Jump to content
Sign in to follow this  
Olga (Liel)

Рисуночные тесты

Recommended Posts

Готовность к школе

Автор: Тихомирова Татьяна

. журнал "Няня", 1999 год № 6


 

class=main>http://www.nanya.ru/opit/7925

 

Как подготовить ребенка к школе.

В помощь родителям несколько тестов для определения готовности ребенка к школе

      

Родители

- первые и самые строгие учителя ребенка. Семья - это своеобразная школа,

которая оказывает огромное влияние на то, что маленький человек будет

считать важным в жизни, а что второстепенным, формирует его как личность.

Будет ли малыш чувствовать себя психологически комфортно и уверенно в

школе, зависит от взрослых. В современной психолого-педагогической науке

существует понятие "готовность к школе". Что включает в себя это понятие?

 

        Во-первых,

анатомо-физиологическое развитие ребенка, то есть способность сравнительно

длительное время выполнять определенные задания. Прежде всего развитие

мелкой моторики пальцев рук, так как именно от этого зависит овладение

навыками письма, рисования, лепки.


        Во-вторых,

важным критерием "школьной зрелости" считается личностная готовность к

школе. Иными словами, у ребенка должно быть положительное отношение к

школе, отсутствие которого может привести к явному или скрытому до поры до

времени нежеланию учиться.


        В-третьих,

характерной чертой готовности к школе у малыша можно назвать умение понять

учебную задачу, уважительное отношение к требованиям учителя,

произвольность действий. У детей, которые не способны относительно

длительное время заниматься неинтересной для них работой, как правило,

возникают проблемы с поведением, и, как следствие, с

успеваемостью.
        Четвертой

составляющей "школьной зрелости" является собственно интеллектуальная

готовность.
        И,

наконец, ваш будущий ученик должен обладать определенным запасом знаний,

помогающих ориентироваться в окружающем

мире.
        Проверьте

у ребенка анатомо-физиологическую готовность к школе. Для этого проведите

с ним этот тест.

        Задание

1

        Предложите

вашему малышу, который, вероятно, еще и не научился писать, внимательно

посмотреть на образец и рядом написать точно так

же.
        Во

время выполнения задания понаблюдайте за своим ребенком и отметьте:

  • какой рукой он пишет;

  • перекладывает ли карандаш из одной руки в другую;

  • слишком ли много вертится по сторонам.

        Оценка

работы ребенка.

  • 1 балл. Целиком скопирован образец. Буквы превышают

    размер букв образца не более чем в 2 раза. Первая буква по высоте

    соответствует прописной.

  • 2 балла. Образец скопирован разборчиво. Соблюдение

    горизонтальной линии и размер букв не учитываются.

  • 3 балла. Можно понять хотя бы четыре буквы образца.

  • 4 балла. Можно понять хотя бы две буквы образца.

  • 5 баллов. Нечто похожее на каракули.

        Задание

2

        Поставьте на

листе бумаги несколько точек в определенном порядке. Дайте малышу задание

нарисовать рядом такие же.

        Оценка

работы ребенка.

  • 1 балл. Почти совершенное копирование образца. Рисунок

    должен быть параллелен образцу. Уменьшение образца допустимо.

  • 2 балла. Число и расположение точек должно

    соответствовать образцу. Можно не учитывать отклонение более трех точек

    наполовину ширины зазора между строкой или колонкой.

  • 3 балла. Рисунок в целом соответствует образцу и не

    превышает его по ширине и длине более чем вдвое. Число точек не должно

    быть более 20.

  • 4 балла. Рисунок не соответствует образцу. Размеры и

    число точек не учитываются.

  • 5 баллов. Каракули.

        Задание

3

        Попросите

своего малыша нарисовать человека (именно мужскую фигуру) так, как он

сумеет.

        Оценка

работы ребенка.

