Перейти к содержимому


Фотография

Сколько времени необходимо уделять общению с ребен


  • Авторизуйтесь для ответа в теме
Сообщений в теме: 42

#1 OFFLINE   Dilema

Dilema

    в тихом омуте...

  • Модератор
  • PipPipPipPipPip
  • 1 617 сообщений
  • Город:Москва
  • 1-й ребёнок:Анастасия 18.08.96
  • 2-й ребёнок:Наталья 09.09.98
  • 3-й ребёнок:Алексей 26.12.01
  • Меня зовут: Марина

Отправлено 17 Ноябрь 2006 - 22:39

"Сколько времени уделяете ребенку?" - этот вопрос вы наверняка встречали в анкетах для родителей. "Необходимо больше быть с детьми", - пишут в многочисленных педагогических статьях и говорят в публичных лекциях. Однако, если спросить ребенка, сколько времени в воскресенье он провел с мамой или папой, он вряд ли будет точен. Зато он подробно расскажет, что именно он делал с родителями и было ли ему это приятно: "Мы ходили в луна-парк, а затем зашли в кафе, ели мороженое. Мне так понравилось летать с папой в самолете..." Ребенку важно не количество проведенного с ним времени, а как оно проведено. Иногда десять минут, проведенные в сердечной беседе (в психологическом смысле слова), для ребенка значат гораздо больше, чем целый день, проведенный с вами вместе, но когда вы, сдерживая зевоту, просто присутствовали в его играх.

Часть времени дошкольник и младший школьник проводят, играя сами с собой, с друзьями, в детском саду или школе, занимаясь рисованием, конструированием, чтением и т. д. Но кроме всего этого ему необходимо общаться с вами.

Ребенок до трех лет очень чувствует ваше присутствие в том пространстве, где пребывает он сам. Иногда кажется, что ребенку все равно, чем занят родитель, лишь бы он был рядом. В этот период жизни взрослый, находясь рядом с ребенком, создает у него необходимое чувство безопасности.

Обратимся к экспериментальным исследованиям известного американского ученого Г. Ф. Харлоу с нашими наиближайшими родственниками - обезьянами. Когда перед детенышами макаки ставили механически двигающегося и бьющего в барабан медвежонка, то они в ужасе убегали и прятались где-нибудь в уголке комнаты. Однако если вблизи находилась мать, то они быстро ее находили, прижимались к ней и сразу успокаивались, начинали рассматривать неизвестный, наводящий ужас предмет, потом потихоньку приближались к нему, прикасались, изучали его.

Детеныши пересиливали себя, потому что ощущали себя более безопасно из-за присутствия матери. В такой же ситуации обезьянки без матери надолго замирали в уголке, отказываясь от исследования неизвестного. Этот эксперимент я вспоминаю каждый раз, когда вижу подобные сценки: мать с трехлетним ребенком приходит в гости к подруге. Кажется, что никакая сила не способна оторвать ребенка от платья матери - так крепко он в него вцепился. Однако проходит некоторое время, и малыш начинает "вылеты" с "авианосца-матери", постоянно возвращаясь обратно. Еще немного - и малыш совсем свободно чувствует себя в новой обстановке, иногда приходится даже усмирять его.

Ребенку более старшего возраста необходимо не просто близкое присутствие взрослого, а искреннее общение с родителем как личности с личностью. Он хочет переживать чувство общности с ними, принадлежности к семье, стремится к тому, чтобы его уважали, считались с ним, с его мнением. И здесь особенно важно, как именно проводить с сыном или дочерью время. Не сколько времени вы пробыли с ребенком, а что и как делали вместе, имеет решающее значение.
Изображение Изображение
Изображение Изображение Изображение

#2 OFFLINE   Dilema

Dilema

    в тихом омуте...

  • Модератор
  • PipPipPipPipPip
  • 1 617 сообщений
  • Город:Москва
  • 1-й ребёнок:Анастасия 18.08.96
  • 2-й ребёнок:Наталья 09.09.98
  • 3-й ребёнок:Алексей 26.12.01
  • Меня зовут: Марина

Отправлено 17 Ноябрь 2006 - 22:40

ПРОДОЛЖЕНИЕ.

