Перейти к содержимому


Фотография

Как он будет учиться? Страх родителей, стресс у ребенка: что дальше?


  • Авторизуйтесь для ответа в теме
Сообщений в теме: 2

#1 OFFLINE   melena

melena

    Активный участник

  • активные участники
  • PipPipPipPip
  • 1 140 сообщений
  • Город:Москва
  • 1-й ребёнок:Ксюша
  • 2-й ребёнок:Саша
  • 3-й ребёнок:Маша

Отправлено 22 Август 2014 - 13:57

Очевидные, но важные  вещи.

Оля, Любава, к сожалению опять американцы - почему-то все время попадаются :p

Зато во втором сообщении в этой теме очень интересно на данную тему говорит уже наш психолог

Итак, часть первая, американская:

Авторская статья 
Накануне учебного года родителям все труднее избавиться от мыслей о школе. Достаточно ли занимались с ребенком летом? Не окажется ли он в отстающих? Какие понадобятся дополнительные занятия и как найти на них время? Психотерапевт и мать троих детей Робин Берман предлагает притормозить и посмотреть на ситуацию со стороны. Может быть, здоровье ребенка все же важнее?

 

Как это начинается
Я считаю себя плохой матерью. Когда я была беременна, я ни разу не давала своему ребенку слушать музыку. Я как-то прочла в Интернете, что можно стимулировать развитие ребенка и даже повысить его интеллект, если во время беременности слушать расслабляющую музыку. Я чувствую себя виноватой из-за того, что не делала этого для своего малыша.
Мать годовалого ребенка

Матери начинают чрезмерно волноваться еще до рождения ребенка. Многие из них при этом не догадываются, что их повышенная тревожность создает дополнительные риски для развития эмбриона, а впоследствии и младенца. В Центре женского здоровья Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе мы занимаемся лечением депрессии и тревожности у беременных, чтобы эти расстройства настроения не повлияли негативно на здоровье эмбриона. Если женщина сумеет справиться со своим беспокойством, это окажется куда более полезным для ребенка, нежели знакомство с музыкой Моцарта — как в период внутриутробного развития, так и после рождения.

Но тревожность сегодня считается нормой, и родители переживают, что не дотягивают до общего уровня. Начинается все с музыки во время беременности, затем в ход идут карточки с картинками и буквами и обучающие видеоролики, которыми в изобилии пичкают младенцев.

Увы, уверенность в том, что просмотр видеороликов благотворно влияет на интеллект, никак не подкрепляется научными данными. На самом деле педиатры рекомендуют до двух лет вообще не подпускать детей к голубому экрану (а на мой взгляд, и в два года делать это еще рано). Нейроны в мозге ребенка стимулируются в те моменты, когда он взаимодействует с родителями. Живо реагируя на потребности младенца — отражая его эмоции, агукая с ним, лаская его, — вы стимулируете его мозг сильнее, чем это может сделать безответный экран.

В погоне за лучшим образованием
Мы находимся в плену неверных представлений о том, как в действительности проходит обучение в первые годы жизни ребенка. Опыт общения с людьми, при котором работает весь спектр чувств, всегда будет действеннее любого коммерческого продукта. Это просто самообман — внушать себе, что наша главная родительская задача в том, чтобы обеспечить ребенку наилучшее образование. Ведь главная родительская задача в другом — в создании безопасной, наполненной любовью связи с собственными детьми. А уж эта связь обеспечит раннее развитие интеллекта.

К сожалению, индустрия подпитывает наши ошибочные представления и играет на родительских опасениях. Реклама коммерческого учебного центра красочно изображает, как во время школьных каникул информация выплескивается из головы ребенка. Мораль: забудьте о катании на велике и купании в озере! Летом ребенок должен заниматься зубрежкой, иначе у него из головы вылетит все выученное за год! Странно, что в медицинском колледже я ни разу не слышала о дырке в мозге, через которую могут вывалиться знания.

