Яндекс.Метрика
Перейти к контенту

Пальчиковая гимнастика.


Рекомендуемые сообщения

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ

 

Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок развивает мелкие движения рук. Пальцы и кисти приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений.

 

Сначала, объясняя, как выполняется то или иное упражнение, надо показать позу пальцев и кисти. Постепенно от показа отказываются, остаются только словесные указания. Только если ребенок действует неправильно, надо снова показать ему верную позу. Сначала все упражнения выполняются медленно. Если ребенок не может самостоятельно принять позу и выполнить требуемое движение, надо взять его руку в свою и действовать вместе с ним. Можно научить в случае необходимости ребенка самого поддерживать одну руку другой или помогать свободной рукой действиям работающей.

 

Начинать пальчиковые игры надо с разминки пальцев: сгибания и разгибания. Можно использовать для этого упражнения резиновые игрушки с пищалками.

 

РАССЛАБЛЕНИЕ ПАЛЬЦЕВ И КИСТЕЙ РУК

 

Ребенок воспроизводит действия с каким-либо реальным предметом.

 

"Красим забор" движение кисти руки вверх-вниз, вправо-влево.

 

"Погладим котенка" плавные движения поглаживания выполняются сначала одной, потом другой рукой.

 

"Курочка пьет водичку" локти опираются на стол, пальцы сложены в виде клюва; ритмичные наклоны рук вперед.

 

"Музыканты" движениями рук ребенок копирует игру на различных музыкальных инструментах.

 

"Солим суп" локти опираются о стол, пальцы обеих рук воспроизводят соответствующие движения.

 

УДЕРЖАНИЕ ПОЗЫ КИСТИ РУКИ

 

Те упражнения, которые делают одной рукой, ребенок должен научиться выполнять каждой рукой, сначала поочередно, затем двумя руками одновременно.

 

Выполнение каждого упражнения можно предварить стихотворением или загадкой.

 

КОЛЬЦО

 

Рука опирается на локоть, пальцы зажаты в кулак. Сначала выпрямляются большой и указательный пальцы, соединяются в кольцо. Остальные пальцы распрямляются и разводятся в стороны.

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
  • Ответы 53
  • Создана
  • Последний ответ

Лучшие авторы в этой теме

Лучшие авторы в этой теме

ДОМ

 

Ладони направлены под углом, кончики пальцев соприкасаются, средний палец правой руки поднят вверх (труба), кончики мизинцев касаются друг друга, выполняя прямую линию: балкон

 

Чтобы дом построить новый,

Запасают тес дубовый,

Кирпичи, железо, краску,

Гвозди, паклю и замазку.

А потом, потом, потом

Начинают строить дом.

 

ОЧКИ

 

Большой палец правой и левой руки вместе с остальными образуют колечко. Колечки поднести к глазам.

 

На коне верхом

Сидит Пахом,

Книги читает,

А грамоты не знает.

 

 

ФЛАЖОК

 

Четыре пальца (указательный, средний, безымянный и мизинец) вместе, большой опущен вниз. Тыльная сторона ладони к себе.

 

Горит на солнышке

флажок,

Как будто я

Огонь зажег.

А.Барто

 

ЛОДКА

 

Обе ладони поставлены на ребро, большие пальцы прижаты к ладоням как ковшик.

 

Лодочка плывет по речке,

Оставляя на воде колечки.

 

ПАРОХОД I

 

Обе ладони поставлены на ребро, мизинцы прижаты (как ковшик), а большие пальцы подняты вверх.

 

Паровоз

Без колес!

Вот так чудо-паровоз!

Не с ума ли он сошел –

Прямо по морю пошел!

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

СТУЛ

 

Левая ладонь вертикально вверх. К ее нижней части приставляется кулачок (большим пальцем к себе). Если ребенок легко выполняет это упражнение, можно менять положение рук попеременно на счет "раз".

 

Есть у него спина,

А не лежит никогда,

Есть четыре ноги,

А не ходят и три.

Но всегда он стоит,

Всем сидеть велит.

 

СТОЛ

 

Левая рука сжата в кулачок. Сверху на кулачок опускается ладошка. Если ребенок легко выполняет это упражнение, можно менять положение рук: правая рука в кулачке, левая ладонь сверху кулачка. Можно делать попеременно на счет "раз".

 

В лесу родился,

В лесу вырос,

В дом приходил,

Всех вокруг себя посадил.

 

ГРАБЛИ

 

Ладонь вниз, пальчики согнуты, "гребут".

Листья падают в саду,

Я их граблями сгребу.

 

ЦЕПОЧКА

 

Большой и указательный пальцы левой руки соединены в кольце. Через него попеременно пропускаются колечки из пальчиков правой руки: большой указательный, большой средний и т.д. Это упражнение можно варьировать, меняя положение пальчиков. В этом упражнении участвуют все пальчики.

 

Пальчики перебираем

И цепочку получаем.

 

СКВОРЕЧНИК

 

Ладошки вертикально поставлены друг против друга, мизинцы прижаты (как лодочка), а большие пальцы загнуты внутрь.

 

Скворец в скворечнике живет

И песню звонкую поет.

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

ШАРИК

 

Все пальчики обеих рук сжаты в "щепотке" и соприкасаются кончиками. В этом положении дуем на них, при этом пальчики принимают форму шара. Воздух "выходит", и пальчики принимают исходное положение.