Поясним это примером, который каждый из вас может видеть довольно часто.

Мать и ребенок утром идут в детский сад. Мать что-то говорит, ребенок отвечает, сам спрашивает о чем-то. Только десять минут, а у обоих впечатление хорошо проведенного времени, ощущение общности, которое так хочется повторить. Другая пара - мать тащит за руку неохотно идущего малыша. Оба идут молча. Мать мысленно уже на работе, малыш - в так непривлекательном детском саду. Они не общаются, они просто рядом.

"Жизнь настолько напряженна, что у меня не хватает времени заниматься с ребенком", - часто говорят родители. Разрешите не поверить. В сущности, какого-то специального времени для этого не надо. Достаточно и тех промежутков времени, когда вы дома, субботы и воскресенья. При этом совсем не обязательно, чтобы каждую свободную минуту вы чем-то занимались с ребенком, играли, рассказывали. Не надо мучиться мыслью, что вы уделяете ему недостаточно времени.

У каждого человека периодически возникает состояние, когда часами, днями он не хочет ни с кем говорить, общаться, чувствует усталость, раздражение и хочет остаться наедине с самим собой. И вы в этом отношении не исключение. Лучше такие часы пережить с самим собой, чем принуждать себя к "необходимому общению" с ребенком. Если вы в таком состоянии вышли погулять с ребенком, ему вряд ли удастся даже самыми сердечными рассказами привлечь к себе внимание - вы весь в себе. Что проку от такого "общения"? Зачем тогда тратить время? Это неразумно и неэкономно с вашей стороны Играйте, гуляйте с ребенком тогда, когда вы действительно настроены общаться с ним. Время, проведенное с сыном или дочерью только по родительскому долгу, мало приносит радости обоим.

Иногда родителям бывает трудно сообразить, о чем говорить с ребенком, чем заняться с ним. Если вы уделите ему внимание искренне, то можете не волноваться, он сам за вас решит эту проблему. Чего-чего, а выдумки, оригинальности в этом деле детям не занимать. Не мешайте им, и вы быстро очутитесь втянутыми в разнообразнейшие мероприятия.

Начнем с разговора как с самой привычной формы общения взрослых. Дети вообще очень интересуются своими родителями, им хочется узнать, что вы делаете, когда не бываете с ними, о чем говорите с другими, где работаете и с какими трудностями сталкиваетесь. Если будете слушать и отвечать, вас просто погрузят в море вопросов о том, как устроен автомобиль, откуда появляются дети, почему зимой холодно, а летом жарко. Вам, наверное, тоже станет интересно, что делает ребенок в садике, в школе, с кем он дружит, что его волнует, что он думает о жизни. Уверен, что вы узнаете много нового друг о друге, почувствуете, что стали ближе друг другу. Больше разговоров дети любят дела. Вы собрались чем-то заняться вместе с ребенком. Чем и как? Возможно несколько вариантов.

1. Вы предлагаете ребенку подключиться к выбранному вами занятию. Например, берете его с собой на рыбалку, в поход, в мастерскую, приглашаете присоединиться к уборке квартиры, приготовлению пищи и т. п. Участвуя в ваших делах, ребенок познает мир и занятия взрослых. Если вы сумели найти общий язык с ребенком, согласовать действия, даже самая тяжелая работа станет для него большим удовольствием. Главное - не задавить ребенка своим авторитетом, опытом, "мудростью", оставить ему место для инициативы, творчества, возможности ошибаться. Последнее особенно важно, так как упреки, если он что-то делает не так, как надо, сразу отнимают у ребенка желание заниматься сообща с вами. Конечно, трудно удержаться от наставничества. Однако вам незачем волноваться из-за несовершенства своего ребенка. Во-первых, он растет и развивается, учится на своих ошибках сам. Во-вторых, если он был бы безупречным, он не был бы вашим ребенком (вы-то, наверное, не считаете себя совершенством?).

