Яндекс.Метрика
Перейти к контенту

одинокая мама и льготы.2010 год


Рекомендуемые сообщения

Данная статья предназначена для одиноких мам. Конечно, сейчас есть Интернет , где можно найти ответы на все вопросы. Но могу Вам сказать, не всем ответам надо верить, многое, что написано уже устарело. Я сама лично столкнулась со всеми этими вопросами и сейчас, пройдя почти всё лично, могу рассказать Вам на что Вы можете рассчитывать как одинокая мама.

 

1. Кто является матерью-одиночкой

2. Декрет

3. Выход на работу

4. Детский сад

5. Алименты

 

1.

Одинокой мамой считается женщина, которая в свидетельстве о рождении ребенка в графе «отец» ставит прочерк, или же она может записать туда со своих слов ФИО мужчины, но ей должны дать справку, что запись в графе «отец» записана со слов матери. Разведенные, вдовы – не считаются матерями-одиночками по нашему законодательству.

Мать-одиночка по трудовому кодексу

Согласно ТК РФ, для одиноких матерей предусмотрен также ряд «трудовых» льгот.

Во-первых, существенные отличия в выплате пособий по уходу за ребенком. При стационарном лечении такое пособие назначается в размере, определяемом в зависимости от продолжительности непрерывного трудового стажа лица, осуществляющего уход за ребенком. При амбулаторном лечении - за первые 10 календарных дней одиноким матерям в зависимости от продолжительности непрерывного трудового стажа, а, начиная с 11-го дня пособие исчисляется в размере 50% заработка независимо от продолжительности непрерывного трудового стажа. Пособие по уходу за больным ребенком дошкольного возраста выдается матери за весь период лечения, а пособие по уходу за больным ребенком в возрасте от 7 до 15 лет - за период не более 15 дней, если по медицинскому заключению не требуется большего срока.

Во-вторых, ТК предусматривает некоторые гарантии при расторжении трудового договора по инициативе работодателя. Одиноких мам не касается сокращение численности штата работников, увольнение по несоответствию занимаемой должности вследствие недостаточной квалификации или в результате смены собственника имущества организации, принятие необоснованного решения руководителем организации, его заместителями и главным бухгалтером, повлекшего за собой нарушение сохранности имущества, неправомерное его использование или иной ущерб имуществу организации, прекращения допуска к государственной тайне.

В-третьих, при ликвидации предприятия одиноким матерям, равно как и беременным женщинам, а также женщинам, имеющим детей в возрасте до 3 лет предоставляются гарантии в виде обязательного трудоустройства, которое ложится на плечи ее нынешнего работодателя.

В-четвертых, по заявлению матери-одиночки ей должен быть предоставлен ежегодный дополнительный отпуск без сохранения заработной платы в удобное время продолжительностью до 14 календарных дней. Такой отпуск может быть присоединен к ежегодному оплачиваемому отпуску или использован отдельно - полностью либо по частям. Перенесение этого отпуска на следующий рабочий год не допускается. Но это только в том случае, если в коллективном договоре закреплена гарантия ежегодного дополнительного отпуска без сохранения зарплаты.

Ну и, наконец, работающей одинокой матери, на иждивении которой находится ребенок-инвалид, предоставляются 4 дополнительных оплачиваемых выходных дня в месяц.

 

Льготы матерям-одиночкам в налоговом кодексе

Что примечательно, в Налоговом кодексе мать-одиночка - это мать, не состоящая в браке. Именно таким матерям и предоставляется налоговый вычет. Однако стоит маме еще раз вступить в брак, как эта малина закончится. В соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 218 Налогового кодекса налогоплательщикам предоставляется стандартный налоговый вычет в размере 300 рублей за каждый месяц налогового периода на каждого ребенка налогоплательщиков, на обеспечении которых находится ребенок, являющихся родителями или супругами родителей, попечителями. Для одиноких родителей данный вычет предоставляется в двойном размере. Одинокая мать имеет право на получение налогового вычета расходов на содержание ребенка до достижения им возраста до 18 лет.

