Яндекс.Метрика
Перейти к контенту

Кашрут


Рекомендуемые сообщения

Кашрут — свод санитарно-гигиенических предписаний в иудаизме. Слово (ивр. כשר) «кашрут» на иврите означает «пригодный».

Кашрут — это объёмная система законов. Но в её основе лежат заповеди, известных из Торы (Ветхого Завета), и дополнительные правила, установленные еврейскими религиозными авторитетами (большинство из которых по совместительству были и известными врачами). В Торе существует 613 заповедей, из которых 248 являются заповедями-предписаниями и 365 заповедями-запретами. Эти заповеди были сформулированы в глубокой древности. Дополнительные же правила создавались на протяжении более чем двух тысячелетий в более позднее время.

Кашрут охватывает самые различные стороны жизни человека, включая и обрезание, или требование к евреям всегда носить головной убор (в Талмуде указано, что еврей не может пройти с непокрытой головой более четырёх шагов). Но, когда речь идёт о кашруте, главным образом подразумеваются санитарно-гигиенический предписания, связанные с пищей. Существуют даже законы подготовки ножа, которым будет зарезано животное — как затачивать нож, проверять, чтобы на нем не было ни малейшей щербинки и т. п.; законы о том, где и как резать (только одним движением и только горло в районе прохождения сонной артерии).

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Кашрут принципиально разделяет все пищевые продукты на мясные и молочные, совместное употребление которых кашрут запрещает. После приёма мясной пищи должно пройти не менее 4 часов, прежде чем можно употреблять молочную, а после приёма молочной мясо можно есть через пол часа. Разница во временных промежутках объясняется тем обстоятельством, что молочные продукты перерабатываются и всасываются в желудочно-кишечном тракте значительно быстрее, чем мясные.
Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Здесь следует упомянуть, что рыба, согласно кашруту, мясом не является, а потому на неё правила относительно мясных продуктов не распространяются. Рыба является פרווה «парве» (нейтральный) то есть продуктом, который можно употреблять как с мясными, так и с молочными продуктами. К парве относятся также продукты растительного происхождения. Рыбой, согласно определению кашрута, является живое существо, обитающее в воде, у которого имеются чешуя и плавники. И, соответственно, всех обитателей водной стихии, лишённых чешуи и плавников (киты, дельфины, моллюски, ракообразные и т. д.) в пищу употреблять, согласно правилам кашрута, нельзя. Некоторые виды рыбы, не имеющие чешуи (сом, осётр, акула, угорь и другие) есть нельзя. Соответственно осетровая (чёрная) икра — не кашерна. В отличие от красной.

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Кашрут категорически запрещает употреблять в пищу насекомых. Впрочем, как и земноводных, и пресмыкающихся (Тора называет их שרץ шерец — нечисть). Это ограничение обязывает религиозную еврейку хорошо представлять внешний вид, процесс развития и места обитания насекомых, чтобы удалять их из пищи. Особенно осторожным ей приходиться быть при употреблении в пищу муки и крупы: муку кашрут требует просеивать через мелкое сито, а крупу перебирать, чтобы выяснить, нет ли в ней насекомых или червей.

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Полная система правил кашрута достаточна сложна. Даже процесс убийства животного, которое, согласно правилам кашрута, должно быть зарезано. Естественно, в соответствии со всеми сложными требованиями кашрута. Этот процесс называется שחיטה шхитой, а квалифицированный резник — שוחט — шохетом. Шохет обычно много лет учится в ешиве чтобы получить общие знания еврейских законов. Затем он проходит специальный курс шохетов, длящийся около года и завершающийся экзаменом. Только после этого он получает право делать шхиту. Законы о шхите и проверке туши животного на кашерность весьма многочисленны и сложны. К примеру, лёгкие убитого животного не должно иметь дефектов на своей поверхности, чешуя рыбы не должна быть повреждена и не иметь на своей поверхности участков изменённого цвета, яйца птиц должны обязательно иметь разные концы: один более острый, другой — более округлый. Яйца же тех видов птиц, которые имеют одинаковые концы: или оба острые, или оба тупые — есть нельзя (обычно такие птицы хищные или падальщики). И т. д. и т. п. Поэтому лишь человек, который досконально их изучил и получил соответствующий диплом, имеет право заниматься этим ремеслом.

Специалист, проверяющий тушу предназначенного в пищу животного, называется משגיח машгиах (надзирающий). Машгиах обследует тушу, чтобы установить, есть ли признаки болезни, по которым мясо считается не кашерным.

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Правила кашрута частично вошли и в ислам. Мусульмане также делают обрезание, не едят свинину, пользуются теми же правилами забоя скота. Но в исламе нет специального человека, в функции которого входило бы наблюдение за соблюдением санитарно-гигиенических правил. Кашрут вошёл в ислам частично, а потом правомерному мусульманину можно пользоваться пищей, приготовленной согласно традиции иудаизма, а религиозный еврей не может употреблять пищу, приготовленную согласно мусульманской традиции. Существует только одно ограничение, которое есть в исламе, но его нет в иудаизме. Ислам запрещает употребление спиртных напитков, а с точки зрения кашрута в этом нет ничего предосудительного.

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Добрый день, irishik!

Очень интересная информация, спасибо.

У меня родственники, молодая семья с детьми, живут в США, они религиозные иудеи. Соблюдают кашрут.

