Яндекс.Метрика
Перейти к контенту

Изучение русского языка


Рекомендуемые сообщения

Обсудим?

 

Ищем учителя русского языка. Контрольный вопрос на собеседовании: «Как вы думаете, почему многим детям тяжело дается русский язык, и как можно решить эту проблему?»

Ответы в этом году: «В компьютер много играют, американцы засорили наш язык своими словами, русский народ утратил свою идентичность…»

Это ж, братцы, радиация, а не медный купорос…

И никто из претендентов не назвал простую и ясную причину: никто не сказал о том, что, может быть, мы не так учим родному языку.

* * *

Треть детей не могут освоить программу русского языка. Несмотря ни на что.

Несмотря на то, что их родной язык.

И на то, что это главный предмет в школе.

И на то, что они занимаются дополнительно с репетиторами.

(А ведь речь идет не о написании художественных текстов - об элементарной грамотности).

И почти никто – признаемся себе – кроме круглых отличников, не любит этот предмет.

Что делать?

Или усилить муштру, или искать другие подходы.

Первый класс, урок русского:

- Дети, сегодня вы можете написать письмо второму классу…

- По правде? Это будет настоящее письмо!?

На перемене седьмой класс штурмует кабинет русского языка («двоечники» в первых рядах):

- Можно, мы уже начнем писать?

Десятиклассники на последнем уроке, когда и в футбол сил нет играть, учредили клуб «Манускрипт».

Чтобы читать другу свои стихи и прозу.

Чтобы писать!

Ребенок любит рисовать: «Вот, посмотри, что я нарисовал!..».

Он не может молчать, переполнен чувствами и словами: «Слушай, я тебе расскажу …»

Любит играть в театре – о, это настоящая игра!

Рисунок, театр, музыка, лепка – это возможность раскрыть себя другому человеку.

Такова потребность ребенка.

Есть еще одна потребность, страсть. Это письмо.

При условии, что речь не идет о переписывании упражнений или написании изложений.

Писать – это выражать себя.

Писать о себе, своих чувствах, мыслях, фантазиях.

Только это есть настоящее письмо; остальное – каллиграфия.

Стоп! Это невозможно…

Сначала надо научиться писать правильно – а пока будем разбирать слова по составу…

(Деепричастие проходят в 8 классе – значит, ученики не могут использовать деепричастия в своих текстах?)

Не писать, пока не научишься писать.

Молчать, пока не научишься говорить.

Стоять, пока не научишься бегать.

Не дышать, пока …

Учитель входит в класс. Тема урока - игра в футбол: траектория движения мяча, давление внутри камеры, психология общения в малых группах. Сдадите экзамен по теории - пойдете на поле…

Русский язык учим именно так. Глухие и звонкие, мягкие и твердые, отглагольные, разделительные и придаточные уступки… Тексты на свободные темы? У нас всего три (четыре, пять, шесть) часов в неделю! Мы не успеваем! У нас - программа. Пишите свои тексты на уроке литературы (истории, биологии, физики, химии) – это не имеет отношения к русскому языку. Мы занимаемся грамматикой. У нас грамматический курс…

Хорошо, тогда признаем, что в школе нет курса русского языка – есть грамматический курс!

Мы не изучаем родной язык: не учим детей ни говорить, ни писать на нем.

Русский язык школьной программы становится латынью классической гимназии.

Мертвым языком.

Безграмотность – полбеды.

Мы лишили детей возможности выражать себя через лист бумаги.

Ребенок заканчивает школу – ни разу, ни по какому поводу, ни строчки не написав от себя.

Кроме открытки маме на день рождения. (Об СМС – не говорим)

Всё равно, что скульптору сказать: не подходи к мрамору! Или художнику: не трогай кисти!

Поэтому многие взрослые не могут написать и двух строк.

Один лишь вопрос: что для нас язык: умение ставить запятые или выражение мысли?

Писать надо грамотно (кто спорит?)

Но когда 11 лет школьной жизни, 2000 часов времени отдано, чтобы писать без ошибок…

Не времени жалко - на алтарь запятых положена возможность писать и думать.

Зачем нужны запятые, если к концу школы человеку уже сказать будет нечего?

А здоровье? Психическое, по крайней мере?

Сколько сил, нервов, слез, сколько тетрадок порвано и брошено в ведро –

чтобы был красивый почерк, чтобы в суффиксах отглагольных прилагательных он ставил одну (или две?) «н».

Мы ж не требуем, чтобы выпускник школы пел как Паваротти и рисовал как Марк Шагал.

Абсолютная грамотность - удел великих писателей и Розенталя.

Пусть будет несколько ошибок – лишь бы писал!

К чему весь этот горький сарказм?

Чтобы увидеть абсурдность ситуации.

Русский язык – главный предмет в школе.