 

Шар надутый две подружки

Отнимали друг у дружки –

Весь перецарапали!

Лопнул шар, а две подружки

Посмотрели нет игрушки,

Сели и заплакали...

А.Шибаев

 

ЕЛКА

 

Ладони на себя, пальчики пропускаются между собой (ладони под углом друг к другу). Пальчики выставляются вперед. Локотки к корпусу не прижимаются.

 

Весной цветет,

Летом плод дает,

Осенью не увядает,

Зимой не умирает.

 

КОРЗИНКА

 

Ладони на себя, пальчики переплетаются и локотки разводятся в стороны. Ладони как бы разъезжаются, и между пальцами образуются зазоры. Большие пальчики образуют ручку.

 

В лес корзинку я беру

И грибы в нее кладу.

 

КОЛОКОЛЬЧИК

 

Тыльные стороны рук обращены вверх, пальцы обеих рук скрещены. Средний палец правой руки опущен вниз, и ребенок его свободно качает.

 

Колокольчик голубой

Поклонился нам с тобой.

Колокольчики-цветы

Очень вежливы... А ты?

Е. Серова

 

СОБАКА

 

Левая ладонь на ребро. Большой палец вверх, чуть согнут. Указательный палец согнут, средний и безымянный вместе. Мизинец попеременно опускается и поднимается.

 

Четыре четырки,

Две растопырки,

Седьмой вертун,

А сам ворчун.

 

КОШКА

 

Средний и безымянный пальцы упираются в большой Указательный и мизинец подняты вверх.

 

У нашей Анютки

Зверь в атласной шубке,

Возле печи греется,

Без водички моется.

 

МЫШКА

 

Средний и безымянный пальцы упираются в большой. Указательный и мизинец согнуты в дуги и прижаты к среднему и безымянному пальцам.

 

Маленький шарик

Под полом шарит.

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

ЗАЙКА И УШКИ

 

Пальчики в кулачок. Выставить вверх указательный и средний пальцы. Ими шевелить в стороны и вперед.

 

Маленький,

Беленький

По лесочку прыг-прыг,

По снежочку тык-тык.

 

ЗАЙКА В НОРКЕ

 

Левая ладонь почти горизонтальная, правая тоже. Указательный и мизинец правой руки упираются в указательный и мизинец левой. Средний и безымянный пальцы правой руки подняты и разведены в стороны (ушки). Большой палец прижат.

 

Зайка, заинька дружок!

Посиди со мной часок. –

Ни минуты не могу –

В гости к ежику бегу.

Он вчера меня встречал,

Есть морошку приглашал.

Ф.Бобылев

 

ЗАЙКА И БАРАБАН

 

Пальчики в кулачок. Указательный и средний пальцы вверх, они прижаты. Безымянным и мизинцем стучит по большому пальцу.

 

Зайка взял свой барабан

И ударил: трам-трам-трам!

 

КОЗА

 

Внутренняя сторона ладони опущена вниз. Указательный и мизинец выставлены вперед. Средний и безымянный прижаты к ладони и обхвачены большим.

 

Тили-тили, тили-тили,

Три козы траву косили

По лугам-лужочкам,

По зеленым кочкам,

Козушки молоденькие,

Хвостики коротенькие.

 

ЗАЙКА И ЗЕРКАЛО

 

Левая ладонь кверху, делаем "козу". Сверху на нее накладываем правую руку, которая тоже изображает "козу'' (тыльной стороной вверх). Выставляем вверх и вниз средние и безымянные пальцы обеих рук и ими двигаем в противоположные стороны.

 

Зайка в зеркальце глядит

И ушами шевелит.

 

ЛОШАДЬ

 

Правая ладонь на ребре на себя. Большой палец кверху. Сверху на нее накладывается левая ладонь под углом, образуя пальчиками гриву. Большой палец кверху. Два больших пальца образуют уши.

 

Четыре ноги,

Пятая грива,

Шестой хвост,

Погоняй, не бойсь.

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

ГУСЬ

 

Предплечье поставлено вертикально на локоть. Ладонь под прямым углом. Указательный палец то опирается на большой палец, то поднимается, имитируя движения клюва гуся. Все пальцы прижаты друг к другу.

 

В воде купался,

Да сух остался.

 

ПЕТУШОК

 

Ладонь вверх. Указательный палец опирается на большой. Остальные пальцы растопырены в стороны и подняты вверх.

 

Встает на заре,

Поет во дворе,

На голове гребешок,

Кто же это? Петушок.

 

КУРОЧКА

 

Ладонь располагается горизонтально. Большой и указательный пальцы образуют глаз. Следующие пальцы накладываются друг на друга в полусогнутом положении.

 

Вышла курочка гулять,

Свежей травки пощипать,

А за ней ребятки –

Желтые цыплятки.

Т. Волгина

 

ШМЕЛЬ

 

Выставить средний палец, зажать его между указательным и безымянным, вращать им в разные стороны.

 

Жужужу, жужужу,

На лужайке я жужжу!

На лужайке я жужжу!

Над ромашками кружу!

Безобидно я жужжал,

Что ж ты. Женя, убежал?

Ю.Какотов

 

ЖУК

 

Пальчики в кулачок. Указательный и мизинец разведены в стороны, ребенок шевелит ими.

 

Идет воин,

Землю роет,

А сам воет.

Два рога не бык,

Шесть ног без копыт.

