Перейти к содержимому


Фотография

Суеверия


  • Авторизуйтесь для ответа в теме
В этой теме нет ответов

#1 OFFLINE   Missury

Missury

    Виртуальный любитель

  • active
  • PipPipPipPipPip
  • 3 315 сообщений
  • Город:Москва-Питер
  • 1-й ребёнок:Софья 17.08.04
  • 2-й ребёнок:хотелось бы сына:)
  • Меня зовут: Александра

Отправлено 06 Сентябрь 2011 - 10:32

Часто в жизни сталкивалась с большим количеством суеверий, относящимся к такому печальному мероприятию, как похороны/посещение кладбищ. К примеру, никогда не могла понять, ПОЧЕМУ такое огромное количество людей едут на кладбища во время Светлого Праздника Пасхи. Думалось: как же так, ведь верующие, православные, радуются, светлые лица, а тут.. :(
В связи с этим вот такая заметка (некоторые суеверия откровенно улыбнули:):

Наиболее распространённые суеверия связанные с похоронами
Суеверие:
-закрывать в доме окна и двери;
- класть в гроб продукты, деньги и вещи(в последнее время мобильные телефоны);
- класть на лицо покойного блин, а потом съедать его, веря, что этим уничтожаются грехи усопшего;
- считать, что ближайшим родственникам умершего нельзя участвовать в перенесении гроба, чтобы не подумали, что они рады смерти покойного;
- верить, будто человек, вернувшийся в дом после выноса тела и до возвращения с кладбища, непременно скоро умрет;
- считать, что нельзя смотреть из окна на похоронную процессию, а не то скоро умрешь;
- на поминках ставить "для усопшего" рюмку водки и хлеб;
- сохранять эту "поминальную рюмку" до сорокового дня;
- лить водку на могильный холм;
- прежде, чем опустить гроб, кидать в могилу металлические деньги, чтобы «откупить землю»;
- приделывать металлические рюмочки на памятник для поминания водкой (птички, что ли, выпьют из припаянной рюмки?);
- целовать свои пальцы и прикладываться ими к краю могилы;
- произносить: "Да будет тебе земля пухом";
- рассыпать по могиле хлебные крошки;
- разбрасывать по дороге к кладбищу еловые ветки;
- верить, что душа умершего может принимать облик птицы или пчелы;
- верить, что если усопший не отпет, то его душа остается на земле призраком;
- верить, что человек, случайно вставший во время отпевания между гробом и алтарем, непременно скоро умрет;
- верить, что погребальную землю, которую дают на заочном отпевании, нельзя хранить дома больше одного дня;
- верить, что кремация может послужить причиной болезней детей или внуков кремируемого;
- поминать только светлыми (беленькими) алкогольными напитками: водка, если вино, то только белое;
- на помин души, обязательно готовить только те блюда, которые любил покойник.
- на поминках есть только ложками (есть вилками «грех»).Обычай не подавать к столу на поминках ножей и вилок, видимо один из современных суеверных обычаев, родился в советских столовых, где эти столовые приборы были не приняты и где проводились поминки. А уже потом из отсутствия родилась и "теория": чтобы не уколоть покойного. Есть мнение, что эта "традиция" появилась в середине 19 века в купеческой среде. Люди, разгоряченные "поминальным" алкоголем, переходили за столом к вопросу дележки наследства, а режеще-колющие предметы, т.е. вилки-ножи, приводили к серьезным травмам, поэтому был убраны из обихода поминок.
- верить, что если у покойного гроб длинный – к новому покойнику.
- верить, что покойник слышит до тех пор, пока священник не произнесёт над ним: «Вечная память…».
- на поминках раздавать мыло – чтоб отмывался на том свете покойник.
- раздавать на поминках всем присутствующим носовые платки (считается, что вытираясь платком, вспоминаем покойного).
- разрезать на покойнике все «петли», включая брючный ремень, ошейник галстука и шнурок нательного крестика.
- верить, что если во время поминального обеда упадёт что-то со стола, то поднять упавшее – грех.
- хоронить детей подпоясанными, «чтобы они могли собирать за пазуху райские плоды».
- после похорон 40 дней не убирать в доме.
- после похорон 40 дней не выключать свет в доме;
- после похорон 40 дней не спать на кровати покойного;
- завешивать зеркала в доме, где есть покойник;
Завешивание зеркал - вообще достаточно объяснимый обычай. Когда в доме кто-либо умирал, то гроб с его телом ставился в самой большой комнате. У гроба усопшего постоянно читалась псалтирь, а молящиеся могли войти в любое время и молиться возле гроба. Соответственно в комнате все устраивалось так, чтобы все окружающее способствовало молитве. Зеркала, корешки книг, статуэтки или посуда в серванте, вазы и прочая мелочевка взгляд отвлекают, а следовательно, не способствуют настроению. Вот и стали в комнате, где читается псалтирь, все постороннее скрывать от глаз драпировками. Псалтирь давно не читают, зато вот зеркала завешивают во всех комнатах даже до 40 дней. Нормальный обычай, перешедший в суеверие.
Некоторые считают, что дети умершего, как самые близкие, после супруга или супруги, его родственники, не участвуют в несении гроба, чтобы не потерять молитвенного настроения и сосредоточенности в столь важную минуту их жизни. Это – заблуждение. Всё зависит от конкретной ситуации.
Уходя, родственники берут с собою земли с могилы, чтобы не бояться покойника. Вернувшись домой, землю кладут в рукомойник и водою с этой земли умываются. Обычай умываться, придя с похорон, непременно соблюдается в наши дни и в городской среде.

