Яндекс.Метрика
Перейти к контенту

Православное воспитание


Рекомендуемые сообщения

НАЗИДАНИЕ РОДИТЕЛЯМ

 

Какова ответственность родителей за своих детей? Что об этом сказано в Евангелии и Ветхом Завете? Отвечает иеромонах Сергий (Рыбко) (Москва):

- В Ветхом Завете описывается судьба священника Илии, у которого было два сына, также священники: в то время это передавалось по наследству. Илия не смог воспитать их достойными людьми, может быть, недостаточно времени этому уделял. Став взрослыми, они совершили много нечестивых дел. Обворовывали людей, обижали, совершали насилие над женщинами прямо около жертвенника. А он, будучи стар, пытался их увещевать, но время было упущено. Илия был наказан Богом за то, что не воспитал своих детей, хотя сам жил свято. Сыновья были убиты филистимлянами. Он, узнав это, упал, сломал себе спину и умер. Но он был наказан Богом в этой временной жизни, наверное, его праведная жизнь была принята Богом. Конечно, имея таких детей, он много страдал. А его дети, поскольку они не покаялись, так и погибли.

Этот пример напоминает нам о том, что родители обязаны своих детей воспитывать, они перед Богом за это ответят. О воспитании детей и об ответственности родителей много говорится в книге Притчей Соломоновых, в других книгах Ветхого Завета. В Новом Завете мы читаем, что женщина спасется через чадородие. Но это надо правильно понимать - женщина не только должна родить, главное - она должна воспитать.

И дети должны почитать родителей, и родители отвечают за своих детей, потому что должны воспитать их христианами.

 

Радио "Радонеж", Москва

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

НАСТАВЛЕНИЯ ЧАДОРОДИТЕЛЯМ

 

- Приходится наблюдать порою две крайности поведения детей в церкви, что отражает их воспитание. Одна выражается во вседозволенности: родители пришли в храм Божий помолиться, а ребенок в это время делает, что хочет, играет со свечками, а то и вовсе безобразничает. Такое дитя с малолетства привыкает шалить в церкви и не приобретает благоговения к святыне, любви к богослужению. Храм для него - лишь привычный фон, на котором протекает его детская, далекая от Бога, жизнь. Очень трудно ему будет, когда он вырастет, обрести благоговение и осознать необходимость серьезной жизни церковной. В этом отношении человек, который никогда не был в церкви, оказывается в лучшем положении. Потому что потом, когда Бог его посетит, он воспримет храм Божий и все, что там находится, как Откровение, как проявление Божией воли в этом мире. Поэтому хочется посоветовать родителям воспитывать в детях благоговейное отношение к храму. При этом обязательно нужно учитывать силы детские. Другой крайностью как раз и является случай, когда родители начинают требовать с ребенка, как со взрослого. Невозможно, например, добиваться, чтобы с младенчества ребенок мог отстоять все всенощное бдение. Такие дети встречаются, но очень редко. Ведь мир, в котором живут наши чада, с его бесовским поспешением и разного рода дьявольскими соблазнами приводит их в весьма возбужденное состояние. Кроме того, дети не могут долго стоять неподвижно, им нужно двигаться. Порою в начальной школе даже уроки сокращают из-за того, что детям трудно научиться сидеть и долго удерживать внимание в чем-то. Поэтому, если мы начинаем предъявлять неразумные требования к поведению детей в церкви, они не выдерживают. Начинают вести себя недостойно, но не они виноваты в этом. Виноваты родители, которые этого не понимают. Крест родительский в том и заключается, что в храм приходится ходить уже не ради себя, а для выполнения христианского долга воспитания чад. Хочется, конечно, помолится, пережить духовные радости, что дает Господь во время Богослужения, но приходится отвлекаться на ребенка. В обычаях наших благочестивых предков было, чтобы во время богослужения маленькие детки стояли рядом с родителями, ходить по храму им не разрешалось. Если же мы видим, что ребенок устал, надо с ним выйти, дать ему передохнуть. Может, потом еще зайти. Но стараться это делать так, чтобы не мешать молящимся. Когда же силы детские истощились, надо уходить. Так, постепенно, надо увеличивать время пребывания в храме, удерживая ребенка на грани его сил. При этом необходимо объяснять ему: “Нужно учиться терпеть, переносить разные испытания в жизни. Сейчас ты не просто стоишь, тело твое молится, потому что стоит на молитве. Твое присутствие в храме делает тебя единым с Богом”.