 

ПТЕНЧИКИ В ГНЕЗДЕ

 

Обхватить все пальчики правой руки левой ладонью и ими шевелить.

 

Птичка над моим окошком

Гнездышко для деток вьет,

То соломку тащит в ножках,

То пушок в носу несет.

В. Тумайский

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

КРАБ

 

Ладони вниз, пальцы перекрещены и опущены вниз. Большие пальцы к себе. Передвигаем на пальчиках ладони в одну сторону, затем в другую.

 

Краб ползет, ползет по дну,

Выставив свою клешню.

 

ЗАМОК

 

Ладошки прижаты друг к другу. Пальцы переплетены. Перебираем ими.

 

Висит калач,

Укусить нельзя

И пройти нельзя.

 

СЛОН

 

Ладонь на себя. Средний палец опущен. С одной стороны он зажат мизинцем и безымянным, а с другой указательным и большим. Шевелить средним пальцем. Качаем всей кистью.

 

Больше всех на суше он,

Очень, очень добрый слон.

Видно, даже у зверей

Тот и больше, кто добрей.

Б.Заходер

 

ДЕРЕВО

 

Прижать руки тыльной стороной друг к другу. Пальцы растопырены и подняты вверх. Шевелить кистями и пальцами.

 

У красы-березки

Платье серебрится.

У красы-березки

Зелены косицы.

Со двора к березке

Выскочили козы.

Стали грызть березку,

А березка в слезы.

П.Воронько

 

ПТИЦА

 

Ладони повернуты к себе, большие пальцы выпрямлены от себя и переплетены (как бы цепляются друг за дружку), большие пальцы головка, остальные сомкнутые пальцы крылья. Помахать ими.

 

Всех прилетных птиц черней,

Чистит пашню от червей,

Взад-вперед по пашне вскачь,

А зовется птица грач.

 

ФИЛИН

 

Руки в кулачки, прижаты. Большие пальчики вверх (ушки), указательные пальцы вместе и вперед: они образуют клюв филина.

 

Днем спит,

Ночью летает,

Прохожих пугает.

 

ВОЛК И ЛИСА

 

Волк. Делаем "пароходик", большие пальцы разводим в стороны. Указательные пальцы сгибаются внутрь ладоней и образуют лоб, а остальные в виде "лодочки" верхнюю и нижнюю челюсти.

 

Лиса. Выполняем то же самое, но внутрь ладони сгибаем еще мизинцы, чтобы мордочка у лисы бьла острее. Большие пальцы чуть сгибаем.

 

Одна фигурка превращается в другую.

 

"Лизавета, здравствуй!"

"Как дела, зубастый?" –

"Хорошо идут дела,

Голова пока цела!"

 

КРОКОДИЛ

 

Ладонь выставлена вперед горизонтально полу. Большой палец под ладонью. Указательный и мизинец согнуты (глаза) и прижаты соответственно к среднему и безымянному.

 

Крокодил плывет по речке,

Выпучив свои глаза.

Он зеленый весь, как тина,

От макушки, до хвоста.

 

Тонкие движения рук также хорошо развивают занятия в теневом театре.

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

АВТОМАТИЗАЦИЯ ДВИЖЕНИЙ ПАЛЬЦЕВ

 

Упражнения состоят из серии последовательных движений и сопровождаются стихами, потешками, считалочками, ритм которых соответствует ритму выполняемого упражнения.

 

ПАЛЬЧИКИ ПОЗДОРОВАЛИСЬ

 

Кончик большого пальца последовательно прикасается к кончикам остальных пальцев. Упражнение можно выполи пять иначе: кисти обеих рук подняты вверх и обращены ладонями друг к другу, пальцы разведены. Поочередно одноименные пальцы соприкасаются, постукивая друг друга.

 

Придумано кем-то

Просто и мудро

При встрече здороваться:

-Доброе утро.

-Доброе утро!-

Солнцу и птицам.

- Доброе утро!-

- Улыбчивым лицам.

- И каждый становится

Добрым, доверчивым...

Пусть доброе утро

Длится до вечера.

Н. Красилышков

 

ЧЕЛОВЕЧЕК БЕЖИТ

 

Указательный и средний пальцы "бегают" по столу. Упражнение выполняется сначала одной, затем другой рукой, наконец - двумя руками вместе.

 

Жил на свете человек,

Скрюченные ножки,

И гулял он целый век

По скрюченной дорожке.

А за скрюченной рекой

В скрюченном домишке

Жили летом и зимой

Скрюченные мышки.

 

ЦВЕТОК РАСПУСТИЛСЯ

 

Пальцы зажаты в кулак. Каждый палец поочередно выпрямляется и отводится в сторону, как лепестки цветка, большой палец и мизинец выпрямляются одновременно. Это упражнение можно выполнять иначе: ладони обеих рук подняты вверх и прижаты друг к другу кончиками пальцев и основаниями ладоней - цветок закрыт. Одноименные пальцы на обеих руках одновременно отводятся назад - цветок распустился.

 

У нас в палисаднике

Возле терраски

Растут голубые

Анютины глазки.

Анютины глазки,

Анютины глазки,

Они распускаются

Быстро, как в сказке.

3. Александрова

 

(Из книги: Селезнева Е. Пальчиковые игры)

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
  • 3 месяца спустя...