  • 1 балл. Нарисованная фигура должна иметь голову,

    туловище, руки и ноги. Голова с туловищем соединена шеей и не должна

    быть больше туловища. На голове есть волосы и уши. На лице глаза, нос и

    рот. Руки заканчиваются пальцами. Ступни внизу отогнуты. Фигура имеет

    мужскую одежду и изображена как единое целое, а не составляется из

    отдельных законченных частей. На рисунке видно, что руки, ноги как бы

    "растут " из туловища, а не прикреплены к нему. Более примитивный -

    аналитический способ рисования: сначала рисуется туловище, а затем к

    нему прикрепляются руки и ноги.

  • 2 балла. Отсутствие таких деталей, как шея, волосы, один

    палец руки, но не часть лица, можно не учитывать, если фигура нарисована

    как в первом случае.

  • 3 балла. Фигура должна иметь голову, туловище, руки и

    ноги, которые нарисованы двумя линиями (объемные). Допускается

    отсутствие волос, шеи, ушей, пальцев и ступней, одежды.

  • 4 балла. Примитивное изображение человека. Руки и ноги

    нарисованы одной линией.

  • 5 баллов. Головоножка.

        Подсчитайте

результаты трех заданий: от 3 до 6 баллов - развитие выше среднего; от 7

до 11 - среднее; от 12 до 15 - развитие ниже нормы.

        Уважаемыe

читатели, если ваш ребенок получил не наивысший балл, не стоит огорчаться.

Существует множество интересных и увлекательных заданий, с помощью которых

опытные специалисты детского консультационного центра при Институте

психологии РАН подготовят малыша к школьному обучению (тел. 283-5330).

Share this post


Link to post
Share on other sites

Солнечный круг, небо вокруг

Автор: Шишова Татьяна

. журнал "Няня", 2002 год № 9


 

class=main>http://www.nanya.ru/opit/8235

 

Однажды, когда я была во втором или третьем классе, в нашей школе проводился конкурс детского рисунка. Надо было нарисовать маму. Торжество было приурочено аккурат к 8 Марта. Подводить маму не хотелось, но уже в семь лет я отдавала себе отчет: курица лапой рисует красивее и понятнее.

 

        

Тем не менее моя идея была

гениальной. Я тогда читала Бианки — и мама на картинке у меня была самой замечательной:

ее любили звери, птицы, она с ними разговаривала. И даже змея примостилась у

нее на шее... В результате, мне дали приз. Приз за лучший «анти-рисунок»: «Мама-змея»

или даже «Моя мама — гадюка». Представьте себе, что бы подумал обо мне рядовой

(я уж молчу о выдающемся) психолог. Я же просто не умела рисовать.

 

         Рисунок семьи как психологический

тест может быть очень полезным инструментом в руках профессионала — человека,

который сможет адекватно прочитать результаты и расшифровать их значения.

 

         Дело в том, что дети рисуют

то, что им больше всего нравится. А человек был и остается любимым предметом

их творчества. Во всем мире, независимо от цвета кожи и места рождения, начинают

рисовать одинаково: сначала это каракули посередине листа, потом четко выделяется

круг, затем лучи, которые выходят из круга (получается солнышко), затем круг

с лучами деформируется в человечка. Но лицо появляется позже.

 

         Такая эволюция развития художественных

навыков позволяет делать психологам выводы о том, что есть некоторые символы,

значение которых для всех детей одинаково — это человек, дом, солнце, небо,

родители и он сам. Причем до какого-то определенного возраста на рисунках детишек

у человечка нет туловища— только голова и ноги. А вот исключение из рисунков

фигуры человека позволяет психологам делать предположение о вероятных трудностях

в отношениях внутри семьи.

 

         Поскольку домик и родители

есть практически на каждой детской картинке, и означают они примерно одно и

то же, можно попытаться проанализировать по рисунку эмоциональное состояние

малыша. Ведь детский рисунок позволяет понять, как кроха относится к маме, папе,

их взаимоотношениям. В художествах ребенка угадывается его общий настрой, как

ему живется в семье. В общем, солнечно или не очень.

 

         Казалось бы, и все хорошо,

но у ребенка есть чувства, которые он не умеет или боится показать. Например,

произошли какие-то события, которые «задели» маленького человека. Анализируя

рисунок, вы увидите, угадаете это.

