Яндекс.Метрика
Перейти к контенту

Введение во храм Пресвятой Богородицы


Рекомендуемые сообщения

Сегодня праздник Введения Пресвятой Богородицы. Предвкушение Рождества Христова!

С праздником Вас дорогие! ^swoon^

 

 

32084.jpg vhb.jpg

 

 

Введение во храм Пресвятой Богородицы

21 ноября (4 декабря)

(О празднике Введения во храм Пресвятой Владыцицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии)

 

4 декабря Святая Православная Церковь празднует один из своих двунадесятых праздников - Введение во храм Пресвятой Богородицы. Почему этот день является праздничным? Что означает это событие - введение во храм - для людей, для православных, для всего человечества?

К сожалению, Священное Писание оставило для нас крайне мало сведений о Д-еве Марии, и, тем более, о Ее детских годах. Соответственно, о событии введения Ее в храм Писание не говорит ничего. В большей степени мы знаем о жизни Богородицы из Священного Предания, а о введении повествовало некое апокрифическое протоевангелие Иакова, написанное во втором веке и впоследствии дополненное и расширенное откровениями святых отцов и учителей Церкви.

Кто смотрел наши предыдущие передачи, знает, что родители Пресвятой Богородицы - святые Иоаким и Анна долгое время не имели детей, а это в тогдашней Иудее считалось наказанием Божиим за грехи. Каждый правоверный иудей желал, чтобы именно от него в мир пришел обещанный пророками Мессия и спас народ Израиля от вечного рабства, нищеты и лишений. И поэтому неплодство расценивалось как оставление Богом такой семьи. Иоаким и Анна, не имея детей, долго и горячо молились Богу, и Господь, по их молитвам и праведной жизни даровал им долгожданного ребенка. Родилась девочка, которую родители назвали Марией...

В своих молитвах к Богу святая чета обещала, что если Господь соблаговолит подарить им ребенка, то они посвятят чадо Ему. В тогдашней Иудее люди часто давали обеты посвящения себя Богу, причем обеты давали и женщины, и мужчины. Девушки, обычно, давали обет на некоторое время, до замужества; вловицы обычно посвящали себя Богу до конца своей жизни (вспомним пророчицу Анну, дочь Фануилову); мужчины, посвятившие себя Богу, назывались назореями: они давали обет не вступать в брак, воздерживаться от употребления вина и всяких опьяняющих напитков и не стричь волос. (Обычно назорейство продолжалось определенное время, оно было принимаемо добровольно, по разным побуждениям, но иногда родители давали обет назорейства за своих детей: и именно в том случае, когда они, не имея детей, желали получить их от Бога). Все эти обеты свято выполнялись...

Шло время. Юная Мария росла в окружении любви и счастья. Ее родители сумели передать Ей свою веру в Бога, свою любовь к Нему... Когда Марии исполнилось три года, пришло время исполнить обет, данный Богу. Закон иудейский не требовал такого скорого исполнения (в столь раннем возрасте ребенка), да и родители, так долго ждавшие появления Марии на свет, я думаю, очень не хотели расставаться с любимейшим чадом, но юная Мария имела столько горения, столько рвения к Богу, что Сама почувствовала неудержимое желание как можно скорее посвятить Себя Богу.

Предание повествует о том, что в Назарете к торжеству были приглашены все родственники и знакомые святой семьи. Пречистую Д-еву Марию украсили с царским великолепием, и процессия двинулась из Назарета в Иерусалим. Впереди шли молодые девушки с зажженными свечами, как свидетельствует святой Тарасий, архиепископ Константинопольский, вложивший впоследствии в уста святой Анны такие слова: "Начните шествие девы, носящие свечи, и предшествуйте мне и Богоотроковице" ; затем шли родители, один с одной стороны, другая - с другой взявшие за руки данную Богом Дочь; а за ними - все остальные родственники и знакомые. Три дня продолжалось это торжественное шествие и, наконец, достигло Иерусалимского храма.

