Перейти к содержимому


Фотография

Как отвечать на вопросы детей про особых детей


  • Авторизуйтесь для ответа в теме
Сообщений в теме: 2

#1 OFFLINE   melena

melena

    Активный участник

  • активные участники
  • PipPipPipPip
  • 1 094 сообщений
  • Город:Москва
  • 1-й ребёнок:Ксюша
  • 2-й ребёнок:Саша
  • 3-й ребёнок:Маша

Отправлено 10 Октябрь 2016 - 22:07

В России 617 тысяч детей с ограниченными возможностями здоровья. Несмотря на то, что общество "сменило гнев на милость", эти дети очень одиноки. Большинство из них живет в изоляции. Перемещаясь между специализированными институтами (школы, больницы, реабилитационные центры), они лишь иногда попадают на детские площадки или в другие места из так называемой нормотипичной жизни. Казалось бы, эти редкие моменты детского общения должны приносить ребёнку радость, но на практике получается иначе.
Дети с нормой развития к подобным встречам обычно не готовы. Многие впервые видят ребёнка с инвалидностью и обрушиваются на него или на родителей валом вопросов и комментариев: "Почему он такой? Я заражусь? Я не хочу с ней играть, она не красивая. Ты мычишь, ты дурак?" И тд. Детскую непосредственность невозможно контролировать, а чувство такта можно воспитывать лишь поступательно.
Если вы когда-нибудь оказывались в такой ситуации, вы знаете, насколько она щепетильна и не комфортна.
Родители ребёнка с нормой смущаются и, пытаясь сгладить момент, уводят своего малыша в другую сторону или стараются сменить тему. Ребенок, не получив четкого ответа, так и остаётся в неведении. Неоднозначное поведение родителей смущает еще больше: “Наверное, я что-то сделал не так и про это не надо говорить”. В редким случаях родители готовы поговорить, но в присутствии второй семьи теряются, опасаясь сказать что-то неправильно и обидеть.

Эта сцена разыгрывается на глазах ребенка с инвалидностью и его семьи. В половине случаев у этих детей нет ментальных нарушений, а значит, они всё понимают и переживают очередную травму. В то же время родители проживают весь спектр негативных ощущений: жалость, обида, злость, бессилие. “Я готова сама отвечать на эти вопросы”, - говорила одна из мам-участниц проекта, - “но дети адресуют их своим родителями. А те в свою очередь просто не знают, что сказать”.

Выше я описала цивилизованный вариант такой встречи. При подготовке сценария мультфильма я получила массу писем от мам детей с ОВЗ, в которых были приведены цитаты того, что они и их дети слышат на площадке:

– Не видишь, он псих. Отойди от него.
– Сейчас ему мама сумку несет, а потом жена носить будет.
– Она ничего не понимает, не разговаривай с ней.
– Отойди, он заразный.

Людям не хватает знаний, чтобы делать верные выводы и передавать их своим детям. Люди не находят слов, которые были бы тактичными и отражали бы реальную ситуацию. Формирование культуры общения - это длительный процесс, который охватит не одну ситуацию и десятки вопросов.

Но если вдруг завтра на площадке ваш малыш покажет пальцем на ребенка с особенностями и во весь голос удивленно спросит: "Мааааам, а что это с ним? Он больной?", – сохраните в памяти несколько домашних заготовок. Они тактичны, обтекаемы, а главное, предельно честные и добрые.
Самое важное - снять страх и объяснить, что это ребенок - не с другой планеты. Он такой же, как и ты.

- Хорошо, что ты спросил об этом.

- Он не больной и совершенно точно не заразный.

- То, что он непонятно говорит (медленно ходит, у него высунут язык, у него трясутся ручки и тд) - это его особенность. У каждого человека есть свои особенности. Например, я очень громко смеюсь, когда мне весело, дядя Ваня сильно кашляет, а у Марины волосы кудрявые.

- У него, как и у тебя, есть любящая его мама и семья. И чтобы научиться ходить, они каждый день вместе делают гимнастику.

Для того, чтобы ребенок научился налаживать контакт, можно дать несколько советов:

- Если ты захочешь, ты сможешь помочь ему узнать окружающий мир. С твоей помощью ему станет легче и интереснее познавать новое.