 

         Рисуночные тесты

наиболее широко используемая методика для измерения эмоционального состояния

и особенностей личности дошкольника 5-7 лет. Эта методика была разработана психологами

А.И. Захаровым, Г.Т. Хоментаускасом, Л. Корманом и Р. Бернсом. Особенность этой

техники в том, что она индивидуальна и не проводится в группах.

 

         Для того, чтобы протестировать

малыша (а делать это можно, начиная с 5 лет) необходимо приготовить цветные

карандаши, обычную альбомную бумагу и удобное место для рисования. Предложите

нарисовать вашу семью. Ваша позиция — сторонний наблюдатель. Не стойте у ребенка

«над душой», иначе он будет нервничать и отвлекаться. Наблюдайте «подпольно»,

и занимайтесь каким-то своим делом — вяжите, читайте.

 

         Что касается времени проведения

теста, не принуждайте малыша. Выберите тот самый момент, когда он будет готов

поработать и пофантазировать. И, конечно, анализ рисунка лучше не проводить

после домашних ссор и конфликтов, иначе результаты не будут объективными. После

рисования уточните основные детали наводящими вопросами. В этом тесте нет ничего

случайного — если ребенок не нарисовал себя, это означает, что он чувствует,

что его «не замечают», либо пока у него отсуствует самоидентификация. Мелкие

детали отражают скрытые эмоции и страхи, высказывают то, что «бурлит» в душе

вашего малыша, невысказанное.

 

         Рисунок головы и лица

очень информативен. Если на лице нет ни глаз, ни рта, ни носа, то это обычно

означает протест по отношению к нарисованному персонажу и свидетельствует об

обиде и отторжении. Когда маленький художник делает акцент на глаза, то это

подчеркивает функцию контроля (мама всегда следит за мной). Вообще, прорисованность

головы свидетельствует об уважении к этому члену семьи или к себе.

В процессе рисования следует обратить внимание:

— Кого из членов семьи малыш начал рисовать ( маму, папу или бабушку, дедушку,

себя), в какой последовательности, размеры каждого персонажа, на кого смотрят

эти герои, как они одеты.

 

Бывает, что малыш рисует себя огромного роста посередине листа, а родителей

по бокам, маленькими. В этом случае автор рисунка, бесспорно, лидер в семье

— его все обожают, и он это осознает.

— Есть ли на рисунке сам ребенок, как он взаимодействует с другими персонажами.

 

 

Изображение семьи без самого художника— сигнал о разобщенности и конфликте

в вашей «ячейке общества». Обратите на это особое внимание. Другая ситуация:

малыш рисует себя и забывает нарисовать всех остальных членов семьи. Возмножно,

ему просто не хватает усидчивости, но чаще это проявление «детского» эгоизма.

Ребенок подчеркивает свою значительность для остальных.

 

Посмотрите, держатся ли персонажи за руки или стоят спиной друг к другу.

— Яркое солнце — всегда символ ласки, добра и любви. Но если на рисунке

солнышка нет, спросите ребенка, почему. Возможно, его отсутствие не значит

ничего плохого.

— Обратите внимание на цветовую гамму рисунка. Яркие и контрасные цвета

говорят о комфортном состоянии. Все, что ребенок любит, он изображает в ласковых

и сочных тонах, наряжает в праздничную одежду яркой радужной расцветки. Особенно

детишки любят одевать и украшать мам: рюши, блузки, заколки, бусы, сережки.

Чем теплее цветовая гамма рисунка, тем положительнее эмоциональный настрой

ребенка; черно-белые тона или контур говорят о негативном состоянии либо об

отторжении. Холодные тона — символ отчуждения. Черный цвет неслучайно считается

цветом депрессии. Его преобладание — плохой сигнал. Но бывает, что причин

для беспокойства нет: папа или мама просто всегда носят черный костюм или

рубашку. А малыш рисует по памяти. Темные краски, дождь, хмурые тучи расскажут,

что сейчас у малыша грустное настроение. В цвете ребенок кодирует сомнения,

тревоги и надежды. Вам же необходимо найти ключ к этому коду.

