Jump to content
Sign in to follow this  
volpe_k

Дед Мороз, Санта Клаус, Снегурочка

Recommended Posts

Все о них :derisive:

 

Изображение

 

История деда Мороза

 

 

Представьте себе, что предками Деда Мороза в одних странах считают "местных" гномов. В других ─ средневековых странствующих жонглеров, которые распевали рождественские песни, или бродячих продавцов детских игрушек. Существует мнение, что среди родственников Деда Мороза значится восточнославянский дух холода Трескун, он же Студенец, Мороз. Образ Деда Мороза складывался веками, и каждый народ вносил в его историю что-то свое.

Но среди предков старца был, оказывается, и вполне реальный человек. В IV веке жил в турецком городе Мира архиепископ Николай. По преданию, это был очень добрый человек. Так, однажды он спас трех дочерей бедствующего семейства, подбросив в окно их дома узелки с золотом. После смерти Николая объявили святым. В XI веке церковь, где он был захоронен, ограбили итальянские пираты. Они похитили останки святого и увезли к себе на родину.

Прихожане церкви святого Николая были возмущены. Разразился международный скандал. История эта наделала так много шуму, что Николай стал объектом почитания и поклонения христиан из разных стран мира.

В средние века твердо установился обычай в Николин день, 19 декабря, дарить детям подарки, ведь так поступал сам святой. После введения нового календаря святой стал приходить к детям на Рождество, а потом и в Новый год. Везде доброго старика называют по-разному: в Испании ─ папа Ноэль, в Румынии ─ Мош Джарилэ, в Голландии ─ Синте-Клаас, в Англии и Америке ─ Санта-Клаус, а у нас ─ Дед Мороз.

Костюм Деда Мороза тоже появился не сразу. Сначала его изображали в плаще. К началу XIX века голландцы рисовали его стройным курильщиком трубки, умело прочищающим дымоходы, через которые он забрасывал детям подарки. В конце того же века его одели в красную шубу, отороченную мехом. В 1860 году американский художник Томас Найт украсил Деда Мороза бородой, а вскоре англичанин Тенниел создал образ добродушного толстяка.

С таким Дедом Морозом все мы хорошо знакомы.

 

Т.Барышникова

 

Статья с сайта http://newyear.chuvashia.com/news.asp

Share this post


Link to post
Share on other sites

Биография Деда Мороза

 

 

В преддверии Нового года пора вспомнить о роли Деда Мороза: нашего проводника во времени, помогающего осуществить переход из года уходящего в новый. Таинственного старикана с окладистой серебристой бородой любят и ждут дети и взрослые, которые в новогоднюю ночь тоже не прочь стать снова детьми. И совершить такое чудесное превращение доступно только Деду Морозу и его внучке Снегурочке, вдохновляющей доброго дедушку на волштво…

 

Кстати, откуда взялась Снегурочка?

 

Только в 1873 году благодаря пьесе Александра Островского «Снегурочка» Дед Мороз обзавелся молодой помощницей — дочкой, которую позже писатели и поэты «переделали» во внучку. Почему — тоже непонятно. А после «репрессий» 1927 — 1935 годов Снегурочка вообще надолго пропала. В качестве постоянной спутницы Деда она возродилась лишь в начале 1950-х благодаря усилиям детских классиков Льва Кассиля и Сергея Михалкова, которые писали сценарии для кремлевских елок. Место её рождения сегодня оспаривают два населенных пункта России: Костромская область, где в имении Щелыково Островский написал свою знаменитую сказку, и Санкт-Петербург, где создал свою бессмертную оперу Римский-Корсаков.

 

Когда родился бородатый старец?

 

В привычном для нас облике доброго и симпатичного старичка Дед Мороз появился лишь в 1840-м в рассказе князя и писателя Владимира Одоевского «Мороз Иванович». Это была литературная обработка народной сказки «Морозко» — про недоброго деда, который непонравившуюся ему ленивую девушку насмерть заморозил. В смягченном же варианте писателя ленивице достается не смерть, а всего лишь ожерелье из сосулек.

 

Из родословной Деда Мороза

 

Вопрос о том, кто является непосредственным предком нашего Деда Мороза, весьма спорный. Родство с ним приписывают то гномам, то средневековым странствующим циркачам-жонглерам, то бродячим продавцам детских игрушек… Его образ складывался веками, и каждый народ вносил в него свою лепту. Но есть среди вымышленных и сказочных предков Деда Мороза и реальные люди.

Жил давным-давно в турецком городе Мира архиепископ по имени Николай, человек добрый, причисленный после смерти к лику святых. Даже останки святого представляли предмет поклонения, а потому и были похищены итальянскими пиратами. Прихожане церкви святого Николая были страшно возмущены, а сама история похищения наделала много шуму, благодаря которому о Николае узнали христиане всего мира. С тех пор было принято в день святого Николая, 19 декабря, дарить детям подарки, как это делал известный архиепископ.

В связи с введением нового календаря святой стал «приходить» сначала на Рождество, а затем и на Новый год.

 

Прямым предком нашего российского Деда Мороза является восточнославянский дух холода по имени Трескун (он же — Студенец и Мороз). Он появился в России с тех пор, как стали официально отмечать Новый год, и непременно в валенках, с палкой-посохом и мешком подарков. Подарки доставались послушным и прилежным, а остальных Дед «учил» палкой, которая со временем превратилась в волшебный посох. И веселым Мороз был далеко не всегда — пугал шалунов страшными сказками. К счастью, с тех пор нрав старика изменился к лучшему: теперь он веселит и одаривает всех, да ещё и Снегурочкой обзавелся — как неумолимо летит время!

