Яндекс.Метрика
Перейти к контенту

Самарский край


Рекомендуемые сообщения

Наверное, если я попрошу Вас дать ассоциацию, связанную с городом «Самара», то вряд ли ошибусь, сказав, что это будет песня «Ах, Самара-городок» :D , а при имени реки Волга многие вспомнят «Из-за острова на стрежень, на простор речной волны…» ^blush2^

Волга, Жигули, Самарская Лука, Самара – известные и значимые слова для каждого россиянина. В этом топике я постараюсь заинтересовать Вас своим краем.

post-16187-1132732347_thumb.jpg

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Египетские пирамиды, тунгусский метеорит, бермудский треугольник... На свете есть много чудес и загадок. И вовсе не обязательно за ними отправляться на край света, ведь по части чудес наш край даст фору тому же Египту. Эти утверждения не голословны. Взять те же Жигули. Откуда они вдруг появились на равнине, и почему Волга делает поворот, своеобразную петлю, на которой и расположена Самара???

 

Исстари с Жигулями связано множество легенд самого разного рода. Сам вид нависающих над водой лесистых круч весьма способствует вере в древние и современные предания о разбойничьих логовах и заговоренных кладах, форпостах дочеловеческих цивилизаций и засекреченных бастионах Третьей мировой войны...

 

До сих пор не перевелись энтузиасты, которые лелеют себя надеждой отыскать клад Степана Разина. Другие, не менее энергичные исследователи отыскали в полутора часах езды от Самары так называемый “Камень Авсеня”, на котором наши предки язычники приносили жертвы этому полубогу, ответственному за плодородие.

 

В Жигулях постоянно наблюдаются аномальные явления, некоторые уверены, что Жигули - прямо-таки база пришельцев. Или - перевалочный пункт на их пути в иные измерения, параллельные пространства, а в периодически распахивающиеся "порталы" видны "потусторонние" сказочные города. Что в сердце гигантской излучины полноводной реки что-то непонятное творится со Временем...

А еще говорят, что именно здесь и находится вход в легендарную страну Шамбалу (по представлениям индийцев, сказочная страна счастья). В связи с этим уместно будет вспомнить миф о Гроте Исчезающих. Если проникнуть в него, то через некие Врата можно покинуть этот Мир и попасть в волшебную Шамбалу.

Подобных историй немало, но именно эта интересна тем, что во-первых, она широко известна среди тех, кто интересуется легендами о волжских подземельях, а во-вторых, место расположения грота довольно точно указано и легко доступно. И что интересно, человек, который захочет найти это грот, найдет его, так как он вполне реально существует. Взбудораженное воображение искателя уже рисует радужные картины о контакте с иными мирами, но в это самый момент его настигает сильнейший эмоциональный удар. Ведь территория вокруг грота да и он сам настолько загажены, что вся романтика сразу куда-то испаряется. После подобного эмоционального шока большинство “искателей” навсегда теряют интерес к подобным “сказкам”. А может кто-то просто не хочет, чтобы люди совали свой нос куда не надо?

 

Даже известная нам история Жигулей загадочна. В самом деле: огромный кусок дикой, первозданной природы, буквально зажатый между полуторамиллионой Самарой - столицей аэрокосмической и нефтехимической промышленности, полумиллионным Тольятти - городом АвтоВАЗа и одной из крупнейших в мире ГЭС! Окрестности заселены давно и плотно, не раз прокатывались по при- и заволжским равнинам лавины завоевателей. Казалось бы, горный кряж, господствующий над местностью, просто обязан был стать если не городом, то уж крепостью-то, форпостом - обязательно. В действительности же крупных поселений в Жигулях НИКОГДА не было. Не потому ли, что с незапамятных времен горы облюбовали представители древней, дочеловеческой цивилизации, оградившие свое последнее убежище от новых хозяев планеты?

 

Ну что, появилось ощущение неизведанного, необъяснимого? :D

 

Далее я расскажу несколько легенд, которые дали названия некоторым Жигулевским достопримечательностям.

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

А они высокие...эти Жигули?

289090[/snapback]

Не очень :) Всегда говорили, что самая высокая точка Жигулей - гора Стрельная 375,6 м, с этой вершины дозорные высматривали купеческие суда, такой вид открывается с этой горы

post-16187-1132822610_thumb.jpg

но сейчас нашли гору Безымянную, которая аж на целых 3 м выше и даже знак там установили, что на всем 70-километровом протяжении Жигулей она наивысшая :D

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Когда-то Жигули не имели собственного названия и до пятнадцатого века просто именовались Понизовьем, то есть территорией ниже Руси. При Иване Грозном горы стали именоваться Девьими, и лишь со времён Екатерины Второй – Жигулёвскими от тюркского слова «джегули» - запряженный, гужевой. Это название объясняется географически удобным расположением для места сбора и обитания бурлаков, беглых людей

 

Знать в старинный тот век жизнь не радость была.

Что бежал человек из родного села.

Покидал отчий дом, расставался с женой

И за Волгой искал только воли одной

 

Поводом назвать средневолжские горы Девьими послужила историческая действительность. В далеком прошлом по Поволжью, от Каспийского моря до Самарской Луки, кочевали племена женоуправляемых савроматов ^rolleyes^ У савроматских народов женщины обладали отвагой, владели оружием и были такими же воинами, как и мужчины. В наше время бытуют легенды о девах-богатырках, к которым меряться силой приходили "добры молодцы". В 1459 году итальянский исследователь Фра-Мауро изобразил и подписал карту этих мест не иначе, как «Амазония ».