— Когда ребенок изображает себя близко к тому или иному члену семьи, это

говорит о близости, о доверии и его привязанности к нему.

— Украшенный деталями (солнце, цветы, облачка, бабочки, птицы) рисунок говорит

о ровном эмоциональном состоянии, «встроенности» в мир, жизнелюбии.

— Немаловажное значение имеет сюжет. Рисунок «без семьи» — крик протеста

и сигнал, на который вам следует обратить внимание.

 

На рисунке дети любят изображать подвижные игры — игру в мяч, к примеру. Методисты

считают любую игру признаком соперничества. Обратите внимание на мяч, где

он нарисован. Если между двумя персонажами, то это символизирует баланс любви

и соперничества.

— Кто из членов семьи как одет, как прорисован контур, кто выше ростом,

кто ниже. Чем авторитетней в глазах ребенка отец, мать и другие родственники,

тем выше его фигура на рисунке. Психологи заметили, что отвергнутые и заброшенные

дети, на которых у родителей не хватает времени, изображают себя маленькими,

порой крошечными. Если все родственники нарисованы примерно одного размера

вплотную друг к другу; значит в семье царит эмоциональная близость.

— Место расположения ребенка на рисунке — ключ к пониманию его положения

в семье, точнее, его восприятия этого положения. Когда он в центре между мамой

и папой — он нужен и важен. Когда после всех своих братьев, сестер, дедушек

и бабушек, подальше от родителей, — значит, считает себя «лишним» в доме.

— Агрессию ребенок выражает символично: рисует метлу, нависшее здание, клетку,

диких животных.

— Вода, лед, дождь, звезды, холодильник и все, что касается холода — признаки

депрессивного настроения.

— В то же время лампы и огонь интерпретируют как желание иметь наставника,

так и потребность в тепле и любви.

— Грязные листья и пятна на полу указывают на внутреннее беспокойство.

        

         В заключение хочется добавить,

что любые тесты не могут дать такой точной информации, как материнское чутье.

Однако при скрытых конфликтах рисунок помогает разглядеть подоплеку происходящего

и решить проблему, не обижая ребенка. Но главное, пытаясь понять своего малыша,

вы делаете шаг ему навстречу. А значит, все у вас будет хорошо!

        

Share this post


Link to post
Share on other sites

Мама, папа, я. Какая мы семья.

Автор: Окулова Елена. детский психолог


 

target="_blank">Психология

Кто такой ребенок? «Как кто? - удивится взрослый. - Маленький человек!» И в этом ответе кроется ошибка. Мир детей - не копия нашего взрослого мира. Малыши - это народец, который мыслит и развивается по своим законам, у которого свои ценности.

Для маленького ребенка весь мир - это семья. Каким видит малыш себя, свое место в родительском доме? Какими он воспринимает маму, папу и их отношения?

Как лучше узнать своего сына или дочь? Возможно ли посмотреть «глазами ребенка» на мир взрослых людей? В этом вам поможет несложная методика «Рисунок семьи».

«Рисунок семьи» - одна из самых популярных методик, которую используют психологи в работе с детьми младшего дошкольного возраста.

 

Данная методика направлена на выявление эмоциональных проблем и трудностей во взаимоотношениях внутри семьи. В рисунке дети могут выразить то, что им трудно бывает высказать словами.

 

Среди исследователей нет единого мнения, кто и когда предложил использовать рисунок семьи в психодиагностических целях. Начиная с 30-х годов прошлого столетия, эту методику разрабатывали и американские, и европейские, и отечественные ученые.

 

Ее развитие шло по двум направлениям: изменение инструкции к заданию и расширение диапазона интерпретируемых деталей. Существует множество модификаций применения теста и обработки результатов. Ребенка просят или нарисовать «свою семью» (В.Хьюлс), или «просто семью» (Е. Хаммер), или изобразить «всех членов своей семьи, занятых чем-либо» (методика «Кинетический рисунок семьи» Р.Бернса).

