Яндекс.Метрика
Перейти к контенту

... написано в Коране


Рекомендуемые сообщения

Сура "аль-`Анкябут" (Паук)

 

29

 

“аль-‘Анкябут” (Паук)

(перевод и комментарии аятов двадцать девятой суры Священного Писания)

 

Именем Аллаха [именем Бога, Творца всего сущего, Одного и Единственного для всех и вся], милость Которого безгранична и вечна.

 

 

29:1

 

“Алиф. Лям. Мим” (см., Св. Коран, 29:1).[1]

 

 

29:2

 

“Неужели люди думают, что, сказав “мы уверовали”, они будут оставлены в покое [наконец ощутят столь долгожданный душевный покой, безмятежность, которые уже больше никогда не покинут их; получат абсолютное Божье благословение во всех делах и начинаниях до конца своих дней], и не станут подвергаться трудностям, испытаниям и искушениям?!” (см., Св. Коран, 29:2).

 

 

Вера ничего не гарантирует человеку в этой жизни, она лишь предоставляет возможности.

 

Становление верующим в Бога, Творца всего сущего, осознание основ веры и религиозной практики, если и дает что-то однозначное человеку, так это гарантию того, что он не окажется навечно в Аду, иными словами – когда-нибудь, но все же войдет в Рай.

 

Из бесформенного алмаза[2], извлеченного из недр Земли, получают чарующий людей своим блеском, магической игрой бликов бриллиант[3]. Но прежде должен произойти ряд трудоемких технологических процессов огранки. Из слитка золота можно получить прекрасное радующее глаз украшение, но происходит это лишь после того как пройдет этот бесформенный кусок через десятки людей и станков, в итоге оказавшись в умелых руках искусного и терпеливого ювелира, который проведет этот металл через ряд непростых и “болезненных” процессов.

 

 

ТРУДНОСТИ

 

 

Часто нет ничего легче того, что нам кажется трудным. П. Буаст

 

Наибольшие трудности там, где мы их не ищем. И. Гете

 

Трудность придает вещам цену. М. Монтень

 

 

ИСПЫТАНИЕ

 

 

Самое большое испытание для человека – устоять не столько против неудач, сколько против счастья. Ф. Гвиччардини

 

Только в грозный час испытания человек познает свое настоящее назначение. Б. Шоу

 

ИСКУШЕНИЕ

 

 

Самое верное средство устоять против искушения – это не подвергаться ему. П. Буаст

 

Человеку легче избежать искушений, чем побороть их. Ж.Ж. Руссо

 

В сердце самого добродетельного человека мелькают отблески ужасающих искушений. Г. Флобер

 

 

 

29:3

 

“Воистину, Мы проводили через испытания (искушения) тех, кто был до них.[В мирской обители испытания как легкостью, так и трудностью, как достатком, так и бедностью, в порядке вещей, причем, для всех поколений, эпох, этносов]. Нет сомнений в том, что Всевышний знает тех, кто правдив [стараются быть таковыми] и тех, кто являются лжецами [ложь, лживость укрепились и стали неотъемлемой частью их сути]” (см., Св. Коран, 29:3).

 

 

 

29:4

 

“Совершающие грехи и прегрешения думают, что опередят Нас [смогут уйти от наказания, избежать его]?! Сколь же плохи их убеждения!” (см., Св. Коран, 29:4).

 

 

29:5

 

“Кто стремится [старается быть готовым своими делами и поступками] предстать пред Всевышним [в Судный День], то нет сомнений, что этот срок наступит. Он [Всевышний Творец всего сущего] – Всеслышащий и Всезнающий” (см., Св. Коран, 29:5).

 

 

29:6

 

“Кто прикладывает все свои усилия [усидчив в благом и правильном; сдержан в порыве гнева; терпелив в периоды трудностей и депрессий; стоек в отстаивании своих взглядов и убеждений], тот делает это для самого же себя. [Сегодня он сеет, чтобы завтра получить урожай, хороший результат, а в Судный День – не остаться без необходимой провизии. Пусть даже усилия эти на первый взгляд принесут пользу лишь другим, однако по сути своей вся благодать поступка вернется к тому, кто его совершал]. Всевышний ни в ком и абсолютно ни в чем не нуждается. [Это касается и мира людей, и мира ангелов, и мира джиннов. Господь сотворил их не из нужды в них, а в качестве наглядного примера Его величия и могущества. А предписания Его – одна из форм проявления милости к Своим Творениям, в их же благо как мирское, так и вечное]” (см., Св. Коран, 29:6).