Главный двигатель наших родительских усилий — страх, а не уверенность. Многие родители грудничков жалуются мне: «Я боюсь, что если не заниматься всем этим, мой ребенок окажется в числе отстающих». Отстающих — в чем? Придите же, наконец, в себя! Ваш ребенок пока еще спит в пеленках! Все учителя, с которыми мне доводилось беседовать в ходе работы над книгой, жаловались на завышенные ожидания большинства родителей, которые, вопреки реальности, надеются, что их дети будут демонстрировать отличную успеваемость буквально с первых шагов.

 

Сегодня детский сад — это почти уже начальная школа, а старшие классы — почти университет... Это же безумие! Родители хотят, чтобы их дети были круглыми отличниками, и впадают в панику, когда что-то не получается. Неужели все эти родители сами учились только на пятерки? Или, может, их учителя все как один получали исключительно отличные оценки? Мы хотим от детей слишком многого... Нам, например, пришлось пригласить в школу психолога, который учил педагогов работать с проявлениями тревожности, с которыми мы постоянно сталкиваемся...
Учитель начальной школы


Страх и стресс
Избыточное напряжение, постоянный стресс вредят и взрослым — что уж говорить о растущих организмах! С точки зрения медицины, стресс заставляет организм запускать реакцию «бей или беги». При ощущении опасности наша симпатическая нервная система начинает усиленно вырабатывать адреналин и кортизол. Сердце бьется сильнее, кровяное давление повышается, мышцы напрягаются — организм готов спасаться бегством от смертельной опасности. Очень полезный механизм — на случай, если вам потребуется убежать от медведя. А вот при подготовке к экзаменам подобные реакции, мягко говоря, мешают.

Стресс влияет и на тело, и на разум, вне зависимости от того, была его причина физической или психологической. Легкий стресс может помочь прыгнуть выше головы, но хронический, ежедневный стресс действует на организм разрушительно. Он может даже заставить ваш мозг уменьшиться в размерах — точнее, одну его часть, гиппокамп, отвечающую за память.

От стресса появляются головные боли, развивается язва, снижается иммунитет, проявляются аутоиммунные заболевания и многие другие проблемы со здоровьем. Кроме того, стресс усугубляет любое психическое заболевание. Разумеется, мы не желаем всего этого для нашего ребенка, всеми силами заставляя его хорошо учиться. Но мы должны действовать осторожно, не превращая детей в подопытных обезьян.

 

Иногда мне кажется, что родители считают меня супергероем или роботом. Меня постоянно заставляют добиваться совершенства во всем.
Старшеклассник

Отличные оценки ничего не гарантируют
Нам пора перестать копить баллы для будущих резюме наших детей и вновь научиться просто быть с ними рядом и получать удовольствие от общения. Покажите детям, как вы глубоко любите их и как безусловно принимаете, — и перестаньте требовать от них достижений.

Вместо того чтобы вкладывать все силы в успешную учебу, мы должны научить детей получать удовольствие от процесса получения знаний. Пробудите в них дух первооткрывателей, дайте им возможность играть, исследовать и оставьте им время на то, чтобы помечтать.

Выступая на конференции, китайский педагог Юн Чжао сказал, что по результатам тестов китайские студенты значительно опережают американцев. «Но в том, что касается инноваций и лидерства, мы все еще ждем своего Стива Джобса», — добавил он.

Другими словами, большие объемы домашних заданий, напряженный график учебы и механическое заучивание материала способствуют воспитанию рабочих пчел, но это не помогает вырастить будущего предпринимателя. А также не помогает добиться психологического благополучия ребенка.

Давайте не будем забывать: отличные оценки в экзаменационных ведомостях и сотни часов, потраченных на дополнительное образование, ничего не гарантируют. Они не гарантируют даже того, что в будущем вашему ребенку не придется проводить время на кушетке у психотерапевта. Если бы награды и высокая успеваемость гарантировали достойную самооценку, множество моих коллег-психотерапевтов остались бы без работы.