 

Некоторые варианты методики предусматривают беседу о персонажах после рисования. Иногда задание дается и ребенку, и взрослым. И тогда появляется возможность сравнить точки зрения на семейные отношения отца, матери и детей.

 

«Рисунком семьи» пользовались многие известные исследователи и практики: А.И. Захаров, Е.Т. Соколова, В.С. Мухина, А.С. Спиваковская. Сегодня эта методика популярна как у зарубежных, так и у отечественных психологов.

 

Существует немало систем интерпретации результатов теста «Рисуем семью». И хотя все они дают достаточно точную картину отношений, я хочу предложить вам интерпретацию, разработанную отечественным психологом, доктором психологических наук В.К. Лосевой.

 

В каком возрасте?

 

Как понять, дорос ли ребенок до выполнения теста? До тех пор, пока изображенный малышом человек напоминает шарик с ручками и ножками (что характерно для всех детей), применять методику рано. Примерно с четырех-пяти лет голову и туловище чадо начинает рисовать отдельно. Вот с этого момента и можно использовать тест.

 

И помните: не стоит наводить ребенка на мысль, кого рисовать. Даже если он задаст вопрос, изобразить ли ему бабушку, скажите, что можно, кого захочется. Дайте ему простой карандаш и стандартный белый лист бумаги. Ластик - в изгнание.

 

Если ребенок сочтет рисунок «окончательно испорченным», просто предложите новый лист. Внимательно следите, в каком порядке рисуются люди и предметы. Существует большая психологическая разница в отношении ребенка к тому, кого он нарисовал первым и кого вообще не изобразил под предлогом «не поместилось».

 

Попросите автора подписать всех персонажей. Это тоже важный момент.

Например, ваша дочь подписывает фигуру старшего брата «Сашенька», а лежащую в коляске сестренку - «младшая сестра». Разница в эмоциональном отношении к ним понятна сразу. И тем не менее информацию, которую вы получите, нельзя использовать для упреков («Почему ты не любишь младшую сестричку?»). Если ребенок еще не умеет писать, пусть расскажет, где кто.

 

Обратите внимание и на предметы на рисунке. Это для нас, взрослых, они неодушевленные. В восприятии ребенка мебель, игрушки, телевизор, телефон могут вступать в своеобразные «отношения» между собой и персонажами рисунка. И малыш даже в чем-то прав. Просто взрослые зачастую скрывают эмоциональную привязанность к своим «игрушкам».

 

А если вы на рисунке видите папу, который наполовину исчез под капотом машины, и маму, сидящую с телефоном, то даже неспециалисту не составит труда сделать вывод: сколько папа проводит время с машиной, мама - с телефоном, а сколько - с ребенком и друг с другом.

 

Если на картинке много предметов и мало людей, то это отнюдь не свидетельствует об эмоционально бедной среде в семье. Скорее о направленности эмоций на мир вещей. Что тоже не является признаком жадности. Чаще всего ребенок выражает стремление родителей к постоянству, ведь каждая вещь - символ стабильности.

 

Как часто, глядя на сына или дочь, мы вздыхаем: и почему мне так трудно с ним (или с ней)? И будем до крайности удивлены, что и ребенок, глядя на нас, задает себе тот же вопрос: почему мне так трудно с этим взрослым?

 

Предложенная методика поможет вам лучше понять друг друга. Надо только довериться интуиции и познакомиться с правилами психологического толкования рисунка семьи.

 

«Кто на свете всех милее?..»

 

Хочу сразу предупредить родителей: получив рисунок, вы будете несколько обескуражены. Вам покажется, что рисунок именно вашего ребенка никакая методика объяснить не в силах. Или вы не в состоянии интерпретировать рисунок вашего ребенка. Это не так. Соберитесь.