 

Подлинность Деда Мороза с первого взгляда удается определить только детям с их непосредственностью. Во-первых, потому что именно дети знают, что у настоящего Деда за плечами не только мешок с подарками, а целая Академия морозного дела, то есть приличное и престижное образование… С таким Дедушкой общаться приятно и познавательно. Во-вторых, образованный, то есть настоящий Дед Мороз имеет большую практику в творческих мастерских и спортзалах — с ним смело можно вступать в соревнования по бегу, прыжкам через сугробы и пряткам. В-третьих, трудолюбие настоящего Деда Мороза выше всяких похвал и иногда превосходит самые смелые ожидания: такой Мороз приносит много подарков, потому что трудится круглый год не покладая рук, мастеря поделки в одном из своих жилищ на Крайнем Севере, в Лапландии или Устюге. И, наконец, только его волштву под силу засунуть в один мешок столько презентов и за двенадцать ударов курантов обойти множество домов и успеть разложить все сюрпризы под подушки и ничего не перепутать. Короче, другого такого мастера на все руки, изобретательного и остроумного музыканта, поэта, танцора просто не найти, несмотря на «преклонный» возраст. Нам, взрослым, этих тонкостей понять уже не дано.

www.prgazeta.ru

www.proverenoDM.ru

 

Как называют Деда Мороза в разных странах

Скоро Новый год постучится в двери каждого дома… Точнее, Дед Мороз постучится… А может, это будут симпатяшки-домовые в вязаных колпачках?! Или прекрасная фея Бефана?! Надо бы разобраться в том, кого ожидать в новогоднюю ночь.

 

 

Вот какие они бывают, эти Деды Морозы и Снегурочки:

• Австралия, США — Санта Клаус. Американский дедушка носит колпачок и красную курточку, курит трубку, путешествует по воздуху на оленях и входит в дом через трубу. Австралийский Дед Мороз такой же, только в плавках и на скутере (знаете ли, жарко первого января в стране кенгуру:-).

• Австрия — Сильвестр

• Алтайский край — Соок-Таадак

• Англия — Батюшка Рождество

 

• Бельгия, Польша — Святой Николай. Как гласит легенда, он оставил приютившей его семье золотые яблоки в башмачке перед камином. Это было о-очень давно, поэтому Святой Николай считается самым первым Дедом Морозом. Он ездит на коне, облаченный в митру и белую епископскую мантию. Его всегда сопровождает слуга-мавр Черный Питер, который за спиной несет мешок с подарками для послушных детей, а в руках — розги для шалунов.

• Греция, Кипр — Святой Василий

• Дания — Юлетомте, Юлеманден, Святой Николас

• Западные славяне — Святы Микалаус

 

• Италия — Бабо Наттале. Кроме него, к послушным детям приходит добрая фея Бефана (Ла Бефана) и дарит подарки. Шалунам же достается уголек от злой волшебницы Бефаны.

• Испания — Папа Ноэль

• Казахстан — Аяз-ата

• Калмыкия — Зул

• Камбоджа — Дед Жар

• Карелия — Паккайнен

• Китай — Шо Хин, Шэн Дань Лаожэнь

• Колумбия — Папа Паскуаль

• Монголия — Увлин Увгун в сопровождении Зазан Охин (Снегурочка) и Шина Жила (мальчик-Новый год). Новый год в Монголии совпадает с праздником скотоводства, поэтому Дед Мороз носит одежду скотовода.

• Нидерланды — Сандерклаас

• Норвегия — Ниссе (маленькие домовые). Ниссе носят вязаные колпачки и любят вкусненькое.)

 

• Россия — Дед Мороз, Дед Трескун, Морозко и Карачун в одном лице. Он немного суров на вид. Носит шубу до земли и высокую шапку, в руках у него ледяной посох и мешок подарков.

• Румыния — Мош Джерилэ

• Савойя — Святой Шаланд

• Узбекистан — Корбобо и Коргыз (Снегурочка). В узбекские кишлаки в новогоднюю ночь верхом на осле въезжает «снежный дедушка» в полосатом халате. Это и есть Корбобо.

• Финляндия — Йоулупукки. Такое имя ему дано не зря: «Йоулу» означает Рождество, а «пукки» — козел. Много лет назад Дед Мороз носил козлиную шкуру и подарки развозил на козлике.

• Франция — Дед Январь, Пер Ноэль. Французский «Дед Январь» ходит с посохом и носит широкополую шляпу.

• Чехия — Дед Микулаш

• Швеция — Крисе Крингл, Юлниссан, Юль Томтен (Йолотомтен)

• Япония — Одзи-сан

 

 

Все Деды Морозы приносят подарки, но каждый делает это по-своему:

Под елку кладет подарок российский Дед Мороз.

В носке обнаруживают подарки англичане и ирландцы, а в ботинке — мексиканцы.

Новогодние подарки сваливаются в дымоход во Франции, а на балкон — в Испании.

В Швеции Дед Мороз подкладывает подарки к печке, а в Германии оставляет на подоконнике.

Деды Морозы — они все-такие неодинаковые. Выглядят по-разному, один добрый, а другой может и пожурить. У каждого есть свой персональный способ проникнуть в праздничный дом. Но какой бы ты ни был Дед Мороз, ты есть для того, чтобы поздравить и вручить подарок!

 

Академия Подарка

www.proverenoDM.ru

 

Существует ли Дед Мороз?

 

Статистика точно знает, сколько мегалитров шампанского будет выпито за дни праздников, сколько конфет съедено, сколько подарков получит ребятня и сколько хлопушек взорвется в Новогоднюю ночь. Но есть люди, которые умеют не только внимательно вчитаться в итоговые цифры статистов, но и посмотреть на положение вещей с реалистической точки зрения.

 

Например, американцы Джоэль Потишмен и Брюс Хенди. Эти вдумчивые ребята взглянули трезвым взглядом на подготовку Нового Года, провели глубокое исследование, произвели сложные расчеты, сделали из всего этого выводы и представили на суд мировой общественности серьезный труд, в котором (представьте себе!) ставится под сомнение само существование Деда Мороза (пусть он даже Санта-Клаус)!!!

 

Смотрите сами:

 

1. Все знают, что Санта Клаус появляется в новогоднюю ночь на санях, запряженных оленем, который передвигается исключительно по воздуху. Но ни один из известных видов северных оленей не летает. Однако существует 300 000 видов живых организмов, которые ещё не подвергались классификации и нам не известны их названия, правда большинство из них насекомые и микроорганизмы. И это не исключает возможность существования летающих оленей, которых видел только Санта Клаус.