 

29:7

 

“Те, кто уверовал и совершал благие дела [что подтверждает осознанность духовных побуждений, умных философских размышлений, и наполняет смыслом многочисленные молитвенные формулы, сходящие с уст большинства], Мы простим им грехи, в чем можно не сомневаться [ведь человек на деле доказал глубину раскаяния и набрал необходимую скорость исправления себя к лучшему]. Нет сомнений в том, что воздадим Мы им много более прекрасным, чем то, что было совершено ими [из числа благих и праведных поступков, намерений, устремлений, порывов]” (см., Св. Коран, 29:7).

 

 

29:8

 

“И завещали [повелели] Мы человеку быть [предельно] благородным, благодетельным в отношении его родителей. [Исключением из этого постулата может быть лишь тот случай, когда родители] принуждают свое дитя стать язычником. Лишь тогда ты, человек, не будь покорен им [своим маме или папе, бабушке или дедушке]. Ко Мне ваше возвращение [всех вас до одного, вне зависимости от верований и убеждений], и Я объявлю вам о том, что вы делали” (см., Св. Коран, 29:8).

 

 

29:9

 

“Те, кто уверовал и совершал благие дела, Мы без сомнений причислим их к благочестивым, правильным” (см., Св. Коран, 29:9).

 

 

29:10

 

“Среди людей есть те, кто говорят: “Мы уверовали в Аллаха (Бога, Господа)”. И если у одного из таких людей появляются из-за этого проблемы, он начинает нести убытки, потери; ему из-за его убеждений наносятся обиды; если ему делают больно, то он [настолько теряется и пугается, что начинает] отождествлять неприятности, исходящие от людей, с Божьей карой. Когда же приходит помощь от Господа твоего, такого рода [малодушные[4]] люди говорят: “Мы с вами!” А разве не является Всевышний самым осведомленным о том, что в душах обитателей миров [ангелов, джиннов и людей]” (см., Св. Коран, 29:10).

 

29:11

 

“Воистину, Аллах (Бог, Господь) в полной мере осведомлен о тех, кто уверовал, и тех, кто двуличен” (см., Св. Коран, 29:11).

 

29:12

 

“И сказали отрицающие Всевышнего людям верующим: “Последуйте нашему пути! Мы взвалим ваши грехи на свои плечи [если и есть Судный День, то мы ответим за ваши прегрешения пред Всевышним]”.

 

[Знайте же] они не понесут за вас бремя ваших грехов и промахов, и даже малейшего из грехов! Они – лжецы [лгут, абсолютно не стесняясь этого]” (см., Св. Коран, 29:12).

 

29:13

 

“Поистине, они будут с огромным трудом нести тяжеленные тюки грехов и тяжести вдобавок к их грузу [ведь они не только сами шли путем греха и безбожия, но и других не оставляли в покое, призывая их себе в собратья. Чужих грехов они на себя не взвалят, а лишь приумножат свои]. Нет сомнений в том, что их спросят за инсинуации[5] и клевету, что сходила с их уст” (см., Св. Коран, 29:13).

 

 

НОЙ

29:14

 

“Мы ниспослали Ноя к его народу. Пробыл он среди них [призывая уверовать в Бога и принять постулаты веры] девятьсот пятьдесят лет. [За столь продолжительный срок они так и не услышали его] и поглотил их Потоп, когда они так и оставались в состоянии греха и безбожия” (см., Св. Коран, 29:14).

 

Аль-Хасан аль-Басри[6] говорил: “Когда пришел ангел смерти к Ною, прежде чем забрать его душу, спросил: “Сколько ты прожил на белом свете?” Тот ответил: “Триста лет до начала пророческой миссии, девятьсот пятьдесят лет среди своего народа, и триста пятьдесят лет после Потопа”. Ангел поинтересовался: “Какова она мирская жизнь?” Ной ответил: “Подобно дому: из этой двери заходишь, а из той – выходишь”.[7] Да…

 

 

 

29:15

 

“Его Мы спасли, а также тех, кто оказался в Ковчеге [около восьмидесяти человек][8]. И сделали Мы это [событие] знамением для миров” (см., Св. Коран, 29:15).