Нам необходимо перевести дух — и начать последовательно искоренять в себе установку «ах, только бы мой ребенок не оказался в числе отстающих!». Пусть дом станет пристанищем, где ребенок отдыхает от напряженных занятий в школе и в спортивных секциях, а не подвергается дополнительному давлению.

Мать двоих детей однажды заметила, что оба они относятся к себе чересчур серьезно. Оба слишком сильно критиковали себя за допущенные ошибки, в их поведении явственно проступали признаки перфекционизма. Обеспокоенная мать тут же организовала дома «Дурацкий клуб». Каждый вечер за ужином они на пару с мужем рассказывали о самых грандиозных ляпах, допущенных ими в течение дня. Вскоре к разговорам присоединились и дети. Они мерялись своими ошибками, выставляли друг другу оценки и в конце торжественно объявляли допустившего самый большой промах «Неудачником дня». Никто не мог сдержать смеха, когда дети с азартом бились за обладание этим почетным титулом.

Ваша готовность спокойно воспринимать допущенные ошибки дает детям свободу рисковать и пробовать что-то новое. Они знают, что, ошибившись, всегда могут отступить, чтобы потом двинуться на штурм новых вершин. Если вы считаете своей обязанностью постоянно подгонять и подталкивать детей вперед, попробуйте поучиться у этих родителей. Они понимают, что во внутренней свободе и праве на ошибку нет ничего плохого.

 

В детстве я целыми днями смотрел «Затерянных в космосе» — часами, серию за серией, бесконечно! А теперь я — нейрохирург.
Отец из Чикаго

Я стараюсь, чтобы мои дети были средними — не посредственностями, а обычными средними людьми. Когда все эти вундеркинды сойдут с дистанции, не выдержав напряжения, мои ребята как раз будут в самом начале пути.
Мать троих детей из Коннектикута

Из книги "Баловать нельзя контролировать. Как воспитать счастливого ребенка"

Статья предоставлена издательством "Альпина Паблишер"

 


Сообщение отредактировал melena: 22 Август 2014 - 14:39


#2 OFFLINE   melena

melena

    Активный участник

  • активные участники
  • PipPipPipPip
  • 1 140 сообщений
  • Город:Москва
  • 1-й ребёнок:Ксюша
  • 2-й ребёнок:Саша
  • 3-й ребёнок:Маша

Отправлено 22 Август 2014 - 14:37

А вот на эту же тему уже наш психхолог Екатерина Демина:

Синдром отличника
Про подростков
Конечно, все сильно встревожились после февральской стрельбы в школе. Естественно, главный вопрос, которым все теперь задаются: «Можно или нельзя было этот ужас предвидеть, заметить, как-то предотвратить?». Почему-то основным стрелочником назначили школьного психолога, хотя что она могла сделать, одна на 700 что ли человек.

Но какие-то общие моменты можно попытаться вычленить. Кто такой – неуравновешенный отличник? В какой момент его жизнь становится настолько невыносима, что единственным решением становится «прекратить эти мучения любым способом»?

Образование как цель и смысл жизни
Буквально в предыдущем поколении это было аксиомой. Если у тебя есть мозги, ты будешь хорошо учиться и поступишь в вуз, закончишь его и получишь хорошую, гарантированную, высокооплачиваемую работу. Мало того, кандидатская учёная степень давала право на дополнительную жилплощадь, дополнительную пенсию, дополнительный отпуск. То есть, никому даже объяснять не надо было, почему и зачем надо хорошо учиться, выгоды были настолько очевидны, что мало кого надо было заставлять.

А какие были альтернативы? В ПТУ, напильником махать? В армию, дачи генералам строить? У девочек была перспектива замужества хотя бы.