Другая наша общая родственница принесла детям какую-то игрушку, в виде животного, к сожалению не знаю, какого именно животного. Так вот мама детей не приняла игрушку, сказав, что игрушка не кошерна. Она сказала, что какими-то игрушками-животными можно играть, а какими-то нет.

Причем игрушка была не тем животным, чьё мясо нельзя есть, ну например, свинья. Это был то ли заяц, то ли собака...

Прокоментируйте, пожалуйста.

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

МаришкаН

Ваши родственники стараются не создавать в душе ребёнка эмоциональной привязанности к образам некошерных животных (любых). В более старшем возрасте ребёнка знакомят с этими животными (в частности, водят и в зоопарк), но лишь на уровне изучения, а не эмоций. Поскольку душа некошерных животных (точнее, духовный корень) повреждена сильнее, чем у кошерных, а душа ребёнка намного меньше защищена от духовной нечистоты, чем душа взрослого, такой эмоциональный контакт может принести ей вред. Понятно, что речь идёт о чисто духовных (мистических) вещах. Такие предосторожности приняты, как правило, только в хасидских семьях. (Хасиды -это религиозное направление в иудаизме) Хасидская община изолирована от общества, у большинства семей нет телевизоров, у многих и радио, они не выписывают и не читают газет.

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

МаришкаН

Хасидская община изолирована от общества, у большинства семей нет телевизоров, у многих и радио, они не выписывают и не читают газет.

292315[/snapback]

А у нас староверы ведут такой же образ жизни. ^swoon^
Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Olga, спасибо за ответ.

А можете перечислить некошерных животных? Ну или хотя бы несколько примеров.

В истории про моих родственников речь шла, кажется о каком-то простом животном, то ли зайчике, то ли собаке...

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Olga, спасибо за ответ.

А можете перечислить некошерных животных? Ну или хотя бы несколько примеров.

В истории про моих родственников речь шла, кажется о каком-то простом животном, то ли зайчике, то ли собаке...

292362[/snapback]

Признаки кошерности животного даны в следующем отрывке главы: «Всякий с раздвоенными копытами... и жующий жвачку из скота – его можно есть» (11:3). Из домашнего скота этим требованиям отвечают корова, овца и коза, из диких – олень и другие парнокопытные (7 видов), за исключением свиньи.

Единственным парнокопытным, не жующим жвачку и поэтому некошерным, является свинья. Несмотря на то, что кролик, лошадь и другие некошерные животные так же нечисты, как и свинья, к свинине еврей питает особое отвращение.

В отношении птиц не указывается никаких определенных признаков кошерности. Перечисляется лишь 20 наименований птиц, запрещенных в пищу. Из этого следует, что кошерных птиц больше (так как обычно перечисляется меньшинство). Но ввиду того, что в наше время практически невозможно с абсолютной точностью установить, какие именно породы птиц называются в Торе тем или иным именем, принято употреблять в пищу лишь тех птиц, которые считаются кошерными по традиции. Это: индейка, курица (домашняя), гусь, утка, голубь, лебедь, горлица.

рыбу можно есть лишь покрытую чешуей. Запрещены все моллюски (креветки и лангусты и т.д).

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Что такое кашрут? Взгляд современной нутрициологии на правила кашрута.

 

Злоткина Людмила Станиславовна

г. Брест Директор ББЦ "Хэсед-Давид"

224028, г. Брест-28, а/я 17

 

 

Этический подход к проблеме кашрута.

Кошерные и некошерные животные.

Запреты на сочетание продуктов.

 

 

Каждая национальная кухня - это часть материальной культуры народа, се создавшего и сохранившего. Для еврейской кухни характерен - кашрут. Что это такое?

Основой жизни древних евреев было сельское хозяйство. Поэтому в их питании была пища из различных злаков, овощей, плодов. Главным поставщиком мяса служили коровы, овцы, козы. Полноценной едой считались блюда из мяса кур, индеек» гусей. уток, фазанов. Свежее молоко «в чистом виде» употребляли не все взрослые и не часто. Каши и супы на молоке были сдой распространенной. Молоко использовалось для изготовления масла, брынзы, сыров. Вся пища готовилась и употреблялась в соответствии требованиям кашрута.

Кашрут - это совокупность еврейских диетарных законов, определяющих правила питания людей, исповедующих иудаизм. Проще - это комплекс законов о дозволенной и недозволенной евреям пище. Тора обосновывает весьма кратко: они нужны «чтобы вы могли отличать священное от не священного и нечистое от чистого» (Левит, 10:10)

Слово кашер - переводится с иврита как «подходящий», «правильный» может относится к любой вещи, если она соответствует Галахе. Говорят «кашерная Тора», Тфилин, «кашерная медуза». Это означает что они правильно сделаны, удовлетворяют требованиям еврейских законов и пригодны для Ритуала.

Но чаще всего этот термин употребляется именно к пище. Верующий еврей соблюдает кашрут не только потому, что он дорог его сердцу и полезен для здоровья, а потому, что он является заповедью Всевышнего. Это - дисциплина, которой требует от него религия. Еврейские мудрецы говорили: «Человек не должен говорить «Я не хочу есть свинину, она мне не нравится...", но должен сказать. «Я бы ел свинину, но Всевышний запретил мне это».