Со временем надо научать детей молиться. Молитвы чистых детских сердец - удивительны. Ведь они не так удалены от духовного мира, как взрослые. Мы грехами своими удаляемся и маловерием страдаем. Но нередко приходится сталкиваться с тем, что дети бессмысленно и бездумно тараторят слова молитвословий. Но это уже не молитва, потому что в молитве должен участвовать ум. Первое правило святоотеческое: “Держи ум в словах молитвы”, подразумевает сознательное обращение к Богу, причем не механическое, холодное обращение, а со-переживание, чтобы сердце сопереживало уму. Поэтому надо совмещать общепринятые молитвословия, чтобы дети постепенно привыкали исполнять церковные правила и - приучать их к правильному образу молитвы, чтобы они начинали обращаться к Богу от сердца. Можно посоветовать исполнять детское правило соборне, всей семьей, пробужая в чадах живую веру, живую молитву.

† † †

Послушание, в котором мы стараемся воспитывать детей, очень важно. Оно может становиться основой, неким стержнем, что убережет детей от пагубных влияний, когда они уже выйдут из-под родительской опеки. Но ко всему надо подходить с рассуждением. Нельзя требовать послушания абсолютного, добиваясь его деспотическими мерами. Все должно быть движимо любовью. Послушания мы требуем не потому, что мы старше, опытнее, являемся главою семьи, а потому что любовь говорит нам, если мы не удержим ребенка в рамках послушания, он будет много страдать, когда вырастет. И строгость должна быть с любовью. Ни в коем случае нельзя принимать каких-нибудь решений в гневе. Сначала надо постараться внутренне успокоиться, покаяться, попросив у Бога вразумления (что и является нашей духовной жизнью), а потом говорить с детьми. Если же конфликт все же произошел (в определенном возрасте позволительно и выдрать ребенка, когда другие средства наказания не помогают), обязательно примирение, чтобы ребенок уснул, успокоившись. Тогда он будет понимать, что действие родителя не было вызвано греховным состоянием души. Иначе ничего полезного не будет, ребенок почувствует, что родитель находился в городости и поступил неправедно.

Воспитывая ребенка в послушании, мы должны прививать ему и навык самостоятельности. Если мы будем требовать беспрекословного, слепого подчинения, он потом будет не в состоянии принимать решения, не сможет ответственно жить в этом мире, страдая от своей нерешительности. Во времена строгого послушания, во времена “Домостроя” в детях воспитывали и самостоятельность. Родители поручали детям дело, а как его исполнять, решали они сами, потом держали ответ.

† † †

Нам недопустимо уходить в некую внутреннюю резервацию. Пытаясь замкнуться в церковной ограде, живя только для себя, мы нарушаем заповедь Божию о проповеди Евангелия, о привлечении людей к вере и крещению, о научении их всему тому, чему учит нас Бог. Опыт показывает, что со временем это приводит к сектантству.

Мы начинаем порою требовать с детей подвижнической жизни, стремясь воспитать из них преподобных отцов. Этим мы возлагаем на них бремена неудобоносимые, забывая, что сами-то мы преподобными не являемся. Совершенно очевидно, чтобы стать отцем преподобным, надо уйти из этого мира. Рассеяние, в котором пребывает современный человек, мало располагает к глубокой молитве.