 

 

АВРААМ

 

29:16

 

“И Авраама, когда сказал он своему народу: “Поклоняйтесь Аллаху (Богу, Единому и Единственному Господу), бойтесь Его [следуя тому, что он предписал вам; сторонясь греховного и совершая благое]. Это – лучшее для вас, если б вы знали об этом [если б поняли это раз и навсегда]” (см., Св. Коран, 29:16).

 

29:17

 

“Помимо Бога вы поклоняетесь лишь идолам, творите греховное. Те, на кого вы молитесь помимо Творца, не имеют власти дать вам удел [приумножить ваш достаток]. Молите же Всевышнего об уделе [достатке, мирских благах], поклоняйтесь лишь Ему и будьте благодарны Ему. Ведь к Нему вам возвращаться” (см., Св. Коран, 29:17).

 

 

29:18

 

“Если не поверите, так и раньше были таковые. Обязанностью же посланника является лишь ясное [красноречивое, доступное] увещевание” (см., Св. Коран, 29:18).

 

 

29:19

 

“Разве не видят они как Всевышний творит [через какой-то период жизни умерщвляет], а затем опять возвращает к ней [к примеру, травы и сельские угодья, приобретающие новую жизнь с приходом весны]?! Поистине, этот процесс для Аллаха (Бога, Господа) легок” (см., Св. Коран, 29:19).

 

 

29:20

 

“Скажи [о Мухаммад]: “Путешествуйте по Земле и обращайте внимание на то, как все вокруг оживает. [Затем, после временного умерщвления, отдельным творениям] Аллах (Бог, Господь) дает новую жизнь. Он в состоянии сделать абсолютно все!” (см., Св. Коран, 29:20).

 

 

29:21

 

“Кого пожелает, наказывает, а кого-то – милует. К Нему вы будете возвращены” (см., Св. Коран, 29:21).

 

 

29:22

 

“Вы бессильны [пред Богом] и на Земле, и в небе. Помимо Аллаха (Бога, Господа) у вас нет ни покровителя, ни помощника [защищенными вы себя можете чувствовать лишь рядом с Ним, когда сердца ваши освещены светом веры, но не ослеплены фанатизмом или упрямством]” (см., Св. Коран, 29:22).

 

 

 

29:23

 

“Те, кто отрицает знамения Всевышнего и то, что предстанут пред Ним [в Судный День], они отчаются в Моей милости, и для них – болезненное наказание” (см., Св. Коран, 29:23).

материал с сайта умма.ру

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

ЧТО ОТВЕТИЛИ АВРААМУ?

 

29:24

 

“Ответом его народа было лишь: “Убейте его или сожгите!” Всевышний же спас его (Авраама) от огня. Поистине, в этом – знамения для людей верующих” (см., Св. Коран, 29:24).

 

 

29:25

 

“Сказал он (Авраам): “Помимо Аллаха (Единственного Бога, Творца всего сущего) вы в качестве богов избрали идолов, в поддержание отношений и взаимопонимания меж вами в мирской жизни. В Судный же День вы будете отрицать, отвергать друг друга, проклинать. [При таком положении дел, когда язычниками проживете и таковыми умрете] вашим пристанищем будет Ад! Никто вам не поможет!” (см., Св. Коран, 29:25).

 

 

 

29:26

 

Лут (Лот) [проникся словами Авраама, который был его родственником, и] уверовал.

 

Сказал он (Авраам): ““Я отправляюсь к своему Господу [оставляю своей народ и отправляюсь туда, куда повелит Всевышний][9]. Он Могущественен и безгранично Мудр” (см., Св. Коран, 29:26).

 

 

 

29:27

 

“Ибрахиму (Аврааму) мы даровали [несмотря на его преклонный возраст] Исхака (Исаака)[10] и Я‘куба (Якова) [который приходится Аврааму внуком, а Исааку сыном]. И сделали Мы так, чтобы среди его (Авраама) потомков были пророки[11] и [чтобы именно через них были переданы человечеству] Священные Писания [Тора через Моисея; Евангелие через Иисуса; Псалтырь через Давида; Коран через Мухаммада]. Мы воздали ему [за терпение и усилия] уже в мирской обители [достатком, семейным счастьем и светлой памятью почтения среди представителей всех религий на все последующие поколения]. В вечности же он (Авраам) – из числа благочестивых праведников [то есть, из числа близких, приближенных к Богу]” (см., Св. Коран, 29:27).