Существует убеждение, что законы кашрута - это древние меры по охране здоровья. Это заблуждение усугубляют некомментированные переводы Торы, в которых слова «чистый» и «нечистый» обозначают съедобность того или иного животного. Представьте, свинью можно вырастить в стерильной камере и зарезать в операционной, но кашерной она от этого не станет. Особое неприятие вызвано не тем, что она «грязна», а тем, что на протяжении многих веков различные притеснители заставляли евреев съесть, именно, это некашерное мясо в доказательство отречения от своей веры. Многие предпочитали умереть, но не изменить вере.

В Торе есть лишь один намек на причины ограничений: везде где говорится о Кашруте содержится призыв к святости. «Ибо Я Господь, Бог ваш, освящайтесь же и будьте святы как свят Я...» (Вайикра 11:44). Перечисление нечистых животных в книге Дварим заканчивается словами: «Ибо ты народ посвященный Господу Богу твоему..» (Дварим, 14:21). Кашрут - широкое понятие в иудаизме, идея святости затрагивает многие аспекты в жизни евреев. Еврей должен уметь отличить "чистое" от "нечистого" не только в еде, но и во всех областях жизни, в морали и в этике. Отсутствие дисциплины. стремление удовлетворить любое свое желание считается у евреев проявлением слабости и безнравственности. Святость означает способность управлять своими страстями. Кашрут - это преображение обыденного в святость .

Накрытый стол ассоциируется в еврейской традиции с алтарем Храма. Талмуд говорит: «Когда стоял Храм, жертвы очищали человека, теперь [алтарем] стал его стал..» (Хагига, 27а). Освящение стола молитвой, сама процедура трапезы напоминает всем о присутствии Всевышнего и о служении ему. Какие правила Кашрута?

 

1. Запрещено есть плоть, отрезанную от живого существа.

2. Запрещено употреблять в пище кровь, «...душа всякого тела, есть кровь его..».

3. Запрещено смешивать молочную и мясную пищу, употреблять ее нужно отдельно.

4. Запрещено есть околопочечный жир образующийся под диафрагмой у животных (хелев).

5. У крупного парнокопытного скота обязательное удаление седалищного нерва бедра.

 

Запрещено употреблять мясо животных и птиц, которые умерли естественной смертью или не были зарезаны особым образом, который называется шхита. Правила шхиты сохранила устная Тора и касаются они только скота и птицы, но не рыбы.

Правила разработаны таким образом, чтобы животное страдало минимально, и чтобы удалить из мяса как можно больше крови.

Очень острым ножом, без малейшей зазубрины, моментально рассекают трахею, пищевод, сонную артерию и яремную вену. Животное теряет сознание почти мгновенно, а сам разрез безболезнен. Лучшие психологи, патологоанатомы и др. ученые утверждают, что еврейский способ забоя животных - самый гуманный.

Шхита имеет еще одно существенное преимущество - она гарантирует полное и быстрое вытекание крови, что является непременным требованием кашрута. Это требование соответствует современным взглядам на анатомию питания.

• Шохет - не просто резник, - он обязан быть глубоко религиозным человеком, хорошо знающим законы шхиты. Он должен отлично разбираться в анатомии и физиологии животных, сдать сложные экзамены и иметь соответствующий документ от раввината.

• Все создания, разрешенные к употреблению в пищу, называют в Торс "тагор" - чистые. Все некашерные животные существа называются «таме» - нечистые, а также «шекец» - мерзкие или "тоэйва" - отвратительные. Однако их обычно характеризуют термином "трифа", как любое мясо (даже кашерного животного).

 

Кашерование мяса

-кровь удаляется одним из двух способов: либо вымачиванием и солением либо обжариванием над огнем или в электропечи:

-если животное или птица были правильно зарезаны, но их мясо приготавливают не по еврейскому закону, оно становится некашерным. Так если во время варки или обжаривания без предварительного кашерования из мяса вытекает кровь - все содержимое сковороды пли кастрюли становится некашерным.

 

Кашерование обжариванием.

-применяют в основном для приготовления печени, которая содержит много крови

-гриль, вертел, решетку на которых кашеровали мясо, необходимо прокалить для дальнейшего употребления

-сырое мясо нужно тщательно промыть и посолить перед обжариванием, при обжаривании кровь должна вытекать свободно

-после того мясо промыть 3 раза, чтобы удалить кровь

 

Кашерование вымачиванием и солением.

-мясо солят, кладут на полчаса в миску с холодной водой, вода должна полностью покрывать мясо, при этом оно смягчается

-мороженное мясо нельзя солить до тех пор пока оно не оттает полностью

-после того как мясо побыло в воде полчаса, его густо солят со всех сторон (птицу внутри и снаружи тушки) солью средней зернистости Обычная столовая соль слишком мелкая и быстро впитывается в мясо, вместо того чтобы вытягивать кровь,

-посоленное мясо кладут на наклонную доску, чтобы кровь могла свободно стекать; доску в которой есть отверстия нет надобности наклонять

-мясо должно лежать на доске в течение одного часа (при особых обстоятельствах не менее 18 минут)

-через один час мясо тщательно обмыть холодной проточной водой, теперь можно варить или жарить (печь)

-миску, в которой вымачивают мясо, и доску нельзя использовать в других целях

-мясо кашеруют сразу после покупки; не следует откладывать обработку более чем на 72 часа с момента шхиты; если же кашерование приходится отложить на более поздний срок, то мясо нужно тщательно промыть в холодной воде до того как истекут 72 часа, чтобы не дать крови свернуться, иначе соление и вымачивание могут стать не эффективными.