 

Льготы матерям-одиночкам в жилищном кодексе

Единственный кодекс, который практически не затрагивает проблем матерей-одиночек - это Жилищный. В нем права одиноких мам одним махом приравниваются в правам полных семей. То есть, в соответствии с п. 8 статьи 36 Жилищного кодекса жилые помещения предоставляются в первую очередь одиноким матерям, но только в том случае, если они нуждаются в улучшении жилищных условий.

Что писано в законодательстве топором, конечно, не вырубишь, однако всем нам известно, что за свои права каждой матери, не только одиночке, приходится бороться изо всех сил. Разница лишь в том, что у одинокой мамы этих сил не так уж и много, а наша бюрократическая машина раздута настолько, что порой постоянная беготня со сбором множества «нужных» бумаг может показаться просто бессмысленной.

2.

Отпуск по беременности и родам и начисление пособий у матерей-одиночек не отличает от не одинокой мамы.

 

Беременные встают на учет по беременности в поликлинику, в 30 недель беременности получают родовой сертификат, а также листок нетрудоспособности и могут уйти в декрет.

Согласно ТК Статьи 255.

Отпуск по беременности и родам

 

Женщинам по их заявлению и на основании выданного в установленном порядке листка нетрудоспособности предоставляются отпуска по беременности и родам продолжительностью 70 (в случае многоплодной беременности - 84) календарных дней до родов и 70 (в случае осложненных родов - 86, при рождении двух или более детей - 110) календарных дней после родов с выплатой пособия по государственному социальному страхованию в установленном федеральными законами размере.

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Отпуск по беременности и родам исчисляется суммарно и предоставляется женщине полностью независимо от числа дней, фактически использованных ею до родов.

При рождении ребенка получают федеральные выплаты:

Единовременное пособие при рождении ребенка выплачивается одному из родителей по месту его работы ( службы, учебы). Для этого необходимо предоставить: заявление о назначении пособия, справка о рождении ребенка, выданная органами ЗАГС; свидетельство о рождении ребенка; справка с места работы другого родителя о неполучении пособия.

Ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается в размере 40 % от среднего заработка ( не более 7 612 рублей, но менее 1500 рублей) . необходимо по месту работы (службы, учебы) подать заявление о назначении пособия и приложить копию свидетельства о рождении ребенка.

Работающим женщинам, проходящим службу, обучающимся по очной форме, пособие выплачивается в размере среднего заработка по месту работы за последние 12 календарных месяцев; в размере стипендии; денежного довольствия. Для этого следует по месту работы (службы, учебы) подать листок нетрудоспопобности (по месту службы, учебы- медицинская справка, установленной формы)

Также выплачивается пособие в размере 300 рублей женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности ( до 12 недель ) – необходима справка из женской консультации о постановке на учет.

 

В Московской области есть выплаты семьям с детьми за счет средств бюджета, при рождении 1-го ребенка – 10 000 рублей. В органы социальной защиты населения по месту жительства подается свидетельство рождении ребенка, справка о неполучении пособия другим родителем, если он проживает в другом муниципальном образовании Московской области, справка о регистрации по месту жительства.

 

ТК Статья 256. Отпуска по уходу за ребенком

 

 

КонсультантПлюс: примечание.

В соответствии с Федеральным законом от 19.05.1995 N 81-ФЗ подлежащим обязательному социальному страхованию матери или отцу, опекуну, а также другим родственникам, фактически осуществляющим уход за ребенком, в период нахождения в отпуске до достижения ребенком возраста полутора лет выплачивается ежемесячное пособие по уходу за ребенком в размере 40 процентов среднего заработка, а после достижения ребенком возраста полутора лет - ежемесячное пособие на ребенка, размер, порядок назначения, индексации и выплаты которого устанавливается законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

 

По заявлению женщины ей предоставляется отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. Порядок и сроки выплаты пособия по государственному социальному страхованию в период указанного отпуска определяются федеральными законами.

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Отпуска по уходу за ребенком могут быть использованы полностью или по частям также отцом ребенка, бабушкой, дедом, другим родственником или опекуном, фактически осуществляющим уход за ребенком.