2. Вы вместе с ребенком решаете, что делать, сообща придумываете интересное занятие. Тут главное, чтобы
выбор был в равной мере предпочтителен для обоих, иначе один из вас будет чувствовать, что делает что-то ради другого, хотя намеревался и сам лично получить удовольствие от выбранного занятия. Принятие решения должно быть демократично от начала до конца. Это непростое дело! Дети, да и вы тоже, должны научиться находить общее решение без ущерба кому-либо. Варианты совместных дел могут быть самые разнообразные: от прогулки на лодке до разыгрывания спектакля в домашнем кукольном театре. Для многих семей выбор общего занятия становится истинным откровением, ориентиром, как общаться, как проводить время вместе. Считаю, что, скажем, еженедельный совет семьи по вопросу, что делать в воскресенье, улучшает жизнь семьи вообще.

3. Вы подключаетесь к детской деятельности. Например, принимаете роль игрового партнера ребенка. В этом
случае вы подчинены ему и логике самой игры. На время вы не руководитель, авторитет, родитель, а равноправный участник игры.

Если первые два варианта мы достаточно часто встречали в семейной жизни, то о третьем этого не скажем. До недавнего времени детская игра вообще считалась чепухой, на нее мало обращали внимания как родители, так и педагоги: "Это детская забава, пусть они ею и занимаются". Только в середине XX столетия психологи стали изучать игру и рассматривать ее как важный фактор психического развития ребенка. Теперь мы знаем, что игра в жизни детей имеет столь же большое значение, как во взрослой жизни - общение, творческая работа. Игра - это детский способ осмысления окружающего его мира, включения в мир взрослых и имеет все права на уважение. Играть с ребенком - это не значит стать маленьким, забавляться. Кроме удовольствия от совместной игры вы ясно поймете, чем занимаются ваши сын или дочь, что их волнует.
Изображение Изображение
Изображение Изображение Изображение

#3 OFFLINE   Dilema

Dilema

    в тихом омуте...

  • Модератор
  • PipPipPipPipPip
  • 1 617 сообщений
  • Город:Москва
  • 1-й ребёнок:Анастасия 18.08.96
  • 2-й ребёнок:Наталья 09.09.98
  • 3-й ребёнок:Алексей 26.12.01
  • Меня зовут: Марина

Отправлено 17 Ноябрь 2006 - 22:41

ПРОДОЛЖЕНИЕ.

Итак, вообразим, что вы решили попробовать. Получили роль шофера, везете детей - кукол дочери - в детский сад или в зоопарк, потом идете в гости, путешествуете по реке. "Изнутри" детская игра кажется значительно серьезнее, глубже. В ней развертываются настоящие жизненные драмы, решаются проблемы. Она, увидите, имеет глубокий смысл, о котором мы часто и не подозреваем. Поэтому совместная игра - это один из лучших способов узнать, что волнует ребенка, как он воспринимает окружающих людей, в том числе и вас.

Попробуйте хотя бы так. Поиграйте в семью. Возьмите себе роль ребенка, а ребенок пусть будет отцом или матерью. Хотя фантазия ребенка чрезвычайно богата, то, во что он обычно играет, мало выходит за рамки опыта, полученного в семье. Прислушайтесь, что он (она) говорит, будучи родителем, как обращается с "ребенком" - ласково, сердито, грубо или назойливо, - и вы увидите себя в зеркале своего наследника. Уверен, многое вас удивит и заставит задуматься. Кроме этой личной выгоды в игре, у вас есть прекрасная возможность показать ребенку, что вы сами чувствуете, общаясь с ним, какое его поведение вас будоражит. Вы даже можете несколько корригировать поведение ребенка во время подобной игры. Например, что-то в его поведении вас выводит из терпения. Скажем, по утрам, когда нужно спешить, хотя вы заранее договорились, как будете действовать, ребенок пренебрегает этим и начинает по разным поводам капризничать. Вечером сыграйте его поведение как можно образнее, пусть он сам в роли отца или матери попробует справиться с этой ситуацией Может быть, ребенок в игре, в спокойном состоянии иначе посмотрит на свое поведение и поймет, почему родители не слишком вежливо обходятся с ним при таких обстоятельствах.

Однако чрезмерно увлекаться подобными "примерами" психологической коррекции не следует - ребенку вы можете стать непривлекательным партнером. В первую очередь игра - это обоюдное удовольствие. И не забывайте, что в игре лидер и авторитет - ребенок, а вы - робкий ученик. Не переступайте границ своих полномочий.