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК

Систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук оказывают стимулирующее влияние на развитие речи. Это доказано рядом исследователей (М.И. Кольцова, Е.И. Исенина, А.В. Антакова-Фомина и др.). Работу по развитию мелкой моторики рук желательно проводить систематически, уделяя ей по 5-10 минут ежедневно. С этой целью могут быть использованы разнообразные игры и упражнения.

Для формирования тонких движений пальцев рук могут быть использованы игры с пальчиками, сопровождаемые чтением народных стихов

"Сидит белка..."

Сидит белка на тележке,

Продает она орешки:

Лисичке-сестричке,

Воробью, синичке,

Мишке толстопятому,

Заиньке усатому.

 

Взрослый и ребенок при помощи левой руки загибают по очереди пальцы правой руки, начиная с большого пальца.

"Дружба"

Дружат в нашей группе девочки и мальчики

(пальцы рук соединяются в "замок").

Мы с тобой подружим маленькие пальчики

(ритмичное касание одноименных пальцев обеих рук).

Раз, два, три, четыре, пять

(поочередное касание одноименных пальцев, начиная с мизинцев),

Начинай считать опять.

Раз, два, три, четыре, пять.

Мы закончили считать

(руки вниз, встряхнуть кистями).

 

"Дом и ворота"

На поляне дом стоит ("дом"),

Ну а к дому путь закрыт ("ворота").

Мы ворота открываем (ладони разворачиваются параллельно друг другу),

В этот домик приглашаем ("дом").

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Наряду с подобными играми могут быть использованы разнообразные упражнения без речевого сопровождения:

 

"Кольцо"

кончик большого пальца правой руки поочередно касается кончиков указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца;

то же упражнение выполнять пальцами левой руки;

те же движения производить одновременно пальцами правой и левой руки;

 

"Пальцы здороваются"

Соединить пальцы обеих рук "домиком". Кончики пальцев по очереди хлопают друг по другу, здороваются большой с большим, затем указательный с указательным и т.д.

 

"Оса"

выпрямить указательный палец правой руки и вращать им;

то же левой рукой;

то же двумя руками;

 

"Человечек"

указательный и средний пальцы "бегают" по столу;

те же движения производить пальцами левой руки;

те же движения одновременно производить одновременно пальцами обеих рук ("дети бегут наперегонки");

 

"Коза"

вытянуть указательный палец и мизинец правой руки;

то же упражнение выполнить пальцами левой руки;

то же упражнение выполнять одновременно пальцами обеих рук;

 

"Очки"

образовать два кружка из большого и указательного пальцев обеих рук, соединить их;

 

"Зайчик"

вытянуть вверх указательный и средний пальцы правой руки, а кончики безымянного пальца и мизинца соединить с кончиком большого пальца;

то же упражнение выполнить пальцами левой руки;

то же упражнение выполнять одновременно пальцами обеих рук;

 

"Деревья"

поднять обе руки ладонями к себе, широко расставить пальцы;

 

"Птички летят"

пальцами обеих рук, поднятых к себе тыльной стороной, производить движения вверх-вниз;

 

"Сгибание-разгибание пальцев"

поочередно сгибать пальцы правой руки, начиная с большого пальца;

выполнить то же упражнение, только сгибать пальцы, начиная с мизинца;

выполнить два предыдущих упражнения пальцами левой руки;

согнуть пальцы правой руки в кулак, поочередно выпрямлять их, начиная с большого пальца;

выполнить то же упражнение, только выпрямлять пальцы, начиная с мизинца;

выполнить два предыдущих упражнения пальцами левой руки

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

"Бочонок с водой"

согнуть пальцы левой руки в кулак, оставив сверху отверстие;

 

"Миска"

пальцы обеих рук слегка согнуть и приложить друг к другу;

 

"Крыша"

соединить под углом кончики пальцев правой и левой рук;

 

"Магазин"

руки в том же положении, что и в предыдущем упражнении, только указательные пальцы расположить в горизонтальном положении перед крышей;

 

"Цветок"

руки в вертикальном положении, прижать ладони обеих рук друг к другу, затем слегка раздвинуть их, округлив пальцы;

 

"Корни растения"

прижать руки тыльной стороной друг к другу, опустить пальцы вниз;

одновременно поворачивать кисти рук вверх ладонями - тыльной стороной, сопровождая движения стихотворным текстом: "Бабушка печет блины, очень вкусные они";

кисти рук одновременно сжимать в кулак - разжимать, при каждом движении кулаки и ладони класть на стол;

положить кисти рук на стол: одна рука сжата в кулак, другая раскрыта. Одновременно поменять положения.

 

"Кулак-ребро-ладонь"

на плоскости стола три положения руки последовательно сменяют друг друга. Выполняется 8-10 раз правой рукой, затем левой, далее обеими руками.

Описанные выше игры и упражнения обеспечивают хорошую тренировку пальцев, способствуют выработке изолированных движений, развитию точности движений пальцев.

Развитию ручной моторики способствуют также:

Занятия с пластилином, глиной, соленым тестом, мелким строительным материалом, конструктором;

Нанизывание бус, бисероплетение;

Выкладывание из спичек рисунков, букв, складывание колодцев;

Одновременно левой и правой рукой складывать в коробку пуговицы;

Рисование по трафарету букв, геометрических фигур, штриховка;

Рисование по точкам, пунктирным линиям;

Массаж рук.

Проводится сначала на одной руке, затем на другой.