 

И вот рождаются сказы… Было ли? Не было? А в легендах живут богатыри русские, девицы красные, хозяйка горы, лешие, кикиморы… то ли путают все, то ли объясняют, откуда начало…

 

Когда-то, давным-давно, люди были дикими и всего боялись. Они искали защиты в том, что их окружало. В природе хотели видеть заступницу и стали поклоняться ей. Так появились Хозяйки определённых мест (вспомните Уральскую Хозяйку Медной годы). Вплоть до времени Степана Разина в Жигулях властвовала умами людей Хозяйка-богатырша, воительница ^swoon^

Бывал возле Жигулей Александр Сергеевич Пушкин, собирая материал о Емельяне Пугачёве для своей повести «Капитанская дочка». Не тогда ли была им написана сказка о царе Салтане? Ведь в этой сказке Царевна-Лебедь повелевала своим тридцати трём братьям-богатырям нести дозор, охраняя покой князя Гвидона, остров Буян, на котором не мало чудес. Ведь точно так же охраняет и Хозяйка Жигулей свою территорию :D

Ну а потом древняя владычица соединяется с легендами о Персидской княжне, Царице Подводного царства, и даже, как это ни удивительно, о Маринке, «полюбовнице Гришки Отрепьева».

 

Маринка - это фольклорный образ польской красавицы Марины Мнишек, которая поочерёдно была женой обоих Лжедмитриев. Существует легенда о том, что Маринка бежала из-под стражи и укрылась на утёсе Степана Разина, в потайном подземелье, где она спит в чёрном гробу, скованном железными обручами, и сторожит бочки с золотом, серебром и драгоценными каменьями - клад Стеньки Разина. Возможно, именно её, ревниво стерегущую золото, видят в жигулёвских пещерах?

 

А возможно, это другой персонаж мифа - Персидская княжна. Её образ ещё более загадочен и столь же далёк от возможного персонажа. Он конечно же занимает центральное место в сказаниях о Стеньке Разине, пленившем в 1668 году Персидскую Царевну Шабюн-биби - дочь Менеды-хана и принесшем ее в жертву Волге-матери.

Отданная волжским водам не просто погибает, но становится Царицей подводного царства. И отнюдь не стремится отомстить своему обидчику, а даже наоборот - продолжает служить ему. Она устремляется ему на выручку всякий раз, когда он попадает в беду. И тогда над Жигулями, над Волгой поднимается в жемчужном и золотом сиянии дивный Мирный град. Она стережёт его богатства, схороненные не только под землёй, но и на дне Волги.

 

Вот так княжна стала преемницей Хранительницы Каменных гор, а потом и всей Самарской Луки.

Когда были разгромлены отряды Разина, один из его сподвижников, Фёдор Шелудяк, спасаясь от царских стрельцов, решился броситься с утёса в Волгу. Неожиданно почва под ним разверзлась, поглотив его в прохладное подземелье самой Хозяйки гор. Но затосковал в её покоях лихой атаман. Без солнца, стыло тело его от каменного холода., от без привычного ему дела там он умер. Сильно переживала Хозяйка эту смерть, слёзы её текли ручьями на каменную чашу. Так образовался родник. И по сей поры, бежит ручей с того места, которое ныне называется Каменной Чашей. Уже в наше время стал носить он имя святого Николая Чудотворца, потому что многие исцеления происходят после омовения в родниковой воде.

post-16187-1132823255_thumb.jpg

post-16187-1132823280_thumb.jpg

Многие на сделанных фотографиях замечают дымок из часовенки, которого нет на самом деле, так и здесь он виден. Загадка?

 

А утёс с той поры называют Шелудяк.

post-16187-1132823325_thumb.jpg

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Вот еще одна легенда :)

 

Давно это было... В те времена на месте Жигулевских гор простиралась обширная равнина. Хорошо тут жилось людям. Но случилось так, что соседей, кочевавших за Волгой, обуяла зависть. Решили они совершить набег на Волгу, взять в полон мирных людей.

Подплыли они на челнах. И только хотели было высадиться, как услышали грозный окрик: - Что вам тут надо, вражьи люди? Уходите, пока не поздно!

Оглянулись в страхе пришельцы. И видят: на берегу стоят двое - добрый молодец по имени Микула и подруга его Дарьица. Осмелели враги. Что им два человека? У них-то целая рать. И стали они стрелять из луков в русского богатыря и его подругу. Пустили в них тучу стрел.

А потом пригляделись и ахнули. Увидели чудо: перед ними не люди, а два высоких утеса с отвесными скалами. Встали они на крутом берегу неприступной стеной.

В это время Волга будто глубоко вздохнула. Поднялась она мощной волной и стала опрокидывать вражьи челны. Много жадных и жестоких кочевников погибло тогда в волжских водах. А те, кто уцелел, поспешили на восток, откуда явились.