 

 

2. Как известно Санта Клаус дарит подарки детям. На Земле проживает 2 млрд. детей, не считая тех, кто уже достиг 18 лет. Но поскольку Санта приходит только к католикам, из списка исключаются православные, мусульмане, иудеи, буддисты и кришнаиты, т.е. остается 15% от общего количества. А это, если верить статистике, — 378 миллионов детей. В среднем, по той же статистике, на одну семью приходится 3,5 ребенка — это 91,8 миллионов домов. И в каждом доме предположительно есть хоть один ребенок, который хорошо себя ведет. Ведь Санта Клаус дарит подарки только тем, кто на протяжении всего года отличался хорошим поведением.

 

 

3. Если предположить, что Санта Клаус двигается с востока на запад, то его рабочий день длится 31 час, (благодаря часовым поясам и вращению Земли). Чтобы успеть посетить всех, Санта Клаус должен совершать 822,6 визита в секунду. Это значит, что на посещение каждой католической семьи с хорошим ребенком у Санты есть 0,001 секунды. И за это время, следуя новогодним традициям, он должен:

 

припарковать оленя

вылезти из саней

запрыгнуть в дымоход

распихать в носки подарки

накидать остальные подарки под елку

съесть угощение, которое ему оставили

вылезти из дымохода

залезть в сани и поехать в следующий дом.

 

4. Можно предположить, что эти 91,8 миллионов остановок равномерно распределены по поверхности земли, (что, как известно, не соответствует истине), но подойдет для дальнейших расчетов. Выходит по 1,15 км между каждым домом, а общая протяженность пути составляет около 113, 25 млн. км, не считая остановок на то, что обычно делают хотя бы раз за 31 час (типа поесть, попить и т.д.). Это значит, что сани Санта Клауса двигаются со скоростью 970 км/сек, а это в 3000 раз больше скорости звука. (Самый быстрый механизм созданный человеком — космический зонд Уллис, двигающийся со скоростью 40 км/сек, буквально тащится по сравнению с санями Санты. А обычный, не перелетный, олень, вообще бегает со скоростью 25 км/ч и то, если его сильно напугать).

 

 

5. А теперь о подарках, которыми загружены сани Санта Клауса. Предположим, что каждый ребенок получает в подарок стандартный конструктор (весом около 1 кг), в таком случае на санях размещены 321 300 тонн груза, не считая самого Санта Клауса, которого обычно описывают, как толстяка внушительных размеров. При этом на земле обычный олень сдвигает не более 150 кг. И даже если летающий олень может перемещать в 10 раз больше, то Санта не может поднять весь груз, используя восемь или даже девять оленей. Для этого ему понадобится 214 200 оленей. Это автоматически увеличивает общий вес упряжки до 353 430 тонн.

 

 

6. А теперь самое главное: 353 000 тонн, летящие со скоростью 970 км/сек, испытывают просто огромное сопротивление воздуха, из-за которого упряжка нагревается, как космический корабль, входящий в земную атмосферу. Первые два оленя в упряжке сразу поглотят 14,3 квинтильонов джоулей энергии. Причем каждый. Причем в секунду. В общем, сгорят они практически мгновенно, так же как и остальные олени за ними. Все это будет сопровождаться оглушительными взрывами. Вся упряжка из 214 200 оленей превратится в пепел за 4,26 тысячных долей секунды. В это же время, на Санта Клауса будут действовать центробежные силы в 17 500,06 превышающие силу притяжения. И добрый старичок-толстячок Санта Клауса весом в 120 кг (что смехотворно мало для такого упитанного типа) будет просто пригвожден к спинке своих же саней двумя миллионами килограммов веса.

 

Так что, дорогие друзья, нас призывают ещё раз подумать, прежде чем обрушивать на неокрепшие детские души такой поток вымышленной информации. Потому что, как заключили исследователи, «Если бы Санта-Клаус и существовал на самом деле, исходя из приведенных данных, он давно бы умер».

 

Не знаю, как там их — Санта-Клаус, а наш Дед Мороз — дедок крепкий. Все равно он к нам придет, одолеет все наши семь часовых поясов и разложит подарки под наши елочки.

С Новым вас Годом!!!

 

Карельский центр ФИО, Республиканская Школьная Академия

www.proverenoDM.ru

 

История Санта Клауса

 

Дед Мороз не одинок, у него есть родственники во многих странах. Самым близким и важным из них является Санта Клаус. А история Санта Клауса, как и Деда Мороза, начинается со Святого Николая.

 

Святой Николай традиционно считается на Западе и в Америке дарителем подарков. В 1804-м году в Нью-Йорке под патронажем Святого Николая было основано историческое общество. В 1809 году Вашингтон Ирвинг опубликовал сатирическую «Историю города Нью-Йорка», где надсмехался над голландским прошлым Нью-Йорка (многие традиции, в том числе и Святой Николай — даритель подарков, пришли в Нью-Йорк из Голландии). Ежегодно в день святого Николая на улицу выносили деревянную статую святого (высокую, в длинной мантии) и пели песню о святом Николае — Занкта Клаусе (по голландски Sinterklaas).

 

В 1822-м году другой житель Нью-Йорка Клемент Кларк Мур написал серию сказок, где описал, что Санта Клаус прибывает в страну на восьми северных оленях. Клемент Кларк Мур также заставил Санта Клауса лазить в дом через дымоход, чтобы раздать подарки.

 

В 1841 году в Филадельфии некий коммерсант Паркинсон для привлечения в магазин клиентов нанял человека и одел его Санта Клаусом. Первый живой Санта Клаус сидел на крыше дома, где располагался магазин, рядом с дымоходом.

 

В 1863 году карикатурист Томас Найт изобразил Санта Клауса с огромными бакенбардами и одетым в мех с головы до пят.

 

В 1869 году вышли стихи Жоржа Втера, где в качестве жилица Санта Клауса указывался Северный полюс.

 

Издатель Луис Пранг распространил в Америке английскую традицию слать друзьям и родственникам на Рождество поздравительные открытки. В 1885 году он выпустил поздравительную открытку, на которой был нарисован Санта Клаус в красном костюме. С тех пор Санта Клауса все чаще стали рисовать именно в красной мантии, а не в мехах или мантии какого-либо другого цвета.