Так что старались все, кто мог. Кто не мог и трезво оценивал свои возможности, уходил после 8 класса в техникумы, получал рабочую специальность и старался быть счастлив в своей профессии.

Жили-были две девочки-закадычные подружки, не разлей вода, расставались только на ночь, везде и всюду вместе со второго класса. Одна была из профессорской семьи, не просто все с высшим образованием, а на самом деле – профессура МГУ в пятом поколении. Училась левой задней ногой на одни пятерки, не прилагая ни малейших усилий, позволяла себе и двойки за несделанное домашнее задание, потом исправляла с запасом… Вторая – из потомственных военных, многодетная семья, строгое воспитание, физические наказания за тройки, про двойки никто и не заикался. Ей учеба давалась трудом, трудом и еще раз трудом.

Но девочки дружили, им было абсолютно все равно, кто из какой семьи. Взрослым было заметно, насколько разнится их уровень, видно было, что одна – лидер и тащит за собой, а вторая все время «прицепчиком», но главное ведь результат? А в результате отличницами были обе, так что все были довольны. И так все было прекрасно до 8 класса (помните, раньше была средняя школа, до 8 класса, и старшая, 9-10, и можно было после 8 класса уходить).

Так вот, Лена, которой учеба давалась с трудом, категорически отказалась уходить после 8 класса в педучилище, хотя ей советовали все, кто мог, учителя, родители, друзья. Но она не мыслила себе жизни отдельно от подруги, девочки уже давным-давно договорились поступать на одну специальность и так и идти по жизни вместе.

(Ау, блюстители морали и нравственности, любители искать жареную гомо-тему везде и во всем, где вы? В наше время это называлось «дружба», и никому даже в голову не приходило видеть в таких отношениях что-то порочное.)

В старших классах стало очевидно, что Ленка программу еле тянет, особенно по точным предметам. Машка-то еле справлялась, но ей помогали отец и старшие братья-физики, а Лена стала засиживаться заполночь. К тому же, у веселой и слегка хулиганистой Маши появились ухажеры, она каждого знакомила с Леной, пыталась организовать квадрат «двое-надвое», но что-то буксовало.

Закончилось все сокрушительным провалом Лены на вступительных экзаменах. Обязательное для всех вузов сочинение Машка написала на 5/5, лихо, за час. Лена отсидела отведенные 6 часов и получила пару. Это было ударом неимоверной силы. Девочки настолько верили в свою мечту «учиться и работать вместе пока смерть не разлучит нас», что Плана Б просто не придумали. В последнюю секунду, с привлечением дедушки-генерала, Ленку за шкирку втащили в отходящий вагон педучилища. Но это был не её поезд. После первого курса она забрала документы и ушла в никуда. Спустя 25 лет о ней нет никакой информации, по слухам, работает то ли уборщицей, то ли сиделкой. Профессии никакой так и не получила.

К чему «сей фрак»? То есть, какое отношение имеет та давняя история к проблеме нынешних выгоревших дотла отличников, ушедших в депрессию медалистов, залегших на диван победителей Всероссийских Олимпиад?

Самое прямое.

Большая часть историй, с которыми я сталкиваюсь в своем кабинете (обычно, почему-то в апреле), выглядит так.

Завоевать мир
Родители, москвичи в первом поколении, что называется «понаехавшие» из провинции в столичные вузы. Они хорошо помнят, как упирались всеми конечностями, как пахали день и ночь, до того, что кровь носом шла. Они пережили уже несколько кризисов и дефолтов, вырвались наверх и продолжают впахивать что есть силы. Высшее образование – единственно доступный им социальный лифт, они self-made man/woman, за их спиной не было никаких влиятельных родственников. Свой бизнес они строили с нуля, буквально, с лотка в Лужниках, с одного ларька с сигаретами.

Дети для них – основная ценность, смысл и одновременно цель жизни, на них, как на последнего туза, поставлено все. «Мой ребенок будет жить как принц».