-если мясо пролежало без промывания и кошерования более 72 часов, кровь можно удалить только обжариванием. Если же оно было заморожено, то по мнению авторитетов, его можно кашеровать солением

-яйцо, обнаруженное внутри курицы, тоже нужно вымочить и высолить. Но его кладут отдельно от тушки в верхнем конце наклонной доски. Оно считается мясом и его нельзя употреблять с молочными продуктами;

-мясо, предназначенное для фарша, нужно кошеровать перед измельчением;

если мясо перемолоть до кошерования, есть его нельзя. Посуда, в которой хранилось это мясо, становится некашерной;

-запрещается использовать яйцо, если в нем обнаружены кровяные пятна или сгустки.

 

Смесь мяса и молока

-молочные и мясные продукты нельзя готовить в одной посуде, даже в разное время

-терминами "мясной" и "молочный'' в еврейской литературе обозначают не только мясо и молоко, но и продукты из них: жиры, концентраты, смеси, консервы. Пища не содержащая ни мясных, ни молочных продуктов называется "нейтральной" -парвэ. Это овощи, зерновые, кофе, специи, сахар, соль, рыба, яйца, искусственные продукты и т. д. Нейтральную пищу можно употреблять с мясом и молоком

-любая посуда в которой готовим и мясо и молоко считается некашерной, т. к. вбирает в себя частички того и другого продукта. Поэтому необходимо разделять кухонную утварь, столовые приборы, столовое белье: по цвету, форме и размеру или отмечать особыми знаками

-после того как человек ел мясо, должно пройти определенное время, прежде чем он может есть молочное (причина этого заключается в том. что жиры медленно перевариваются; кроме того мясные кусочки могут застрять между зубами). Мнения раввинов о продолжительности этого периода расходятся. Обычно он колеблется от 3 до 6 часов ;

-если едят сначала молочные продукты, а потом мясные, то перерыв необязателен. Нужно лишь прополоскать рот водой или съесть что-нибудь нейтральное, например кусочек хлеба (молочные жиры не обладают свойствами мясных, и молочное не задерживается во рту). Однако после некоторых молочных продуктов, например твердых сыров, нужно делать такой же перерыв,

-для больного или маленького ребенка можно сократить перерыв до 1 часа, но только в том случае, если приняты меры для тщательной очистки рта и прочитано заключительное благословение (тем самым отмечается, что молочная птица не входит в ту же трапезу, где подавались мясные блюда)

-нейтральная пища, приготовленная в посуде для мяса должна подаваться на стол в "мясных" тарелках. Ее нельзя есть вместе с молочными продуктами. Однако она не становится "мясной", и сразу же за нею можно есть молочные блюда

-"молочную" и "мясную" посуду не следует погружать в одну и ту же миску или раковину. Лучше использовать раковину с двумя отделениями. По крайней мере, следует класть на дно специальные пластиковые решетки разного цвета. "Мясную" и "молочную" посуду можно мыть в одной посудомоечной машине, однако необходимо иметь две различные подставки. Если мыли посуду в машине, то нужно пропустить воду в холостом цикле перед закладкой последующей партии посуды.

-стоит завести на кухне полотенца, отмеченные цветом и рисунком, это позволит избежать ошибки при вытирании посуды;

-если на стол подаются одновременно мясные и молочные продукты, нужно провести четкую границу между ними, поставив тарелки на разные скатерти,

-употребление с мясом заменителей масла и продуктов растительного происхождения, имеющих вкус молочных, позволяет расширить кулинарные возможности хозяйки. Но во избежании ошибки следует держать их в фирменной упаковке или в посуде с надписью «парвэ». Заменители молока желательно покупать в специальных кашерных магазинах с печатью авторитетного раввинского совета;

-стеклянная посуда не вбирает в себя частиц пищи. Можно подавать приготовленную пищу в стеклянной посуде, но не готовить в ней;

-покупая продукты, следует внимательно изучить их состав, чтобы точно знать являются они мясными, молочными или нейтральными. Технология изготовления пищи очень усложнилась в последние десятилетия и многие этикетки могут ввести в заблуждение. Например; моно- и дигедриды или эмульсии получают как из растительных, так и из животных жиров (в том числе некашерных). Лактозу делают из молока или растительной патоки, и она таким образом может быть и молочной и нейтральной. В связи с этим особо важно приобретать продукты в кашерных магазинах.

 

Другие запреты.

-нельзя использовать жир, называемый на иврите хелев: «Никакого жира воловьева, овечьего и козьего не ешьте" (Вайикря, 7:23). Этот жир окружает жизненно важные органы животного и отличается от мышечного или подкожного жира, который называется шуман; хелев и шуман - различны по составу.

 

Вино

-Тора не разрешает пить вино, которое используется в обрядах идолопоклонничества, и называется янн несех. Если к вину прикасался язычник, оно становится запретным на любой стадии изготовления. Цель запрета - ограничить праздные контакты евреев с неевреями. Несмотря на то, что сегодня все вина приготовленные неевреями относятся к категории янн несех, законоучредители распространили запрет и на обычные нееврейские вина. Однако если вино прокипятить запрет снимается .

-напитки, изготовленные неевреями из винограда (например фруктовые вина, виски, водка) евреям разрешены.

