Перейти к содержимому


Фотография

Социализация С человеческим лицом


  • Авторизуйтесь для ответа в теме
Сообщений в теме: 2

#1 OFFLINE   melena

melena

    Активный участник

  • активные участники
  • PipPipPipPip
  • 1 094 сообщений
  • Город:Москва
  • 1-й ребёнок:Ксюша
  • 2-й ребёнок:Саша
  • 3-й ребёнок:Маша

Отправлено 02 Апрель 2016 - 18:31

Социализация с человеческим лицом
Что такое «социализация» и почему мы все неправильно понимаем этот термин
Инна Прибора
Слово «социализация» похоже на мантру, его следует произносить с выпученными глазами и поднятым кверху пальцем. Неважно, о чем идет речь: играет ли школьник в компьютерную игру, собирается ли перевестись на домашнее обучение или просто сбежал с продленки. «А как же социализация», что это вообще такое и зачем — на эти и другие актуальные вопросы современности отвечает Инна Прибора при помощи психолога Анны Птащук.
С чего начинается
Потребность в социализации всплывает, согласно разговорам экспертов, у песочницы. Как только юный гражданин одолевает двухлетний рубеж. А когда подходит очередь идти в государственный детский сад, вся семья внезапно проникается необходимостью ускорить вхождение в социум. Несмотря на протесты клиента, его круг общения расширяется до воспитательницы, нянечки и соратников, вооруженных игрушечными машинками. Тут обыватели различают детей «хорошо социализированных» — то есть тех, кто не ревет при расставании с мамой, не кусает товарищей и одержал победу над горшком и колготками; и «несоциализированных» — это ребята, которые демонстрируют хандру, когда их строят парами, не делятся пупсами и досадуют, когда им предлагают играть вместе в магазин.


Дальше критерии социализации теряются в тумане. То есть она всем нужна, но никто не знает, как она выглядит, потому что каждый родитель представляет какую-то свою картинку
Кому-то грезится, что у ребенка есть друзья — не разлей вода; кто-то хочет, чтоб младший умел показать лидерские качества, радостно входил в незнакомую компанию и умел организовать игру; кто-то мечтает о пионерии, чтобы дети шли на субботник с общей идеей на плечах; а кому-то достаточно и того, чтобы ребенок оторвался от гаджета и поздоровался с гостями.
Истерику по поводу социализации хорошо на себе чувствуют родители домашних детей, им достается больше всего наставлений, вопросов про «коллектив» и страшилок про мальчика, который сидел-сидел с бабушкой, а потом пошел в школу и получил там щелбан.


Общество с ограниченной ответственностью
В широком смысле социализация означает усвоение ребенком правил и ценностей того общества, в котором он находится. То есть, вообще-то, никаких натужных усилий здесь не требуется — понимание и овладение навыками происходит автоматически. Достаточно поместить товарища в подходящую среду, и вот он уже подпевает полифониям Баха, различает сорта русских рэперов или умеет пользоваться отмычкой. И дошкольные, и школьные заведения в качестве такого инструмента работают не очень эффективно, потому что адаптируют ребенка в первую очередь именно к жизни в учреждении: учат дружить с тем, с кем объединили в группу или посадили рядом, отвечать учителю по форме, не бегать по коридору и курить «во-о-он за тем гаражом».

Воспитание моральных идеалов, конечно, важная функция социализации, но к садикам и школам она имеет довольно отдаленное отношение, несмотря на протесты учителя литературы
Основные этические, культурные и поведенческие нормы человек черпает из семьи. Именно семья — мощнейший инструмент социализации, выстраивает главные ориентиры. Ждать от садика, в который вы сдали дошкольника, что его там научат правилам жизни, дружить, отстаивать свои интересы и воспитывать индивидуальность, довольно нелепо. Дай бог к концу года ребята выучат названия зимних месяцев.


Если же воспринимать социализацию в обывательском значении, как приучение к группе детей, чтоб «малыш не терялся и мог вместе с Петей поиграть», то это точно не та задача, которая стоит усилий и тревог
В приличных семьях до революции дети до 10-12 лет, как правило, обучались в родном доме с гувернантками, и никому не приходило в голову, что надо скорей поместить человека в группу из двадцати одногодок, чтоб его «социализировали». И результат, кажется, был неплохой. Особенно в том, что касается ценностей и образования. И напротив, хуже всего с социализацией дело обстоит именно в домах ребенка.


Стремиться к успеху
Современный мир повернут на успешности, завязанной на экстравертности и лидерских качествах. Бизнес-тренинги, коучи и пособия на тему «Завлекай и властвуй» влияют на модель отношений, которую мы транслируем детям.