1.Поглаживание от кончиков пальцев до середины руки с внешней и тыльной стороны

2.Разминание пальцев: интенсивные круговые движения вокруг каждого пальца

3.Упражнение "Сорока-белобока"

4.Интенсивные движения большого пальца вперед-назад, вверх-вниз, по кругу

5.Сгибание-разгибание всех пальцев одновременно

6.Сгибание-разгибание руки в кистевом суставе

7.Интенсивное растирание каждого пальца

8.Точечный массаж каждого пальца между фалангами с боковых и фронтально-тыльных сторон

9."Пальцы ложатся спать": поочередное загибание пальцев, затем их одновременное выпрямление в сопровождении стихотворения:

Этот пальчик хочет спать,

Этот пальчик прыг в кровать,

Этот пальчик прикорнул,

Этот пальчик уж уснул.

Тише, пальчик, не шуми,

Братиков не разбуди.

Встали пальчики, ура!

В детский сад идти пора.

 

10."Пальчики здороваются"

11.Повторить первое упражнение.

http://www.defectolog.ru/?chapt=games&games=motorruk

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Развиваем мелкую моторику

 

Вы можете предложить своим детям (от 2 лет) выполнить следующие упражнения в виде игры:

 

"Разложим по порядку"

 

Высыпьте в мисочку бусинки двух цветов (примерно по 5-7 бусинок каждого цвета) и справа от мисочки поставьте два блюдца. Предложите: "Давай в одно блюдце сложим все красные бусинки, а в другое - все зеленые". Чтобы оживить игру, скажите, например, что это угощенье для мишки и зайки, причем мишка любит только вишни, а зайка - только крыжовник. Перекладывать бусинки надо по одной, беря тремя пальцами (покажите). Если какие-то бусинки упадут на стол, попросите подобрать их с помощью совочка. Обязательно доведите работу до конца - этот навык очень важен. Поэтому на первых порах берите меньше бусинок.

 

"Волшебное сито"

 

Скажите: "В этой чашке перемешаны рис и манка (покажите отдельно крупицы риса и манки). Как выбрать отсюда все рисовые зернышки? Это трудно сделать даже твоими маленькими и ловкими пальцами. Но тебе поможет сито!" Отделение одной крупы от другой похоже для ребенка на фокус. Объясните, почему так получается, насыпав в сито сначала чистую манку, а потом - рис. Просеянный рис надо пересыпать в приготовленную тарелку. Порадуйтесь вместе с малышом достигнутому результату.

 

"Выловим из воды"

Налейте в миску воду и бросьте туда несколько мелких предметов: кусочки пробки, веточек и т.п. Предложите малышу с помощью маленького сита с ручкой выловить все эти предметы и сложить их в тарелку, стоящую на подносе справа от миски. Сито малыш должен держать в правой руке.

 

"Не просыпь и не пролей"

 

Сначала насыпьте в кувшин немного крупы и покажите малышу, как, держа кувшин правой рукой и придерживая левой, пересыпать крупу в стакан, стоящий слева от кувшина. (Все просыпанные зерна ребенок должен смести щеткой в совок.) Не забудьте сдержанно похвалить ребенка, если он аккуратно убрал. Переходить к переливанию следует только тогда, когда ребенок хорошо освоит пересыпание. Помогите начать и закончить переливание - это для него треднее всего. Покажите, как собрать разлитую воду губкой.

 

"Лепим колобки, колбаски и блинчики"

Дайте малышу небольшой размятый кусочек пластилина. Предложите приготовить праздничный обед для кукол. Покажите, как делать "колобки" (скатывать шарики), "колбаски" и "блинчики". Потом из этих "заготовок" можно "собрать" фигуры людей и животных. Помогая ребенку, не сковывайте его фантазию - победите соблазн лепить вместо него.

 

"Открой и закрой"

 

Придумайте игру: например, малыш может быть врачом, у которого много баночек с лекарствами, или хозяйкой, которая держит в баночках разные крупы. Поставьте перед ребенком несколько маленьких баночек с закрытыми крышками (банки должны отличаться размером и формой). Предложите открыть все баночки, а потом снова закрыть, правильно подобрав крышки. Если крышки закручиваются, проследите, чтобы малыш крутил крышку, а не банку.

 

"Была лужа - и нет ее"

 

Это упражнение имеет большое воспитательное значение: ребенок, пролив что-либо, сможет убрать за собой. Сначала научите малыша переносить губкой воду из одной тарелки в другую. Поставьте на поднос две тарелки: слева с небольшим количеством воды, справа - пустую. Покажите, как пользоваться губкой, набирая ею воду в одной тарелке и отжимая над другой. Обратите внимание на то, что вода не должна капать с губки на поднос. Затем пролейте немного воды на поднос и покажите, как вытереть лужу, собрав ее губкой.

 

"Смети, но не просыпь!"

 

Этот навык малыш может использовать каждый день, помогая убирать со стола. Он будет рад тому, что у него, как у взрослого, есть своя обязанность. Покажите ребенку, как держать щетку правой рукой, как сметать ею со стола, как подставлять совок, чтобы мусор не падал на пол. Яркий или темный кант по краю совка поможет в этом: совок надо подводить под крышку стола так, чтобы канта не было видно - тогда на пол ничего не просыпется.

 

"Ну-ка, вылови"

 

Поставьте на поднос две тарелки: слева - глубокую, а справа - мелкую. В глубокую тарелку налейте воды и бросьте несколько мелких плавающих предметов. Предложите малышу выловить их по одному ложкой и переложить мелкую тарелку. Вначале помогите ему, слегка направляя его руку. Следите, чтобы ребенок правильно держал ложку. Важно довести упражнение до конца: все предметы перенести в мелкую тарелку, а пролитую воду - собрать губкой.