И стоят с тех пор на крутом берегу Волги два славных утеса. Один называют Молодецким курганом, а другой - Девьей горой.

post-16187-1133170820_thumb.jpg

 

Интересное дополнение к легенде решили сделать в наши дни городские власти Тольятти после того как в самый канун Нового 2005 года город посетил Дед Мороз из Великого Устюга. Глядя на то, как раскрутка одной идеи перевернула жизнь маленького вологодского городка (ну и направила туда денежные потоки) здесь задумались и стали выяснять, является ли «снегурочка» зарегистрированным брендом, имеет ли кто-нибудь на нее авторские права. Выяснилось, что пока никто претендовать на Снегурочку не может.

Есть костромская Снегурочка, потому как Берендей из тех краев, и деревня, в которой появилась Снегурочка, называлась Берендеевка. А здесь будет Жигулевская Снегурочка.

На вопрос же "Две Снегурочки- это не перебор?" следовал очень современный ответ :D :

"Учитывая, что Дед Мороз- мужик крепкий, по всей стране, по всему миру шастал, мы подумали, что у него может быть и не одна внучка" ^LW^

Теперь собираются найти место, желательно в лесу, возле Волги, - и построить там бревенчатый теремок, в котором будет жить Снегурочка. А "работать" Снегурочка будет круглый год, потому что по легенде она - демисезонная.

Вот и само дополнение к легенде: :)

Жили в лесу Жигулевском на берегу волжском в любви да согласии молодец по имени Микула и подруга его Дарьица. Все бы ладно, да Бог деток не давал. Вышла в новогоднюю ночь молодая чета на волжский берег, пала на колени и истово молилась о приплоде. Глядь, под сосной девочка стоит - пригожая, большеглазая, корона из снега пушистого, что с разлапистой ели упал. Шубка голубая, золотом расшитая, из застывшей волжской волны, вся звездами горит, с ночного неба упавшими.

Обрадовались Микула и Дарьица дочке, возблагодарили небо, Волгу, Жигули. Назвали девочку Снегурочкой.

Но страх и тревога их обуяли - что, если у снегурочки сердце ледяным будет. Но разверзлись тут небеса, гром средь зимней ночи грянул, молния сверкнула, и стрелой своей ударила девочку в самое сердце. Затеплилось сердечко. И росла она на радость и загляденье людям добрым. По весне не таяла, а летом в жигулевских лесах наряд свой меняла. То русскую рубашку из луговых цветов сплетет, то татарскую тюбетейку из спелых ягод мастерит, то калмыцкую рубашку из ярких листьев наденет. Много ведь разного народа на волжских берегах живет.

Вот такие вот креативные идеи появляются.

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Много тайн хранят горные выработки и пещеры в окрестностях города.

 

Самые старые из рудников были созданы в начале XVII века, когда по указу Петра 1 были заложены первые шахты, в которых добывали и плавили серу. Царь Петр часто упоминал эти рудники в своих бумагах, а в 1722 году посетил их лично, проплывая по Волге в Персию, и даже спускался в забой, правда, остался недоволен квалификацией мастеров.

В это же время Петр 1 остановился у Царева Кургана и поставил на его вершине сделанный своими руками деревянный крест. Не погнушался царь-батюшка взять в руки мужицкий топор. Высота современного Поклонного креста более 15 метров.

 

post-16187-1133771247_thumb.jpg

 

А название кургана пошло от другого царя - Ивана Грозного. Как-то, находясь в Жигулевских горах, захотел он пересчитать свое войско. И тогда царь велел каждому своему воину бросить на одно и тоже место по горсти земли. Когда войско исполнило приказ, из горстей земли образовался курган-великан. И стали называть его Царевым курганом.

 

Всего в Самарской области зарегистрировано 83 естественных (протяженностью более 3 км) и 44 искусственных пещеры (протяженностью почти 70 км)

Одним из самых доступных естественных подземелий является пещера Братьев Греве, в ее среднем гроте пещеры была обнаружена стоянка эпохи бронзового века – бронзовые наконечники от стрел, ножи, остатки керамической посуды. С этой пещерой связана одна из самых знаменитых легенд в среде самарских спелеологов. Некоторые из них до сих пор считают, что пещера Братьев Греве заканчивается на Безымянке – это район города, находящийся далековато от пещеры. Происхождение этой легенды неизвестно, а пресловутый выход так и не найден спелеологами.

 

Самыми крупными считаются Сокские штольни. Их общая площадь – 210 000 кв. км, а протяженность коридоров – 45 км. Внутренняя схема штолен представляет собой своеобразную решетку из пересекающихся коридоров. Из-за такого расположения ходов в штольнях довольно легко заблудиться :p

 

Известны также Ширяевские штольни, где в конце XIX - начале XX века добывались известняк и доломиты. Они расположены рядом с селом Ширяево -именно в этом месте полтора века назад великий художник Илья Репин писал свой шедевр - картину «Бурлаки на Волге». В самом селе даже существует и работает его музей.

 

Здесь же рядом находится года Верблюд - любимое место тренировок самарских альпинистов. На её вершине скалистые уступы своей формой напоминают гигантскую голову верблюда и его горбы.