 

 

 

ЛУТ (ЛОТ)

 

29:28

 

“[И расскажи, о Мухаммад] про Лута. Сказал он своему народу: “Вы совершаете явный разврат, чего ни в одном из миров ранее ни было! [Такого разврата не знала ни история мира людей, ни история мира джиннов]” (см., Св. Коран, 29:28).

 

 

 

29:29

 

“Мужчины ваши [продолжает Лут] совокупляются с мужчинами, вы занимаетесь разбоем [нападая, грабя и убивая] и на ваших собраниях совершаете постыдное, греховное”. Ответом его народа было лишь следующее: “Давай же нам Божье наказание, пусть Аллах нас накажет, если ты правдив [в своих наставлениях и предостережениях]!” (см., Св. Коран, 29:29).

 

 

 

29:30

 

“Взмолил он: “Господи, помоги противостоять творящим зло, развращающим!” (см., Св. Коран, 29:30).

 

 

 

29:31

 

“Когда прибыли Наши посланники [группа ангелов, спустившихся на Землю привести в исполнение Божье повеление] к Аврааму с радостной вестью, сказали они [в процессе общения с пророком]: “Мы уничтожим людей, населяющих данное селение [Содом], они – явные притеснители, грешники” (см., Св. Коран, 29:31).

 

 

 

29:32

 

“Авраам [узнав о приближающейся Божьей каре] воскликнул: “Поистине, в том селе ведь находится Лут!” Ангелы ответили: “Мы лучше тебя осведомлены о тех, кто там. Нет ни малейшего сомнения в том, что мы спасем его вместе с семьей, кроме жены, которую также постигнет наказание” (см., Св. Коран, 29:32).

 

 

29:33

“Когда пришли Наши посланники [ангелы в обличии людей приятной внешности] к Луту, он почувствовал опасение за них [ведь народ его мог посягнуть на их честь и насильственно надругаться над ними, его гостями], а ведь сил и возможностей защитить их у него явно не хватало. Они успокоили его: “Не бойся и не печалься! Мы спасем тебя и твою семью, за исключением твоей супруги, которую также постигнет наказание” (см., Св. Коран, 29:33).

 

 

 

29:34

 

“Нет ни малейшего сомнения в том, что мы [сказали ему ангелы] низведем на жителей этого селения страшное наказание с небес, за тот разврат, что они творили” (см., Св. Коран, 29:34).

 

 

29:35

 

“И Мы [заключает Всевышний Творец] оставили это ясным знамением для людей благоразумных. [Те же, кто не научились думать, анализировать, всесторонне использовать свой разум, не смогут извлечь из этого, очевидного и сохранившегося на века Божьего знамения, информацию о том, каков же может быть итог отрицания Творца и ведения развратного образа жизни. Место, названное людьми “Мертвым морем”, говорит само за себя]” (см., Св. Коран, 29:35).

 

 

 

О ДРУГИХ ПРОРОКАХ

 

29:36

 

“И [отправили Мы] в Медьен их брата Шу‘айба [то есть он был местным, из числа жителей Медьена]. Сказал он: “Народ мой! Поклоняйтесь Аллаху (Богу, Господу, Творцу всего сущего), будьте готовы к Судному Дню и не вершите на земле порочное, безнравственное [обвешивание людей, обман при ведении торговых отношений; разбойные нападения и т.п.]” (см., Св. Коран, 29:36).

 

 

 

29:37

“Они обвинили его (Шу‘айба) во лжи [проявили настойчивость и упрямство в грехе и безбожии] и были охвачены сотрясением, ужасом [их умертвила дрожь, предположительно – неожиданно начавшееся сильное землетрясение, или – страшные удары молнии просто разорвали их сердца ужасом и страхом, охватившим их]. На утро они были уже мертвецами, опустившимися на колени” (см., Св. Коран, 29:37).

 

 

29:38

 

“[И уничтожили Мы племена] ‘Ад [вслед за тем, как они не прислушались к пророческим назиданиям Худа] и Самуд [вслед за тем, как они не прислушались к пророческим назиданиям Салиха]. И явны для вас их места обитания [а это были целые города, сделанные на песчаных холмах (народ Худа); в горах и скалах (народ Салиха, самудиты). Жилища самудитов сохранились на долгие века в качестве назидания: можно быть очень могущественными и сильными, но человек останется человеком, который просто не в состоянии защитить и обезопасить себя от многого]. Приукрасил для них Сатана их дела [внушил всесилие и независимость от Бога], свел с пути [веры и праведности], а они были из числа умных и проницательных [но не смогли применить это в защиту от наущений Сатаны, в свое же мирское и вечное благо. Не удосужились должным образом оценить обстоятельства и то, к чему может привести упрямство в совершении явно греховного]” (см., Св. Коран, 29:38).

