Jump to content
Sign in to follow this  
melena

Актуальные вопросы о чести

Recommended Posts

Из блога Катерины Мурашовой на снобе. Очень люблю ее читать.

 

Актуальные вопросы о девичьей чести

Вы можете вообразить себе разговор между двумя современными молодыми людьми, в котором естественно употреблялось бы понятие «честь»?

 

Не сразу, но я ее все-таки вспомнила. За три прошедших года девочка Людмила очень вытянулась, постройнела и, несомненно, похорошела. Была такая полненькая, круглолицая, спокойно-простодушная, гладко причесанная. Проблема, с которой тогда приходили вместе с мамой, более чем приземленная: вдруг год назад, иногда, особенно когда заиграется с подружками или если очень устала и крепко спит — энурез, дневной или ночной. Немножко, но неприятно, конечно, ведь девочке шел уже двенадцатый год. Урологи и нефрологи ничего своего не находили, даже невролог ничего толком не увидел, хотя, конечно, какими-то дежурными таблеточками отметился. Забрели ко мне. Я, в отличие от невролога, предположила в гладенькой Людочке мятущуюся и весьма внушаемую (мать по случаю пожаловалась, что подружки «водят ее на веревочке») предподростковую душу. Очень уверенно, с максимально возможной для себя суггестивностью сказала девочке, что все пройдет, ведь это (очень по-разному у всех) идет такая плановая настройка и отладка организма перед началом женского функционирования. Честно заметила, что встречала уже такие случаи и все наладилось. Кажется, тогда проблема действительно быстро решилась, но теперь Люда ее не называла, подчеркивая наше знакомство, но одновременно дипломатично обходя неромантический повод, из-за которого мы с ней когда-то познакомились.

 

Нынешняя Людмила была вся в бигудевых кудрях, нервических жестах, запудренных прыщах, волнении и тайне.

 

«Наверное, любовь», — предположила я, настраиваясь на лирическую волну.

 

— Не помню, не помню, — сказала, решив позабыть пока про энурез и начать с чистого листа. — Но это и не важно. Давай, рассказывай, что случилось сейчас.

 

— У меня все нормально и ничего не случилось, — подняла бровки девушка. — Я пришла просто с вами поговорить.

 

— Хорошо, — тут же согласилась я. — Тогда давай поговорим. А о чем?

 

— Меня вот очень волнует одна тема, — оживилась Людмила. — А с родителями и даже подружками поговорить не получается. Мы вот в школе по литературе проходим, и я еще сама в книжках читала… Девичья честь, честь девушки — она вообще есть? Или это вообще так, устаревшее уже понятие? Что вы думаете?

 

Если честно, то я думала приблизительно так: романтическая любовь тебе, ага, как же, дождешься! Если уж она сама в одиночку пришла к знакомому психологу и литературно-кучеряво начала речь с девичьей чести, то тут либо наличествующий секс (что более-менее нормально, хотя и рановато. Значит, обязательно поговорить о противозачаточных средствах и о психологических преимуществах полноценного прохождения этапа платонической любви), либо уже беременность и тогда… В моей голове замелькали возможные последовательности действий и возможные реакции родителей Люды, с которыми дочери «ну никак невозможно об этом поговорить»…

 

Представляете, как я удивилась, когда через некоторое время обнаружилось, что у Людиного желания нет абсолютно никакого «двойного дна»! Она действительно хотела разобраться с этим странным для нее понятием, которое чуть ли не на каждой странице встречалось в классической литературе и как будто бы совсем не встречалось в жизни.

 

— Понимаете, ведь это, кажется, еще недавно было очень важным! — увлеченно говорила Люда, и я видела, что она действительно много и не раз думала об этом. — И это не какой-то там маленький период в истории. Долго. Есть народные пословицы. Например «Береги платье снову, а честь — смолоду». Иногда оно было дороже самой жизни. И ведь не только для девушек. И у разных народов. Вот я читала «Песнь о Роланде» и там…

 

Постепенно успокоившись насчет подростковых беременностей, я тоже увлеклась представленной мне проблемой. Я эволюционист и люблю классификации. Поэтому, пытаясь разложить по полочкам всяческие «чести», мы начали с самого начала, которое только сумели вспомнить. Там, в начале, оказалась отнюдь не девичья, а воинская честь. Красивые истории из античности. Потом — огромный куст рыцарской чести. Честь вассала по отношению к сеньору. Сеньора — по отношению к вассалу. Может быть, это просто ответственность за других? Нет, не сходилось, ибо даже если вокруг никого нет, честь — это что-то, все равно присущее человеку того времени, какой-то его ресурс. Здесь же, в военном отсеке, я вспомнила о повсеместно распространенном (и вроде бы одобряемом на протяжении веков) обычае гибнуть, спасая то или иное знамя.

 

Мне всегда казалось, что жизнь человека, бойца, солдата всяко дороже — даже не из общегуманистических соображений, а прямо в воинском деле, но вся военная история была со мной явно не согласна. Тут же всплыли у нас понятия «честь полка» и «офицерская честь», ради сохранения которой то и дело стрелялись проигравшиеся в карты российские офицеры, герои русской классической литературы. Потом мы мельком рассмотрели противоречивое понятие «воровская честь», о котором обе толком ничего не знали, кроме факта самого его существования.