 

Теперь Санта Клаус прижился во многих домах Западной Европы и Америки. Проникая в дом через трубы и форточки, он раскладывает подарки в чулочки, чаще всего развешанные на камине, и позвякивает колокольчиками, как бы возвещая о приходе Нового Года.

 

www.travelnn.ru

www.proverenoDM.ru

 

Сколько в году Новых годов?

 

Помните, как-то на одном из выступлений Михаил Задорнов долго иронизировал по поводу того, что Россия отмечает два Новых года? Может, это и забавно…

Правда, мы, русские (и некоторые другие национальности, кстати, тоже), от этого не страдаем. Мы не ограничиваем себя первоянварским застольем, а гуляем Новый год и в феврале — c китайцами, и в апреле — с непальцами, и в июле — с племенами Майя, и в октябре — снова с непальцами! Вот какие мы!!!

Сдается мне, что список этот — ещё далеко не предел. Давайте посмотрим, сколько Новых годов (и когда) можно встретить.

 

Начнем с тех, кто отмечает Новый год, как и мы, в ночь с 31 декабря на 1 января: Австралия, Шотландия, Италия, Австрия, Япония, Румыния, Канада, США, ОАЭ, Финляндия и многие другие страны.

 

В Греции Новый год — это день святого Василия, который отмечается 14 января. Святой Василий известен своей добротой, и греческие детки оставляют свои ботинки у камина в надежде, что Святой Василий заполнит их подарками.

 

Встретив «наш» Новый год, жители некоторых стран, а также приверженцы буддийской религии, начинают готовиться к Новому году, который приходит в соответствии с лунным календарем. Этот Новый год не имеет фиксированной даты, поскольку отмечается в первое весеннее новолуние (между 21 января и концом февраля). Традиция встречать Новый год по лунному календарю бытует в Китае, Малайзии, Вьетнаме, Сингапуре, Корее, Монголии и некоторых других странах.

 

Первый день месяца Мухаррама означает, что наступил мусульманский Новый год — Хиджра. Так в 2002 году мусульмане встретят Новый год 14 марта (каждый год дата меняется).

 

Весной тоже можно встречать Новый год. Навруз — так называется первый день нового года по персидскому календарю. Он отмечается в ночь с 21 на 22 марта, в день весеннего равноденствия, населением Афганистана и Таджикистана, говорящим на языках персидской группы, в республиках Средней Азии, в Иране, Пакистане и Азербайджане.

 

Продолжить празднование можно на следующий же день в Индии, где Новый год отмечается 22 марта.

Я не открою Америку, если скажу, что 1 апреля — день шуток и розыгрышей. Известно ли вам, что в одном городе 1-го апреля встречают Новый год? Нетрудно догадаться, что город этот — Одесса, а 1-е апреля — начало нового «юморинного года» :-)

 

Также в апреле Новый год приходит в Шри-Ланку и Непал (13 апреля). Кстати, в период с 15 октября по 15 ноября Новый год вернется в Непал, где задержится на пять дней.

 

Лаосский Новый год наступает 14 апреля, когда изнуренное жарой население Лаоса ждет сезона дождей. В Бирме, напротив, Новый год наступает после тропических ливней, в самые знойные дни апреля — с 12 по 17 число. Точный день празднования ежегодно устанавливается Министерством культуры, праздник продолжается три дня.

 

В 1940 году правительство Таиланда приняло решение праздновать Новый год 1 января. Несмотря на это главным праздником Таиланда остался традиционный Тайский Новый год или Сонгаркан, который проходит во второй декаде апреля.

 

Племена Майя встречают Новый год 16 июля, а вот в августе этот праздник отмечается в Джибути и Нигере.

Осенью Новый год первым делом заходит в Сирию (1 сентября). Далее — во все еврейские дома. Рош Гашана, так называется еврейский Новый год, который отмечается в первый и второй день месяца Тишрей.

 

11 сентября наступает Эфиопский Новый год, который знаменует то, что в Эфиопии закончился сезон дождей.

 

В Гамбию Новый год приходит 7 октября.

 

Аккурат 18 ноября Новый год пересекает границу Йемена. Также в середине ноября Новый год встретят в Океании и на Гавайях.

 

Ещё одна знакомая всем дата — ночь с 31 октября на 1 ноября. «Хэллоуин!» — скажете вы. Точно. Но помимо этого в некоторых странах, где жители все ещё говорят на кельтских языках (Шотландия, Ирландия, остров Мэн), именно в эту ночь отмечается кельтский Новый год «Самайну».

 

Вот сколько собралось разных Новых годов! Целых 21. Это ж почти два Новых года в месяц! Круглый год можно праздновать, праздновать и ещё раз праздновать! А если вам и этого мало, то поступайте, как эскимосы: у них начало новогоднего праздника определяется по первому выпавшему снегу. Снег выпал — Новый год настал! Так почему бы нам не отметить Новый год, когда распустится самый ранний ландыш или на землю упадет первый пожелтевший лист?! Главное, чтобы настроение Новогоднее!!!

 

 

С Новыми вас годами!

 

www.prazdnuem.ru

 

www.proverenoDM.ru

Share this post


Link to post
Share on other sites

ОТКУДА СНЕГУРОЧКА?

 

Снегурочка прочно связана с Дедом Морозом как родственной связью (она его внучка), так и сюжетной: появляясь на празднике одновременно (или почти одновременно), они приводят с собой лесных зверей, развлекают детей, приносят им подарки. Будучи помощницей Деда Мороза, Снегурочка способствует установлению контакта между Дедом Морозом и детьми. Дети заранее знают об их приходе на елку, однако вопросы о месте нахождения Снегурочки в другое время, о ее родителях, о том, почему она не стареет (в чем секрет ее вечной молодости), их обычно не беспокоят…

 

Восстанавливая историю формирования образа Снегурочки как литературной героини и как мифологического персонажа, обратимся к его источникам.