Все три варианта общения с ребенком имеют свои положительные стороны. Каждый из них желателен или даже необходим для полноценного общения. Когда вы включаете ребенка в свою деятельность, он приобщается к миру взрослых, чувствует свою значимость, научается придерживаться определенных норм поведения не потому, что вы так велите, а потому, что таковы требования самой деятельности. В другом варианте, когда вы сообща решаете, что делать, ребенок научается демократическому общению: способам, как выбрать то, что всем, а не ему одному нравится. Он учится общаться на равных. В третьем случае, когда вы включаетесь в детскую деятельность, вы сами учитесь понимать ребенка, а ребенок от совместных игр, где он играет первую скрипку, получает чувство собственной значимости, повышается его самооценка и возникает чувство партнерства с родителями.

И главное. Во всех случаях, если ребенок получает удовольствие от совместного общения, он чувствует, что вы его любите, и сам начинает испытывать к вам более теплые чувства.

Источник: Гинтарас Хоментаускас "Семья глазами ребенка".
My Webpage
Изображение Изображение
Изображение Изображение Изображение

#4 OFFLINE   Nadik

Nadik

    Новичок

  • Новичок
  • 8 сообщений
  • Город:Мытищи
  • 1-й ребёнок:Настя 08.06.04
  • Меня зовут: Надя

Отправлено 12 Декабрь 2010 - 20:06

Очень интересная статья, да, с детьми надо общаться, видеть в них личность, рассказывать им о себе и их внимательно слушать. Мы с дочкой пока в детский сад идём, столько всего обсуждаем. Если не знаете, о чём говорить, можно о просто о погоде, какая она сегодня, какое время года сейчас, месяц, любите ли вы такую погоду и т.д. Делиться своими ощущениями, и ребёнок будет делиться своими.

#5 OFFLINE   Strom

Strom

    Новичок

  • Участники
  • 78 сообщений
  • Город:Москва

Отправлено 10 Март 2011 - 16:47

Прислушайтесь, что он (она) говорит, будучи родителем, как обращается с "ребенком" - ласково, сердито, грубо или назойливо, - и вы увидите себя в зеркале своего наследника

Доча однажды в игре изображала бабушку (свекровь). Я узнала про себя столько интересного :biggrin: ^swoon^

#6 OFFLINE   Navi

Navi

    Новичок

  • Участники
  • 41 сообщений
  • Город:Москва сити
  • 1-й ребёнок:Максим 05.02.08
  • Меня зовут: Оля

Отправлено 20 Март 2011 - 17:44

Очень полезная статейка, спасибо вам! Деткам обязательно нужно приделять внимание.
Вот стянула из инета:
"Если родители адекватно оценивают личностные качества и поступки детей, вовремя замечают недостатки и стараются их исправить в виде критических замечаний, рекомендаций, советов и т. д., то в этом случае оценка, полученная ребенком в общении с родителями, помогает ему правильно оценить себя с точки зрения собственных возможностей в разных сферах деятельности, знаний и умений в той или иной области, а также своего морального облика, внешности и т. д., что является одной из важных предпосылок формирования адекватной самооценки."

Доча однажды в игре изображала бабушку (свекровь). Я узнала про себя столько интересного :biggrin: ^swoon^

Когда детки начинают говорить, то от них можно узнать много всего интересного об окружающих.. Особенно родственниках. Поэтому, всегда нужно следить за своими действиями и словами. Мне свекровь тоже уже говорит, чтоб мы следиди за собой, а то говорит, будет у нашего сыночка расспрашивать что мы делаем, что говорим, как себя ведем. Очень следим и за своими действиями..

#7 OFFLINE   Марысъя

Марысъя

    Новичок

  • Новичок
  • 10 сообщений
  • Город:Москва
  • Дети:хочу ребенка

Отправлено 18 Апрель 2011 - 12:29

Интересная тема!
Я у вас недавно и прочитала с удовольствием.
Очень полезные рассуждения, есть о чем задуматься.
Пока для нас этот вопрос не очень актуален, т.к. я сижу с ребенком дома. И времени на общение уходит столько, сколько он требует.
Но все измениться, когда с осени в сад пойдем. Даже и не знаю..

