Яндекс.Метрика
Перейти к контенту

Статья Анастасии Томской "Театр в ладонях"


Рекомендуемые сообщения

1 июля 2005 г.

Театр в ладонях

Анастасия ТОМСКАЯ

Для того чтобы попасть в театр, не всегда нужно выходить из дома. При желании можно просто сделать свой собственный. И будет у вас выводок мальвин и артемонов не хуже, чем у Карабаса-Барабаса.

 

Домашний театр вошел в моду с середины XIX века, и его разновидностей насчитывалось великое множество. Нынче все говорят о необходимости возрождать традиции, а уж hand made и вовсе считается вершиной стиля. О двух направлениях «ручного» домашнего театра – несложных по исполнению – и пойдет речь.

 

Теневой театр вообще для ленивых: ничего, кроме темноты, натянутой белой простыни и сильной лампы, не понадобится. Если у вас сохранился проектор для диафильмов, вообще счастье. Его круглый яростный луч в самый раз подходит для этой затеи. Секрет теней прост: источник света должен располагаться ЗА экраном, а зрители – ПЕРЕД ним. Артисты работают, укрывшись от зала за простыней так, чтобы попадать в свет. Особой популярностью всегда пользовался спектакль «В мире животных»: ваши руки могут превратиться в великое множество фигур. Попробуйте, переплетя большие пальцы, плавно помахать ладонями: на освещенном экране у вас получится гордый орел. Не намного сложнее показать страуса: правая рука с собранными в щепотку пальцами – это шея и голова, а растопыренные пальцы левой руки изображают хвост…

 

Когда фантазия иссякнет, можно вместо рук использовать вырезанные из картона плоские фигурки. Главное – не забывать, что глазки и улыбки должны быть прорезными: иначе никто из зрителей их просто не увидит. Дальше – больше: у картонных человечков могут на тонких лесках двигаться руки и ноги, Бабка начнет качать головой, Дедка – плакать и зарывать лицо руками, а Колобок – потому что больше ничего он не сможет – открывать и закрывать рот.

 

Не забудьте про прозрачную цветную бумагу, она обладает эффектом светового фильтра. Солнышко станет желтым, елка – зеленой, а огонь – красным. Серпантин – вьюга, елочный «дождик» – ливень, конфетти – снег. Даже молнию показать просто: вспышка фотоаппарата будет видна даже в свете лампы, а на память останется изображение «кулис».

 

Второй вариант домашнего театра из разряда «ширмовых» – кукольный.

 

Знаменитый ярмарочный Петрушка – отец всех театральных кукол. Такая игрушка, надевающаяся на руку, называется «би-ба-бо». Это одно из самых живых и веселых, а главное, простых человеческих изобретений. Матерчатый чехол и голова создают образ. Для домашнего кукольного театра нужно немного – несколько игрушечных артистов и ширма.

 

За ширму может сойти даже покрывало, растянутое между двумя стульями, но лучше из деревянных реек сколотить раму на устойчивых ножках – такой высоты, чтобы скрывала всех кукловодов по макушку. Потом на раму можно натягивать ткань или разрисованный ватман.

 

Над самой би-ба-бошкой придется поработать. Чехольчик состоит из двух половинок с шейкой и двумя «ручками», которые лучше набить ватой для большей реалистичности. Дно, конечно, зашивать не нужно, ведь это отверстие для руки кукловода. Самое интересное и сложное – собственно голова и лицо куклы. Решений – великое множество, но наиболее популярны два. С шариком из трикотажного полотна, набитым резаным синтепоном, можно развлекаться до умопомрачения: нашивать толстые щечки, носик картошкой, глазки-пуговички, расписывать его женской косметикой (конечно, сухими тенями и пудрой) или гуашью. Парики можно купить готовые либо нашить на голову кусочки меха или нитки. Куклам-мужчинам из тех же материалов делают усы и бороду.

 

Элитой среди би-ба-бо считаются куклы с головами из папье-маше. Главный секрет этой техники заключен в приготовлении клейстера. Затем лепим пластилиновый шар и слоев в десять оклеиваем его мелкими кусочками газетной бумаги. Поверх – слой белой бумаги. Когда все высохнет, аккуратно разрезаем папье-маше, вынимаем пластилин и, снова склеив две половинки, получаем голову персонажа. Теперь необходимо нарисовать глаза, рот, уши, да и вообще – затонировать белую поверхность.

 

Если уж говорить о всех секретах изготовления папье-маше, то необходимо упомянуть и грунтовку левкасом. Левкас – это раствор из мела, воды, осетрового клея и несвежих яиц. Звучит не очень, зато краски на такую основу ложатся великолепно. Об этом знали древние иконописцы, потому и возились с дурно пахнущей смесью...

 

Расписывая лицо куклы, не нужно забывать об одной изюминке, которая называется «блик»: в зрачке глаза белой краской нужно поставить точку. От этого картинка оживет и чуть ли не начнет подмигивать.

 

 

 

© 2005, «Театральные «НИ»

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Гость
Эта тема закрыта для публикации сообщений.
×
×
  • Создать...