Поэтому – дизайнерски обставленная детская, элитные детские сады с носителями трех языков, самая крутая школа в городе, каникулы в Британии и Шотландии, развивающие занятия с года. Зачастую жена/мать оставляет работу и всю себя посвящает образованию детей. Я лично знаю мам, которые день-деньской развозят деточек по дополнительным занятиям: школа, музыка, теннис/карате/выездка, иностранный язык. «У нас в неделю восемь дополнительных занятий. ВОСЕМЬ!» - с непередаваемой гордостью в голосе.

(У моей младшей тоже восемь, только все это не выходя из школы. И когда она тут ветрянкой болела, я чуть не повесилась от этой атомной энергии в замкнутом объеме).

Особенно тяжко приходится тем детям, у которых обнаружили «способности». Их начинают рвать на части как учителя, так и родители. В период «гона» бедолаги ездят на олимпиады каждую неделю.

Ко мне на прием они попадают, когда начинает сбоить организм. Непонятные тики, экзема, которая не поддается никакому лечению, вырванные брови и ресницы, приступы рвоты… Все эти симптомы можно перевести одним словом: «ДОСТАЛИ!».

Им не разрешают просто гулять, они не балдеют в наушниках, валяясь на ковре, не читают дурацкие комиксы. Они учатся-учатся-учатся, 11 лет без передышки, потому что на каникулы у них тоже есть задание. Если посчитать нагрузку, получится, что 10-15летний человек работает больше взрослого: с 8 утра до 10 вечера. Практически без отдыха.

Ради чего все это чудовищное напряжение?

Не поверите: ради поступления в престижный вуз. Когда мне это говорят, я просто подпрыгиваю в кресле. Зачем, скажите на милость, зачем вам это поступление в Вышку или в МГИМО? Как изменится ваша жизнь, если ребенок будет там учиться?

На этом этапе родители начинают как-то путаться в показаниях. Вроде бы престижный вуз является ценностью сам по себе. Поступил – и все жизненные задачи выполнил. Или нет? Или это только ступенька к «высокооплачиваемой работе»? Или дверь заграницу?

Как показывается практика, сам по себе сильный вуз ничего не определяет. Это абсолютно не гарантия будущей безоблачной жизни. Дети, которые не умеют в жизни ничего, кроме как решать математические задачи или писать олимпиады по иностранному языку, оказываются совершенно беспомощными перед лицом реальности.

И еще они устали.

(окончание статьи в следующем номере журнала)
Журнал "Наша психология", №5 (84), 2014

Истощение
Мы должны подготовить детей к самостоятельной жизни, это аксиома родительства, базовый постулат выживания млекопитающих как биологического вида. Это муравьи вылупляются полностью подготовленными к работе, а мы имеем очень долгое детство именно для того, чтобы научиться жить в этом мире, во всей его полноте.

Но навыки, необходимые для сегодняшнего дня, весьма многообразны.

Не просто «добывать пищу», а «добывать пищу приемлемым в обществе способом», что включает в себя умение коммуницировать с другими людьми, строить взаимоотношения, правильно определять своих и чужих, знать, с кем можно дружить, а кого стоит обходить по противоположной стороне Земли.

Не просто «найти работу», а «найти такую работу, на которой мои способности будут востребованы и оплачены самым лучшим образом, где я буду развиваться, куда я буду стремиться, потому что это совпадает с моими склонностями». И вот тут у отличников огромный затык.

Мало кто из родителей-победителей способен спокойно и продолжительно наблюдать за ребенком, чтобы выяснить его истинные склонности и стремления. Обычно это решается в экстремально раннем возрасте вообще без оглядки на самого ребенка:

одна ось «технарь/гуманитарий» и вторая «быстро схватывает/чугунная задница».

Все. Выбор небольшой: сильная языковая гимназия (гуманитарий, МГИМО или МГУ филфак/юридический) или физ-мат лицей (технарь, Вышка, Плешка, МГУ). Экономисты идут отдельным списком.