 

Кашерная пища в некашерной посуде

-любая кашерная пища, которая варилась, пеклась, жарилась в той же посуде, или в посуде, использовавшейся для мясных и молочных блюд, считается некашерной и есть ее нельзя ;

-любая кашерная пища, приготовленная в кашерной посуде, но подаваемая в горячем виде в некашерной тарелке, становится некашерной и есть ее нельзя. Объяснение этому заключается в том, что горячая еда вбирает в себя частички запретных продуктов даже из вымытой некашерной посуды. Мудрецы Талмуда жили за долго до появления химической науки, но знали о многих явлениях, объясненных лишь недавно современными учеными, в частности о слиянии молекул различных веществ при нагревании ;

-если еда, - например фрукты и овощи, консервированная кашерная рыба (тунец, лосось), молоко, сливки, масло, творог, сухие злаковые продукты - подается в холодном виде в холодной чистой некашерной посуде, она не вбирает в себя запретных частиц. Единственное исключение составляют блюда, содержащие "горячие" ингредиенты, например горчицу ;

-кофе, чай, горячий шоколад, подаваемый в некашерной посуде, некоторые раввины разрешают пить, потому что их приготавливают в посуде, используемой только для этих напитков и ни для чего иного ;

-большинство сортов хлеба, выпекаемого неевреями в Европе, не содержит некашерных ингредиентов. В американский хлеб входит сало, которое делает его некашерным. Кроме того, в США при выпечке хлеба часто смазывают противня салом;

иногда одни и те же противня используют для выпечки хлеба со шпиком и без него. Белый хлеб сдабривают молоком, и он становится молочным продуктом. Пироги, печенья, бисквиты часто включают в себя животный жир ;

-заказывая в некашерном ресторане фруктовый или овощной салат, следует сначала выяснить не содержит ли он некашерных приправ и жира некашерных рыб;

-перечисленные выше послабления - максимально допустимые для религиозного еврея. Религиозному еврею не следует принимать приглашения на обед в еврейском доме, если нет уверенности, что там соблюдают кашрут. "Кашерные" евреи ограничивают себя фруктовым салатом, в то время как его «некашерные» собратья поглощают трефное мясо, птицу или рыбу, ставят гостя в положение второго сорта. Семья, которая уделяет так мало внимания и заботы своему гостю и так безразлична к его чувствам, что не дает ему принять возможность в трапезе на равных основаниях с остальными, не должна обижаться если он отклонит приглашение.

 

Способы кошерования посуды

-эмалированную, глиняную, керамическую, фарфоровую посуду кашеровать нельзя;

-металлическую, деревянную, пластмассовую - можно.

 

В каких случаях необходимо кашеровать?

-если посуда или продукты были горячими в момент соприкосновения

-если контакт между ними продолжался более 24 часов

-если в составе блюд были острые приправы.

Нужно отметить, что законы о смесях кашерных и некашерных очень сложны и требуют глубокого знания Галахи. Чтобы избежать ошибки нужно обратиться к раввину.

Существует два основных способа кашерования: погружение в кипяток и прокаливание. Кастрюли, горячие миски кашеруют кипятком. Сковороды, противни, решетки - нагреванием докрасна. Нельзя кашеровать посуду с трещинами и труднодоступными отверстиями, т.к. ее невозможно тщательно вымыть.

 

Основные правила кашерования кипятком.

-прежде всего предмет нужно тщательно вымыть.

-перед обработкой им нельзя пользоваться как минимум сутки

-посуду нужно погрузить в кипяток, а затем промыть холодной водой

-если посуда велика, что не вмещается в другой сосуд нужно наполнить ее до краев и довести до кипения, чтобы вода выплескивалась,

-когда посуду кашеруют прокаливанием, нет необходимости тщательно мыть ее перед этим

-печи и плиты можно очистить, помыть и нагреть до максимальной температуры.

Все эти правила и запреты были частью еврейского образа жизни, однако новое поколение подвергает все еврейские обряды сомнению и критическому анализу. Кашрут до определенного исторического периода свидетельствовал о высоком уровне науки древних евреев. И в те далекие времена известный Маймонид (1135-1204) сравнивал аккуратность и строгий отбор еврейского рациона с запущенной кухней, когда нечистоплотность и чума были обычными явлениями. Современная медицина ушла гораздо дальше в обосновании его взглядов. Сегодня все знают, что смешение мясных и молочных продуктов представляет идеальные лабораторные условия для размножения бактерий, пища приготовленная с кровью не менее опасна. Мясо краба и омара серьезно соперничает с цыпленком в сметане в образовании птомаина (трупного яда). Опасность насыщенных жиров (эфирсодержащих) научно обоснована. Маймонид пришел к такому заключению эмпирическим путем.

Современная наука о питании (нутрициология) обнаружила много точек соприкосновения преемственности кашрута.

Согласно кашрута перед едой (трапезой) необходимо тщательно мыть руки. Тогда, и сегодня, считается столь же важным омовение рук перед перед началом молитвы в храме. Столь же чистыми должны быть руки и у каждого, кто участвует в приготовлении пищи и кто подает к столу. Можно утверждать если бы люди повсюду систематически мыли руки перед едой и только чистыми руками готовили ее, многих инфекционных заболевают давно бы не существовало. Дизентерия и холера - болезнь прежде всего грязных рук.