 

"Пересыпаем ложкой"

 

Поставьте на поднос две чашки: слева - чашку с крупой, а справа - пустую. (Обе чашки должны быть сухими.) Вначале, двигая рукой ребенка, покажите, как набрать неполную ложку крупы, дождаться, чтобы крупа перестала сыпаться с ложки, и, плавно двигая рукой, перенести ложку к правой чашке и опрокинуть над ней. Помогите малышу набрать крупу, когда ее останется мало (подскажите, что надо нагнуть чашку левой рукой). Полезно сочетать это упражнение с размешиванием. Например, ребенок может сам насыпать сахар в чай и размешать его.

 

"Готовим лекарства"

 

Дети любят размешивать ложкой, например сахар в чае. Однако это не всегда получается: движения у ребенка еще резкие, ложка бьется о чашку, чай выплескивается. Помогите малышу, двигая вначале его рукой. Учтите, что ребенку намного интереснее размешивать в воде вещества, которые, растворяясь окрашивают ее. Проследите, чтобы ребенок правильно держал ложку. С этим упражнением можно связать много игр: приготовление лекарств, еды и т.п. Чтобы ребенок хорошо освоил действия с ложкой, совмещайте это упражнение с пересыпанием ложкой.

 

"Посыпаем дорожки"

 

Предложите ребенку посыпать "песком" (манкой, пшеном) дорожку на столе шириной 3-5см. Ограничьте ее чем-либо, например, полосками бумаги. Поиграйте: дорожка может идти от одного выложенного из спичек домика к другому. Песок надо сыпать тремя пальцами (сложив их "щепоткой"), не выходя за края дорожки. Играя во дворе, можно делать дорожку между двумя палочками, посыпать "сахаром" песочный "торт" и т.п.

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Для самых маленьких

 

Маленькие дети очень любят "запихивать" разные предметы в дырочки. Родители знают, что такие игры очень полезны для развития ручек малыша, а также для умственного развития.

 

В магазинах представлен большой выбор "коробок-копилок" с отверстиями для проталкивания внутрь разных предметов. Как правило, это пластмассовые ящички с отверстиями разной формы в которые надо вкладывать соответствующие фигуры (от 3 до 20 в комплекте). Сначала такая игрушка очень сложна для ребенка, ему трудно выбирать из большого количества отверстий нужное. Он не в силах вставлять сложные фигуры, типа звездочек или неравносторонних треугольников. Малыш может справиться, в основном с шариком, цилиндром или кубиком. А так как каждой фигуры в комплекте по одной, игра заключается в проталкивании одной-двух деталей.

 

К тому моменту, когда мыслительные способности малыша позволяют ребенку подобрать все фигуры к отверстиям, он, как правило, уже довольно большой и его руки довольно развиты. Так что игрушка теряет свою ценность, как инструмент по развитию мелкой моторики.

 

Как же можно исправить подобное положение?

Где взять "копилку" одновременно простую (для ума ребенка) и сложную (для его рук)? Такую, чтобы с ней справился малыш в 8-10 месяцев?….

Сделайте ребенку первую "коробку - копилку" самостоятельно.

 

Самое простое, что он сможет протолкнуть в отверстие - это цилиндры. Если вам не удается купить в магазине набор цилиндров разного диаметра, сделайте их сами, попросив кого-либо из мужчин в доме распилить несколько разных по толщине палок на небольшие кусочки. Это, конечно, не должны быть ветки деревьев, а гладко обструганные палки, например, древко от старой швабры или лопаты; палочки, выпиленные вами из решетки старой детской кроватки или что-нибудь в этом духе. Цилиндров должно быть не очень много (5-10 шт.). Для начала используйте цилиндры одного, затем двух-трех размеров.

Возьмите картонную коробку (из плотного гофрированного картона) небольшого размера. Аккуратно приложите ваши цилиндры к верхней стороне и обведите, затем прорежьте отверстия острыми маленькими ножницами. Для красоты коробку можно обклеить цветной бумагой (а не оставить надпись "чайник" или "утюг"). Когда будете обклеивать ту сторону, где у вас отверстия, разрежьте бумагу внутри отверстия на полоски, намажьте клеем и, завернув внутрь, приклейте. Для того, чтобы отверстия не растрепались от постоянного просовывания, можете на каждое из них наклеить небольшой кусочек широкого скотча, сделать в нем прорези и завернуть вовнутрь.

Сбоку внизу коробки сделайте довольно большую дырку, из которой вы будет высыпать цилиндры обратно (открывающуюся крышку лучше не делать, так как она быстро оторвется).

 

Еще интереснее будет ваша игрушка, если внутри коробки вы вклеите под наклоном еще одну картонку (горочку), по которой упавшие внутрь цилиндры будут скатываться и сами вываливаться из дырки внизу. Попробуйте это сделать, тогда вам трудно будет оторвать малыша от этой игрушки.

Сначала, конечно, вы сами будете в нее играть, но очень скоро малыш все научится делать и без вашего участия. Пока не надо говорить, что он проталкивает цилиндр в несоответствующее отверстие. Он сам должен понять, что маленькие влезают в любое из них, а большие - только в большое.