 

Прежде всего, у мам и пап возникнет вопрос: чем отличается рисунок в вертикальной плоскости от горизонтальной картинки? Ведь в первом случае чаще всего фигуры расположены одна под другой, а во втором - «в ряд»? Как различить эти нюансы - «самый большой человек как самый любимый» и «самый большой человек как обладающий наибольшей властью»? Ответы на эти вопросы придут только с опытом. А пока доверьтесь интуиции.

 

Единственный совет - не пытайтесь сразу дать толкование деталям. Постарайтесь «увидеть» рисунок в целом. Что сразу же бросается в глаза?

Правильно - «большое»!

 

Размер изображенного человека (а иногда и предмета) напрямую связан с тем, какое место в душе ребенка они занимают, что значат для него их отношения. На рисунке видно, что для мальчика отношения с бабушкой стоят на первом месте. Маленькая подсказка: учитывая, что бабушка не только самая «большая», но и «выше» остальных членов семьи, можно предположить, что для ребенка бабушка в семье еще и самое авторитетное лицо.

 

Далее посмотрите, кто на листе (обычно это ярко выражено в рисунке в вертикальной плоскости) расположен выше, а кто - ниже. Наибольшей властью в семье обладает персонаж, который расположен выше всех, хотя он может быть и самым маленьким по размеру. Ниже всех изображен тот, чье влияние в семье минимально. Так, на рисунке можно увидеть, что, по мнению девочки, самый главный в семье - телевизор.

 

Расстояние между персонажами - их психологическая дистанция. Кто ребенку ближе всех, того он и изобразит рядом. То же самое относится и к другим персонажам. Тех, кого чадо воспринимает как близких между собой, будут стоять рядом.

 

После того, как рисунок закончен, обязательно расспросите, кто есть кто. Возможно, вас ждет сюрприз. Тот персонаж, которого вы приняли за дедушку, окажется не настоящим дедушкой, а Дедом Морозом! Появление вымышленных персонажей свидетельствует о неудовлетворенных потребностях, которые ребенок реализует в своей фантазии. Такому герою надо обязательно уделить внимание и подробно расспросить о нем. Из рассказа вы поймете, чего не хватает сыну или дочери в реальной жизни.

 

Обратите внимание и на отсутствующих членов семьи. Вас не должны ввести в заблуждение фразы: «Младшего братика я забыл нарисовать», а для «папы не хватило места». Скорее всего, брат вызывает ревность, а с папой нет эмоционального контакта, его как бы нет в мире ребенка. Может отсутствовать на рисунке и сам автор. И тогда это повод поразмышлять - нет ли у малыша трудностей в общении с близкими людьми? Если «озвучить» чувства ребенка, это будет выглядеть примерно так: «Меня здесь не замечают» или «Мне здесь нет места».

 

«Пионерами» в изучении загадочной детской души и психики стали как зарубежные, так и отечественные ученые. Так, швейцарский психолог Жан Пиаже описал особенности представлений детей о мире и исследовал развитие детского интеллекта. А отечественный психолог Выготский посвятил свою профессиональную деятельность изучению развития мышления и речи у детей. Ученик Выготского Эльконин занимался проблемами формирования личности ребенка. Это коротенький список, потому как многие, многие другие талантливые ученые посвятили детям всю свою жизнь.

 

«Руки, ноги, огуречик - вот и вышел человечек!»

 

У ребенка совершенно особое видение рук! Ведь первоначальная природная их функция: цепляться за маму, устанавливая с ней тесный контакт. И лишь пережив отрыв от матери, малыш открывает для себя другую функцию рук - функцию воздействия на мир. Тогда-то на его рисунках и появляются нормальные руки в виде «варежки» или «с пальчиками». И не надо пугаться, если пальчиков окажется не пять, а больше.

 

Это означает, что ребенок видит себя (или другого персонажа) более сильным и могущественным, чем других членов семьи. Если пальцев больше на левой руке - в сфере семейных отношений. На правой - вне семьи: в детском саду, школе или во дворе. Если пальчиков меньше пяти, то ребенок чувствует себя слабее окружающих. И еще одна деталь: чем могущественнее воспринимается персонаж, тем руки у него длиннее.

