань в 60-е годы XVI в.). Двенадцатилетней девочке Марфе, дочери сотника Онучина, трижды являлась во сне Пресвятая Богородица, повелевая идти на городское пепелище и обрести Ее образ. Девочка рассказала матери, а та сообщила о видении архиепископу Казанскому Иеремии, который благословил духовенство участвовать в поисках иконы. 8 июня 1579 года девочка Марфа обнаружила икону Богородицы на месте горевшего дома. В этот же день икона была перенесена в приходскую церковь Николы Тульского, расположенную поблизости от места обретения образа Богородицы. В обретении иконы принимал участие священник казанской Николо-Гостинодворской церкви Ермолай, позже - Казанский митрополит, а затем и Всероссийский патриарх и священномученик Гермоген, канонизированный Русской Церковью в 1913 году. Он и описал, в бытность Казанским митрополитом, сказание об обретении иконы и чудотворениях от нее.

До революции Казань, Москва и Петербург оспаривали право считаться обладателями настоящей чудотворной иконы. В 1904 году Россию потрясло известие о краже в ночь на 29 июня чудотворной иконы из Казанского Богородицкого монастыря. Похитители вскоре были арестованы, но икона не была найдена. Версия о том, что икона сожжена или. продана похитителями старообрядцам не нашла подтверждение. Следствие не дало ответа ни на один из волновавших верующих вопрос.

Однако, похищение иконы не остановило потока паломников к месту ее обретения. В 1910-1913 гг. в подземелье собора, непосредственно на месте обретения иконы был выстроен подземный храм. Более того, в Казани распространилось предание о том, что в действительности похищен был только чудотворный список, а настоящая древняя икона была сокрыта и сохранена старой игуменьей. Многие утверждают, что ныне эта сохраненная древняя Казанская икона Божией Матери находится в церкви Ярославских чудовтворцев. На месте обретения чудотворной иконы вскоре был основан монастырь, а одной из настоятельниц этого монастыря стала Марфа, принявшая монашество.

Казанско-Богородицкий монастырь занимал площадь, ограниченную нынешними улицами Большой Красной, Япеева, Нагорной и уже не существующим переулком у Пятницкой церкви. К началу XX в. он представлял собой обширный архитектурный комплекс разновременных построек, значительная часть которых, к сожалению, разрушена в советское

время. Снесен главный монастырский собор, построенный на месте обретения иконы в 1798-1808 гг. по проекту знаменитого столичного зодчего Ивана Егоровича Старова, утрачена шестиярусная колокольня XVII века высотой 55 метров. Из обширного комплекса монастыря сохранился двухэтажный корпус с Крестовоздвиженской церковью, построенный в 1882-1887 гг.post-14386-1128598806_thumb.jpgpost-14386-1128598806_thumb.jpg

Второе фото-это Утраченный собор Казанско-Богородицкого монастыря. Фото начала XX

post-14386-1128598512_thumb.jpg

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Софийская церковь

 

Единственный действующий храм на территории бывшего монастыря - Софийская церковь.Церковь планировалась как надвратная, но в 20-е годы ХIХвека была построена новая ограда и храм оказался в глубине монастыря. Во имя мученицы Софии и дочерей ее Веры, Надежды и Любови церковь была освящена, очевидно, в память о казанской игуменье Софии (в миру - княжна Любовь Борисовна Волховская), руководившей монастырем с 1795 года до своей смерти в 1807 году. При игуменье Софии в монастыре велись большие работы, были составлены планы, по которым монастырь отстраивался позднее. В 1798 году игуменья София принимала в качестве гостей императора Павла I и князя Александра Павловича (будущего императора Александра I), присутствовавших на закладке главного монастырского собора. В советское время храм использовался как жилое помещение.