 

Очень интересная, но очень сложная игрушка - копилка с монетками. В крышке коробочки от сыра "виола" или банки от кофе (с пластиковой крышкой, конечно, а не с жестяной) аккуратно сделайте надрез острым ножом. Отступив, буквально, полтора миллиметра - еще один. Приподняв получившуюся в середине полосочку ножом, обрежьте ее. Копилка готова. Давайте сначала малышу монетку прямо в руку, так как взять ее со стола или с пола ему будет пока сложно. Когда он будет проталкивать ее в дырку, держите коробочку в своих руках, слегка поворачивая ее, помогая выбрать нужное положение, чтобы протолкнуть. Через неделю тренировки малыш сам сможет и брать монетки, и правильно их ориентировать по отношению к крышке и вовремя отпускать. Тогда вы научите его еще и открывать крышку, высыпать обратно монетки (их должно быть 5-7, не больше, чтобы не потерять интерес), закрывать крышку и продолжать игру.

 

Как только малыш освоил игрушку или она ему надоела - выбрасывайте ее или отдайте соседям. Сделайте новую игрушку - ее изготовление не отнимет у вас много времени. Чем больше разнообразных по форме и размеру предметов он будет проталкивать в отверстия, тем лучше. Просто возьмите жестяную или пластмассовую банку с пластмассовой крышкой (от кофе, чипсов и т.д.) или картонную коробку. Проделайте в крышке отверстия (одно или несколько), соответствующие предметам для вкладывания и игрушка готова.

 

Вкладышами могут служить:

 

небольшие шарики, например, от пинг-понга,

 

коробочки от "киндер-сюрпризов",

 

крупные и средние бусины, пуговицы,

 

монетки,

 

карандаши, крышки от старых фломастеров,

 

фасолины, горошины, макаронины разной формы,

 

кубики, кирпичики, другие детали от строительного набора,

 

детали любых конструкторов, детали от пирамидок,

 

любые фигуры, вырезанные из пеноплена (туристический коврик).

 

Многие родители слышали о том, что очень важно развивать у ребенка "мелкую моторику рук". О том, что мелкая моторика напрямую связана с развитием речи.

 

Развитию мелкой моторики способствуют занятия с играми, в которых есть мелкие детали (например, "Мозаика"), манипуляция с мелкими предметами (например, с бусинами), вкладывание вкладышей в рамки и многое другое.

 

Одним из самых эффективных способов развития мелкой моторики являются игры-шнуровки.

 

Бывают очень простые шнуровки, например, большая деревянная пуговица и деревянная иголка со шнурком, деревянный "сыр" с дырками, башмачки и пр.

 

А есть игры посложнее.

 

Предлагаю вашему вниманию игру "Домик" производимую московской фирмой "RNToys".

Изображение

Она представляет собой фанерный силуэт домика с крышей и трубой. По всей поверхности домика выполнены круглые отверстия на равном расстоянии друг от друга. К "Домику" прилагаются фанерные: "дверка" (прямоугольник), "окошко" (квадрат), чердачное "окно" (круг) и несколько шнурков. Самое простое, что может делать ребенок - проталкивать шнурки в отверстия и вытаскивать их с обратной стороны (как и в других игрушках-шнуровках).

 

Когда ребенок протаскивает шнурок в дырки, обращайте внимание малыша на его расположение на "домике" - наверху или внизу, справа или слева, в центре. Можно сказать, что шнурок - это змейка, она любит ползать по домику (проползать через дырочки).

 

Когда "змейка" ползает, обращайте внимание малыша на ее расположение на домике - наверху или внизу, справа или слева, в центре. Скажите, куда змейка хочет поползти, пусть малыш ей поможет.

 

Обратите внимание на то, как змейка ползет: прямо или по диагонали.

 

Когда он хорошо научиться проталкивать шнурок в отверстия, можете попробовать рисовать на домике узоры шнурком. Сначала пусть "рисует" самостоятельно: линии, крестики, простые фигуры.

 

Возьмите второй шнурок (другого цвета) и нарисуйте им простой узор из двух-трёх линий (например, в левой части домика), попросите малыша повторить за вами (в правой его части). При выполнении узоров обращайте внимание ребёнка на количество линий в рисунке, на размер линий (длинная, короче, самая короткая), на их направление (горизонтально, вертикально или по диагонали) и на их расположение на поле (справа, слева, вверху, внизу).

 

Усложняйте узоры-образцы, делайте их из двух-трёх шнурков разного цвета. У вас могут быть просто узоры или сюжетные картинки. Пусть малыш за вами повторяет.

 

Узоры можно делать по нарисованным заданиям - от очень простых к сложным.

 

Пусть ребенок рисует узоры под вашу диктовку: из верхнего правого угла полоска вниз - один шаг. Потом налево - один шаг. Потом вниз - два шага и так далее.

 

Изобразите простой узор, покажите ребенку и уберите, предложив воспроизвести на своем поле по памяти. Постепенно усложняйте задание.

 

Изобразите узор, предложите внимательно посмотреть на него, потом измените один элемент и попросите ребенка угадать, что изменилось и исправить. Постепенно усложняйте узор и увеличивайте количество изменений.

 

Сделайте два одинаковых узора, допустив одну неточность. Попросите ребенка найти и исправить ее так, чтобы оба узора были одинаковыми.