- Он не умеет говорить, но очень любит слушать сказки и истории.

- Он не умеет пока ходить, но он любит гулять, кататься на коляске в парке и слушать, как поют птицы.

Одна из мам написала мне свои рекомендации, и они глубоко тронули моё сердце: "Мой ребенок любит запах мандаринов и будет рад разделить этот момент с другом".

Если ваш ребенок не хочет вступать в диалог, не нужно на этом настаивать. Дружить "через силу" всегда неприятно. Вы уже сделали важное, - отреагировали спокойно, дружелюбно и открыто. Сняли опасения ребенка, дали понять, что особенность - это не что-то за гранью привычного. Особенность - это просто отличие, которое не должно становится между людьми. Давайте научим наших детей быть добрыми!
В ходе подготовки мультфильма я слышала версии о том, что дети не видят различий между обычными и особыми детьми. Да, они не видят их до определенного возраста. Но с 4-5 лет они не могут не заметить, что мальчик не говорит, девочка не ходит или ходит “как-то не так”. Если ребенок не задает вам вопросов, значит, связь между вами уже нарушена, и её надо срочно восстанавливать, возвращать доверие. Родитель - это тот человек, к которому ребенок идёт со всеми своими бедами и радостями, вопросами и предположениями. И мы просто обязаны быть его проводником в жизнь, адаптировать его к реальности и воспитывать культуру общения.

***

Социальный семейный мультфильм "Про Диму" выходит 17 октября. Его сюжет строится как разговор мамы и дочки, которая задает вопросы о непохожести людей и учит строить отношения с теми, кто по каким-то причинам от нас отличается. про диму
Героев мультфильма озвучили Ольга Шелест и дочка рэпера Басты Маша Вакуленко. А самого Диму озвучил Артем Леонтьев, мальчик с диагнозом аутизм. Средства на реализацию проекта собирались через краудфандинг в интернете, а создан мультфильм совместно с известной анимационной студией “Паровоз”. На сайте prodimy.ru можно узнать об истории создания проекта и посмотреть видео с озвучки героев.
Мультфильм развенчивает основные мифы про детей с ОВЗ, демонстрируя, что диагнозы не помеха общению. Мультик подсказывает, как находить язык с теми, кто от тебя отличается, учит быть добрее, не верить слухам и не поддаваться предубеждениями. Именно в ходе разговора с мамой Мира приходит к пониманию того, что перед ней - просто мальчик и просто его мама, которые любят друг друга. А главное, что у Миры и у Димы есть много общего, - но про это уже лучше узнать из самого мультика.

#2 OFFLINE   Какао

Какао

    если Бог с тобой, то какая разница, кто против тебя...

  • Администратор
  • PipPipPipPipPipPip
  • 22 058 сообщений
  • Город:Москва
  • 1-й ребёнок:Виктория
  • 2-й ребёнок:Ольга
  • 3-й ребёнок:Александра
  • 4-й ребёнок:Кирилл
  • Меня зовут: Анюта

Отправлено 10 Октябрь 2016 - 23:32

Спасибо

b57912dca71d.png

 

1h5fi0j7b5250j85jdjd1eceef2f0e8ec20e220e

 

1h5ei0jc7ebadjadjdjc2e8eaf3f8e5i0jd66aa6

 

 

 


#3 OFFLINE   Любава

Любава

    Сделай всё возможное с твоей стороны.Все невозможное сделает Бог

  • Супермодератор
  • PipPipPipPipPipPip
  • 22 566 сообщений
  • Город:Ростов-на-Дону
  • 1-й ребёнок:Алина 24.12.2004
  • 2-й ребёнок:мечта
  • 3-й ребёнок:мечта
  • Меня зовут: Ольга

Отправлено 11 Октябрь 2016 - 07:12

Лена, спасибо за хорошую информацию.
Кто сам в себе носит солнце и жизнь, не станет искать света на стороне.




Количество пользователей, читающих эту тему: 0

0 пользователей, 0 гостей, 0 анонимных

Интернет-магазин Miele Яндекс.Метрика Яндекс цитирования