post-14386-1128599489_thumb.jpg

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

В Софийской церкви установлен новый резной иконостас, среди икон особо почитается новый образ св.мученицы благоверной княгини Елизаветы. Святая коверная княгиня Елизавета Федоровна - ныне одна из самых почитаемых новомучениц Российских. Она являлась принцессой Гессен -Дармштадской (до принятия православия ее звали Элла), родной сестрой императрицы Александры Федоровны и женой дяди императора -Николая II - великого князя Сергея Александровича, убитого эсеровскими террористами в 1905 году. Овдовев, Елизавета Федоровна, посвятила себя православному социальному служению - помощи бедным, убогим, больным. Основанная ею Марфо-Мариинская обитель Москве стала крупным центром медицинской и благотворительной помощи. Оставаясь в миру, Елизавета Федоровна вела монашеский образ жизни, и расходовала значительные средства на помощь православным монастырям и храмам, много ездила по России. Казанский Богородицкий монастырь она посещала дважды - в 1910 году при закладке подземного храма и в 20 июня 1913 года при его освящении. После прихода к власти большевиков Елизавета Федоровна, как и другие члены семьи Романовых, была арестована и содержалась в Перми и Алапаевске. В ночь с 17 на 18 июня 1918 года, через день после расстрела Николая II и его семьи, Елизавета Федоровна вместе с четырьмя великими князьями - Сергеем Михайловичем, Иваном, Константином и Георгием Константиновичами, князем Владимиром Палеем (морганатическим сыном великого князя) и слугой Сергея Михайловича Ремезом была зверски казнена - их живыми сбросили в шахту. По свидетельствам очевидцев из шахты еще несколько дней доносилось церковное пение. Когда белые войска занял Алапаевск, тела убитых были извлечены из шахты. Мощи Святой Благоверной княгини сейчас находятся в Иерусалиме, в храме Русской Зарубежной церкви. Почитаемая икона св. великой княгини Елизаветы содержит частицу ее мощей.

post-14386-1128599720_thumb.jpg

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Да чего же интересно. ^pardon^ Ждем еще фотографий.

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

аза, привет! :)

С огромным удовольствием всё прочитала! В конце 80-х жила в Казани и мало что оказывается знала. Старший сын родился в Казани. Мечтаю когда-нибудь показать ему его родной город (когда сыну исполнился год, мы переехали). Фотографии Кремля и города увезли с собой. С большим удовольствием смотрели всё о праздновании 1000-летия Казани.

Ещё раз спасибо за темку!!! :D:)

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

аза, привет! :)

С огромным удовольствием всё прочитала! В конце 80-х жила в Казани и мало что оказывается знала. Старший сын родился в Казани. Мечтаю когда-нибудь показать ему его родной город (когда сыну исполнился год, мы переехали). Фотографии Кремля и города увезли с собой. С большим удовольствием смотрели всё о праздновании 1000-летия Казани.

Ещё раз спасибо за темку!!! :D  :)

275877[/snapback]

Ой знаете, да я и сама мало что знаю оказывается о городе. Вот пишу вам и сама знакомлюсь. Вначале все перечитываю, а потом вам пишу если интересно.
Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Нашла данные общие про КАЗАНЬ

Казань

- это:

 

1,105 млн. человек населения

 

 

408,9 кв. км площади

 

 

тысячелетняя история

 

 

759 памятников истории

 

 

1540 улиц общей длиной 987 км

 

 

3031 км транспортной сети, в т.ч. 400 км трамвайных маршрутов, 350 км троллейбусных маршрутов.

 

 

7 километров одной ветки метро, пять станций.

 

 

одна из самых высоких падающих башень в Европе

 

 

самый строящийся и развивающийся мегаполис России

 

 

стратегический порт Росcии

 

 

7 районов и 2 префектуры

 

 

30 православных храмов, 33 мечети (Кул-Шариф - самая большая в Европе), древлеправославная и старообрядческая церкви, лютеранская кирха, католическая часовня, иудейская синагога.

 

 

7 государственных театров

 

 

15 государственных ВУЗов

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Река Казанка

Левый приток Волги.

Протяженность реки составляет более 140 км.

Свое начало Казанка берет в двух километрах от села Куюкбаш Балтасинского района.

Устье реки проходит через Казань.

post-14386-1129018347_thumb.jpg

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Голубое озеро, неподалеку от Казани

География: Озеро расположено практически в черте г. Казани.

Глубина: 17 м.

Видимость: до 50 метров. Илистое дно, температура круглый год 4-6 С, не замерзает.

. Озеро имеет карстовое происхождение – около двухсот лет тому назад здесь образовался провал, который впоследствии был заполнен водой. До сих пор со дна его торчат останки деревьев, ушедших под воду. В любое время года температура воды в Голубом не поднимается выше 6 градусов. Максимальная глубина – 17 метров. Вода исключительно прозрачна – с поверхности видна вся «чаша» в мельчайших деталях. Видимость составляет 46 метров ( согласно данным, полученным по методике, основанной на расчете показателей падения освещенности с глубиной). Но кажется, что на самом деле видимость еще больше – находясь в воде можно прекрасно обозревать все озеро вдоль и поперек.