Чего ребенок не знает и не умеет от слова «совсем», так это понимать то, какой он сам. Нормальные вопросы подростка «Кто я? Какой я? Что я люблю? Чем хочу заниматься в жизни? Зачем я здесь?» ему просто некому и некогда задать. Их необходимо осмыслить, обсудить – со сверстниками, с взрослыми, со стариками, посмотреть много раз кино на эту тему (знаете, сколько раз мы посмотрели все серии «Звездных войн»? Лучше вам не знать. До дыр на лазерном диске. До состояния «я угадаю эту мелодию с паузы перед первой нотой». На мой взгляд, это лучшее в мире пособие по становлению души мальчика).

Провести много часов перед зеркалом, разглядывая свой нос и каждый прыщик на нем, чтобы убедиться, что уродливей носа еще не создавал Творец. Лежать много часов где угодно, с открытыми глазами, грезя и путешествуя. Висеть много часов на телефоне, обсуждая полную фигню с близким другом, со стороны это кажется бредом под наркотиками, но это сейчас важнее всего на свете. Ссориться с мамой из-за неправильного фасона юбки, на покупку которой потрачено много часов хождения по магазинам.

Все это – с одной лишь целью: познакомиться с собой, уникальным, удивительным, таким странным, нигде и никогда не рождавшимся прежде. А Бог? Он есть или его нет? Если он есть – почему мне сейчас так больно и страшно? Если его нет – кто тогда управляет всем этим хаосом? Никто? Боже, это еще страшнее!

А ведь есть еще совсем простые вещи, как то:

•готовить себе еду из сырых продуктов. Не разогревать в микроволновке то, что приготовила домработница, а взять сырой кусок мяса и сделать из него котлету. Слабо, а? вот это квест и челлендж…
•находить что угодно без помощи Гугла. Вот просто выйти на улицу и спросить у прохожего «Вы не подскажете, как пройти в библиотеку поликлинику? А где остановка 649-го автобуса», и улыбаться при этом, и благодарить
•справиться с засором в канализации. А что? Очень даже актуальный навык. Как вызвать сантехника? Кто это вообще такой?
Но бедные наши отличники лишены этой реальной, доступной, овеществленной жизни. Лет с трех им загружают в память терабайты абстрактной информации, большая часть которой никогда не будет использована, игнорируя потребности тела и души.

Есть у меня один такой знакомый отличник. Дожил до зрелого возраста 35 лет и до сих пор не знает, что он любит делать, как он хочет отдыхать, чего хочет добиться в ближайшем будущем и отдаленной перспективе. Желаний собственных нет. Руководствуется принципом «Партия сказала «Надо!» - комсомол ответил «Есть!». В глубокой депрессии лет с 14, насколько я могу судить. Время от времени срывается в какую-нибудь внезапную и тяжелую болезнь типа менингита, тогда получает законное право валяться и ничего не делать. Когда я спрашиваю его, а чего, собственно, ему самому хочется, чем порадовать-то, грустно усмехается и говорит, что предел мечтаний – одноместный номер без связи. Даже не обязательно на море.

Понимаете, как страшно? Он истощен до такой степени, что даже не может себе представить радость, не то, чтобы её себе организовать. Он пропустил тот этап жизни, когда ребенок открывает свои источники удовольствия и узнает о своих ресурсах. Учился потому что. Плешку, кстати, заканчивал в три захода, постоянно срывался в болезнь. Работает в крупном интернет-проекте, НИКАК не связанном с полученным образованием.

Никакой организм не в состоянии быть в непрерывной работе.

Как мышцам атлета нужно время на отдых и рост, так мозгу необходимо время для переработки информации, а психике – ресурсы для восстановления. Ресурсом может быть что угодно: общение с друзьями, прогулки на природе, рукоделие, «получение бессмысленных удовольствий», как написано в руководстве по профилактике морального выгорания психотерапевтов. Главное слово «бессмысленных».