Польза вегетарианского питания, включая молоко домашнего скота и яйца домашней птицы, давно не вызывает сомнений. Об этом знали древние евреи, составляя и совершенствуя Кашрут. Потому что они исповедовали и проповедовали довольно долго безубойное питание. Согласно Торы - евреям мясная и рыбная еда была разрешена после "Всемирного потопа". И было объяснено такое необходимостью активизировать жизнь, которая за грехи перед Всевышним и перед самим собой стала у них намного короче - до 120 лет. Что логично и рационально. Полноценные белки из мяса и рыбы, действительно, в большей мере чем белки растительные обеспечивают и стимулируют нервно-мышечную деятельность человека, а также ферментативный и другие не менее важные процессы.

Также обоснованием по современным научным критериям является преимущество травоядных животных перед хищниками. Еда из волка, лисицы или домашней кошки или собаки и сегодня проявление дурного вкуса.

Что говядина, и тем более телятина, козлятина по ряду объективных признаков превосходят свинину, сомнение не вызывало и не вызывает. В частности, если в 100 граммах говядины - белков 20 грамм, жиров 9 грамм, то в свинине - белков 13 грамм, жиров - 39 грамм. Не хотите полнеть и сократить свою жизнь - ешьте отварную говядину, а не жареную свинину. Каждый диетолог скажет; вкусная еда - это еще не еда полезная.

Мясные блюда тем полноценнее, чем меньше в них фосций сухожилий, кровяных сосудов и жира. Поскольку они состоят из неполноценных белков коллагена и эластина, которые кроме того не расщепляются и не усваиваются в организме человека. Говяжий жир также ни к чему в питании людей исповедующий иудаизм, т. к. он плавится при температуре 46 градусов., т.е. выше температуры человеческого тела почти на 10 градусов. Кстати при обработке той же говяжьей тушки на мясокомбинате следует удалить кровоподтеки, что так же необходимым считает кашрут.

Домашних животных отличает длительное пережевывание - жвачка корма. Птиц, употребляющих растительный корм, отличает наличие зоба, рвот. Хищные птицы зоба не имеют, и потому еда из них не относится к кашерной. Что объяснимо чисто гастрономически, мясо вороны, ястреба, чайки практически не съедобно. Использовать в пищу певчих птиц - святотатство, кощунство не только для верующих.

Кашерная рыба должна иметь легко отделимую чешую, плавники и позвоночник. Согласно этих требований кашрута к некашерным относятся: осетр, белуга, мидии, стерлядь. В связи с чем можно пожалеть. Но со временем, возможно, и здесь будут послаблены законы. Сегодня, наверное, даже далеко не каждый верующий еврей знает, что запрещено было далеким предкам употреблять в пищу фаршированную щуку, жаренного карпа, сазана, сельдевых рыб.

Свежее молоко, как сегодня принято в чистом виде, употребляют не все взрослые и не часто. Каши и супы на половинном молоке были сдой весьма распространенной. И, конечно же, коровье, козье, овечье молоко использовалось для изготовления сливок, масла, брынзы и сыров. Причем некоторые продукты готовили из снятого, т.е. частично обезжиренного молока, что лишь прибавляло диетические достоинства.

Но не все с позиций нутрициологии бесспорно в Кашруте, мудром, но очень древнем творении. В частности, мороженное мясо гигиенически размораживать не в холодной воде, а в холодильном шкафу, достав из морозильной камеры, оно в большей степени сохраняет свою пищевую и биологическую ценность, и, конечно же. останется кашерным. А вот мороженную рыбу для меньшей потерн пищевых и диетических достоинств размораживать лучше в холодной воде.

Значительное место в организации нашего питания отводится раздельному хранению и обработке пищевого сырья и полуфабрикатов. Что в полной мере соответствует санитарным требованиям к содержанию современной кухни, каждая из которых должна быть оснащена комплектом разделочных досок (отдельно для сырых, отдельно для варенных). Без чего невозможна профилактика пищевых отравлений и инфекционных заболеваний.

Молочную и мясную еду считают несовместимой и многие диетологи, а не только последователи кашрута. Годы и столетия во все вносят свои коррективы, и во многом уже найдены компромиссы. Например: в наш век, когда для сохранения урожая используют ядохимикаты, присутствие личинки в яблоке, сливе и т. д. Это одно из объективных свидетельств их экологической чистоты: достаточно ножом срезать это место - после чего остальное становится кашерным. Также жестокий кашрут смягчает свои требования, когда вопрос питания касается больных и беременных и кормящих женщин.

 

Заключение

Вся пища, какую Тора не разрешает есть, - это пища, чистота которой сомнительна с санитарно-гигиенической точки зрения. В течение 3 тысячелетий евреи жили без серьезных эпидемий. Несмотря на то, что фраза «кашер» означает чистый, лингвистически не верна, правила кашерности действительно преследуют своей целью потребление максимально чистой пищи. Но самое главное - это то, что соблюдающие эти правила люди в одном из своих важнейших повседневных действий придерживаются одного и того же образца, одного и того же ритуала - и придерживаются с древнейших времен, с тех пор, когда этот ритуал был предписан на горе Синай. Как только человек, почувствовав голод садится за стол, он через свои действия начинает ощущать себя кровно связанным со своим народом - со всеми остальными людьми, которые проделывают те же действия, таким же точно образом как он.

Никогда и ничего не создавалось и не может быть создано для блага человека без учета предыдущего его опыта. Кашрут тому убедительное подтверждение.