Наш грехопадший опыт, запечатленный в нас самих нашими страстями, искаженным мировосприятием, продолжает жить и после благодатного посещения Божия. Отражается он и на наших детях, которые, возможно, и зачаты были, когда мы во Христа толком не веровали, или чем-то страстно увлекались, или находились в какой-нибудь ереси. “В беззакониих зачат есмь и во гресех роди мя мати моя” - говорит пророк Давид. О чем мы можем говорить, верно? Мы-то паки-паки в беззакониях зачаты и в куда больших гресех рождены. И детки наши все это в себе несут. В какой-то степени они проходят путь родителей. Поэтому предъявлять к ним очень жестких требований нельзя. Это стремление понятно, объяснимо, родители очень страдают от того, что их дети не таковы, как хотелось бы. В этом и заключается пресловутый спор отцов и детей. Родители пестуют детей с учетом собственных ошибок, а дети этих ошибок еще не разумеют. Они, может и исполнят то, что хотят отцы, но в свое время и по-своему. Следует относиться к ребенку с уважением. Апостол Павел говорит: “Дети, повинуйтесь своим родителям” “И вы, отцы, не раздражайте детей ваших” (Еф. 6, 1-4) - то есть не требуйте от них того, чего они не могут. Пока он мал, деваться ему, бедному, некуда, он терпит, но рано или поздно грядет бунт. Он хлопнет дверью и уйдет, при этом еще обругает Церковь, Православие и Бога нашего.

Мне знакома женщина, которая в Бога верует, но в церковь не ходит. Суровые родители в детстве жестоко заставляли ее исполнять церковные правила, а живой веры не преподали. Остался след в душе на всю жизнь.

Мы должны учитывать личностные качества ребенка, понимая: то, что в нем прорастает - это наше собственное. И супруга нашего, и бабушек-дедушек.

Кроме этого, известно, что дети воспроизводят поведение родителей, а не их поучения. Причем, бессознательно. Поэтому когда мы, став православными христианами, вполне искренне пытаемся жить по-христиански, то отсутствие духовного опыта, должного воспитания, правильного сознания того, что же есть вера христианская, не может не сказываться и на наших отношениях с детьми. Сколько бы мы не говорили детям, что нужно исполнять заповеди Божии, но если сами их при этом нарушаем, то ставим ребенка перед тяжелым выбором...

† † †

Не следует считать, что всю светскую культуру, науку, литературу нужно отторгнуть от воспитания. “Всякое искусство имеет право на существование, если оно помогает человеку сделать шаг к Богу”, - сказал Феофан Затворник.

К сожалению, сказать, что нужно выкинуть телевизор и совершенно не пользоваться компьютором, не получается...

Один священник, видя вред, который оказывает телевизор на детей, убрал его в сарай. Спустя некоторое время благочестивая монахиня, что труждалась при его церкви говорит: “Отче, телевизор-то ты верни. Ведь дети твои бегают к соседям и смотрят там все подряд”. Этот случай может служить примером, как поступать. Мудрые родители не запрещают, они контролируют. Конечно, с телевизором нужно быть крайне осторожным.

А то, что дети проходят в разном возрасте различные увлечения - это закономерно. Родители должны только следить, чтобы это не становилось страстью. Чтобы ознакомившись, ребенок увидел, что это неинтересно или неполезно, греховно. Когда он еще встретится с этим в жизни еще, то будет иметь мнение.

Ведь мы, взрослые, иемнно такой опыт и имеем. Вспоминая свою прошлую жизнь, можем сказать: и это было, и то - все это конечно, безобразие, и мы не вернемся к этому. Но в детках наших запечатлено что-то от прошлого. Это надо учитывать.

В каких-то случаях возможно и строгое воспитание. Знакомясь с ребятками, которые растут при монастырях, общинах, удаленных от центров цивилизации, необходимо признать, что они отличаются от наших, городских детей. Они - чище. Увы, город, конечно, пагубен. Но приходится жить там, где ты живеше: “Где тебя застала вера, там и будь” - учит нас апостол Павел. Со временем, по мере твоего духовного возрастания, изменения твоей жизни, твоего сознания, Господь управит и жизнь твою. Надо будет - выведет и в пустыню, детей твоих соделает угодниками Божиими. Невозможное человеку, возможно Богу. Когда мы в отчаянии видим, что ничего не можем сделать, надо усерднейшим образом молится. Только тогда, по нашей вере Господь совершит чудо и охранит наших детей от пагубных влияний современной психотронной цивилизации, разрушающей человеческую личность. Оградит от потока грязи и похоти, который на них изливается, в то или иное время выведет их к жизни чистой и святой.

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

СОВЕТЫ МАТУШКИ ЗИНАИДЫ

 

Православный Санкт-Петербург

 

Зинаида Николаевна — матушка протоиерея Виктора Грозовского и мама девятерых детей — дает наставления молодым родителям.