Есть еще поверье, что беременным нельзя ходить на кладбище. На самом деле некоторые женщины весьма эмоциональны, и визит на кладбище, а зачастую и сопутствующая истерика, вредно сказываются на ребенке.
Некоторые считают, что за мытьё полов поле покойника прощается 40 грехов (если бы так легко можно избавиться от сорока грехов! Пол мыть надо, независимо от покойника).
На Белогородчине на канун в храм приносят испеченные из теста лесенки, чтобы усопшему было сподручнее на небеса карабкаться.
Некоторые считают, что земля после отпевания – особая и вносить её в дом ни в коем случае нельзя.
Многие считают, что одежду покойного нельзя раздавать в течение сорока первых дней. Но это суеверие. Раздавать одежду покойного(как милостыню за него), или на память близким личные вещи лучше сразу же после его смерти или сразу по кончине . Более того, именно в первые сорок дней – необходимо усиленно творить милостыню и раздавать вещи усопшего, чтобы умилостивить Бога – Праведного Судию, который совершит предварительный суд над душой в сороковой день. Друзьям же, на память о друге, могут остаться книги или некоторые сувениры, напоминающие об усопшем. Тем более если было на то завещание или воля новопреставленного, делать это нужно как можно скорее. Новопреставленным умерший считается до сорокового дня.
Когда хоронит жена мужа, то она чтобы выйти повторно замуж, должна расстегнуть нижнюю пуговицу у рубашки покойного.
Когда кто-либо умирает, то ему собирается «походный» узелок: луковица, железная чашка, пшено или рис, деревянная ложка, нитки с иголкой. Всё это отдаётся нуждающимся для того, чтобы пригодилось покойнику на том свете.
Одно из самых распространенных суеверий - в руку покойнику надо обязательно вложить платочек, а крест положить в левую руку: «На том свете его Боженька ругать будет, а он будет платочком слезы вытирать, а правой рукой креститься».
Во время чтения псалтири под книгу сито подкладывают – чтоб грехи умершего «просеять».
Некоторые, когда читают Псалтирь по покойнику, ставят хлеб и воду. Этот обычай народный, восходящий к язычеству, и никаких оснований в канонах и преданиях Церкви не имеет. Поэтому ставить воду и хлеб при чтении Псалтири по покойному не следует.
Некоторые кладут в гроб покойного палку или хворостину. Этот обычай, как и большинство околоцерковных поверий, идет от незнания. В прошлые времена, чтобы сделать гроб по росту человека, покойного измеряли «смерком», то есть длина «смерка» соответствовала росту умершего. Этот «смерок» и клали в гроб с покойником. Никаких религиозных символов «смерок» не имеет, поэтому класть в гроб никаких палок не надо.
Существует обычай, заканчивать поминальную трапезу вкушением киселя с молоком. Некоторые батюшки рекомендуют в настоящее время в постные дни коровье молоко заменять соевым молоком. (Однако, это входит в противоречие, что нельзя использовать соевые продукты, потому, что они все геномодифицированые).
Суеверы следят, какой ногой священник вступит в дом, где находится покойник: если правой, то хорошо, если левой – плохо.
Пока покойник лежит а доме, бросают в кадку с водой для питья нож, чтобы покойник ночью не напился воды из этой кадки.
В течение времени пока в доме находится покойник, не дают взаймы чего-либо из продуктов, а равно не дают никому из дома огня.
Если умирает хозяин или хозяйка, то все двери и выходы завязывают красным шнурком или ниткой, чтобы хозяйство не пошло за хозяином.
Когда гроб выносят для прощания, его ставят на табуретки. Как только его поднимают, надо их быстро схватить и перевернуть вверх ногами. — "чтобы на эти табуретки не лег очередной гроб". Табуретки, на которых стоял гроб, можно поправить только прикосновением сидения к земле, это опять делает табуретки пригодными для эксплуатации, или же наоборот, в зависимости от региона, — спешат сесть на этот стул, чтобы "все беды умерли".
В некоторых местах, после похорон по три ночи к ряду зажигают в том доме, где лежал покойник, восковую свечу, кладут два хлеба и два яблока, ставят кружку воды или по рюмке водки на каждом огне для души усопшего, чтобы покойник мог приходить в свой дом и есть в течение трёх дней.