Все силы (и ребенка, и взрослого) брошены на то, чтобы писать без ошибок.

И в итоге, значительная часть детей не может выполнить программу на честную «тройку».

Как ни заставляй.

Притом, что все, абсолютно все дети, хотят писать.

Любят писать.

Рустам Курбатов, директор лицея «Ковчег ХХ1»

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Хорошая статья. Я задумалась.

Попрошу дочку попробовать описывать ее день в лагере. Получится ли?

С русским у нас проблема. Писать сочинения в школе не учат. Да и вслух что то описать ей сложно. Вот наизуть рассказать - это за раз ... и написать наизусть тоже.

Об эксперименте отпишусь позже.

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Лен, к сожалению, согласна....

Не учат писать... Точнее, не так. Далеко не везде учат писать. 

И сочинения пишутся ведь не на уроке русского языка в основном. на литературе...

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Девочки у нас в прошлом году много сочинений писали, но все больше это были ДЗ 

и принцип написания сочинения не объясняли. Это точно.

Лена, согласна, что сочинение - это один из способов самовыражения.

 

 

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

За всю началку не было даже намека на  сочинения. Только простейшие изложения и то результаты не внушали никакого оптимизма, не только у нас. :((((

И "русский язык" -далеко не главный предмет  сейчас в школе,  особенно учитывая некоторые образовательные программы.

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

У нас сочинения были по инглишу)))))) По русскому тоже изложения. но мне кажется, что и меня в началке не учили писать сочинения. Это уже в  классе 5 было...

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Вот уж низкий поклон моему преподавателю русского языка и литературы.

Я как-то у себя писала про это.

Она учила нас писать сочинения (мы стонали от нее) и писали каждую неделю. Причем в разных жанрах - сочинение-очерк, сочинение-письмо подруге, сочинение-дневник, сочинение-размышление или сказка-рассказ-стихи.

Я тоже писала, что, поступая на юрфак, написала сочинение в стиле дневника. Мое сочинение провисело на стенде для абитуриентов до моего диплома. Во всем потоке была одна пятерка у меня.

Эта учительница работает последний год и уходит на пенсию. А я так хотела, чтобы она Элю учила. Тогда еще под вопросом было, останется она или нет....

Очень жаль. Буду сама дочь учить, чему научила меня В.И.

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Тоже на тему русского языка: проблемы в изучении грамматики заложены самой программой:

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
  • 2 недели спустя...

Учителя-это понятно. А мы сами часто поправляем дите, если они в речи неправильно ставят ударение или заменяют труднопроизносимые слова сленгом? Я стараюсь, хоть сынуля иногда и глазки закатывает, мол:"Да знаю я , знаю, просто для простоты так сказал". Не важно, для простоты или нет, я хочу, чтобы сын разговаривал грамотно, имел хороший запас слов и не бекал и не мекал в разговоре. И не буду я полагаться на учителей) А я на что?)) Как разговаривают в семье, как рассказывают (ведь рассказываем же мы о прошедшем дне, о случаях на работе), так и будет это делать ребёнок. Не ленитесь в домашних разговорах использовать  определения, оценки, описание и ребёнок всё это переймёт и не будет заменять слова эпитетами. Имхо.

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Почитала и поняла, что ребенку повезло. Они с 3 класса начали писать сочинения, их учили это делать, начинали с описания предмета из 3-4-х предложений. На лето им задавали сочинения писать в началке.

И сейчас постоянно пишут, очень много описаний дают, но и сказки пишут, и очерки, эссе их учительница очень любит.

Многие дети воют от этого, и родители ( странные люди) даже спрашивают, зачем они столько самостоятельно пишут, сочинения по литературе тоже пишут постоянно.

Все зависит от учителя, я так считаю. Программа программой, но лазейку всегда можно найти, если хочешь научить детей. 

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Учителя-это понятно. А мы сами часто поправляем дите, если они в речи неправильно ставят ударение или заменяют труднопроизносимые слова сленгом? Я стараюсь, хоть сынуля иногда и глазки закатывает, мол:"Да знаю я , знаю, просто для простоты так сказал". Не важно, для простоты или нет, я хочу, чтобы сын разговаривал грамотно, имел хороший запас слов и не бекал и не мекал в разговоре. И не буду я полагаться на учителей) А я на что?)) Как разговаривают в семье, как рассказывают (ведь рассказываем же мы о прошедшем дне, о случаях на работе), так и будет это делать ребёнок. Не ленитесь в домашних разговорах использовать  определения, оценки, описание и ребёнок всё это переймёт и не будет заменять слова эпитетами. Имхо.

 Наташа, согласна на все 100%

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи

Создать аккаунт

Зарегистрировать новый аккаунт в нашем сообществе. Это несложно!

Зарегистрировать новый аккаунт

Войти

Есть аккаунт? Войти.

Войти
×
×
  • Создать...