По заявлению женщины или лиц, указанных в части второй настоящей статьи, во время нахождения в отпусках по уходу за ребенком они могут работать на условиях неполного рабочего времени или на дому с сохранением права на получение пособия по государственному социальному страхованию.

На период отпуска по уходу за ребенком за работником сохраняется место работы (должность).

 

КонсультантПлюс: примечание.

В соответствии с ранее действовавшим законодательством непрерывный стаж применялся при исчислении размера пособия по временной нетрудоспособности. Федеральным законом от 29.12.2006 N 255-ФЗ, установившим новый порядок обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности, установлено, что размер пособия зависит от страхового стажа, а не от непрерывного стажа.

 

Отпуска по уходу за ребенком засчитываются в общий и непрерывный трудовой стаж, а также в стаж работы по специальности (за исключением случаев досрочного назначения трудовой пенсии по старости).

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

 

 

Статья 254. Перевод на другую работу беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до полутора лет

 

Беременным женщинам в соответствии с медицинским заключением и по их заявлению снижаются нормы выработки, нормы обслуживания либо эти женщины переводятся на другую работу, исключающую воздействие неблагоприятных производственных факторов, с сохранением среднего заработка по прежней работе.

До предоставления беременной женщине другой работы, исключающей воздействие неблагоприятных производственных факторов, она подлежит освобождению от работы с сохранением среднего заработка за все пропущенные вследствие этого рабочие дни за счет средств работодателя.

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

При прохождении обязательного диспансерного обследования в медицинских учреждениях за беременными женщинами сохраняется средний заработок по месту работы.

Женщины, имеющие детей в возрасте до полутора лет, в случае невозможности выполнения прежней работы переводятся по их заявлению на другую работу с оплатой труда по выполняемой работе, но не ниже среднего заработка по прежней работе до достижения ребенком возраста полутора лет.

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

 

Статья 259. Гарантии беременным женщинам и лицам с семейными обязанностями при направлении в служебные командировки, привлечении к сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

 

Запрещаются направление в служебные командировки, привлечение к сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни беременных женщин.

Направление в служебные командировки, привлечение к сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет, допускаются только с их письменного согласия и при условии, что это не запрещено им в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. При этом женщины, имеющие детей в возрасте до трех лет, должны быть ознакомлены в письменной форме со своим правом отказаться от направления в служебную командировку, привлечения к сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни.

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Гарантии, предусмотренные частью второй настоящей статьи, предоставляются также матерям и отцам, воспитывающим без супруга (супруги) детей в возрасте до пяти лет, работникам, имеющим детей-инвалидов, и работникам, осуществляющим уход за больными членами их семей в соответствии с медицинским заключением.

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

 

Статья 260. Гарантии женщинам в связи с беременностью и родами при установлении очередности предоставления ежегодных оплачиваемых отпусков

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

 

Перед отпуском по беременности и родам или непосредственно после него либо по окончании отпуска по уходу за ребенком женщине по ее желанию предоставляется ежегодный оплачиваемый отпуск независимо от стажа работы у данного работодателя.

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

 

Статья 261. Гарантии беременным женщинам, женщинам, имеющим детей, и лицам, воспитывающим детей без матери, при расторжении трудового договора

 

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

 

Расторжение трудового договора по инициативе работодателя с беременными женщинами не допускается, за исключением случаев ликвидации организации либо прекращения деятельности индивидуальным предпринимателем.

В случае истечения срочного трудового договора в период беременности женщины работодатель обязан по ее письменному заявлению и при предоставлении медицинской справки, подтверждающей состояние беременности, продлить срок действия трудового договора до окончания беременности. Женщина, срок действия трудового договора с которой был продлен до окончания беременности, обязана по запросу работодателя, но не чаще чем один раз в три месяца, предоставлять медицинскую справку, подтверждающую состояние беременности. Если при этом женщина фактически продолжает работать после окончания беременности, то работодатель имеет право расторгнуть трудовой договор с ней в связи с истечением срока его действия в течение недели со дня, когда работодатель узнал или должен был узнать о факте окончания беременности.