Храм этот был вторым, построенным после храма Соломона. Храм же Соломонов был разрушен Навуходоносором, царем Вавилонским. Второй храм назывался храмом Зоровавеля, поскольку был заново построен спустя 52 года после разрушения первого, а тогдашним царем Иудейским был Зоровавель. Зоровавелев храм был уже не столь великолепным, как храм Соломона. В нем уже не было Ковчега завета, обложенного со всех сторон золотом, скрижалей, зацветшего жезла Ааронова. Все эти иудейские святыни, которым поклонялись с начала времен, были утрачены. Алтарь был пуст, здесь был только жертвенник... И здесь, братья и сестры, начинается граница между Старым и Новым Заветами. К храму приходит Та, через Которую Алтарь, Святая Святых храма заполнится, Та, через Которую слава второго храма воссияет сильнее славы первого, во исполнения пророчеств: "Внезапно придет в храм Свой Господь, Которого вы ищете, и Ангел Завета, Которого вы желаете..." (Мал.3,1).

Д-ева Мария подошла к храму и стала на первую ступеньку. В храм вели 15 высоких ступеней, входя по которым, священнослужители поочередно читали 15 псалмов Давида. Псалмы эти носят в Писании название Песнь Восхождения или Песнь Степеней (119-133). Захария, бывший в то время первосвященником подошел было к Д-еве, чтобы помочь Ей взобраться по ступеням вверх, но трехлетняя Мария Сама, без всякой помощи взошла по ступеням внутрь храма. Захария, объятый Духом Святым, как говорит об этом блаженный Феофилакт, воскликнул: "О, чистая Отроковица! О, flirt, не знающая соблазна! О, Девица прекрасная! О, украшение жен! О, краса дочерей! Ты благословенна между женами! Ты в высшей степени прославлена чистотой, Ты запечатлена девством, Ты - разрешение клятвы Адама"! Подойдя к Марии, Захария, по откровению Божьему, взял Ее за руку и ввел во Святая Святых храма, в то место, куда никто не имел права входить, кроме первосвященника, и то, один раз в год, в праздник Очищения, чтобы принести жертву Богу! Здесь, за второй завесой, в Святая Святых Иерусалимского храма, превосвященник Захария определил Пречистой Д-еве место для молитвы. Всем же остальным, живущим в храме, по словам святых Кирилла Александрийского и Григория Нисского, отводилось место для молитвы между церковью и алтарем...

Так Пречистая Д-ева была введена во храм, так началась Ее жизнь для нашего с вами спасения. Помогать Ей были призваны те девушки, которые уже жили в храме и знали все премудрости этой жизни. Дни Марии проходили в рукоделии и молитве. Причем, обдадая цепким умом, Она вскоре превзошла Своих учителей и в одном и в другом. Мы с вами знаем из Писания, что Она соткала Своему Сыну хитон без единого шва. Шло время, и все больше времени Пресвятая Богородица посвящала молитве. Она все чаще и чаще приходила за вторую завесу, где Ей прислуживали Ангелы. Архангел Гавриил, бывший Ее небесным покровителем, приносил Ей еду, поучал Ее, и все более Д-ева мария укреплялась в Своей вере. Пребывая с Ангелами в Святая Святых, Пречистая Д-ева пожелала вечно жить в ангельской чистоте, обручив Себя Богу. По свидетельству Святых Отцов - Она первая обручила Свое девство Богу, поскольку в Ветхом Завете необычно было девам не вступать в брак, так как супружество ценилось больше, чем девство (см. третий абзац).

Когда Ей исполнилось 14 лет, пришла пора окончанию обета. К тому времени родители Марии уже отошли ко Господу, и ничто Ее уже не удерживало в мире. У священнослужителей возникла дилемма: с одной стороны они не могли оставить Ее в храме, поскольку обет закончен, а с другой стороны - не могли лишить Ее желания дать новый обет Богу, обет девства. После долгой молитвы, первосвященнику было откровение Божие... Так Пресвятая Владычица была обручена с Иосифом. Так началось наше спасение.