 

Персонажи, которые соприкасаются или почти соприкасаются руками, по внутреннему ощущению ребенка, находятся в психологическом контакте. Например, на рисунке 3 папа находится в более тесном психологическом контакте со своей машиной, а не с мамой и ребенком.

 

Ноги символизируют опору в

реальности и свободу передвижения. Чем больше площадь опоры у ног, тем тверже стоит на земле изображенный герой.

 

Иногда на рисунках встречаются «отрывы» конечностей и голова, нарисованная отдельно от тела. Это, как правило, сигнализирует о каком-то детском страхе. Как

вариант, боязнь потерять то, что символизируется «недорисованной» ногой или рукой. Например, недорисованная правая рука может свидетельствовать о боязни потерять свой статус в детском саду или школе.

 

Разрывы контура - тоже частый элемент рисунка. Чаще его можно наблюдать при изображении головы и туловища. Например, разрывы при рисовании головы объясняются следующим образом. Разрыв с правой стороны - восприимчивость к мнению социального окружения. С левой - податливость к давлению семьи. Разрыв линий на макушке - податливость абстрактным нормам и авторитетам. Линии, не доведенные снизу и со стороны шеи, - недостаточный контроль над собственными влечениями.

 

>«А для чего тебе такие большие уши?»

 

Казалось бы, такие мелкие детали, как глаза, рот, уши, трудны для изображения, и ребенок рисует их так, как может, поэтому никакой смысловой нагрузки они не несут. Но это не так. Персонажей с большими, широко открытыми глазами ребенок считает тревожными, беспокойными, нуждающимися в помощи. Глаза-точечки или щелочки символизируют внутренний запрет на плач, страх попросить о помощи.

 

Если вы спросите малыша, для чего человеку уши, то, скорее всего, получите вполне разумный ответ: «Чтобы слышать!» Но вот прелюбопытный нюанс, который надо обязательно учитывать, интерпретируя рисунок: слышать не что-либо в принципе, а, прежде всего, критические замечания и мнение о себе.

Персонаж с самыми большими ушками должен слушаться окружающих больше, чем все остальные. А тот, кто «без ушей», вообще может игнорировать то, что о нем говорят.

 

Что для ребенка символизирует рот? Это, прежде всего, орган для нападения - чтобы кричать, кусаться, говорить обидные вещи. Члены семьи с большими или затемненными ртами воспринимаются ребенком как источник угрозы, связанной с осуждением и словесным воздействием. В то же время это не значит, что в данной семье говорят на повышенных тонах. А вот персонажи, рот которых изображен в виде точки или черточки, не имеют возможности влиять на других людей. Часто у таких родственников нарисованы еще большие уши, чтобы... слушаться.

 

Шея на рисунке появляется не сразу. Сначала голова как бы «приклеена» к туловищу. Когда же она появляется и что символизирует? Шея в графической интерпретации - способность к контролю разума («головы») над чувствами («телом»). Когда у ребенка появляется пусть небольшая, но способность контролировать свои чувства, на рисунке появляется шея.

 

Так что тот персонаж, у которого шея есть, способен управлять своими чувствами. У кого шеи нет - не способен.

 

Иногда встречаются, казалось бы, ставящие в тупик рисунки. Например, у папы и мамы шея отсутствует, а сам автор изображен с шеей. Но это, конечно же, не значит, что ребенок считает способным к контролю только себя. Скорее, это символизирует распространенное среди детей мнение, что контролировать себя и свое поведение нужно только маленьким. Обычно это озвучивается следующей фразой: «Вот когда я вырасту, буду ложиться спать как папа - когда захочу! И конфет есть так много - как мама!»

 

Если шея длинная и тонкая, то в сознании автора конфликт между разумом и чувствами решается через самоустранение от мира собственных эмоций. Если же короткая и толстая, то данный герой мыслится как не имеющий проблем в этой сфере.

 

Что касается головы, то тут все просто. Самый умный член семьи - самый «головастый».