 

Добрались наконец и до девичьей чести. Вспомнили, разумеется, «наше все», погибшее на дуэли и не написавшее еще много-много стихов и прозы ради чести своей жены. (Заодно вспомнили и автора «На смерть поэта», погибшего еще младше годами и уж и вовсе непонятно за что, но тоже как-то, по-видимому, связанного узами этой самой чести.)

 

Выписали на листочке слова и словосочетания, которые служили в языке описанием функционирования этого важнейшего, по всей видимости, понятия:

 

— обесчестил,

 

— бесчестный (отличается от «нечестного») человек

 

— пора и честь знать

 

— честь имею

 

— бесчестье

 

— выполнил с честью

 

— чествовать

 

— умер(ла), но честь сохранил(а)

 

— погиб с честью

 

— порушенная честь

 

— бесчестный поступок

 

— потерял честь

 

— честь моей страны

 

— честь класса

 

Получалось: честь — это нечто, имманентно присущее человеку (мужчине и женщине, молодому и старому) или группе людей. Какая-то важная составная часть личности, человечности (никакого упоминания чести у животных мы вспомнить не сумели). Ее нужно бережно хранить и опасаться потерять. У девушки честь почему-то связана с первым половым актом или чем-то рядом. У мужчины — с общественным (преимущественно иерархическим) функционированием. С чем связана честь учебного класса или тем более страны, мы сформулировать не сумели. Потерять честь можно очень разными способами. Потеря чести ведет к бесчестью — опасному и малопочтенному состоянию.

 

В античности — важно. В средневековье — очень важно. В 19-м веке — весьма важно. В своем детстве, в веке двадцатом я много слышала о «чести нашей Родины», хотя уже и не помню толком, в каком контексте это говорилось.

 

А сейчас?

 

— Вы можете вообразить себе разговор между двумя современными молодыми людьми, в котором естественно употреблялось бы слово, понятие «честь»? — спросила меня Людмила.

 

Я честно задумалась. Мне ничего не приходило в голову.

 

Потом (очень не сразу, ибо это очень далеко от меня) вспомнила:

 

— Спорт! Точно — в моем детстве, но, кажется, и сейчас про спорт и спортсменов так говорят по радио и телевизору: «Наша команда отстояла честь своей страны в таком-то чемпионате».

 

— Да, говорят, правда, — согласилась Люда, и мы пополнили нашу копилку понятием «спортивной чести».

 

Но, кроме спорта, что же еще? Мы с Людой не смогли сообразить и даже немного растерялись. Получается, это важное, по цене сравнимое с жизнью понятие, абсолютно ясное для множества поколений наших предков — оно что же, теперь совсем умерло? Перестало быть нужным? Устарело? У нас больше нет чести? Или что-то появилось взамен?

 

Что вы думаете о происхождении, об эволюции чести, о чести сегодня, уважаемые читатели? Доводилось ли вам самим оперировать этим понятием в своей жизненной практике? Если да, то в каком контексте? Мы с Людмилой с интересом ждем ваших мнений.

Share this post


Link to post
Share on other sites

После прочтения самой стало интересно, а как определяют это понятие в официальных словарях? Вот, например, из Википедии: Честь — комплексное этическое и социальное понятие, связанное с оценкой таких качеств личности, как верность, справедливость, правдивость, благородство, достоинство. Честь может восприниматься как относительное понятие, вызванное к жизни определёнными культурными или социальными традициями, материальными причинами или персональными амбициями. С другой стороны, честь трактуется как изначально присущее человеку чувство, неотъемлемая часть его личности.

 

Словарь В. И. Даля, отражая это разделение, определяет честь и как «внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистую совесть», и как «условное, светское, житейское благородство, нередко ложное, мнимое».

Да, как- то не густо сейчас с благородством и достоинством. Как бы их воспитать!

Share this post


Link to post
Share on other sites

Просто сейчас слово "честь" заменилось на "репутацию", имхо. 

"Честь семьи, класса, школы, коллектива" достаточно часто встречаются.

Имхо, особо то ничего не изменилось.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Мне кажется, что репутация - это только внешнее мнение, суждение, а честь все-таки и еще с каким-то внутренним самоощущением связана.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Лена мне статья очень понравилась.

Репутация и честь по мне это разные понятия.

Share this post


Link to post
Share on other sites

 

Вот еще нашла (похоже на мои ощущения на эту тему):

Благоро́дство (от благо́й и род) — совокупность личностных качеств, как правило присущих человеку, происходившему из знатного («благого») рода, то есть аристократу, дворянину, обретавшаяся в ходе специального воспитания, необходимого для несения возлагавшейся на него в силу происхождения ответственности. В основном связано с понятием индивидума о чести, для обозначения которой сейчас часто используется более узкий термин «чувство собственного достоинства».

Благородство — высокая нравственность, самоотверженность и честность.

Благородство — возвышенность мотивов поведения человека, их «родственность Благому».Как правило, под благоро́дством подразумеваются естественные добрые проявления внутренней сущности человека, не обусловленные какими-либо законами, запретами, правилами или предписаниями.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Читаю Берберову, там о части по Шопенгауэру ( как раз то, о чем мы говорили выше)- честь- условная вещь, существующая только во мнении посторонних людей о нас ( и в разные времена- разная), но не в нас самих:"Честь есть мнение других о нашесм достоинстве ( объективно). Честь есть наш страх перед этим мнением ( субъективно).

Share this post


Link to post
Share on other sites

Жаль, что о чести последнее время практически вообще ничего не говорят

Share this post


Link to post
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!

Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.

Sign In Now
Sign in to follow this  

×
×
  • Create New...