 

 

29:39

 

“[Также уничтожили Мы, говорит Господь миров] Каруна[12], Фараона[13] и Хамана[14]. К ним пришел Моисей, они же посчитали себя великими на Земле, но избежать им Божьей кары так и не удалось” (см., Св. Коран, 29:39).

 

 

 

29:40

“Все они наказаны и умерщвлены были за их грехи: кого-то постигла сильная буря, шквальный ветер с мелкими камешками, щебнем [подобно народу Лота, ‘Ада]; других – душераздирающий крик, вопль [подобно Медьену и Самуду]; под другими Мы опустили землю [Карун со всем своим прекрасным дворцом и богатствами ушел глубоко в недра Земли]; других – утопили [подобно народу Ноя, а также Фараону и Хаману вместе с их войсками, притеснявших и уничтожавших евреев]. Не были они наказаны беспричинно, Божья кара была именно заслужена ими самими [их поведением и отношением. Они сами были виновны в таком “стечении обстоятельств”]” (см., Св. Коран, 29:40).

 

 

 

29:41

 

“Кто берет себе в покровители кого-либо другого, кроме Аллаха [Бога, Господа миров, Творца всего и вся], тот подобен пауку на своей паутине. А ведь самым беззащитным (слабеньким) из жилищ является именно жилище паука, если бы только они (люди) знали об этом [и до конца смогли бы осознать это и спроецировать на реалии своей веры и жизни]!” (см., Св. Коран, 29:41).

 

 

 

29:42

 

“Всевышний сведущ о каждой вещи, к которой взывают, помимо Него [все формы язычества, идолопоклонства известны Ему]. Он – Могуч и безгранично Мудр [предоставляя людям право выбирать и самим определять ценности и проставлять приоритеты, с учетом предоставленных возможностей и предпосылок]” (см., Св. Коран, 29:42).

 

 

 

29:43

“Ранее оговоренное – поучительные примеры для людей [образные примеры, приближающие к ним представление о вере]. Но [до конца и в полной мере] уразуметь это смогут лишь грамотные, ученые [представители рода человеческого]” (см., Св. Коран, 29:43).

 

Грамотный же это тот, кто может понять суть вещей и обстоятельств, делая при этом благое и сторонясь явно греховного.

 

Интересна цитата: “Умные не бывают учены; ученые не бывают умны”.[15] Важны не столько регалии и академические титулы, сколько понимание смысла бытия и проекция этого через сердце и разум в реальных делах на повседневную действительность.

 

 

 

29:44

 

“Сотворил Всевышний небеса и Землю с Истиной [в проявление милости Своей и в качестве очевидного аргумента в пользу Своего присутствия], и в этом – знамение для верующих [безбожник же слеп увидеть сквозь совершенные творения Того, Кто их сотворил]” (см., Св. Коран, 29:44).

 

 

 

29:45

 

“Читай [о Мухаммад] то, что внушено тебе на уровне божественного Откровения [читай, перечитывай строки Священного Писания, вдумываясь в их смысл], и выстаивай молитву. Воистину, молитва-намаз удаляет человека от развратного и отрицательного, скверного [пробуждает в человеке благородные чувства, прививает положительные качества]. Упоминание Всевышнего [что является одной из главных составляющих молитвы-намаза] – одно из величайших деяний. Аллах (Бог, Господь, Творец всего сущего) осведомлен обо всем, что вы делаете” (см., Св. Коран, 29:45).

 

 

 

Передается, что во времена Пророка Мухаммада (да благословит его Всевышний и приветствует) был юноша, который начал было совершать молитву-намаз, но все так же совершал разного рода скверные, порочащие его деяния. Пророку рассказали о нем, на что Посланник Божий ответил: “Молитва [постепенно] исправит его”. Через некоторое время так и произошло: молодой человек оставил все свои пагубные пристрастия и раскаялся.[16]

 

Обязательная молитва – это важная составляющая в воспитании человека как набожной, обязательной и высоконравственной личности.