 

Если одним из прообразов (хотя и не единственным) Деда Мороза явился восточнославянский обрядовый Мороз, то образа Снегурочки в русском народном обряде не зафиксировано. Отсутствует она (в отличие от Леля) и в искусственно сконструированной мифологии ХVIII века. Однако в фольклоре образ Снегурки есть: он известен по народной сказке о сделанной из снега и ожившей девочке. Эта снежная девочка летом идет с подружками в лес по ягоды и либо теряется в лесу (и в этом случае ее спасают звери, привезя ее на себе домой), либо тает, прыгая через костер (по всей видимости, купальский). Последний вариант более показателен и, скорее всего, является исходным. В нем нашел отражение миф о природных духах, погибающих при смене сезона (рожденное зимой из снега существо при наступлении лета тает, превращаясь в облачко). Здесь обнаруживается связь с календарным (купальским) обрядом прыганья через костер, который является инициационным (в этот момент девочка превращается в девушку). Снегурочка как сезонный (зимний) персонаж погибает с приходом лета…

 

Варианты сказок о Снегурке были проанализированы А. Н. Афанасьевым сточки зрения «метеорологического мифа» в вышедшем в 1867 году втором томе его «Поэтических воззрений славян на природу». Именно под влиянием концепции Афанасьева у Островского тогда же возникает замысел «весенней сказки». Этот замысел был реализован в 1873 году; вскоре пьеса была напечатана в«Вестнике Европы» и поставлена в Большом театре. Современниками она была воспринята с недоумением и непониманием: Островскому не поверили, «Снегурочку» критиковали в печати, над ее текстом издевались…

 

В 1879 году за создание оперы по пьесе А. Н. Островского берется Н. А. Римский-Корсаков, которому она в первом чтении тоже не понравилась. «…Царство Берендеев показалось мне странным, — вспоминал позже композитор. — В зиму1879–1880 годов я снова прочитал “Снегурочку” и точно прозрел на ее удивительную поэтическую красоту. Мне сразу захотелось писать оперу на этот сюжет…»Завершенная в 1881 году и впервые поставленная в 1882 году опера Римского-Корсакова имела громадный успех…

 

Когда в конце ХIХ — начале ХХ века педагоги и методисты начинают разрабатывать сценарии детского праздника новогодней елки, в него попадают и персонажи из народной сказки о Снегурке[16], «весенней сказки» Островского, хоры из оперы Римского-Корсакова. Стихотворения и песни о зиме, Новом годе и елке включают в себя персонифицированные образы Мороза (превратившегося постепенно в Деда Мороза), девушки/девочки Снегурочки (превратившейся в его внучку), Зимы, Метели, Снежинок и пр. …

 

Если образ Деда Мороза успевал оформиться в мифологический персонаж и войти в сценарий детских елок еще до революции, то со Снегурочкой этого не случилось. Возможно, Дед Мороз опередил Снегурочку потому, что у него оказались западноевропейские двойники: дарители елок и подарков (св. Николай, Санта-Клаус, Father Christmas и др.), в то время как Снегурка в этом отношении оказалась уникальной, существующей только в русской культуре. Тщетно было бы искать в западной новогодней и рождественской мифологии ее аналоги. Ни Маланка (участвующая в Галиции, Подолии и Бессарабии 31 декабря в обрядовом действе), ни св. Катерина и св. Люция, в день их тезоименитств выступающие у некоторых европейских народов в роли дарительниц, ни итальянская Бефана, в ночь на Богоявление бросающая детям в башмачки подарки, ничем не напоминают русскую Снегурочку и ни одна из них не имеет мужского «напарника». Женских персонажей, связанных с Новым годом и елкой, на Западе не существует…

 

Уже до революции Снегурочка была представлена на елках достаточно широко: куклы снегурочки вешались на елку, девочки в костюме Снегурочки участвовали в празднике, о Снегурочке декламировались стихотворения, она являлась главным персонажем инсценировок народной сказки, фрагментов пьесы Островского и оперы Римского-Корсакова. Но в роли ведущей на празднике елки Снегурочка в эти годы никогда не выступала.

 

И только в посвященных устройству детских новогодних праздников книжках, выпущенных после разрешения елки в 1935 году, Снегурочка начинает фигурировать на равных правах с Дедом Морозом. Она становится его помощницей и посредницей между ним и детьми. Вначале 1937 года Дед Мороз и Снегурочка впервые явились вместе на праздник елки в московский Дом союзов…

Источник http://newyear.madfly.ru/svaiz_dm_i_sneg

Share this post


Link to post
Share on other sites

Традиционный облик Деда Мороза

 

__В вопросе определения традиционного образа Деда Мороза существуют многочисленные "подводные камни". Действительно, что считать критерием соответствия - исторические зарисовки, исследования эпоса или образ сформированный современными художниками и кинематографистами? Вопрос остаётся открытым.

__Особенно не повезло костюму Деда Мороза. Образы созданные в кино замечательными Российскими режиссёрами и актёрами во многом разрушили традиционные каноны костюма. При этом виновниками такого вольготного отношения к традициям зачастую оказываются сами зрители, ассоциируя с Дедом Морозом его многочисленных "младших братьев" - Морозко, Мороза-Трескуна и других.

__И всё же, давайте попробуем определить основные черты облика Российского Деда Мороза соответствующие как историческим так и современным представлениям об этом сказочном волшебнике. По мнению одного из исследователей образа Деда Мороза - кандидата исторических наук, искусствоведа и этнолога Светланы Васильевны Жарниковой - традиционный облик Деда Мороза, согласно древнейшей мифологии и символики цвета, предполагает:

__Борода и волосы - густые, седые (серебристые). Эти детали облика, кроме своего "физиологического" смысла (старец - седой) несут ещё и огромный символьный характер обозначая могущество, счастье, благополучие и богатство. Удивительно, но именно волосы - единственная деталь облика не претерпевшая за тысячелетия никаких значительных изменений.

__Рубашка и брюки - белые, льняные, украшены белым геометрическим орнаментом (символ чистоты). Эта деталь практически потерялась в современном представлении о костюме. Исполнители роли Деда Мороза и костюмеры предпочитают закрыть шею исполнителя белым шарфом (что допустимо). На брюки, как правило, не обращают внимания или шьют их красными под цвет шубы (страшная ошибка!)