Главное дело родителя — все делать с молитвой. Уходит ребенок в школу, на занятия — обязательно помолиться за него, о его благополучном возвращении, чтобы Ангел-хранитель сохранил от соблазна, от напрасной смерти, от всего худого.

Если ребенок делает что-то недолжное, обязательно нужно его останавливать. Спросить: Господь смотрит на тебя, как ты думаешь, радуется Он или плачет, глядя на то, как ты себя ведешь? И дать ему самому ответить. Пробудить совесть, чтобы ребенок понял, что он делает что-то не то.

Когда были младше, ссорились, мирила их. Если нужно, наказывала, на поклоны ставила. Раз миром не смогли разобраться, так давайте вместе каяться перед Богом. Вместе с ними на коленки: прости нас, Господи, и помилуй.

Когда ребенок идет на исповедь, нужно его с вечера наставить, чтобы припомнил свои грешки, если нужно, записал. Бывает, что-нибудь по невниманию, забывчивости ускользнет. Лукавый не хочет, чтобы он как следует покаялся.

Если ребята видят, что их брат или сестра поступает нехорошо, делают друг другу замечания, пристыдить могут.

Все нужно делать с любовью, даже наказывать. Иногда под горячую руку хочется и поддать, но надо сдержаться, отойти, помолиться. Попросить у Бога, чтобы Он вразумил, какие слова сказать, чтобы ребенок понял. Надо стараться не делать ничего сгоряча.

Обязательно надо воспитывать детей в страхе Божием, но стараться от страха вести к совершенной сыновьей любви к Богу и молитвенному общению с Ним.

Божьей милостью, дети у нас покладистые. С младшими еще есть проблемы, у них переходный возраст 10-13 лет, ершистые немного. Думаю, что без любви и ласки никак не обойтись. У нас с батюшкой разделение: батюшка воспитывает строгостью, а я — лаской. Стараюсь, чтобы они не озлобились. Иногда батюшка даже сердится, что я очень быстро сглаживаю конфликты. Стараюсь, чтобы дети стремились домой, чтобы им было дома радостно. Они и выросли у меня домашними.

О храме

Вводить детей в храм надо еще до рождения. Когда мама носит ребенка под сердцем, она должна стараться часто исповедоваться и причащаться, дабы грехи не передавались по наследству детям. Уже родившихся младенцев, особенно если они слабенькие, причащать надо как можно чаще. А здоровеньких — каждое воскресенье или не реже одного раза в месяц.

За преданность Богу и Церкви диавол будет чинить всякие преграды, только бы вы не пошли в церковь к причастию… Молитесь, и Господь поможет преодолеть трудности.

Научаем детей подавать в храме записки за своих усопших родственников, за ныне здравствующих родных, друзей и благодетелей.

О молитве в домашней церкви

Молодым семьям необходима помощь Бога, ведь два разных человека, соединившись в Таинстве брака, еще до конца не понимают друг друга. Только Господь может помочь им в этом.

Домашняя церковь — это совместная, объединяющая всех нас молитва, когда отец, мать и дети по очереди читают молитвословия. Дети с самого рождения присутствуют на чтении молитвенного правила, мы приносили их еще в пеленках. Поэтому к семи-восьми годам они знают многие молитвы наизусть. Сразу после вечерней молитвы читаем по одной главе из Деяний Апостолов и Евангелия. Батюшка благословляет отходящих ко сну. Дети просят друг друга молиться, ведь завтра предстоят очередные труды, которые легко совершать, осознавая, что ко Господу летит не одинокая молитва труждающегося, а соборная молитва домашней церкви.

О духовниках

У некоторых моих детей есть духовные отцы. Желаю, чтобы у всех они были. Там, где иногда не хватает нашего авторитета и опыта, помогает Господь через духовного отца: по благодати батюшка находит такие слова, которые умягчают сердце ребенка и удаляют «сорную трава» в его душе.