#8 OFFLINE   kristyyy

kristyyy

    Новичок

  • Участники
  • 27 сообщений
  • Город:Тамбов
  • Меня зовут: Кристинка

Отправлено 04 Июнь 2011 - 11:46

Мне кажется, что внимание ребенок требует всегда и везде, все ваше внимание всегда должно быть обращено к нему. Я слишком люблю детей, чтобы в чем то им отказывать, и потому нашла компромисс, понакпала ему то на что он показывал в магазинах и теперь у нас с мужем есть свои личные свободные минутки))

#9 OFFLINE   wishenka

wishenka

    Новичок

  • Новичок
  • 4 сообщений
  • Город:Москва
  • 1-й ребёнок:Маша 30.10.2007

Отправлено 20 Июнь 2011 - 16:31

Почти всё время! Т.к. одна дочка играть категорически не хочет. Иногда спасаюсь мультиками, когда надо помыть посуду, приготовить ужин :)



#10 OFFLINE   Fairy

Fairy

    Новичок

  • Новичок
  • 31 сообщений
  • Город:Москва
  • 1-й ребёнок:Ivan 16.04.2008

Отправлено 26 Июнь 2011 - 00:08

Если у тебя растет чудесный малыш, как можно не уделять время на общение с ним? Ребенок должне чувствовать себя членом семьи, знать, что его любят.

#11 OFFLINE   MilkaM

MilkaM

    Новичок

  • Новичок
  • 16 сообщений
  • Город:Москва
  • 1-й ребёнок:Милена 29.042010
  • Меня зовут: Мария

Отправлено 04 Сентябрь 2011 - 16:08

Спасибо за статью, интересно было прочитать. Я согласна, что главное не количество, а качество проведенного времени с ребенком.
Мало найти своё место в жизни, надо найти его первым.

#12 OFFLINE   MamaLyba

MamaLyba

    Новичок

  • Новичок
  • 3 сообщений
  • Город:Москва
  • Дети:я бабушка
  • 1-й ребёнок:Саша (16.01.1995)

Отправлено 29 Ноябрь 2011 - 17:01

Если не работаете, то почти весь день - ребенок будет быстрее развиваться )

#13 Гость_Раданка_*

Гость_Раданка_*
  • Гость

Отправлено 09 Декабрь 2011 - 16:59

Мы всегда с дочерью все делаем вместе, даже если каждый занят своим делом - все равно вместе. Я никак не могу сказать ей, что я занята, если у ребенка возник какой-то вопрос. Даже если мне кажется, что это какая-то глупость, но для дочери - это может быть очень важным. Стараюсь никогда не судить ее вопросы с позиции взрослого человека. Доча мне доверяет и бежит советоваться ко мне - я для нее авторитет, надеюсь, что так будет всегда.

#14 OFFLINE   Goddess

Goddess

    Новичок

  • Новичок
  • 4 сообщений
  • Город:Москва
  • Дети:жду ребенка
  • 1-й ребёнок:Коля 15.06.2007
  • Меня зовут: Ирина

Отправлено 09 Февраль 2012 - 09:56

А мне кажется глупо приводить какие-либо цифры. Времени нужно проводить ровно столько, на сколько вас с ребенком друг к другу тянет.

#15 OFFLINE   Freyzi

Freyzi

    Новичок

  • Участники
  • 39 сообщений
  • Город:СПб
  • 1-й ребёнок:Дима 21.01.2007
  • 2-й ребёнок:Аня 25.02.2010
  • 3-й ребёнок:пока в мечтах

Отправлено 28 Март 2012 - 15:46

СПасибо за статью!
СОгласна полностью - главное качество. Сама пока в декрете провожу с детками практически все время. И играем, и рисуем....Готовлю часто тоже вместе с ними, или пока спят. Уборка - вместе, закладка/вытаскивание вещей в старалку только с помощниками )))). Так и живем.






Количество пользователей, читающих эту тему: 0

0 пользователей, 0 гостей, 0 анонимных

Интернет-магазин Miele Яндекс.Метрика Яндекс цитирования