__Шуба - длинная (по щиколотку или по голень), обязательно красная, расшитая серебром (восьмиконечные звёзды, гуськи, кресты и другой традиционный орнамент), отороченная лебединым пухом. Некоторые современные театральные костюмы, увы, грешат экспериментами в области цветовой гаммы и замены материалов. Наверняка многим приходилось наблюдать седовласого волшебника в синей или зелёной шубе. Если так, знайте - это не Дед Мороз, а один из его многочисленных "младших братьев". Если шуба коротка (голень открыта) или имеет ярко выраженные пуговицы - перед вами костюм Санта Клауса, Пер Ноэля или ещё кого-то из зарубежных побратимов Деда Мороза. А вот замена лебединого пуха на белый мех хоть и не желательна, но всё же допустима.

__Шапка - красная, расшита серебром и жемчугом. Оторочка (залом) лебединым пухом (белым мехом) с треугольным вырезом выполненным на лицевой части (стилизованные рога). Форма шапки - полуовал (круглая форма шапки традиционна для русских царей, достаточно вспомнить головной убор Ивана Грозного). Кроме вальяжного отношения к цвету, описанного выше, театральные костюмеры современности пробовали разнообразить украшение и форму головного убора Деда Мороза. Характерны следующие "неточности": замена жемчуга на стеклянные алмазы и самоцветы (допустима), отсутствие выреза за оторочке (не желательно, но встречается очень часто), шапка правильной полукруглой формы (это Владимир Мономах) или колпак (Санта Клаус), помпон (он же).

__Трёхпалые перчатки или варежки - белые, расшиты серебром - символ чистоты и святости всего, что он даёт из своих рук. Трёхпалость - символ принадлежности к высшему божественному началу ещё с неолита. Какой символьный смысл несут современные красные варежки - неизвестно.

__Пояс - белый с красным орнаментом (символ связи предков и потомков). В наши дни сохранился как элемент костюма полностью утратив символьный смысл и соответствующую цветовую гамму. А жаль ...

___Обувь - серебряные или красные, шитые серебром сапоги с приподнятым носком. Каблук скошен, небольших размеров или полностью отсутствует. В морозный день Дед Мороз надевает белые, шитые серебром валенки. Белый цвет и серебро - символы луны, святости, севера, воды и чистоты. Именно по обуви можно отличить настоящего Деда Мороза от "подделки". Более-менее профессиональный исполнитель роли Деда Мороза никогда не выйдет к публике в ботинках или чёрных сапогах! В крайнем случае он постарается найти красные танцевальные сапоги или обычные черные валенки (что, безусловно, не желательно).

___Посох - хрустальный или серебрённый "под хрусталь". Ручка витая, так же серебристо-белой цветовой гаммы. Посох завершает лунница (стилизованное изображение месяца) или голова быка (символ власти, плодородия и счастья). В наши дни трудно найти посох соответствующий этим описаниям. Фантазия художников-декораторов и реквизиторов практически полностью изменили его очертания.

 

__Снегурочка - уникальный атрибут образа Деда Мороза. Ни один его из младших или зарубежных собратьев не имеет такого милого сопровождения. Образ Снегурочки - символ застывших вод. Это девушка (а не девочка), одетая только в белые одежды. Никакой иной цвет в традиционной символике не допускается. Её головной убор - восьмилучевой венец, шитый серебром и жемчугом. Современный костюм Снегурочки чаще всего соответствует историческому описанию. Нарушения цветовой гаммы встречаются крайне редко и как правило оправдываются отсутствием возможности изготовить "правильный" костюм.

___Вот такой он, наш Дед Мороз.

источник - http://www.vologda.ru/dedmoroz/obraz.htm

Share this post


Link to post
Share on other sites

Исторические корни образа Деда Мороза

 

Кто он такой - наш старый друг и добрый волшебник российский Дед Мороз? Наш Мороз - персонаж славянского фольклора.

У восточных славян представлен сказочный образ Мороза - богатыря, кузнеца, который сковывает воду "железными морозами". Сами Морозы часто отождествлялись с буйными зимними ветрами. Известно несколько народных сказок, где Северный ветер ( или Мороз) помогает заблудившимся путникам, указывая дорогу.

Позвизд - славянский бог бурь и непогод. Стоило ему тряхнуть головой - на землю валил крупный град. Вместо плаща влачились за ним ветры, с полы его одежды падал хлопьями снег. Стремительно носился Позвизд по небесам, сопровождаемый свитой бурь и ураганов.

В легендах древних славян существовал и другой персонаж - Зимник. Он, как и Мороз, представлялся в виде старика небольшого роста, с белыми волосами и длинной седой бородой, с непокрытой головой, в теплой белой одежде и с железной булавой в руках. Где он пройдет - там жди жестокой стужи.

Среди славянских божеств выделялся своей свирепостью Карачун - злой дух, сокращающий жизнь. Древние славяне считали его подземным богом, повелевавшим морозами.

Но со временем Мороз менялся. Суровый, в компании Солнца и Ветра разгуливающий по земле и насмерть морозивший встретившихся на пути мужиков (в белорусской сказке "Мороз, Солнце и Ветер), он из грозного постепенно превращается в справедливого и доброго деда.

Edited by MAMA

Share this post


Link to post
Share on other sites

Коллеги Деда Мороза

 

У каждого уважающего себя профессионала, коим является и Дед Мороз, обязательно есть коллеги. Люди мало сведущие в вопросах образов и родословных новогодних персонажей обычно считают, что всё это один новогодний супер-волшебник. А потому безжалостно переводят Santa Claus как Дед Мороз и наоборот. Уверяем Вас, у Деда Мороза столько же общего с Санта Клаусом как, например, у Останкинской телебашни и Эйфилевой. Не верите? Судите сами ...