О трудолюбии

Маленькому ребенку полезно давать какое-нибудь поручение, которое он должен регулярно выполнять. Например, убирать на место свои игрушки и книжки, поливать цветок, аккуратно складывать вещи на стульчике. По мере возрастания прибавлять послушания: заправлять постель, поддерживать порядок на столе, на книжной полке, в шкафу, убирать и мыть за собой посуду после еды, подметать пол.

Важно, чтобы каждому предмету в доме было отведено свое место, чтобы любой член семьи смог найти его и не тратить время на поиски.

«Друг друга тяготы носите…»

Учим детей помогать друг другу в учебе. Друг друга тяготы носите, и так исполните закон Христов. Если же враг рода человеческого будет подсовывать разные оправдания, чтобы под любым предлогом не исполнить просьбу своего брата, то надо совершить усилие над собой, попросить помощи у своего Ангела-хранителя, у Богородицы, и Господь укрепит и даст силы, чтобы помочь ближнему.

Особенно потребна поддержка в трудную минуту оступившемуся ребенку. Помогать ему нужно неназойливо и с любовью. Сообща ищем корень зла — грех. Учим за все благодарить Господа, ведь могло быть еще хуже. Советуем примириться и идти в храм, покаяться, попросить у Бога сил справиться с этим грехом.

О друзьях

Важно интересоваться, с кем дружат дети. Худое общение доброму не научит. Стараемся тактично объяснить, что ребенок должен положительно влиять на своего друга, поскольку сам уже на пути к Богу, а друг еще ничего не знает о Нем. Познакомившись с ним, поговорив, делаем для себя вывод, и тогда советуем или не советуем дружить.

Стараемся, чтобы дети всегда были под присмотром. Летом на нашем дачном участке всегда многолюдно и весело: настольный теннис, баскетбол, волейбол, беседы и песни у костра, чтение и рисование, шутки, розыгрыши, соревнования. Это сближает ребят, заставляет задуматься о том, почему поповские дети в субботу вечером и по воскресеньям предпочитают общению с друзьями — поход в церковь.

Летний отдых

Прошлым летом мы совершили свое первое путешествие всей семьей. Нас пригласили в подмосковное Переделкино, где расположена загородная резиденция Святейшего Патриарха. Все лето мы провели при монастыре, получили благословение Святейшего.

Дети поняли, что в монастыре надо вести себя тихо, смиренно. Особенно за трапезой, где читаются жития святых. Господь показал, что такое послушание, что значит делать то, что скажут, с первого раза, без всяких проволочек. Ребята читали за богослужением, прислуживали в церкви, пели в хоре, пасли коров, исполняли другие монастырские послушания.

В день отъезда у нас произошло небольшое недоразумение. Возвращаясь в Санкт-Петербург, старшие ребята поехали в Москву на электричке, а нас с малышами повезли на машине. Но из-за пробок на дороге машина задержалась и мы опоздали на поезд. Когда сдали билеты, нам вернули лишь половину суммы, денег на билеты не хватало. И тогда все, что ребята заработали в монастыре, вскладчину выложили до копеечки.

О милосердии

Как-то проходили мимо калеки, просившего подаяние.

— Мама, дай ему рубль или два, — говорит младшенькая.

— Я не могу, ведь я обещала тебе купить что-нибудь сладенькое, если отдам ему, то тебе ничего не достанется.

— Ладно, отдай ему, он, наверное, голодный, хлеба купит, ему нужнее.

— Я этого калеку видела и без очков, и без палочки, — вступает в разговор старшая.

— Может быть, он инвалид, на работу не устроиться, а кушать-то хочется, цены растут, пенсия небольшая.

— А, может, он обманывает?

— Если это так, то он грешит, но мы его не должны осуждать, наше дело пожалеть его и если есть возможность — помочь. Понятно?

— Да, мамочка…

О посте

К посту детей приучаем постепенно. До семилетнего возраста по средам и пятницам — постная пища, в остальные дни — какую Бог посылает. Стараемся соблюдать все четыре поста, как и положено по церковному Уставу. И дети так привыкают, что даже через две-три недели после Пасхи уже спрашивают, когда снова наступит пост. Приучаем в посту чаще исповедоваться и причащаться, запрещаем смотреть телевизор, ходить в гости, в театр и кино, блуждать по дебрям интернета.