 

Литература

1. Вук Г. Это бог мой.- М.: Арт-Бизнес-центр, 1993

2. Донин Х- Быть евреем.- Шамир,1990

3. Готовим по еврейски: составит. Левина Ф.Я. Левина Е.Я.- Киев:

Мастацтво, 1992

4. Эвенштейн З.М. Еврейская кухня.- С. Петербург: Политика, 1995

 

 

http://www.jdc.org.il/fsu/icww/db/mc/nutri.../kashrut001.doc

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Философия кашрута

Рав. Цви Пинский

 

Основа кашрута – это действие, а не философия.

Кашрут – это одна из 613 еврейских заповедей. Это закон Бога. Есть люди, которые утверждают, что с точки зрения медицины кашрут – это правильно и полезно. Они хотят найти связь между медициной и кашрутом. Нельзя сказать, что таких связей нет, но не это причина кашрута.. Кашрут – это закон Бога, а не человека. Когда мы берем заповеди и рассматриваем их как советы для жизни, мы немного уменьшаем значение заповедей. Каждый человек может выбирать есть ему мясо или нет. Это его собственный выбор. Тора и заповеди – это то, что спускается нам сверху вниз. Выполнять это или нет – это выбор каждого человека. Если искать причины кашрута, то их надо искать в том же контексте. Что Всевышний от нас хочет? Он пишет 613 законов и один их них – закон кашрута. Основной момент еврейской религии – дарование Торы. Моисей написал это по указу Всевышнего. Когда Моисей поднимается на гору Синай, он получает скрижали. В скрижалях есть десять заповедей. Праздник Шавуот – это праздник дарования Торы.

603 заповеди не написаны на скрижалях, а 10 – написано. Что написано в этих 10 основных, самых важных заповедях? В первых скрижалях – основы веры: я ваш единый Бог. В конце они очень просты: уважай родителей, не убивай, не кради и т.д. Есть много людей, которые не читали эти заповеди, но не крадут и не убивают. Почему Всевышний берет самые бытовые заповеди и пишет их на скрижалях? Этим Б-г хочет сказать нам, чтобы вся жизнь человека должна быть связана с духовностью. Например, заповедь: уважай своих родителей. У этой заповеди есть более глубокий смысл: это не только Вы и ваши родители, это еще и Б-г - некий треугольник. Б-г хочет участвовать во всех процессах, он не видит в этом мире что-то, что может быть отделено от него. Он создатель этого мира, он хозяин этого мира и будет диктовать условия для жизни в этом мире. Но Он не диктатор. Он смотрит на нас как на часть полного божественного пространства. Задача евреев – реализовать это. Например, евреи одевают тфилин. С одной стороны, что такое тфилин? Мы берем кожу, на нее наносим какой-то текст. Если Вы, евреи, будете надевать его каждый день и будете молиться – это станет священной вещью. Зачем Вевышнему нужна эта символика? Всевышний говорит: берите материю из этого мира и делайте это святым. Все вокруг Вас – святое и надо только это раскрыть. Мы все работаем и зарабатываем деньги. Эти деньги можно копить для себя, а можно этими деньгами давать цдаку. Тогда эта монета принимает другой смысл. На каждый момент своей жизни можно смотреть как на личный вопрос или как на вопрос божественный. Для жизни человеку нужна пища. На это можно смотреть или как на удовлетворение жизненно важных потребностей или придать этому божественный смысл. Еврейский народ существует 3,5 тыс. лет, и это большое чудо. Иудаизм - это религия действия, в ней ничего нет абстрактного. Если православным священникам нельзя жениться, то в иудаизме этого нет. Самое простое – это не есть. А иудаизм говорит, что тебе надо есть, но еда должна быть кошерная. Еда – это часть божественности, которую мы должны строить в этом мире. Рамбам так описывает эту ситуацию: так как мы материальны и живем в этом мире, Б-г есть Б-г , и он далек от нашего понимания и достижения. Человек рождается, далее он развивается и определяются его духовные и человеческие ценности. Это зависит от его окружения и образа жизни. Мы живем в материальном мире и, выходя на улицу, мы не видим Б-га, у нас много забот, и не остается время думать о Б-ге, о духовности жизни. Рамбам говорит о том, что наше питание дает нам возможность воспринимать божественное в материальном мире. Пища – это часть организма. Если ты воспринимаешь продукт, который Всевышний возвышает, это продукт не будет мешать твоему сердцу ощущать духовность. Кашрут дает человеку эту возможность.

У раввинов изучение кашрута – обязательный предмет. Есть теория и практика кашрута. В кашруте есть разные стандарты. Есть минимальные и максимальные стандарты. Между минимальным и максимальным стандартами есть некоторая середина. В таких крупных городах как Москва и Санкт-Петербург нет проблем с покупкой кошерного мяса. Для того чтобы мясо было кошерным, требуется несколько условий, которые все вместе трудно выполнить, а без одного из них оно не будет кошерным. Что нам надо: кошерное животное. Что такое кошерное животное: в Торе сказано, что кошерное животное должно иметь копыта и жевать жвачку. Есть специальный способ забивания для кошерного животного. Должен быть человек (резник), который специально этому обучается. По этому вопросу есть много правил: как держать нож, какой степени остроты он должен быть, он должен уметь точить этот нож и т.д. Надо уметь проверять животное: есть ли у него болезни, которые являются проблемами для кашрута (например, проверка легких). Кроме мяса в животных есть жиры: кошерные и некошерные. Надо уметь отличать один жир от другого и уметь извлекать некошерные жиры из животного. Закон требует третьего условия: умение солить это животное. Есть определенные правила: резать мясо на небольшие куски, затем его надо хорошо сполоснуть, потом посолить. Этот процесс повторяется три раза. После этого можно начинать готовить мясо. Готовить надо его в кошерной посуде. Кошерная посуда – это такая посуда, в коорой никогда не варилось некошерное. Поэтому должна быть отдельная посуда для мяса и молока. Если Вам необходимо соблюдать кашрут, один совет с посудой: лучше давать посуду, которой не пользовались 24 часа, это ближе к кашруту. В чем кошерность посуды: когда мы варим в кастрюле некошерное мясо, то Галаха считает, что небольшая часть мяса впиталась в металл и когда мы варим в этой посуде следующий раз, то, что впиталось, входит в новый продукт. Галаха считает, что если это впиталось 24 часа назад, то этот продукт уже испорченный. А испорченный продукт не так вреден с точки зрения кашрута, как свежий. Если мы возьмем свинину, которая абсолютно некошерная, и она будет настолько испорчена, что ее нельзя давать даже собакам, тогда она перестает быть некошерной, потому что Галаха перестает смотреть на него как на пищевой продукт. Так определила Тора.