Всякий раз, братья и сестры, когда мы вспоминаем это событие, каждый из нас должен задуматься над тем, какие же полезные для себя уроки необходимо извлечь из этого праздника. Во-первых, мы видим исполнение родителями Пресвятой Д-евы их обещания Богу. Во-вторых, — ту любовь Отроковицы Марии к храму и к Своему Господу. В-третьих, видим, какое воспитание она получила в храме. И, наконец, как итог, — Ее жизнь, полностью, без остатка отданная на служение Богу. Нам есть чему поучиться! Еще в Ветхом Завете царь и пророк Давид в 26-м псалме восклицает: «Одного просил я у Господа, того только ищу, чтобы пребывать мне в доме Господнем во все дни жизни моей, созерцать красоту Господню и посещать храм Его…"

Я не случайно обратил ваше внимание на эти слова ветхозаветного пророка и псалмопевца. И вот почему. К сожалению, так свидетельствует наша жизнь, мы не достаточно любим храм Божий. Правда, по возможности мы стараемся прийти сюда несколько раз в год: на Пасху, на Рождество, на Крещение (надо же домой водичку святую принести!), ну и еще, в лучшем случае, несколько раз. И все. А вот в образе Д-евы Марии мы видим совершенно иное отношение к храму Божию. Она не мыслила Своей жизни без храма, как не мыслили свою жизнь без храма подвижники веры и благочестия, потому что для каждого истинно верующего во Христа человека, храм — это, прежде всего, дом Божий, в котором происходит встреча человека с Самим Богом в тех Таинствах Церковных, в тех богослужениях, которые здесь совершаются. Здесь, в храме, токами изливается обильная благодать Божия, всегда «немощная врачующая и оскудевающая восполняющая»; здесь, в храме, мы можем слышать те слова, которые побуждают нашу душу и сердце вознестись от этой бренной, грешной, земной юдоли в обители Отца нашего Небесного. Здесь, в храме, во время богослужений нам, живущим еще на земле людям, открывается эта возможность вознестись на Небо. Не случайно за каждой Божественной литургией мы слышим призыв священника: «Горе имеим сердца». Это призыв к тому, чтобы все мы устремились к горнему, небесному; отрешились от земли, забыли, хотя бы на время, свои проблемы, невзгоды, нестроения, которые окружают нас во множестве в земной жизни, и полностью отдали свои сердца и души Богу. Вот, к чему призывает нас этот возглас cвященнослужителя!

Или другие слова, которые мы слышим за Божественной литургией: «Благодарим Господа!» А спросим себя, воздаем ли мы в своей жизни достойную благодарность нашему Богу? Конечно, здесь может возникнуть вопрос: «А как можно достойно благодарить Бога, да и нуждается ли Он в этом?» Конечно, мы не можем добавить света солнцу, зажигая на земле множество костров. Нет! И, наверное, благодарность, которую мы должны приносить Богу, нужна не столько Ему, сколько нам самим. Не случайно поэтому, один из святых отцов нашей Церкви говорил, что всякая наша благодарность Богу есть ни что иное, как протянутая рука за новыми милостями Божиими. А мы не благодарим Господа за Его милость. Нам кажется, что все, чем мы обладаем, мы имеем благодаря личным нашим заслугам, возможностям и талантам. И тут мы забываем, что ведь те же таланты, как и сама жизнь, есть ни что иное, как бесценный дар, полученный нами от Бога по Его великому милосердию к нам, грешным! И уже за этот дар мы должны неустанно и непрестанно благодарить нашего Господа.