 

>«Кто сидел на моем большом стуле?»

 

И еще несколько общих замечаний. Иногда вместо членов семьи дети рисуют неодушевленные предметы. К примеру, папа изображен в виде компьютера или удочки. К интерпретации таких рисунков надо подходить с осторожностью. Они необязательно означают отсутствие эмоционального контакта с тем или иным членом семьи. В таких ситуациях надо просто подробнее расспросить ребенка, почему он нарисовал отца именно так.

 

Принцип вертикальной иерархии распространяется и на мир предметов. Большинство детей в углу листа рисуют солнце. Как ни странно, солнце для ребенка является символом верховной власти и защиты. Если изображена комната, вместо солнца нередко появляется люстра как замещающий источник света и тепла. Члены семьи и предметы, помещенные между автором рисунка и солнцем, видятся конкурентами, мешающими пользоваться в полной мере защитой и опекой.

 

Изображение большого количества мелких деталей предметов говорит о фиксации ребенка на порядке и правилах, о склонности прятать эмоции в себе, что чревато последующим «взрывом». Обилие на рисунке предметов, относящихся к одной сфере деятельности, подчеркивает значимость этой сферы в жизни семьи.

Так, на одном рисунке малыш изобразил три компьютера и три письменных стола. В той семье был культ работы мамы, папы и старшего брата.

 

Взрослые, сидящие в мягких креслах или на диване, означают особую ценность для семьи отдыха и расслабления, но в таких его формах, которые не характерны для ребенка. Ведь дети не любят лежать. Если ребенок изображает много шкафов, да еще с замочными скважинами, можно предположить, что в семье есть тайны, которые от него скрывают.

 

Обратите внимание на нажим карандаша. Люди, вызывающие у ребенка тревожность, изображаются либо с усиленным нажимом карандаша, либо сильно заштрихованными, либо их контур обведен двойной линией. Но иногда можно встретить линию тоненькую, дрожащую. Ребенок как бы не решается изобразить этого персонажа.

 

А напоследок окиньте взглядом весь рисунок в целом. Как распределены персонажи? Равномерно по всему листу или смещены вверх или вниз? Пространство листа - своего рода аналог жизненного пространства человека. И так же, как в реальной жизни, на листе бумаги ребенок стремится занять собой столько места, сколько, как ему кажется, он «заслуживает». Поэтому, если человек «мельчит», это говорит о его низкой самооценке. Если группа маленьких людей изображена в верхней части, а низ листа остался пустым, то низкая самооценка в данном случае сочетается с высоким уровнем притязаний. Человек нам как бы говорит: «Мне в жизни многое хочется, но у меня мало что получается». Если маленькие человечки нарисованы внизу, а верх остался пустым, это свидетельствует не только о низкой самооценке, но и о низком уровне притязаний.

 

Опираясь на вышесказанное, родители могут научиться символическому толкованию рисунков.

 

Если в рисунке вам покажется что-то совсем уж неясным, лучше не фантазировать, а отдать «шифровку» вместе с малышом в руки профессионала.

 

Удачи!

Елена ОКУЛОВА, детский психолог

 

http://www.nanya.ru/opit/9682

Share this post


Link to post
Share on other sites

Дима вам не помешает, а поможет. Привейте ему ваше желание рисовать. Используйтего его чудные ладошки. Сколько ему? Я рисую со школы, учу детей рисовать. Если у вас дар от бога - всё получиться, рисуйте то что видите, утро, свет в окнах ночного дома, натюрморт (на вашем куханном столе), кошку и к вам придёт понимание линии, цвета, формы. Тренируйте глаз, руку. Познакомтесь с программой И.А. Лыковой "Цветные ладошки"-это для Димы.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Мы попробовали тест с изображением человека, когда дочке было 4. Ребенку понравилось - рисовала с удовольствием.

Шедевр я потом показала психологу, сказали, девочка слегка тревожная. Будем работать над этим...

Share this post


Link to post
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!

Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.

Sign In Now
Sign in to follow this  

×
×
  • Create New...