Допускается увольнение женщины в связи с истечением срока трудового договора в период ее беременности, если трудовой договор был заключен на время исполнения обязанностей отсутствующего работника и невозможно с письменного согласия женщины перевести ее до окончания беременности на другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации женщины, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую женщина может выполнять с учетом ее состояния здоровья. При этом работодатель обязан предлагать ей все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности. Предлагать вакансии в других местностях работодатель обязан, если это предусмотрено коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.

Расторжение трудового договора с женщинами, имеющими детей в возрасте до трех лет, одинокими матерями, воспитывающими ребенка в возрасте до четырнадцати лет (ребенка-инвалида до восемнадцати лет), другими лицами, воспитывающими указанных детей без матери, по инициативе работодателя не допускается (за исключением увольнения по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 5 - 8, 10 или 11 части первой статьи 81 или пунктом 2 статьи 336 настоящего Кодекса).

Статья 263. Дополнительные отпуска без сохранения заработной платы лицам, осуществляющим уход за детьми

 

Работнику, имеющему двух или более детей в возрасте до четырнадцати лет, работнику, имеющему ребенка-инвалида в возрасте до восемнадцати лет, одинокой матери, воспитывающей ребенка в возрасте до четырнадцати лет, отцу, воспитывающему ребенка в возрасте до четырнадцати лет без матери, коллективным договором могут устанавливаться ежегодные дополнительные отпуска без сохранения заработной платы в удобное для них время продолжительностью до 14 календарных дней. Указанный отпуск по письменному заявлению работника может быть присоединен к ежегодному оплачиваемому отпуску или использован отдельно полностью либо по частям. Перенесение этого отпуска на следующий рабочий год не допускается.

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

 

3.

 

При выходе на работу до достижения ребенка полутора лет женщина имеет право на перерывы для кормления.

 

ТК Статья 258. Перерывы для кормления ребенка

 

Работающим женщинам, имеющим детей в возрасте до полутора лет, предоставляются помимо перерыва для отдыха и питания дополнительные перерывы для кормления ребенка (детей) не реже чем через каждые три часа продолжительностью не менее 30 минут каждый.

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

При наличии у работающей женщины двух и более детей в возрасте до полутора лет продолжительность перерыва для кормления устанавливается не менее одного часа.

По заявлению женщины перерывы для кормления ребенка (детей) присоединяются к перерыву для отдыха и питания либо в суммированном виде переносятся как на начало, так и на конец рабочего дня (рабочей смены) с соответствующим его (ее) сокращением.

Перерывы для кормления ребенка (детей) включаются в рабочее время и подлежат оплате в размере среднего заработка.

 

4.

 

Дети матери-одиночки принимаются в сад не по основной очереди, а по льготной очереди.

 

 

Об оплате детского сада.

Льгота матерям-одиночкам в размере 50% оплаты детского сада уже нет, отменили законом «о монетизации».

 

 

Согласно Постановлению Правительства РФ от 12 сентября 2008 г. N 666 « Об утверждении типового положения о дошкольном образовательном учреждении»

III. Комплектование дошкольного образовательного учреждения

 

27. Порядок комплектования дошкольного образовательного учреждения определяется учредителем в соответствии с законодательством Российской Федерации и закрепляется в уставе.

28. В дошкольное образовательное учреждение принимаются дети в возрасте от 2 месяцев до 7 лет. Прием детей осуществляется на основании медицинского заключения, заявления и документов, удостоверяющих личность одного из родителей (законных представителей).

IV. Участники образовательного процесса

37. При приеме детей в дошкольное образовательное учреждение последнее обязано ознакомить родителей (законных представителей) с уставом, лицензией на право ведения образовательной деятельности, свидетельством о государственной аккредитации дошкольного образовательного учреждения и другими документами, регламентирующими организацию образовательного процесса. ( установление родительской платы за содержание ребенка в образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, и компенсанции ее части, см. статьи 52.1 и 52.2 Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» (изменения -ФЗ о внесении изменений в Закон РФ «Об образовании»)-ФЗ № 148 «О монетизации».

в Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об образовании"были внесены следующие изменения:

1) пункт 6 статьи 52 изложить в следующей редакции:

"6. Родители (законные представители) детей, посещающих образовательные организации, реализующие основную общеобразовательную программу дошкольного образования, имеют право на получение в установленном настоящим Законом порядке компенсации части платы (далее - компенсация), взимаемой за содержание детей в указанных организациях.";

2) в статье 52.1:

а) наименование изложить в следующей редакции:

"Статья 52.1. Плата, взимаемая с родителей (законных представителей) за содержание ребенка в образовательных организациях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования";

б) в пункте 1 слово "учреждений" заменить словом "организаций", слово "учреждениях" заменить словом "организациях";

3) в статье 52.2:

а) наименование изложить в следующей редакции:

"Статья 52.2. Компенсация за содержание ребенка в образовательных организациях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования";

б) пункт 1 изложить в следующей редакции:

"1. В целях материальной поддержки воспитания и обучения детей, посещающих государственные и муниципальные образовательные учреждения, реализующие основную общеобразовательную программу дошкольного образования, родителям (законным представителям) выплачивается компенсация на первого ребенка в размере 20 процентов размера внесенной ими родительской платы за содержание ребенка в соответствующем образовательном учреждении, на второго ребенка - в размере 50 процентов, на третьего ребенка и последующих детей - в размере 70 процентов размера указанной родительской платы.

В целях материальной поддержки воспитания и обучения детей, посещающих иные образовательные организации, реализующие основную общеобразовательную программу дошкольного образования, родителям (законным представителям) выплачивается компенсация на первого ребенка в размере 20 процентов среднего размера родительской платы за содержание ребенка в таких государственных, муниципальных образовательных учреждениях, находящихся на территории того же субъекта Российской Федерации, что и соответствующие образовательные организации, на второго ребенка - в размере 50 процентов, на третьего ребенка и последующих детей - в размере 70 процентов.

Средний размер родительской платы за содержание ребенка в государственных, муниципальных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, определяется органами государственной власти субъекта Российской Федерации.

Право на получение компенсации имеет один из родителей (законных представителей), внесших родительскую плату за содержание ребенка в соответствующей образовательной организации.".

Президент Российской Федерации Д.Медведев, Москва, Кремль 17 июля 2009 года

38. Установление платы, взимаемой с родителей (законных представителей) за содержание ребенка в дошкольном образовательном учреждении, производится в соответствии с законодательством Российской Федерации.

 

 

5.

 

 

Установле¬ние отцовства влечет необходимость несения отцом определен¬ных законом обязанностей, возникающих в связи с рождением ребенка. Поэтому далеко не все лица при рождении ребенка у несостоящей с ними в браке женщины добровольно признают свое фактическое отцовство, уклоняясь от его "оформления" путем подачи соответствующего заявления в орган загса. Это нередко приводит к установлению происхождения ребенка от конкретного мужчины (отцовства) в судебном порядке по тре¬бованию заинтересованных лиц.

К необходимым условиям установления отцовства лица в судебном порядке закон (ст. 49 СК) относит следующие обсто¬ятельства:

1) отсутствие зарегистрированного брака между родителями ребенка;

2) отсутствие совместного заявления родителей или отца ребенка в орган загса об установлении отцовства;

3) отсутствие согласия органа опеки и попечи¬тельства на установление отцовства по заявлению отца ре¬бенка в случае смерти матери, признания ее недееспособной, невозможности установления места нахождения матери или в случае лишения ее родительских прав.

Инициатором установления отцовства в судебном порядке чаще всего выступает мать ребенка. Однако ст. 49 СК предус¬мотрена возможность подачи заявления в суд об установлении отцовства и иными лицами. В частности, суд обязан принимать исковые заявления об установлении отцовства не только от матери, но и от отца ребенка. На практике такое может быть в случаях, если мать ребенка: а) отказалась подать совместное с отцом ребенка заявление в орган загса об установлении отцов¬ства (ч. 1 п. 3 ст. 48 СК), б) если мать умерла, признана недеес¬пособной, невозможно установить место ее нахождения либо она лишена родительских прав, а орган опеки и попечитель¬ства не дал согласие на установление отцовства в органе загса только на основании заявления отца ребенка.