 

post-16187-1133771338_thumb.jpg

 

 

Свой первый и пока единственный урок скалолазания я получала именно здесь. В штольнях горы Верблюд традиционно проходит посвящение молодых туристов, а в глубине штолен находится легендарная «могила Старого Ганса», которая представляет из себя кучу камней, из которой торчат сапоги :agree:

 

post-16187-1133771634_thumb.jpg

post-16187-1133771562_thumb.jpg

 

Если почитать книгу Павловича и Ратника "Легенды Волжских подземелий: краеведческое исследование", то по ее материалам можно делать продолжение сериала «X-files». Один из самых впечатляющих рассказов – о скульптурах во льду. Рассказ одного из туристов, попавшего под обвал в штольнях и оказавшегося в коридоре с ледяными блоками, сердцевину которых занимали странные существа с «головой, нависающая над телом, огромными фасеточными глазами навыкате, большой надлобной шишкой, маленькими, скрюченными и прижатыми к животу лапками или ручками», не давал им покоя. Повторить путь этого исследователя они не могли, поэтому решили попытать счастья на вершине Поповой горы и в ее ближайших окрестностях. Они исследовали карстовые провалы, чаще всего заполненные землей, куда весной уходила вода. По обнаруженному ледяному колодцу они спустились до Ледяного зала. В отдалении во льду виднелись скульптуры людей. Вот их описание:

«На пьедесталах возвышались фигуры, полностью закутанные в длинные балахоны, с лицами, спрятанными под остроконечными капюшонами. Другие фигуры были полностью обнажены, и нашему взору открывались мускулистые торсы молодых людей. Их глаза были закрыты, чуть заметная улыбка, нос резко выдавался вперед. Но самое интересное, что чуть выше того места, где заканчивался нос, у всех у них была некая припухлость, что-то вроде третьего глаза, затянутого тонкой кожей» Но изучить этот зал как следует не удалось, так как лед пришел в движение. «Не успели подняться в Пещеру сталактитов, как огромная глыба надежно запечатала устье колодца. Мы лишь прикоснулись к тайне и остановились у ее порога».

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
  • 2 недели спустя...

Ну а теперь приступаю к рассказу о своем городе ^pig_bal^

 

Название свое он получил от реки, на котором была основана крепость. Волга протекала тогда чуть дальше. Конечно же, всегда интересно знать, откуда взялось то или иное название. Часто предлагается несколько версий. Не исключение и Самара :p

На языках тюркских народов «Самара» - степная река. По другой версии - от греческого слова «Samar» - купец и «Ra» - древнего названия Волги.

Но согласно самой распространённой (которую и я раньше «оглашала» при рассказе о городе ^drinks^ ) , купцы, поднимавшиеся вверх по Волге (в древности Ра) по ошибке заплыли в приток, который приняли за основное русло. Когда же ошибка выяснилась, эту реку стали называть Самара (сама + Ра). Однако при детальном рассмотрении эта версия не выдерживает критики ^wub^ , т.к. река под таким названием была известна задолго до появления здесь русских, да и Волга утратила своё древнее название еще в IV -V в. н.э.

 

По преданию, в 1357 году на пути в Золотую Орду Митрополит всея Руси Алексий останавливался на ночлег в скиту монаха-отшельника, который указал на реку: «называется сия - Самара». Тогда-то Алексий и предсказал, что «Здесь будет основан великий град, в котором просияет благочестие и которого не коснётся разорение»

На том месте, где останавливался святой, теперь стоит часовня, восстановленная после того, как ее снесли большевики.

Вот так она выглядела раньше

post-16187-1134555649_thumb.jpg

А это ее восстановленная версия

post-16187-1134555671_thumb.jpg

Святитель Алексий считается небесным покровителем Самары.

 

До основания крепости Самара на берегах Волги жили вольные русские, не признававшие над собой ничьей власти, а на землях восточных промышляли кочевники. Не даром землю эту называли Диким Полем. После падения Казанского ханства все его земли перешли к Москве, а за Самаркой находилась Ногайская Орда.

Вот почему нужна была крепость для защиты новых русских владений. в 1586 году к Волжским берегам причалила флотилия под руководством Григория Засекина. Федор Иоаннович подписал указ в далекой Белокаменной, и вот на волжском берегу при впадении реки Самарки появился работный люд, стрельцы, дворяне, священники.

post-16187-1134555740_thumb.jpg

 

Появление крепости не вызвало энтузиазма у вольных людей и у ногайцев.

Казаки тогда имели весомую силу и могли легко расправиться с гарнизоном ^wub^ Ногайцы так же имели значительный перевес и могли разгромить крепость, но хитрая московская политика привела к тому, что казакам говорилось, что крепость нужна для защиты от ногайцев, а ногайцам объяснялось, что крепость необходима для предотвращения разбоя.

Сталкивая их между собой, Москва, находившаяся в официальном мире с ногайцами, хотела казацкой кровью завоевать Сибирь. Однако хитрость выяснилась, а это грозило очередным сожжением Москвы. Тогда уцелевших атаманов, "ослушавшихся царского указа о мире с ногайцами" арестовали, а казаков отправили в Астрахань.

Предательство Москвы вызвало бурный протест казаков, посему Самару они решили сжечь. Боясь такого разворота событий, атаманов решили побыстрее казнить. В начале марта 1587 года состоялась первая казнь в Самарском городке, которой руководил сам основатель Самары - Засекин.

Народ не забудет этого предательства и в 1670 году перед приходом 20 тысячной армии атамана Степана Разина поднимет восстание и перебьёт весь самарский гарнизон, а воеводу утопят в р. Волге. Степана Разина Самара встретит радостно, с широко открытыми воротами, хлебом да солью.