Запрокинув голову из под-воды можно наблюдать удивительную картину – отлично видны деревья, окружающие озеро! В мелкой части вода из-га минеральных примесей вода имеет марганцово-красный цвет.

post-14386-1129019129.jpg

post-14386-1129019539.jpg

post-14386-1129019621.jpg

post-14386-1129019653.jpeg

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Озеро Кабан

Легенды рассказывают, что некогда берега этих озер были пустынны и дики, на южном берегу ближнего озера нашел себе убежище булгарский князь по имени Кабан, который разбил на берегу озера красивый сад "Бустан". Поэтому озера стали называть Кабанами, а расположенное на южном берегу Ближнего Кабана татарское село - "Новый Вустан" (Яка Виста). Г. Тукай в поэме "Сенной базар, или новый Кисеи баню писал:

.Я должен тайну озера открыть,

Там прячет села медная вода.

Червонно-золотые города.

Там у лосей из мрамора рога,

Стоглавых змей скрывают берега.

 

Все наши ханы, прежне чем сбежать,

Богатства стали в озеро кидать:

И золото свое, и серебро,-

не оставлять же недругам добро

С тех пор лежат сокровища на дне...

В XV-XVI вв. по берегам Ближнего и Среднего Кабана располагались села и посады Казани, в частности, в средней части северного берега Ближнего Кабана

В XVII-XVIII вв. северный берег был заселен русскими работными людьми, здесь находились суконная, кирпичная слободы и село Архангельское; к югу от озера располагалась Татарская слобода и татарское же село Плетени.

 

В XIX - XX вв. город уже дошел и до Среднего Кабана, а в настоящее время и поселок Борисково, лежащий на Дальнем Кабане, вошел в пределы Казани.

 

Легенда 1: Когда-то, много лет назад, первых людей привел в окрестности будущей Казани святой старец по имени Касыйм-шейх. Вокруг были лишь заросшие камышом и осокой болота, кустарник и непроходимая урема. И возроптали люди: "Зачем ты привел нас туда, где много комаров и нет чистой воды?" И тогда святой старец, расстелив свой бешмет, помолился Аллаху, взялся за край бешмета и поволок за собой. И там, где он протащил бешмет, возникло благодатное озеро с чистой и целебной водой. Позднее это озеро стали называть Кабан из-за несметных стад диких кабанов, обитавших в его окрестностях.

 

Легенда 2: Согласно этой легенде на месте Казани обитало множество змей, 'каждая толщиной с бревно'. Предводителем их был двухглавый летающий змей Аджаха, иногда называемый еще и Зилантом. Одну голову он имел змиеву, другую воловью. Одной головой пожирал молодых джигитов и прекрасных девушек, которых свозили к нему со всей округи, а другой ел траву. Люди обходили это место сторонкой, так как боялись свиста змеиного. Слуги хана, выбравшие место обитания змия для строительства города, обратились к колдуну, и тот посоветовал, как извести змей. Надо, мол, вырубить лес и кустарник, привезти кучу соломы, а весной, когда все подсохнет и змеи заползут под кучу, облить смолой и серой и поджечь. Так и сделали. Когда в жарком пламени горели бесчисленные змеи, стоял такой лютый смрад, что замертво падали люди, кони и верблюды.

 

Так уничтожили всех змей, а их предводитель Аджаха вместе с клубами черного дыма взлетел в небо и опустился в озеро Кабан, что лежит ныне посреди Казани. С тех пор он живет на дне озера и мстит казанцам, утаскивая в пучину то их самих, то их детей.

 

Легенда 3: В древности булгарский князь Кабан построил на берегу озера Кабан в Казани ханский дворец и разбил сады. Когда войска Ивана Грозного начали штурм и падение города стало очевидно, в озере утопили все сокровища ханской казны. От дворца и садов сегодня не осталось и следа, но, как говорят, содержание серебра и золота в воде озера по сей день очень высоки:

post-14386-1129025316.jpeg

post-14386-1129025377.jpeg

post-14386-1129025398.jpeg

post-14386-1129025564.jpeg

post-14386-1129025618_thumb.jpg

post-14386-1129025666_thumb.jpg

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи

Создать аккаунт

Зарегистрировать новый аккаунт в нашем сообществе. Это несложно!

Зарегистрировать новый аккаунт

Войти

Есть аккаунт? Войти.

Войти
×
×
  • Создать...