К числу лиц, имеющих право обратиться в суд с исковым заявлением об установлении отцовства, относится также опе¬кун (попечитель) ребенка. Исковое заявление может быть по¬дано и лицами, на иждивении которых находится ребенок, при этом они не являются его опекунами (попечителями). На прак¬тике ими чаще всего являются близкие родственники ребенка (дедушка, бабушка, тетя, дядя и т д.), хотя не исключено нахождение ребенка на иждивении и у совершенно посторон¬них для него лиц. Обратиться в суд с требованием об установ¬лении отцовства вправе и сам ребенок по достижении им совершеннолетия.

Учитывая, что законом не установлен срок исковой давности по делам данной категории, отцовство может быть установлено судом в любое время после рождения ребенка. Одна¬ко необходимо иметь в виду, что в силу п. 4 ст. 48 СК установ¬ление отцовства в отношении лица, достигшего возраста во¬семнадцати лет, допускается только с его согласия, а если оно признано недееспособным — с согласия его опекуна или орга¬на опеки и попечительства.

Дела об установлении отцовства рассматриваются судами в порядке искового производства. Естественно, что чаще все¬го иск предъявляется к предполагаемому отцу, за исключени¬ем весьма редко встречающихся в судебной практике случаев, когда иск подан им самим вследствие отказа матери подать в орган загса совместное заявление об установлении отцовства. Одновременно с иском об установлении отцовства может быть предъявлено требование о взыскании алиментов на несовер¬шеннолетнего ребенка. С иском об установлении отцовства и взыскании алиментов на несовершеннолетнего ребенка истец вправе по своему выбору обратиться в суд по месту житель¬ства ответчика или в суд по своему месту жительства (ст. 118 ГПК). В случаях, если место пребывания лица, к которому предъявлен иск об установлении отцовства и взыскании али¬ментов, неизвестно, то судом в соответствии со ст. 112 ГПК может быть объявлен его розыск.

Судебные споры об установлении отцовства относятся к категории достаточно сложных дел. Как правило, они продол¬жительны по срокам рассмотрения и морально тяжелы для всех участвующих в них лиц.

Запись об отце ребенка, произведенная органом загса, является доказательством происхождения ребенка от указан¬ного в ней лица. Поэтому при рассмотрении иска об установле¬нии отцовства в отношении ребенка, отцом которого уже зна¬чится конкретное лицо (п. 1 и 2 ст. 51 СК), оно должно быть обязательно привлечено судом к участию в деле, так как в случае удовлетворения заявленных требований прежние све¬дения об отце должны быть исключены (аннулированы) из ак¬товой записи о рождении ребенка.

Если при рассмотрении дела об установлении отцовства ответчик выразил согласие подать заявление об установлении отцовства в орган загса, то суд должен выяснить, не означает ли это признание ответчиком своего отцовства, и обсудить вопрос о возможности принятия признания ответчиком иска и вынесения решения об удовлетворении заявленных требований (ч. 2 ст. 34, ч 5 ст. 165 ГПК), а утверждать мировые соглаше¬ния по данной категории дел суды не могут.

Вопрос об основаниях установления отцовства в судеб¬ном порядке заслуживает особого внимания. Действующее законодательство предусматривает, что в каждом конкрет¬ном случае решение по исковому заявлению об установлении отцовства принимается судом с учетом любых доказа¬тельств, с достоверностью подтверждающих происхождение ребенка от конкретного лица (ст. 49 СК). Таким образом, суд должен установить один-единственный факт — действитель¬ное происхождение ребенка.