 

А Ногайскую Орду разгромили киркизы, которые сами вынуждены были признать власть московского царя. Но это уже в 17 веке. Именно тогда первые смельчаки из самарских казаков перебрались через реку Самарку и основали там Засамарскую слободу, ныне это Кряж. Название старинное и сохранило в себе память о тех первопроходцах, людях сильных, кряжистых. Кто еще мог селиться в тех глухих местах, открытых для степных набегов. Даже приток Самарки, Татьянку, назвали не по имени русской девушки Тани ^wub^. Оно произошло от слова Тать, что значит вор ^lol^ Ведь именно со стороны Татьянки появлялись отряды кочевников, которые несколько раз сжигали Засамарскую слободу. У этого поселения было и другое название - Самарская Венеция. Дело в том, что в половодье Волга и Самарка так разливались, что дома оказывались в воде. Тогда единственным способом передвижения становились лодки. Представьте себе такую картину: на праздник Троицы к церкви, что также наполовину затоплена водой, подплывают сотни лодок с прихожанами. А рыбаки вообще могли ловить рыбу прямо из окна :yes2:

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
  • 4 недели спустя...

Сейчас в домике у Эдуарды полюбовалась фотографиями Кремля и ледяными скульптурами там, вспомнила, что той зимой у нас проводился конкурс таких скульптур, хочу вам несколько фотографий с него показать. Мы ходили в день, когда их только делали, было очень интересно наблюдать за процессом :derisive:

 

post-16187-1136971280_thumb.jpgpost-16187-1136971309_thumb.jpg

post-16187-1136971325_thumb.jpgpost-16187-1136971340_thumb.jpg

post-16187-1136971298_thumb.jpg

 

А фигуры как делали- из заранее приготовленных глыб?  И чем? Дрелями какими-то?

303992[/snapback]

Лед специально для фестиваля выращивали на одном из озер в области, потом чистили от снега и везли в Самару, всего больше 18 тонн льда. Но качество льда и форма блоков все-таки разочаровали архитекторов - некоторые из-за этого меняли эскизы.

post-16187-1137068376_thumb.jpg

А работали скульпторы электропилами, ножовками, различными терками с металлическими шипами и даже электрическими утюгами, чтобы сглаживать острые грани льда.

post-16187-1137068428_thumb.jpgpost-16187-1137068450_thumb.jpg

 

Всего было 12 скульптур, участвовало 9 стран, победили австрийцы со своей работой «Огонь». Но что-то она на меня совсем не произвела впечатления. После награждения австрийцы на радостях облили свое произведение спиртосодержащей жидкостью и подожгли, хотя остальные скульптуры еще долго стояли и радовали всех.

post-16187-1137068497_thumb.jpg

Второе место у «Лебедя» сборной команды из Москвы и Чебоксар

post-16187-1137068532_thumb.jpg

третье – у сборной Ирландии и Нидерландов («Человек, проходящий сквозь стену»)

post-16187-1137068559_thumb.jpg

 

Такой фестиваль на моей памяти был впервые.

Вчера смотрела репортаж о ледяном Биг Бене и нашем Соборе, жалко только, что в Англии сейчас очень тепло, да и из-за праздников скульптура стоять там всего денечек будет ^unsure^

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

А теперь я хочу пригласить вас на небольшую прогулку по заповедному старому городу. А начну с одного из старейших пивоваренных заводов в России ^blush2^ . Я думаю, не найдется россиянина, не знающего марку "Жигулевское" :derisive: Австрийский дворянин Фон Вакано в 1880 году приехал в Самару и 80-е годы 19-го века стали началом эры пивоварения в Самаре. Был отстроен такой обаятельный, стройный и необычный пивоваренный завод, что до сих пор живописные силуэты зданий из фигурного красного кирпича и белого известняка, декоративные элементы ворот из кованого металла являются украшением нашего города.

post-16187-1136978608_thumb.jpg

 

Уже 11 февраля 1881 году началось производство нескольких сортов пива, но основу составляло “Венское” и “Жигулёвское”. На 100 тысяч самарских жителей в конце XIX века приходилось около 500 пивных и 400 трактиров. Было где погулять! ^ok^

О производстве Вакано можно говорить не иначе как о концерне. Он построил общежитие для рабочих, столовую, создал собственную флотилию и свой подвижной железно дорожный состав.

Его пиво без всяких консервантов автоматически укупоривалось в бутылки, которые хранились целый год. Вакановское пиво развозилось по всему Поволжью, а также шло в Среднюю Азию и Сибирь. По праздникам выкатывалась огромная бочка, и приказчики угощали всех желающих. После внедрения сухого закона с 1 января 1915 года завод закрыли, а всю семью фон Вакано выслали, обвинив в шпионаже в пользу Германии и Австро-Венгрии. Позже завод вновь начал давать пиво, но к Вакановскому оно не имело никакого отношения. Мечта фон Вакано о народном пиве для всех разбилась о тупость и глупость людскую. Теперь мы держим кружки с пивом, в котором консервантов больше, чем солода :(

 

Вот кончается завод фон Вакано, и мы можем наблюдать одно из самых популярных среди самарцев мест, так называемое "Дно". Здесь из покон веков стоят пивные ларьки и кучкуются мужики с синими носами и пластмассовыми канистрами. "Дно" объединяет всех: и интеллигенцию, и рабочих, бизнесменов и нищих. Здесь все равны в очереди за пивом, здесь всегда звучат слова: "Кто последний, я за вами". И это происходит даже сейчас, когда в любом ларьке на выбор великое разнообразие хмельного напитка. Но пиво только что с пивзавода имеет конечно же другой вкус.