 

Joulupukki (Йоулупукки - "лесной человек" - "рождественский козёл" - "рождественский дед") - Финляндия - Седые волосы, опрятная борода и усы. Красные куртка, штаны и шапка-колпак. Тёмный кожаный пояс. Обязательно - очки. Живёт на горе Корвантунтури ("гора-ухо") не то в избушке, не то в самой горе. Вместе с ним живёт жена (?) Муори (Мария) и гномы. В стародавние времена ходил под рождество по домам (колядовал) угощал послушных детей и наказывал непослушных (для чего носил с собой розги). В последствии воспитательный аспект образа был утерян. Современный образ и легенда во многом взяты с Американского Санта Клауса.

 

Santa Claus (Санта Клаус) - США - Седые волосы, опрятная борода и усы. Красные куртка, штаны и шапка-колпак. Тёмный кожаный пояс обтягивает толстое брюшко. По сути это эльф-жизнелюб. Чаще всего на носу у него очки, а во рту - дымящаяся трубочка (в последние годы старается не "нажимать" на этот элемент образа). Ездит в оленьей упряжке и подбрасывает подарки в башмаки и чулки, оставленные возле камина.

 

Sinter Klaas ("Синтер Клаас", "Сандеркласс", "Сайте-Кааса") - Нидерланды, Голландия - Приплывает на пароходе в сопровождении чернокожих слуг. Дарит подарки.

 

Святой Василий - Греция и Кипр - Пожалуй самое странное имя новогоднего персонажа. Тем не менее дети на Кипре пишут своему волшебнику: "Святой Василий, приходи, счастье подари, исполни все мои желанья".

 

Баббо Натале (Баббе Натале) - Италия - Оставляет свои сани на крыше и через печную трубу проникает в дом, где для него оставляют немного молока и сладостей "для подкрепления".

 

Святой Николай, епископ Мерликийский ("Ноэль Баба") - Турция - Один из прообразов всех новогодних персонажей. Добрый чудотворец и гонитель зла. Покровитель похищенных и потерянных детей. Жил в 300 году нашей эры. По легенде - шёл как то Николай Мерликийский по деревне мимо дома бедняка. А там отец собирался отправить своих дочерей "учиться" древнейшей профессии. Не понравилось это Николаю, и он ночью через дымоход подбросил в дом три кошелька с золотом (по другой версии - три золотые монеты). Угодили они в девичьи башмаки, которые сушились у камина. Счастливый отец накупил дочерям приданного и выдал их замуж.

 

Святой Николай - Бельгия и Польша - Безусловно он близкий "родственник" своего Турецкого коллеги. Как гласит легенда, он оставил в приютившей его семье золотые яблочки, подбросив их в башмачки стоявшие у камина. В рождественскую ночь он появляется верхом на коне , облачённый в митру и белую епископскую мантию, в сопровождении верного слуги-мавра по прозвищу "Чёрный Питер". Именно в руках слуги и находится волшебный мешок с подарками для ребятишек. Впрочем не для всех - для непослушных детей он приготовил розги.

 

Корбобо - Узбекистан - В преддверии новогоднего праздника он приезжает к своим юным друзьям на ослике, в сопровождении внучки Коргыз. Вместо шубы на Корбобо надет полосатый халат .

 

Паккайне ("Морозец") - Карелия - В отличии от большинства новогодних персонажей - это очень молодой человек. Его отличительная черта - озорной характер. О существовании Паккайне специалистам стало известно совсем недавно, так что этот персонаж молод и в прямом и в переносном смысле.

 

Эhээ Дьыл ("Дед Дьыл") - Саха (Якутия) - Этот новогодний персонаж, по видимому, "устроился" лучше других Новогодних коллег. Судите сами: его жена Кыhын Хотун ведает зимним временем; три дочери Саасчаана, Сайыына и Кyhyyнэй распределяют между собой весенние, летние и осенние обязанности. Чем занимается сам Эhээ Дьыл не совсем понятно. Зато точно известно, что у него двое внучат: старшая внучка - Хаарчаана, покровительница снега, и младший внук - Тыалчаан. Из "живности" у Деда Дьыла один только бык, но зато какой!!! Каждую осень он (бык) выходит из ледовитого океана и до середины зимы отращивает свои рога. Чем выше рог - тем ниже опускается столбик термометра. С середины января рога у быка постепенно отваливаются, а к марту и сам он гибнет под палящим солнцем. Живёт Эhээ Дьыл на самом "Полюсе Холода", в районе посёлков Оймякон и Томтор, где температура в зимнее время опускалась до -71,2 градусов Цельсия.

 

Микулаш - Чехия, Словакия - Приходит в ночь с 5 на 6 декабря, накануне дня Святого Николая. Внешне похож на Российского Деда Мороза: та же длинная шуба, шапка, посох с закрученным в спираль верхом. Только вот подарки он приносит не в мешке, а в заплечном коробе. Да и сопровождает его не Снегурочка а ангел в белоснежной одежде и лохматый чертёнок. Хороших и послушных детей Микулаш всегда рад одарить апельсином, яблоком или какой-нибудь сладостью (т.е. чем нибудь вкусным и съедобным!). Зато если в "рождественском сапоге" у хулигана или бездельника обнаружилась картофелина или кусок угля - это точно Микулаш. Его работа. Как уживается Микулаш с ещё одним Новогодним персонажем Ежишкой (см. дальше) - непонятно!

 

Ежишек (Ёжишек) - Чехия, Словакия - Наверняка это самый скромный новогодний персонаж в мире. Подбрасывая подарки в дома детей, Ежишек внимательно следит чтобы его никто не увидел. Видимо именно по этой причине о внешности этого добряка ничего не известно. Зато, лишь звякнет на ёлочке рождественский колокольчик, тысячи чешских и словацких детей устремляются смотреть доставшиеся им подарки. "Кто это принёс?" - спросит иной несмышлёный малыш. "Конечно, Ежишек!" - отвечают счастливые родители.

 

Увлин Увгун - Монголия - Как и у Эhээ Дьыла, новогодним хозяйством у Монголов заведует целая семья. Главе семейства помогают Зазан Охин (девочка снег) и Шина Жила (мальчик Новый год). Сам Увлин Увгун, как и полагается, великолепный скотовод, а потому и на праздник он приходит в традиционной монгольской одежде скотовода. Ну а чтоб в Новогоднюю ночь не забывать о делах, с 31 декабря на 1 января монголы отмечают ещё и день (ночь!!!) скотовода.