 

Познакомьте ребенка с понятием "симметрия", сделав несколько симметричных рисунков или узоров. Попросите его самого сделать произвольный симметричный рисунок. Попросите исправить допущенную вами ошибку в узоре, так чтобы он стал симметричным.

 

Расскажите ребенку о простейших геометрических фигурах, изображая их на домике шнурками: прямая, отрезок, ломаная линия, угол, треугольник, квадрат, прямоугольник, многоугольник.

 

Кроме этого, используя данную игру, вы можете познакомить малыша с различными типами швов, научить пришивать "пуговицы" (окошки) или заплатку (дверка).

 

Одним словом, это не просто игрушка, а довольно универсальное приспособление по развитию мелкой моторики, фантазии, внимания, памяти и многого другого.

http://psycholines.narod.ru/motorika.html

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Развитие мелкой моторики руки

 

Бусы (начиная примерно с 2-ух лет)

 

Чтобы увлечь этой игрой особенно стараться не надо, обычно дети заинтересовываются сразу, глядя на вас. Игра интересна и полезна и для мальчиков и для девочек.

 

Для игры необходимо:

 

*Набор бус разной величины и формы, можно использовать большие пуговицы. Для начала лучше взять бусы шарообразной формы (не обязательно, но чтобы канал для шнура был не очень длинный, а то ребенку тяжело будет вдеть шнур), в дальнейшем можно использовать любые предметы, которые можно нанизать на шнур;

 

*Шнуры (от обуви), можно проволоку. Один конец завязать в виде петли (так чтобы не падали нанизанные бусины), другой должен быть обязательно не разлохмаченным

 

Сначала нужно показать ребенку как нанизываются бусы и что при этом получается: например красивая вещь, которую можно одеть на шейку, на ручку (для девочек), мальчики обычно интересуются самим процессом, но можно представить например поезд, гусеничку (но это все индивидуально).

 

Потом ребенок обычно хочет сделать тоже самое, дать ему попытаться сделать это. Как правило, это сразу не получается, очень деликатно помочь ему, направить его ручки. После нескольких попыток (у моих детей это получалось примерно в течении суток) это, возможно, удастся ему сделать. Если нет, не настаивайте, отложите, сделайте повторную попытку позже. Если же ребенок просит поиграть, по-моему мнению, нужно помочь ему.

 

Когда ребенок освоится с нанизыванием, можно предлагать ему делать бусы например только из шариком, цилиндриков и тд. (разная форма), или из бусин определенного цвета. При этом можно (и нужно) называть цвета или формы. Можно делать различные комбинации бусин. В общем есть где и как приложить свою (и ребенка) фантазию.

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

ПРОДОЛЖЕНИЕ

 

Лепка

 

Очень привлекательная игра для детей, долго уговаривать и что-то придумывать для завлечения обычно не нужно, идет на Ура!

 

Для игры необходимо:

 

*Соленое тесто (для детей меньше 2-ух лет), глина, пластилин, пластика

*Формочки для теста (сейчас есть специальные для детского творчества), специальные пластмассовые ножи, скалка и все что можно приспособить для работы с тестом.

 

Сначала, нужно показать как мнется тесто, что его можно разделить на несколько кусков, а потом соединить их в один большой кусок. Потом можно показать как лепятся простые фигуры шар (мячик), колбаски, лепёшки, кольца.

Когда ребенок освоит простые манипуляции с тестом (пластилином), можно показать (ребенок может и сам придумать) более сложные фигуры: снеговика, тарелки, чашки и тд.

Сейчас продаются много разных приспособлений для работы с пластилином, которые конечно можно использовать при работе с другими материалами для лепки: наборы формочек (можно использовать формочки для теста), "мясорубки", скалки, ножи. Все это дает большое поле для фантазии и творчества.

 

*Набор мозаики (в магазине сейчас огромный выбор). Для начала лучше использовать мозаику с вытянутыми вверх (неплоскими) шляпками, штырек должен свободно входить в отверстия экрана.

 

В начале нужно показать, что мозаинка вставляется в экран и там удерживается. Показать какую-нибудь несложную фигуру, например цветок, дорожку и тп. Чтобы поддержать интерес к этой игре важно придумать интересный для ребенка сюжет, например мой вариант: курочка (3 больших мозаинки и одна маленькая) с цыплятами (1 большая, 1 маленькая мозаинка) вышла погулять во двор, в котором растут цветочки (как фантазия подскажет).

 

Мозаика

 

Достаточно сложная для начала игра, но если правильно гадать с сюжетом, то ребенок может освоить её достаточно быстро. Кроме того очень удобно изучать цвета.

 

Для игры необходимо:

*Набор мозаики (в магазине сейчас огромный выбор). Для начала лучше использовать мозаику с вытянутыми вверх (неплоскими) шляпками, штырек должен свободно входить в отверстия экрана.

 

В начале нужно показать, что мозаинка вставляется в экран и там удерживается. Показать какую-нибудь несложную фигуру, например цветок, дорожку и тп. Чтобы поддержать интерес к этой игре важно придумать интересный для ребенка сюжет, например мой вариант: курочка (3 больших мозаинки и одна маленькая) с цыплятами (1 большая, 1 маленькая мозаинка) вышла погулять во двор, в котором растут цветочки (как фантазия подскажет).

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи

Создать аккаунт

Зарегистрировать новый аккаунт в нашем сообществе. Это несложно!

Зарегистрировать новый аккаунт

Войти

Есть аккаунт? Войти.

Войти
×
×
  • Создать...