В связи с существенным отличием предусмотренных дей¬ствующим законодательством оснований для установления от¬цовства от тех, что предусматривались в ст. 48 КоБС, и поло¬жениями п. 1 ст. 168 и п. 1 ст 169 СК о применении норм Ко¬декса к семейным отношениям, возникшим после введения его в действие, следует иметь в виду, что суд, решая вопрос о том, какой нормой следует руководствоваться при рассмотре¬нии дела об установлении отцовства — ст. 49 СК или ст. 48 КоБС, должен исходить из даты рождения ребенка. Так, в отношении детей, родившихся после введения в действие СК (то есть 1 мар¬та 1996 г. и позднее этой даты), суд должен принимать во вни¬мание любые доказательства, с достоверностью подтверждаю¬щие происхождение ребенка от конкретного лица. В отноше¬нии же детей, родившихся до введения СК в действие (то есть до 1 марта 1996 г.), суд, решая вопрос об отцовстве, дол¬жен руководствоваться ч. 2 ст. 48 КоБС, принимая во внимание совместное проживание и ведение общего хозяйства ма¬терью ребенка и ответчиком до рождения ребенка или совмес¬тное воспитание либо содержание ими ребенка или доказа¬тельства, с достоверностью подтверждающие признание от¬ветчиком отцовства. Поэтому ч. 2 ст. 48 КоБС будет приме¬няться в судебной практике и впредь.

Вместе с тем рассмотренное правило о применении зако¬нодательства по основаниям установления отцовства следует применять на практике гибко, поскольку в силу ч 2 ст. 306 ГПК формальные мотивы, связанные с необходимостью при¬менения судом ст. 48 КоБС или ст. 49 СК (в зависимости от даты рождения ребенка), не всегда могут повлечь отмену су¬дебного решения об установлении отцовства, если оно пра¬вильно по существу, то есть получены достоверные доказа¬тельства происхождения ребенка от конкретного лица. Харак¬терным примером является следующее определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ.

Совместное проживание и ведение общего хозяйства от¬ветчиком с матерью ребенка до его рождения как основание установления отцовства по ч. 2 ст. 48 КоБС в отношении детей, родившихся до введения в действие СК, может подтверждаться наличием обстоятельств, характерных для семейных отноше¬ний: проживание матери и предполагаемого отца ребенка в одном жилом помещении, совместное питание, взаимная забо¬та друг о друге, приобретение имущества для совместного пользования и т. п. Характерно, что при ведении общего хо¬зяйства затраты средств и труда обоих или одного из совмест¬но проживающих лиц направлены на удовлетворение общих семейно-бытовых потребностей (приготовление пищи, стирка, уборка, закупки продуктов питания и предметов первой необ¬ходимости). Таким образом, речь идет о наличии устойчивых, фактических семейных отношений между матерью ребенка и ответчиком. Закон не требует, чтобы их совместное прожива¬ние и ведение общего хозяйства продолжались до самого рож¬дения ребенка, не установлена законом и длительность подоб¬ных отношений. Прекращение таких отношений сторон до рож¬дения ребенка само по себе не может служить основанием для отказа в удовлетворении иска об установлении отцовства, за исключением случаев, когда они были прекращены до начала беременности матери. Отсюда следует, что главным здесь яв¬ляется установление факта семейных отношений на протяже¬нии какого-то времени между матерью ребенка и ответчиком от момента зачатия ребенка до рождения ребенка. Не исклю¬чено также, что отцовство по данному основанию может быть установлено в случаях, когда мужчина и женщина не прожи¬вали совместно по объективным причинам (отсутствие собствен¬ного жилья, проживание в разных общежитиях), но факти¬чески семья сложилась и они вели общее хозяйство в специ¬фических условиях и формах Так, если будет доказано, что ответчик регулярно приходил к истице, ночевал у нее (или наоборот), они вместе питались, приобретали вещи для совме¬стного пользования, ответчик высказывал намерение "узаконить" фактически сложившиеся семейные отношения.

Суд вправе сделать вывод о наличии оснований для уста¬новления отцовства. Что же касается фактов взаимных посе¬щений сторонами друг друга в целях проведения досуга (про¬смотр видеофильмов, компьютерные игры и т. п.), совместного питания (но не за счет общих средств, а на долевых началах), или случаев интимной близости истицы и ответчика, то они не могут являться основанием установления отцовства, так как не свидетельствуют об их совместном проживании и ведении общего хозяйства в том смысле, который вкладывает в это понятие закон.

Совместное проживание и ведение общего хозяйства от¬ветчиком с матерью ребенка до его рождения может быть под¬тверждено как свидетельскими показаниями, так и другими доказательствами.