Что делает посуду кошерной или некошерной? Вся посуда, которую мы покупаем в магазине в чистом виде кошерная. Но закон требует от каждой кошерной посуды, чтобы ее опустили в микву. Миква – это бассейн воды (в России этот бассейн находится в синагоге). Вода должна быть не из крана, а из естественного источника: из реки, дождевая вода и т. п. То, что окунули в микву, становится духовно чистым. Когда-то все народы мира, кроме евреев, были идолопоклонниками. Древняя жизнь была сильно связана с культом и религией. Окунание посуды в микву очень похоже на идолопоклонство, а еврее этого не признают. Так как мы покупаем посуду от нееврейского производителя и есть опасность, что он идолопоклонник, поэтому ее надо окунуть в микву. В настоящее время почти не стало идолопоклонников, но мы не хотим менять наши традиции. Если у Вас есть возможность окунуть вашу посуду в микву, это очень хорошо. Но это не обязательная процедура. Если мы взяли кошерную посуду и все время пользуемся кошерной едой и не мешаем мясо с молоком, то в этом случае нет проблем. Но бывают ситуации, когда кто-то из членов семьи перепутал и мясной ложкой съел молочную кашу. Ложка и тарелка становятся некошерными. В Израиле в квартирах, которые готовятся для религиозных покупателей, устанавливаются две раковины. Рыбу и мясо нельзя мешать, но это может быть в одной и той же посуде, только ее надо как следует почистить. Чего нельзя сказать о мясе и молоке. На столе одновременно не может стоять рыба и мясо, потому что это плохо для здоровья (это не закон кашрута, это сказали наши мудрецы).

 

Вопрос: можно ли давать на закуску рыбный салат, а на второе мясо?

Ответ: Можно в одну трапезу, но не вместе. Между ними надо что-то попить, чтобы сполоснуть рот. То же самое с посудой: после рыбы можно ее помыть и потом положить в нее мясо. Нет закона, что надо убирать рыбу со стола перед тем, как ставить на стол мясо. Это закон практики.

Вопрос: какая рыба кошерная, а какая нет?

Ответ: у кошерной рыбы должны быть чешуя и плавники. По еврейскому закону кровь рыбы не считается кровью, ее не надо убивать и солить определенным способом. Рыбу можно сочетать с мясом и молоком, но подавать не в одной тарелке и готовить не в одной кастрюлю. Ее не надо покупать в специальных магазинах, где проставляется на продуктах знак кашрута.

Вопрос: если ли понятие кошерной плиты?

Ответ: есть понятие кошерной кухни, а не кошерной плиты. Чтобы сделать кошерной кастрюлю, надо кипятить в ней воду, чтобы она переливалась через край. Сковородку можно сделать кошерной, прокалив ее на огне, перевернув поверхностью, на которой готовят, к огню. Что касается плиты, то некошерный продукт впитывается в плиту напрямую, поэтому для того, чтобы сделать плиту кошерной, требуется паяльная лампа. Но есть ситуации, когда этого нельзя сделать, поэтому духовку необходимо хорошо почистить изнутри, 24 часа не пользоваться. Затем закрыть плиту, зажечь огонь, нагреть ее до максимальной температуры и в течение получаса - это выход из положения, но он нежелателен. Лучше всего в каждой конкретной ситуации обратиться к местному раввину за советом. Что касается микроволновой печи, то ее кошеровать очень сложно, поэтому Вы берете блюдо и герметично закрываете его с двух сторон фольгой. Есть специальные герметичные контейнеры, в которых можно приготовить кошерную еду – но это минимум.

Холодильник не надо кошеровать, его надо только хорошо вымыть, потому что там холодно и продукты не впитывается в стенки холодильника. Столы тоже необходимо хорошо помыть и накрыть бумагой и сверху клеенкой.

 

 

http://www.jdc.org.il/fsu/icww/db/mc/yiddi...aditions005.doc

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

А кто-нибудь знает как с кошрутом обстоят дела в Москве? Я не имею ввиду кошерные рестораны. Но где купить мясо, птицу, рыбу?

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи

Создать аккаунт

Зарегистрировать новый аккаунт в нашем сообществе. Это несложно!

Зарегистрировать новый аккаунт

Войти

Есть аккаунт? Войти.

Войти
×
×
  • Создать...