Ох, сколько было выпито пива в студенческие годы, чему способствовало близкое расположение от завода общежития нашего института, где мы были частыми гостями (маленькое отступление на тему совпадений – сейчас в этом общежитии находится один из офисов банка, где я работаю, так один из наших парней занимает на работе комнату, в которой жил в студенчестве :ohmy:) . А запах солода, распространяющийся достаточно далеко, до учебных корпусов, так повлиял на преподавателя, которому мы сдавали зачет в жаркий летний день, что, мечтая как можно скорее держать в руках кружечку холодного пива, он быстренько этот зачет всем поставил. ^unsure^ .

 

Чуть выше, через дорогу от "Дна", располагается Иверский монастырь. Как все в Самаре рядом: святость и святотатство, алтарь и бардак. Нынешний Иверский монастырь снова потихоньку приобретает свой блеск и изящество, после того, как в нем располагались и клуб завода «Металлист», и разные другие организации.

post-16187-1136979100_thumb.jpg

В то время, когда в одном из зданий монастыря располагалась фирма, торгующая компьютерными комплектующими, со мной произошел курьезный случай. Придя туда и приобретя все необходимое, я как-то не подумала, что здание-то имело церковное предназначение и дверь была сделана так, чтобы люди выходили с поклоном (да и видимо, ниже они тогда были). И выходя, я со всего размаху «пообщалась» с косяком. Ох, какие искры у меня из глаз сыпались!!!!! ^ttt^

 

Но опустимся опять на "Дно". Само название связано не с пьянкой и дебошем, а с тем, что рядом находился городской водозабор, и отсюда тянулся водопровод, построенный в XIX веке. Проект осуществлен стараниями городского Головы Петра Владимировича Алабина, чья могила сохранилась на территории Иверского монастыря. Сейчас на месте водозабора стоит ГРЭС, снабжающая электричеством близлежащие районы. В этом году отопительный сезон в Самаре начался с открытия памятника, посвященного 150-летию изобретения отопительной батареи, который появился на стене проходной этой старейшей в Самаре ГРЭС. Мне этот маленький памятник очень нравится, каждый день, проезжая на работу, смотрим на него, он какое-то уютное настроение создает.

post-16187-1136978629_thumb.jpg

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
  • 2 месяца спустя...

Хочу продолжить рассказ про свой город и его достопримечательности.

 

Жемчужиной города в дорогой оправе шедевров старой самарской архитектуры можно назвать театральную площадь.

 

Наш драматический построен в конце 19 века и имеет много общего с московским театром Корша в Богословском (Петровском) переулке (ныне это филиал МХАТ). Оба театра были построены по проекту одного архитектора - М. Чичагова.

Газеты писали: “ Самара счастлива своим театром, гордится им, любуется им.”

Резная шкатулка театра стоит на высоком берегу Волги, на площади, в самом конце главной улицы, бывшей Дворянской. Только тогда это была полуокраина, а через улицу в городском саду стояла губернаторская дача.

 

post-16187-1142928598_thumb.jpg

 

Представьте себе Самару лет 100 с лишним назад: публика, выходящая из театра после спектакля шум, оживление, кавалеры со своими осыпанными бриллиантами дамами, подъезжают шикарные экипажи : " Вась-сиясь!"...

Как у Гиляровского: “Лихачи гордо смотрят на проходящую публику и разговаривают только с выходящими из подъезда ресторана "сиятельными особами":

Вась-сиясь!

Вась-сиясь!

Чтобы москвичу получить этот княжеский титул, надо только подойти к лихачу, гордо сесть в пролетку на дутых шинах и грозно крикнуть: "К Яру!"

 

В 30-х годах прошлого века на театральной площади был установлен памятник Чапаеву (на переднем плане фотографии)

В наше время трудно чем-то удивить. Каждый день «ужасы нашего городка» ошеломляют, возмущают, смешат и страшат. При этом не важно название самого «городка»: Москва или Питер, Самара или Нижний – варварство и вандализм одинаково воспринимается везде. Шесть раз злоумышленники крали у комдива боевую шашку, оставляя Чапаева с одной рукояткой в руке. А накануне майских праздников в 2004 году самый известный в Самаре памятник лишился пулемета. Вандалы отпилили и утащили 100-килограммовую бронзовую часть скульптуры. Нашлись, наверное, великовозрастные Горчишники (были в самарской истории такие хулиганствующие персонажи) которым захотелось поиграть. Чтобы пулемет больше не соблазнял охотников за цветметом, его сделали не из бронзы, а из стали.

 

Вот еще один шедевр архитектуры.

 

post-16187-1142929984_thumb.jpg

 

Ажурный декор польского католического костёла с его 47-метровыми готическими шпилями, с синим небом в стрельчатых арочных просветах дарит чувство лёгкости и воздушности. Кирпичное кружево фасада и скромное достоинство внутреннего убранства дают ощущение полного покоя, любви и добра. Воспевая силу духа, над алтарём парит великолепная копия "Распятия" Сальвадора Дали. Каждое слово мячиком отскакивает от стрельчатых сводов.

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
  • 2 недели спустя...