Другим основанием установления отцовства, которое пре¬дусматривается ч. 2 ст. 48 КоБС, является участие предпола¬гаемого отца в воспитании либо содержании ребенка. Закон не требует, чтобы одновременно имели место и воспитание ре¬бенка, и содержание ребенка. Суду достаточно установить хотя бы одно из этих обстоятельств, хотя зачастую предполагаемый отец ребенка одновременно может участвовать в расходах по содержанию ребенка и проявлять заботу и внимание к ребен¬ку, то есть воспитывать.

Совместное воспитание ребенка имеет место, когда ребе¬нок проживает с матерью и ответчиком (то есть предполагае¬мым отцом) или ответчик общается с ребенком, проявляет о нем родительскую заботу и внимание (совместный отдых, игры; ответчик приводит или забирает ребенка из детского сада, встречает его при возвращении из школы, организует ребенку летний отдых и другие подобные факты). Под совместным со¬держанием ребенка матерью и ответчиком следует понимать нахождение ребенка на их иждивении или оказание ответчи¬ком систематической помощи в содержании ребенка, незави¬симо от размера этой помощи. Материальная помощь ответчи¬ка должна быть постоянной, а не носить эпизодический или единичный характер. Возможно и ее оказание родственниками предполагаемого отца (бабушкой, дедушкой ребенка и т. д.), если сам отец не имеет такой возможности по каким-либо при¬чинам (безработный, болезнь, нахождение за рубежом, призыв на военную службу и т. д.). Содержание ответчиком ребенка может быть подтверждено как письменными доказательствами (квитанции о переводе денег, справки и счета об оплате товаров и услуг и т. п.), так и иными доказательствами, включая свидетельские показания.

Третьим основанием установления отцовства по ч. 2 ст. 48 КоБС являются доказательства, с достоверностью подтверж¬дающие признание ответчиком своего отцовства. Если совмес¬тное проживание и ведение общего хозяйства матерью ребен¬ка и предполагаемым отцом, а также воспитание либо содер¬жание ими ребенка объективно свидетельствуют о предпола¬гаемом отцовстве лица, то в данном случае речь идет о субъек¬тивном, личном отношении лица к своему отцовству. К доказа¬тельствам признания отцовства могут относиться письма отве¬тчика, его анкеты, заявления и другие фактические данные. Такое признание могло быть выражено им как в период бере¬менности матери, так и после рождения ребенка. Признание предполагаемым отцом своего отцовства может подтверждать¬ся также показаниями свидетелей (родственников, друзей, зна¬комых), вещественными доказательствами (например, фото¬графией с надписью "на память дочери или сыну"). Решая воп¬рос о допустимости доказательств, суд будет учитывать — пря¬мо или косвенно они свидетельствуют о признании лицом сво¬его отцовства.

Сами по себе рассмотренные обстоятельства (совместное проживание и ведение общего хозяйства матерью ребенка и ответчиком до рождения ребенка, или совместное воспитание либо содержание ими ребенка, или доказательства, с досто¬верностью подтверждающие признание ответчиком отцовства) не всегда могут послужить основанием для безусловного и бес¬спорного вывода об отцовстве лица. Судом должны быть при¬няты во внимание и обязательно проверены те или иные до¬воды ответчика, опровергающие сведения о его отцовстве (не¬способность к оплодотворению по состоянию здоровья, отсут¬ствие ответчика в месте совместного проживания с матерью ребенка на момент зачатия ребенка и т п.). Поэтому, если в процессе рассмотрения спора об установлении отцовства под¬тверждается одно из оснований, предусмотренных ч. 2 ст. 48 КоБС, но ответчик не признает себя отцом ребенка, суд для выяснен

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Lisenok24, спасибо за подробное изложение вопроса. :(

Данная тема будет очень полезна многим матерям.

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Большое спасибо, отличный пост!

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи

Создать аккаунт

Зарегистрировать новый аккаунт в нашем сообществе. Это несложно!

Зарегистрировать новый аккаунт

Войти

Есть аккаунт? Войти.

Войти
×
×
  • Создать...