О школе

Мои старшие дети учились в обычных школах, но никаких недоразумений, слава Богу, не было. В двунадесятые праздники мы отпрашивали их из школы или писали объяснительные записки.

Учителей ни в чем упрекнуть не могу, да и права не имею. Им говорили, что Бога нет, и они это же внушали нашим детям. Но, слава Богу, Он открыл Себя нашим деточкам раньше, чем они пошли в школу, потому что в нашей семье милостью Божьей есть домашняя церковь.

О слове и чтении

Обращаем внимание на речь детей. Изредка в ней появляются слова, принесенные с улицы. Объясняем, что Господь дал Адаму и Еве дар речи для общения с Создателем и между собой, а диавол подсовывает такие словечки, за которые Господь на Страшном Суде не похвалит.

Раньше я сама придумывала сказки своим детям, теперь, когда появилось много душеполезных книг, читаю младшим притчи Иисуса в изложении для маленьких, рассказы о церковной истории, о Ветхом и Новом Завете.

Если в доме появляется новая хорошая книга, то старшие читают ее по очереди вслух. Недавно с интересом прочитали книги протоиерея Глеба Каледы «Домашняя церковь» и священника Артемия Владимирова «Учебник жизни».

Хорошая книга учит и нас, и детей, как духовно опытные люди поступают в разных жизненных ситуациях, как им удается творить все свои дела с молитвой, как помогает Господь, когда к Нему обращаются с искренней детской просьбой.

† † †

Я — матушка, мне Бог велел быть для детей примером послушания. Смиряюсь, делая что-нибудь за кого-то. Когда подрастет и появятся уже свои дети, он вспомнит, как мама поступала: всегда ли старалась добиваться своего или иногда уступала, видя, что человек устал, например. Бывает, иной раз приходят из школы и ложатся спать как малыши, потому что устают. Порой и надо потребовать что-то, но вижу, что нет у ребенка сил.

Хочется пожелать всем молодым папам и мамам помощи Божьей в нелегком труде воспитания своих чад.

Матушка Зинаида, супруга протоиерея Виктора Грозовского, мать девятерых детей.

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Я первый раз повела сына к причастию, когда ему почти исполнилось три года.

Мы приходили в Храм минут за 20 до причастия. Иногда раньше. Он стоял, облокотившись на меня. В нашем храме много маленьких прихожан. Сейчас сыну уже девять лет. С Семи лет он ходит к исповеди. и, конечно, выстаивает всю службу. Правда, это случается реже , чем бы хотелось - у нас слишком много светских обязательств - моя работа, его школа, его дополнительные занятия. К сожалению, пост соблюдать в смысле воздеожания от пищи он не может - он и так ест плохо, да и были проблемы с хелудком. Батюшка наш пока разрешает ему не поститься. Во время постов мы стараемся читать больше православной литературы. Он и сам читает, и я ему читаю перед сном вслух. Телевизор в нашей семье почти не смотрят. Но "Мастера и Маргариту" я смотреть собираюсь.

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Олюнюшка, вы и так молодцы, от вас (от сыночка) большего и не требуется. Главное, чтобы это осталось на всю жизнь в его душе (необходимость молитвы, очищения и причащения).

Дай Бог здоровья Вашему семейству!

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Спасибо, Аксинья, на добром слове.

Храни Господь Вас и Ваших близких.

 

Однако, сейчас в некоторых школах вводят в программу предметы, близкие к религии. "Религиоведение", " Историю церкви" или "Историю религии"... Преподают эти предметы часто "случайные" люди. Насколько это нужно и допустимо ? Мне кажется, что в нашем светском государстве религиозная жизнь является прерогативой семьи. И именно семья и должна заниматься религиозным воспитанием. Если есть желание и возможность - хорошо, чтобы ребенок занимался в воскресной школе. Плюсом таких школ является и то, что там формируется малая детская община, дети общаются с себе подобными. Православие становится нормой их жизни и жизни их друзей.

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Согласна с вами.

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи

Создать аккаунт

Зарегистрировать новый аккаунт в нашем сообществе. Это несложно!

Зарегистрировать новый аккаунт

Войти

Есть аккаунт? Войти.

Войти
×
×
  • Создать...