 

Юль Томтен (Юль Темтен, Йолотомтен) - Швеция - Живёт в заповедном лесу, окружённом живописными озёрами и долинами. В сотворении рождественских чудес ему помогают снеговик Дасти, озорные мыши, принц с принцессой, ведьмы, Король со Снежной Королевой и, конечно же, вездесущие эльфы. Последним, кстати, приходится особенно не сладко. В своей маленькой шахте они постоянно добывают золото для ёлочных украшений и подарков. Тех же, кто заедет в гости к Томтену, предупреждают: "Смотрите под ноги! По тропинкам постоянно снуют маленькие тролли. Не наступите на них!"

 

Аяз-Ата - Казахстан

Зул - Калмыкия

Father Cristmas ("Рождественский дед", "Батюшка Рождество") - Великобритания

Weihnachtsmann - Германия

Крискрингл (Крисе Крингл) - Швеция, Гренландия ???

Мош Джарилэ - Румыния

Одзи-сан ("Санта Одзи-сан") - Япония

Папа Ноель - Испания - Оставляет подарки для детей на балконе.

Папа Паскуаль - Колумбия

Pere No`el ("Пер Ноэль") - Франция - Праздничный наряд этого чудотворца о ограничивается широкополой шляпой и тростью (посохом).

Святы Миклаус ("Святой Миклаус") - Западные славяне

Святой Шаланд - Савойе

Сильвестр - Австрия

Соок-Таадак - Алтайский край

Шань Дань Лаожен - Китай

Шо Хин - Китай

Юлебукк - Норвегия

Юлетомте ("Юлниссан", "Юлетомта", "Юлеманден") - Дания, Гренландия[/i][/b]

Источник http://www.vologda.ru/dedmoroz/kolleg.htm

Share this post


Link to post
Share on other sites

Приветствую всех! Хочу сообщить, что на почтах начали продавать бланки дляписьма деду Морозу(40 р.) и бланки на подарки( 135р.). :biggrin:

Share this post


Link to post
Share on other sites

Отдельно стоит сказать о финском Деде Морозе - Йоулупукки.

 

В Финляндии Дед Мороз лично приходит в семьи в сочельник. Чаще всего его роль играет нарядившийся отец, иногда сосед или родственник. Дети наряжаются маленькими помощниками Деда Мороза: в красные колготки, длинную красную шапку, серый хлопчатый костюм с красными же декорациями. Обычно Дед Мороз вносит большую корзину с подарками, и дети поют ему песенки или даже устраивают хоровод с ним. Дед Мороз не может долго оставаться на одном месте. Дети и взрослые провожают его последней песней, он берет свою палку и уходит прочь в валенках и шубе. Его маленьким помощникам остается раздать подарки. Самые ранние сообщения о раздаче рождественских подарков в финских семьях относятся к первым годам XIX века. Подарки часто изготовлялись собственными руками: дарили, например, одежду или лакомства. В первые десятилетия ХХ века промышленные товары как подарки постепенно распространялись по всей стране. В последнее время опять стали ценить подарки «домашнего производства».

 

В 1925 году газеты сообщали историю, что Дед Мороз на самом деле живет в финской Лапландии. Дядюшка Маркус, Маркус Раутио, который вел популярнейшую передачу «Детский час» на финском радио, открыл великий секрет в 1927 году: Дед Мороз живет в лапландском местечке Корватунтури (в переводе - сопка-ухо). Холм расположен на восточном побережье Финляндии и напоминает уши кролика, но на самом деле является ухом Дедушки, которым он слушает, как ведут себя дети во всем мире. Бытует мнение, что такое необычное «строение» существенно облегчает работу Деда Мороза. Ухо с легкостью улавливает все без исключения рождественские просьбы мальчишек и девчонок и слышит, хорошо ли они себя ведут. А результат - все послушные дети с тех самых пор, как Дед Мороз поселился на Корватунтури, получают подарки. Но вам совершенно не обязательно ехать в далекую Лапландию только за тем, чтобы вскарабкаться на сопку-ухо. Все намного проще.

 

У финских детей давно существовала традиция посылать письма с просьбами о подарках Деду Морозу в Лапландию. В середине прошлого века местные лесорубы для забавы начали отвечать на эти письма, а теперь всей почтой занимаются на специальном почтамте в Деревне Деда Мороза. Сюда пишут дети со всего мира, и в канун Рождества письма приходят мешками. А так как Мороз весьма почтенного возраста (в водительских правах Деда Мороза на управление оленьей упряжкой дата рождения обозначена как «давным-давно»), то разобраться с письмами ему помогают сказочные эльфы и гномы. Родители могут оставить здесь подарок для своих детей или оплатить заказ, и в любую страну мира 25 декабря придет посылка с фирменной печатью и визитной карточкой рождественского Дедушки.

 

Деду Морозу можно написать на почтовый адрес: Joulupukin kammari, 96930 Napapiiri, Rovaniemi, Finland - он принимает посетителей круглый год и всегда ждет ваших писем. Само собой, все желания, присланные по почте, тоже исполняются, но гораздо надежнее прошептать их на ухо лично Деду Морозу. У него есть помощники - эльфы, которые имеют собственную историю в скандинавских легендах. На почте, где вовсю кипит работа, гномы и эльфы в забавных колпаках и полосатых гольфах разбирают мешки писем.

В 1994 году их было 200 тысяч. Четыре года спустя - вчетверо больше.

Из 160 стран мира - больше всего из Польши, Японии, Англии и Италии! Сказочная свита пишет тысячи писем, а Дед Мороз каждый день с 10 до 18, сидя у камина в своей резиденции, принимает детей, угощает их сладостями, выслушивает пожелания и фотографируется с ними. Он совсем, как на открытке, - человек в очках с белой бородой и красным носом, в красном тулупчике и шапке с помпоном.

 

Второй адрес Деда: город Кухмо в провинции Кайнуу, с 1 декабря сказочная фольклорная деревня Калевала в его окрестностях превращается в Рождественскую деревню Йоулукюля.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!

Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.

Sign In Now
Sign in to follow this  

×
×
  • Create New...