А вот другой призыв, звучащий за богослужением из уст священнослужителя: «Миром Господу помолимся». В этих словах двойной смысл. Прежде всего, миром — значит, все мы вместе, находящиеся под сводами этого храма, сейчас должны возвысить свою молитву к Богу «едиными усты и единым сердцем». Но здесь есть и другой смысл. Миром — с мирным сердцем, в котором нет ни злобы, ни черствости, ни зависти, ни ненависти; ничего того, что не должно быть в жизни верующего православного человека. А теперь давайте спросим самих себя: «Когда я слышу этот призыв, имею ли я мир в своем сердце. А не думаю ли я с неприязнью, с раздражением о том или ином человеке, может быть, даже впервые увиденном мною здесь, в храме, который мельтешит передо мною и мешает мне с миром помолиться?» Нужно отгонять подобные мысли и, как бы, закрыв свои физические глаза, постараться открыть глаза своего сердца для того, чтобы, не видя ни внешнее окружение, даже ни храмовый интерьер перед собою в этот момент, поставить себя пред Богом. Для этого мы и приходим в храм — чтобы поставить себя пред Богом!

Зададим себе другой вопрос: «Если я иду в храм, чтобы встретить там Бога, то, как я должен готовиться к этой встрече?» Вот если мы приглашены в гости, то, как мы себя тщательно готовим: и внешне украшаем себя, и подарки покупаем. Теперь другой вопрос: в храм мы приходим не к человеку, а к Богу. Как же мы должны готовить себя к этой встрече? Для нас, к сожалению, иногда посещение храма бывает настолько обыденным и формальным, что мы даже не задумываемся над тем, куда идем. Вот пошел на рынок, который находится здесь, за оградой, а потом надо вроде бы в храм забежать, свечку поставить, а то давеча во сне что-то нехорошее видел. Пришел, поставил свечку и считаю, что сделал великое дело! Нет, не так мы должны переступать церковный порог! С благоговением, трепетом, со страхом Божиим всякий раз мы должны пребывать здесь, в храме, потому что, я еще раз напоминаю, за теми богослужениями и Таинствами, которые здесь совершаются, человек встречается с Богом. А мы в храме свободно разговариваем во время службы, можем передвигаться с места на место. Нет, братья и сестры, уж коли пришли сюда, то будем стоять со страхом и трепетом, отдавая себе отчет в том, что мы предстоим перед Богом. И не случайно, так много подсвечников в каждом православном храме, на которых мы возжигаем свечи. Эти свечи напоминают нам о том, как наше сердце должно гореть во время нашего предстояния перед Богом.

Хотелось бы также обратить ваше внимание на то, что, пребывая в храме Божием, живя и назидаясь в нем, Пресвятая Д-ева Мария взошла во Святая Святых. И все мы, без исключения, призваны к этому же восхождению во Святая Святых. Конечно, я не говорю о том, что каждый из нас должен обязательно войти в алтарь наших православных храмов, нет. Я говорю о той духовной высоте, той святости, к которой каждый из нас, верующих людей, призван. Достигнуть этой святости должны мы все. Вспомните, Пречистая Д-ева, впервые приведенная в Иерусалимский храм, была поставлена на первую ступеньку, и она самостоятельно поднялась по всем 15-ти ступеням храма. И мы тоже должны подниматься, но по лестнице духовного совершенствования с первой ступени, на которую мы были поставлены в таинстве Крещения, все выше и выше, к тому самому совершенству, именуемому Святая Святых.

 

С праздником, православные! Мир вам, братья и сестры!

 

(использовалась часть проповеди протоиерея Валерия Захарова на праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы).

http://st-sobor.belnet.ru/vved.htm

 

 

Днесь благоволения Божия предображение, и человеков спасения проповедание, в храме Божии ясно Д-ева является, и Христа всем предвозвещает. Той и мы велегласно возопиим: радуйся смотрения Зиждителева исполнение.

(Тропарь, глас 4-й)

 

 

Пречистый Храм Спасов, многоценный чертог и Д-ева, священное сокровище славы Божия, днесь вводится в дом Господень, благодать совводящи, яже в Дусе Божественном, Юже воспевают Ангели Божии: Сия есть селение небесное.

(Кондак, глас 4-й)

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи

Создать аккаунт

Зарегистрировать новый аккаунт в нашем сообществе. Это несложно!

Зарегистрировать новый аккаунт

Войти

Есть аккаунт? Войти.

Войти
×
×
  • Создать...