Итак, чтобы быть девушками "подкованными" в вопросах культуры и исскуства, мы пошли на выставку Энди Уорхолла, благо художественный музей, где она проводится, находится в соседнем от работы здании.

 

Andy Warhol (1928-1987) - одна из самых скандальных, радикальных личностей 20 века, при этом самый известный американский художник. Он заложил основы чуть ли не всей рекламы и пиара.

Чтобы вы имели представление, о ком идет речь, покажу одну из самых его известных работ, которую вы могли видеть в разных цветовых вариантах.

 

post-16187-1144145344_thumb.jpg

 

Было немного странно смотреть произведения поп-арта в старинных залах с лепниной и витражами :(

 

Выставка любопытная, особенно если к ней относится не только как к художественой, но и как к рассказу о знаменитом человеке и той эпохе. А это была эпоха 60-х годов с их вулканическим всплеском молодежной энергии, жаждой обновления, хиппи. Именно тогда появился поп-арт.

 

Мне очень понравилась экскурсовод. Она постаралась в своем расказе отразить разные грани человека и времени.

 

Уорхолл считается символом коммерческого искусства. Он сумел правильно "просчитать", как нужно делать рекламу и пиар. С самого начала он окружал себя "золотой" молодежью, имеющей деньги, и знаменитыми личностями. Он был уверен, что достигнет большего, если будет внешне привлекательным, отсюда пластическая операция (до этого нос был немного картошкой), парики, скрывающие залысины.

 

Популярность Уорхолла была невероятной. На одной из выставок он даже выставил себя самого как свое произведение. Энергия Уорхолла проявляла себя в самых различных сферах. Его бесчисленные шелкографии, длящиеся десятками часов фильмы, вездесущий, постоянно включенный магнитофон, созданный им журнал Interview, где звезды берут интервью у звезд, его Фабрика, как он именовал свою студию – все это Уорхолл. Даже удивительно, как нелепый и закомплексованный мальчишка, ничего не хотевший от жизни, превратился в такую личность!

 

В то же время он был очень одиноким человеком. Он запретил всем в своем окружении говорить о смерти, но в очень многих его работах чувствуется этот страх, напряжение и холод.

Он очень любил самолюбоваться - даже на небольшой выставке очень много автопортретов.

Еще много работ в ярко лимонной и фиолетовой цветовой гамме, считается, что это у людей с расшатанной психикой...

 

Честно говоря, на выставке, которая проводилась у нас, были представлены не самые интересные работы, потом я уже порылась в интернете и нашла у него то, что мне понравилось ^yes^ Вот, например

 

post-16187-1144148586_thumb.jpg

 

И все-таки для меня поп-арт остается загадкой ^yes^ Ну не мое это!!! Было именно любопытно :smile: Но так как отдел, который мы подключали и где я так "удачно" глазом вписалась, это пиарщики, я можно сказать "на высоте" пообщалась с ними на предмет основ рекламы :biggrin:

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
  • 4 недели спустя...

Девочки!!! Как я рада, что появились на Няне земляки :biggrin: Столько еще всего рассказать хочется про Самару - и материал есть, и фотографии - день бы только растянуть, чтобы все успеть ^heart^

 

Я живу прямо около Ладьи, поэтому сейчас много времени проводим на набережной ^yah^

 

Вот она, наша красавица зимой :p Это мы ходили в феврале с горок кататься ^yah^

 

post-16187-1146052596_thumb.jpg

post-16187-1146052625_thumb.jpg

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Продолжу рассказ о нашем городе ^rolleyes^

 

Сначала небольшое отступление. Самарой наш город стал опять совсем недавно, в 1991 году, а в советское время (с 1935 года) это был Куйбышев. Поэтому живу я в городе Самара, а в графе места рождения стоит Куйбышев. Как-то в 7-ом классе у одну четверть училась в Москве, у всех вызвало удивление, что Самара и Куйбышев это одно и то же ^pig_bal^

 

Переживала Самара, как многие российские города, и свои трагедии. В особенности, когда сталкивались две эпохи, две морали. Об этом мы узнаем, находясь на площади имени Куйбышева. До сих пор она считается самой большой площадью в Европе (на 4 гектара больше, чем Красная площадь в Москве.) По советским традициям нельзя было допустить, чтобы площадь в каком-то периферийном городке была больше, чем Красная. Поэтому по углам ее засадили сквериками. Чему самарцы очень рады, так как получили прекрасные места для отдыха.

 

post-16187-1146572049_thumb.jpg

 

Площадь впечатляет своими размерами, простором.

Но до того, как она получила современное название, ее называли Соборной. Здесь стоял 13-купольный 85-метровый храм с роскошным внутренним убранством и потрясающей акустикой. Он прекрасно просматривался со стороны Волги, так как занимал самую высокую точку старой Самары.

Это был центр православия не только области, но и всего Поволжского края.

 

post-16187-1146571694_thumb.jpg

 

В начале 30-х годов храм стерли с лица земли. Его удалось уничтожить только после трех лет титанических усилий, взрывали семь раз (замешан-то был на яичных желтках). На это было потрачено примерно такое количество взрывчатки, которое впоследствии понадобилось при строительстве Волжской ГЭС. До основания разрушили символ старого, а на мощном фундаменте воздвигли Дворец культуры имени Куйбышева (сейчас Академический театр оперы и балета).