В некоторых местах считается, что после смерти человека, его ангел-хранитель пребывает в доме усопшего ещё сорок дней, и поэтому, в течение этого срока, крестьяне во многих местах не садились под божницу (там пребывает ангел). А в сороковой день одна или две бабы традиционно провожали ангела (по другим поверьям – душу умершего) с хлебом, солью и пивом. (сорт пива выяснить не удалось).
Покойника никогда одного не оставляют: ни когда он лежит, ни когда умирает. Объясняют этот обычай тем, что по правую сторону от тела незримо стоят достойные Богу, а слева - черти "и тянут душу: этот - себе, а этот вот - себе". Присутствие живых людей помогает праведникам "перетянуть" душу покойного.
Слёзы, если их проливают над умершим, мешают спокойному уходу и заставляют умирать «трудно». О тех, кто поддаётся безудержной скорби в таких обстоятельствах, говорят, что они «приплакивают умирающего назад». Им предрекают в будущем расплату за такой эгоизм – они потеряют речь, или слух, или другой дар, или их постигнет какое-либо иное несчастье. Поэтому, иногда приглашают за вознаграждение, так называемых плакальщиц, и они плачут за всю родню. Некоторые плакальщицы настоящие артистки профессионалы.
Ангел-хранитель наблюдает за человеком с неба, из «оконца Божьего терема», которое людям видится как звезда, и каждое дело земное вверенного ему человека записывает в книгу небесную; когда же человек умирает, небесное оконце захлопывается и люди могут увидеть, как падает звезда "с выси небесной на грудь земную" – это ангел летит за душой усопшего. Отсюда поверье – если увидишь падающую звезду и, пока она не погасла, успеешь загадать желание, оно непременно исполнится, так как ангел на этом своем пути никому и ни в чем не отказывает и исполнит желание, или, по другому поверью, донесет просьбу до Господа. Милое суеверие, если бы только заменить загадывание желания звезде-ангелу на молитву.
Колдуны, как полагают, умирают, всегда в страшных мучениях, так что раньше в деревнях, бывало, разбирали крышу в доме, чтобы облегчить его душе расставание с телом. После смерти колдун «не давал покоя» до тех пор, пока его, подобно утопленникам, не пригвождали к земле осиновым колом (интересная информация для «потомственных колдунов», рекламой которых переполнена вся жёлтая пресса).
Украшать могилы усопших пользы усопшим никакой не приносит, но ещё и доставляет вред душам их. (из книги 1380 полезнейших советов батюшки своим прихожанам) Как можно нанести вред душе усопшего?! Можно только молиться об упокоении души, но невозможно нанести вред душе покойного путём украшения могилки! И что считать украшением? Памятник? Оградку? Цветы?...
Есть и такое суеверие, что нельзя ставить на могилах каменные памятники - после общего Воскресения покойному будет не под силу идти с этим камнем на Страшный Суд (очевидно, предполагается, что на этот Суд усопшие будут отправляться со сборных пунктов, куда надо будет явиться с «удостоверением личности»).
Случается, священник отказывается совершать Церковное поминовение и погребение по обрядам Православной Церкви из-за того, что покойный был самоубийца. Здесь нужно помнить, что лишаются христианского погребения умышленные самоубийцы, убитые разбойники или убитые на поединке. От них следует отличать людей, лишивших себя жизни по неосторожности (непреднамеренное падение с высоты, потопление в воде, отравление несвежей пищей, нарушение правил техники безопасности на производстве и тому подобное). Сюда же относится самоубийство, совершенное в результате психического расстройства, под воздействием больших доз алкоголя и так далее.
Но долг любви позволяет близким родственникам просить Бога о прощении такого человека в домашней молитве.
Ответ священника Афанасия Гумерова, насельника Сретенского монастыря:
«Самоубийством является самовольное лишение себя жизни в состоянии отчаяния, крайнего уныния, уязвленной гордости, потери всякого смысла жизни. Общей духовной почвой всех проявлений этого смертного греха является неверие и отсутствие надежды на Бога. Человек совершает самоубийство в состоянии тяжелой духовной болезни. Ничего общего с этим не имеет такое высокое проявление любви к Богу и людям, когда человек жертвует своей жизнью за веру, отечество, людей. «Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас. Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих. Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам» (Ин.15:12-14). Святые мученики жертвовали своей жизнью, имея великую любовь и преданность Богу. История знает много примеров, когда христиане имели выбор, но предпочли смерть. Священномученика Игнатия Богоносца в узах везли в Рим, чтобы предать на съедение диким зверям. По дороге в столицу империи он узнал, что римские христиане намерены добиваться отмены царского приговора о смертной казни. В письме он просил не делать этого. Известны слова его письма, в которых выразилось его великое желание стать жертвой ради Иисуса Христа: "Я Его пшеница и буду смолот зубами зверей, чтобы быть Ему чистым хлебом". Он отказался от возможности остаться живым. От полноты веры он хотел уйти из этой жизни и соединиться с Христом.
Во время гонений в очень трудном положении были целомудренные девицы, которые из любви к Христу избрали путь чистой и девственной жизни. Гонители, направляемые диаволом, стремились поразить их в самое сердце подвига – обесчестить. Преследователи хотели ввергнуть их в ту самую грязь, в которой они сами жили (языческий мир в то время был сильно развращен). Никифор Каллист рассказывает о двух антиохийских девах, которые по совету матери бросились в воду, чтобы избежать позора. До нас дошли и другие примеры. Нельзя не увидеть в этих поступках проявления жертвенности ради нравственной чистоты, а не отчаяния и неверия. Не все из них канонизированы. Прославляя некоторых из них, Церковь учитывала святость их предшествующей жизни».
Некоторые просят отслужить панихиду об умершем младенце. По младенцу панихиды служить не следует, достаточно поминать его на литургии. Панихида служится о прощении грехов усопших, а младенец еще не имеет грехов. За Божественной литургией, на проскомидии приносится жертва о всех, в том числе и о святых, поэтому за литургией и надо поминать умерших младенцев.
Множество суеверий языческо-советского толка существует на кладбищах: нельзя говорить "спасибо" (видимо вклад внесли могильщики из зеков), можно "благодарю".
Нельзя говорить "до свидания", иначе скоро «свидишься», надо молвить: «прощай», хотя в данном случае, сколько не прощайся свидание все равно обеспечено.
Нельзя выходить теми воротами, которыми внесли гроб, а только через калитку, рядом. Это суеверие, по всей видимости, как то связано с «узкими и широкими вратами», хотя в Евангелии в это понятие вложен совершенно другой смысл.
Появился обычай на поминках разливать водку три раза по стаканам, больше - нельзя. Чокаться тоже нельзя, сделают замечание:"Ты не на свадьбе!"
Бывают и случаи, которые кроме как анекдотичными и не назовешь.
Назначают в дальнее село на место почившего старого священника молодого. Через месяц епископу оттуда приходит телега с жалобой, что молодой иерей "не пустил душу в рай".
В чем дело? Оказывается, в том селе у прежнего батюшки, человека, нужно сказать, доброго, но необразованного, был такой обычай - после погребения все (благо деревня невелика была) садились за стол во дворе храма, широко эти самые ворота отворяли, батюшка поднимал чарку и говорил "Ну, пусть идет душа в рай!"... После чего начинались поминки. Молодой же это отменил и получил жалобу от односельчан...
Самое грустное, что эти вещи происходят часто не столько от незнания (люди обычно и не пытаются вникнуть в смысл действия), сколько от сознательного желания соблюсти привычную форму: "так принято". Бывает, священник объяснит все, а смотришь, все равно по-своему сделают, улучив момент, когда он не видит.
В любом случае, необходимо все же знать, что потакая и поддерживая подобные приметы, суеверия и непонятно откуда взявшиеся обычаи, мы вступаем в добровольное сотрудничество с тем, кто вы Писании назван: "враг рода" ...


line.gif

 

МОЙ МАГАЗИН ПОДАРКОВ

 

"Быть счастливым просто. Надо всего лишь перестать себя жалеть. Раз и навсегда"

 

"Любовь-это теорема,которую нужно доказывать каждый день..."





Количество пользователей, читающих эту тему: 0

0 пользователей, 0 гостей, 0 анонимных

Интернет-магазин Miele Яндекс.Метрика Яндекс цитирования