Подсознательная или даже сознательная установка на тотальную конкуренцию или внушение «не быть лохом» — часто это все, что мы можем рассказать детям об отношениях
Поэтому, например, родители сплошь и рядом боятся, что их ребенка будут травить. Но как-то редко волнуются, что их отпрыск возглавит травлю, или же будет безучастно наблюдать за ней со стороны. С психологической точки зрения, неизвестно, какой опыт сильнее скажется на дальнейшей жизни — оба хуже.
Дело усугубляется тем, что не очень понятно, какого результата ждать от этой нашей социализации. Вот он репостить котят в социальных сетях — это хорошо или плохо? Выгнать погулять на улицу или пусть сидит вконтакте? Отказался идти в поход — проявил индивидуальность или отбился от хорошей компании?


Нет никакого внятного образца, как должен общаться и дружить современный ребенок со смартфоном, когда его родители отращивают «личностные качества»
Вся советская литература с Тимурами и командами, Денисками и Динками, которые пропадали во дворах, на дачах, самоотверженно кому-то помогали, объединялись вокруг общих идеалов — оно как-то больше не работает, поэтому у нас осталось лишь уродливый остаток: «Не будь лохом».

Три этапа школьной социализации
В идеале школьная социализация проходит в три стадии, плавно перетекающих одна в другую.

1. Младшая школа
Ведущей деятельностью ребенка становится учебная. Родителям первоклассников вовсе не случайно говорят: «Не ищите школу, ищите учителя». В началке дети ориентированы на авторитетного взрослого не-родителя. Со стороны класс выглядит как стайка цыплят, жмущихся к курочке-наседке. Цыплята не берут пример друг с друга, не следят за товарищами, и не выстраивают никаких иерархий, они все дружно влюблены в Марьванну и смотрят в том направлении, куда указывает ее крыло.
Хотя, может быть, немного досадно, когда семилетка поправляет отца: «Ты неправильно говоришь, надо как Марьванна: не „класть“, а „ложить“». Если в классе вашего ребенка не 48 учеников, внимания педагога хватает на всех, и нежные чувства детей к учительнице взаимны, то, очевидно, вас можно поздравить.
2. Средняя школа
Ведущей деятельностью становится почему-то не решение уравнений, а общение. Человека одолевают шторма пубертата, а в качестве ролевых моделей начинают фигурировать сверстники в каких-то диковатых брюках. Пока ребенок ищет баланс между общностью и яркой индивидуальностью, родители держат руку на пульсе и пузырьке с успокоительным. Дети сбиваются в ватаги отчаянных бунтарей и пошлейших конформистов одновременно, наносят на выступающие части тела одинаковый пирсинг в виде букв «Ни на кого не похож».
Хорошо бы, чтобы в этот период школа могла предоставить разные варианты внеурочной деятельности: КВНы, фестивали танца тверк, сбор макулатуры или отряд юных друзей инспекторов ГИБДД. Большой класс уже не помеха, а скорее благо — больше разнообразия в контактах. Кстати, и учитель должен трансформироваться из наседки в мудрого наставника, чей голос хорошо различим на уроке даже сквозь наушники.
3. Старшая школа
Эталонный старшеклассник охладевает к ребятам из подъезда, вешает на дверь своей комнаты табличку «готовлюсь к экзаменам», и, что характерно, за этой дверью обычно и сидит. В выпускных классах происходит окончательная профориентация, на карьере бродячего брейкдансера поставлен крест, происходит выбор вуза и основная работа сосредотачивается на подготовке к поступлению в него.


Другие задачи социализации
Мария Осорина, психолог и автор книги «Секретный мир детей в пространстве мира взрослых», уверена, что дети объединяются для совместного освоения окружающего ландшафта, для решения общих психологических задач. Лет с пяти ребята организуют свою субкультуру, помогающую решить насущные проблемы: в рамках этой тайной жизни необходимо исследовать «страшные» места, вроде кладбищ и подвалов, устраивать «секретики», постигать изнанку жизни, вытаскивая с помойки какие-нибудь драгоценности типа выброшенного дивана и доламывая их.


Но даже у самых психологически подкованных родителей сегодня дети лишены радости беспрепятственно постигать видимые из окна площади
Мало кто отпускает ребят из начальной школы социализироваться во дворе с открытым подвалом и веселиться рядом с помойкой. Но даже без этих, без сомнения, полезных для психики вещей, дворовая культура на нашем поколении, кажется, внезапно затухает. Дети не рассказывают друг другу про черную руку и гроб на колесиках, не прыгают в резиночку, не гоняют в «чай-чай выручай по всей округе», не прячутся в домиках и на деревьях. Социализация ожидает их на детской площадке, выложенной резиновым покрытием. На штанах светоотражающие элементы, в телефоне под цифрой «один» номер МЧС, рядом с площадкой камера видеонаблюдения, а за руку держит бабушка, которая очень волнуется, когда ты скрываешься за качельками.
Отсутствие дворовой субкультуры вместе с возросшими требованиями к психологическому комфорту ребенка — те факторы, которые заставляют родителей предъявлять повышенные претензии к школьной социализации, и вообще портить себе кровь по этому поводу.