 

post-16187-1146571679_thumb.jpg

 

Такая вот трагическая мини-история нашей страны в 30-е годы в отдельно взятом городе.

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Еще немного истории :derisive:

 

Хочу рассказать, как Куйбышев стал "второй столицей".

 

В октябре 1941 года, когда руководство страны считало, что судьбу Москвы решают считанные дни, было принято решение об эвакуации Правительства и иностранных миссий в Куйбышев.

Почему Куйбышев?

Очевидно, что «запасная столица» должна была располагаться на Волге: река являлась важной магистралью, тем более, что Москва была с нею связана. Следующей территорией, пригодной к размещению второй столицы, мог стать Урал, но это слишком далеко от центра.

К тому же, перенос столицы на Волгу имел принципиальное значение - тем самым указывалась граница, дальше которой советские войска не могли отступать.

Крупных городов, располагавшихся на Волге и способных разместить правительство и посольства, было много. Но сразу отпадали города, расположенные на правом берегу Волги (обращенном к немцам). Оставались пригодными для эвакуации столицы только левобережные города Волги - Казань, Куйбышев, Астрахань.

Астрахань была слишком далека.

Казань была национальным центром. Сталин в национальном вопросе считал себя специалистом, а покоренная в 1552 г. Иваном Грозным Казань, возможно ничего не забыла.

Таким образом, оставался только Куйбышев.

 

Сталин рассчитывал приехать в Самару 16-17 октября 1941 г. Потом это решение было отложено, но оставалось актуальным. Было необходимым предусмотреть создание для Сталина защитного сооружения.

В середине октября 1941 года около 200 лучших московских метростроевцев подняли по тревоге, погрузили в теплушки и в течении десяти суток везли в Самару. По приезде с них взяли взяли подписку о неразглашении. Оборудование было привезено ранее, поэтому метростроевцы сразу приступили к его монтажу и проходке шахт.

Очень быстро были вырыты 2 шахты (главная диаметром 8 метров и глубиной 14 метров), перемычка между ними и из нее - третья шахта (диаметром 6,5 метров), опускавшаяся на глубину 37 метров.

 

post-16187-1146642266_thumb.jpg

 

Бункер был готов к 16 декабря 1942 г. и мог на время бомбежки (на несколько часов) разместить около 100 человек. Он превосходил все известные зарубежные постройки того времени - гитлеровские бункеры в Берлине (16 метров) и Виннице (12 метров), убежища Черчилля в Лондоне (2 этажа) и Рузвельта в США (2 этажа). Кабинет Сталина и зал заседаний (площадью около 70 кв. метров) расположились на глубине в 37 метров. В кабинете имелось 6 дверей, из которых только 2 рабочие - входная и в туалет, 4 - фальшивые, видимо, создававшие впечатление наличия за ними комнат охраны.

К счастью бункер так и не использовался по назначению, но рассекречен был в 1991 году и там был открыт музей.

 

Также Самара приветила Академический Большой театр, Ленинградский Академический драматический театр, симфонический оркестр Всесоюзного радио. Именно в Самаре 5 марта 1942 года оркестром Большого театра впервые была исполнена знаменитая Седьмая симфония Дмитрия Шостаковича.

 

Мало кто знает, что 7 ноября 1941 года состоялся военный парад не только в Москве, но и в Воронеже, и в Самаре. Парад длился необычайно долго - около полутора часов. На следующий день дипломатические миссии информировали свои правительства: у России есть свежие, хорошо вооруженные резервы, техника, и уже в недалеком будущем следует ожидать перемен на фронтах.

 

Запасной столицей Самара пробыла до августа 1943 года. После битвы на Курской дуге, когда окончательно определилась наша победа в войне, иностранные представительства получили разрешение покинуть Самару. Начали уезжать в Москву советские государственные органы. Самара продолжала жизнь обычного провинциального русского города военной поры.

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Через каких-то две недели я и моя дочка Полинка отправимся в путешествие в Москву. И начнется оно с железнодорожного вокзала ^drinks^

 

Самарский железнодорожный вокзал — суперсовременный, крупнейший в Европе железнодорожный вокзальный комплекс. Строительство этого сооружения было начато в 1997 году. Это самое высокое здание в городе, его высота от земли до шпиля составляет 86 метров, а с учетом пяти подземных этажей — 101 метр. Наверху находится смотровая площадка, откуда открывается панорама города и заволжья.

 

post-16187-1146814200_thumb.jpg

 

Очень радует, что проектировщики позаботились об удобстве пассажиров - автоматические двери, эскалаторы, пандусы для колясок, к поезду на нужную платформу можно спуститься на лифте или по лестнице прямо из зала ожидания.

А чистота везде!!!! ^drinks^

 

Хотя по стилю вокзал не совсем вписывается в старую часть города и вызывает разные эмоции по поводу архитектурных решений (бурчат - не вокзал, а казино какое-то ^heart^ ), но находиться там - одно удовольствие!!!!!

 

Так он выглядит ночью

 

post-16187-1146814272_thumb.jpg

 

А такой вид открывается пассажирам, проезжающим мимо нашей станции

 

post-16187-1146814310_thumb.jpg

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи

Создать аккаунт

Зарегистрировать новый аккаунт в нашем сообществе. Это несложно!

Зарегистрировать новый аккаунт

Войти

Есть аккаунт? Войти.

Войти
×
×
  • Создать...