Я, например, обнаружила, что если мне не давать хотя бы раз в две недели целый день побыть в одиночестве, то я заболею, причем именно тем, что сделает невозможным работу. Голос сядет, например. Или нога подвернется, сама, ага. При троих очень активных детях сама идея «побыть в одиночестве» выглядит утопично. Но я уже научилась проводить эти расходы по статье «техника безопасности».

Техника безопасности для отличников
1. Иметь в голове расписание фаз роста. Никаких развивалок-обучалок до школы, только танцы-рисование в объеме придворного кружка. Не более одного дополнительного факультатива в начальной школе (язык, или шахматы, или математика, остальное – спорт, рисование, валяние и прочее авиамоделирование. Читайте классику: драмкружок, кружок по фото, мягкая игрушка, футбол. Занимать руки). В средней школе можно добавить еще один предмет, но следить, чтобы оставалось что-то для души и для тела. И это не должны быть профессиональные спортивные секции или музыкальная школа. Что-то одно, или пенье, или пляски, как говорит одна моя знакомая мама восьмерых детей. Занятия должны быть радостью и удовольствием, а не еще одним поводом напрячься.

2. Обязательно устраивать «разгрузочные дни»: полный отдых от интеллектуальных занятий, расслабление, наполнение себя тишиной. Это может быть поездка на машине в ближайший маленький город, посещение панда-парка, день в бассейне или на горке. Важно, чтобы вы даже не вспоминали об уроках, не брали с собой учебники, выспались до отвращения к подушке. И это должно происходить регулярно, двух недель летом – катастрофически недостаточно. В конце концов,

еженедельный День Свободы от Забот прописан в Библии, суть Закон Божий.

3. Загружать вашего умника тупой домашней работой по хозяйству. Удивительные вещи происходят с психикой, когда человек чистит 2 кг картошки, или перебирает крупу, или моет пол руками. Подведите какую-нибудь пафосную теоретическую базу, типа «мы отращиваем в себе дзен, когда тщательно отмываем кафель в ванной». Чистить ботинки на всю семью. Выбивать ковер на снегу (забытый навык, а ведь это ГОРАЗДО полезней для всех, чем химчистка). Я прямо вижу, как морально растет мой ребенок в процессе мытья посуды. Посудомойка имеется, но на неё трудно медитировать.

Вычистил кухню – плюс 500 к карме.

4. Самое главное: формировать навык внутренней речи, рефлексии и медитации уже в самом прямом смысле слова, без стёба. Приучать задавать себе вопрос: «А что я сейчас чувствую? Что со мной сейчас происходит? Чего мне хочется – не в плане вещей, а из области потребностей?». Вам самим предварительно освоить это умение. Поищите в сети т.н. Метод Седона – чрезвычайно полезно, 4 простых шага, которые могут остановить даже паническую атаку.

Итак. Мало научить ребенка математике и английскому на высшем уровне. Мы должны научить его обращаться с собой и окружающим миром, делать это осознанно, хорошо понимать себя, заботиться о себе. Звучит банально и выспренно? Ага, а вот задайте себе сейчас вопрос: «Что я сейчас чувствую?». Ну? Что получили?

То-то же. Этому в школе не учат.
Журнал "Наша психология", №6 (85), 2014
 



#3 OFFLINE   jentos

jentos

    Новичок

  • Новичок
  • 2 сообщений
  • Город:Челябинск
  • 1-й ребёнок:Влад 10.09.2009
  • Меня зовут: Евгений

Отправлено 30 Август 2014 - 23:43

melena   Спасибо за интересные статьи.




Количество пользователей, читающих эту тему: 0

0 пользователей, 0 гостей, 0 анонимных

Интернет-магазин Miele Яндекс.Метрика Яндекс цитирования