Общий контекст
Интересный фокус социализации в детском коллективе — это формирование некоего общего контекста, складывание информационного поля для группы. В ситуации формального общения людей одного поколения, скажем, «шестидесятников» или «детей девяностых», происходит понимание слэнга, использование похожих метафор, узнавание шуток, цитат и всего того, что не надо дополнительно объяснять.


Человек, который в начальной школе читал «Мурзику», носил шапочку-петушок и рисовал в тетради Наташу Королеву, будет казаться близким и «своим», если у тебя похожий бэкграунд
Когда говорят о необходимости школьной социализации, часто пугают тем, что ребенок не сможет сойти «за своего» в среде одногодок. Это с одной стороны, вроде не ерунда, а с другой — конечно, ерунда, потому что глубокие личные и профессиональные отношения строятся не на основании «Мурзилки» и шуток из «Петрова и Васечкина».
К тому же мир стремительно сужается, превращаясь в «глобальную деревню», а информацию теперь можно выбирать. Таким образом, товарищ вашего ребенка может быть иностранцем, но они росли на одних и тех же блокбастерах и хорошо понимают друг друга. А вот соседского мальчика папа с мамой кормили лишь артхаусным кино и над его шутками никто в вашем городе не смеется.

Как повысить шансы ребенка на успех среди сверстников
Единственное верное средство способствовать успеху ребенка среди ровесников — не подкупать их чипсами, а сделать так, чтобы наш школьник в этом успехе не нуждался. Чтобы он не ждал расположения товарищей, как знака, что он достаточно хорош.


Разумеется, мы волнуемся. Паника может охватывать и когда вам ставят в пример учителя труда, и когда здоровая с виду дочь вступает в группу «Голые анорексички — фанатки „Спартака“»
А ведь, она, может, ничего плохого и не имела в виду: она не стала болельщицей, а просто ей нравится ходить голой. К тому же наши собственные воспоминания о школьных годах чудесных, особенно о том инциденте в уборной, могут вносить погрешность в наблюдения. Уменьшение родительской тревоги — уже хлеб для ребенка, который отправляется к товарищу на день рожденья заниматься алгеброй.

Комментарии 8
Маруся Оленич
Как обычно: много текста (совершенно правильного) и ноль ответа на свой же вопрос.

Александр Ермаков
То есть за сочинение 5/2 - главная тема не раскрыта.
Кстати, это и есть причина "почему мы все неправильно понимаем этот термин" - сейчас в тренде излагать свои мысли, а не отвечать на вопрос.
Социализация же - это обучение жизни в обществе (социуме).

Маруся Оленич
Автор сам в тексте как бы ставит вопрос: "Как повысить шансы ребенка на успех среди сверстников". Через строчку ответ: "сделать так, чтобы наш школьник в этом успехе не нуждался." Как ТАК сделать?

Александр Ермаков
Вы, Маруся, задали вопрос, достойный не комментария, не статьи, а целой книги!

#2 OFFLINE   Ланана

Ланана

    зануда :)

  • active
  • PipPipPipPipPipPip
  • 7 883 сообщений
  • Город:Москва, Черёмушки
  • 1-й ребёнок:Катерина 9.12.98
  • 2-й ребёнок:Василий 22.04.2002
  • Меня зовут: Светлана

Отправлено 03 Апрель 2016 - 15:10

)))))))) Первый коммент четко сформулировал мои мысли))).

А так есть о чем подумать)))

Спасибо, Лен.


Светлана

#3 OFFLINE   Какао

Какао

    если Бог с тобой, то какая разница, кто против тебя...

  • Администратор
  • PipPipPipPipPipPip
  • 22 058 сообщений
  • Город:Москва
  • 1-й ребёнок:Виктория
  • 2-й ребёнок:Ольга
  • 3-й ребёнок:Александра
  • 4-й ребёнок:Кирилл
  • Меня зовут: Анюта

Отправлено 03 Апрель 2016 - 17:13

И как.то автор не учитывает, что в семьях до революции было несколько больше, чем один ребенок. И домашний детский чад прекраснопомогал той самой социализации)))
А вообще да, что же делать? Вывод какой?

b57912dca71d.png

 

1h5fi0j7b5250j85jdjd1eceef2f0e8ec20e220e

 

1h5ei0jc7ebadjadjdjc2e8eaf3f8e5i0jd66aa6

 

 

 





Количество пользователей, читающих эту тему: 0

0 пользователей, 0 гостей, 0 анонимных

Интернет-магазин Miele Яндекс.Метрика Яндекс цитирования