 

 

29:46

 

“Не спорьте с людьми Писания [иудеями и христианами], кроме как используя лучшее [лучшим может быть и красноречие, и умение промолчать, и уступка, и последние научные технологии в вопросах просвещения, то есть все то, что пробуждает сердца и способствует взаимопониманию, оставляет положительный след: на грубость ответить мягко и благосклонно, на гнев – терпеливо и сдержанно], исключением же [из упомянутого правила] являются тираны и притеснители из их числа [очевидная тирания и притеснения заслуживают соответствующего ответа и отпора: “зуб за зуб, глаз за глаз”].

 

Скажите: “Мы уверовали в то, что ниспослано нам [через последнего Божьего посланника Мухаммада], а также в то, что было ниспослано вам. Наш Бог и ваш Бог – Один [Бог, Творец всего сущего, для всех Один и Един]. Мы покорны[17] Ему” (см., Св. Коран, 29:46).

 

 

 

29:47

 

“И таким образом Мы ниспослали тебе Писание [Священный Коран]. Те, кому Мы ниспослали Писание, веруют в его истинность [его бытность от Бога]. И среди них [в среде людей Писания (иудеев и христиан), а также представителей других культур и верований] есть те, кто верует в его истинность [в действительность того, что последнее Священное Писание, Коран, дан человечеству Самим Создателем через последнего Его пророка и посланника]. Кто же отрицает Наши[18] знамения [отрицает, что текст последнего Писания именно от Бога], они – безбожники [истину прикрывают ложью; не признают то, что говорит им их же человеческая суть и природа, не дают свободы внутреннему голосу веры и интуиции]” (см., Св. Коран, 29:47).

 

 

 

29:48

 

“А ведь [до начала ниспослания строк Писания] ты [Мухаммад] не умел читать (не прочитал ни одной книги) и писать не умел. [А вот если бы ты умел писать и читать тогда] без особых усилий усомнились бы разрушители [божественной мысли, которую ты доносишь до людей]” (см., Св. Коран, 29:48).

 

 

 

29:49

 

“Он (Священный Коран) – явные и очевидные знамения в сердцах ученых людей. [Многие сотни тысяч людей будут заучивать Коран наизусть и вносить свой посильный вклад в защиту Писания от человеческих вмешательств и искажений. Также, грамотный и проницательный человек без особого труда поймет, что Коран не может быть плодом воображения безграмотного и изолированного от других цивилизаций того времени жителя пустыни, появившегося на свет и жившего более 14 веков назад в обществе, где господствовало язычество]. Лишь тираны и притеснители отрицают знамения Наши [лишь те, кто упрямо не желает посмотреть на вещи с другой стороны, не желает понять другого, не хочет освободиться от въевшихся в его сознание и сердце стереотипов и парадигм]” (см., Св. Коран, 29:49).

 

 

 

29:50

 

“Сказали [лукаво язычники, неверующие и прочие, отвергшие пророка Мухаммада]: “Вот если бы знамения (чудеса) были ниспосланы ему от [самого] Господа его [тогда, мы бы еще подумали…]”. Ответь им: “Знамения – от Всевышнего Аллаха, я же лишь понятно и доходчиво предостерегаю вас. [Я являюсь лишь проводником божественных повелений и знамений, растолковываю и объясняю вам о том, с чем вам предстоит встретиться в вечности]” (см., Св. Коран, 29:50).

 

 

 

29:51

 

“Разве не хватает им того, что Мы ниспослали тебе Священное Писание, которое читается им?! [Священный Коран говорит сам за себя, его главы и строки в оригинале очень даже убедительны для ученых, да и для любого человека, свободного от стереотипов и парадигм]. В этом [в последнем Священном Писании] – [неиссякаемая Божья] милость и напоминание, назидание для людей верующих” (см., Св. Коран, 29:51).

 

 

 

29:52

 

“Скажи [ответь им]: “В качестве свидетеля между вами и мною достаточно Всевышнего [рано или поздно Он все расставит на свои места]. Ему ведомо все то, что на небесах и Земле. Те же, кто верует в ложное, отрицая Аллаха [Бога, Господа, Который для всех и вся Один], они – проигравшие и потерявшие дорогу [они заблудились, и эти блуждания ни к чему хорошему ни в мирском, ни в вечном не приведут]” (см., Св. Коран, 29:52).

 

 

 

29:53

 

“Они торопят тебя [о Мухаммад] с наказанием [говоря: “Из твоих слов мы понимаем, что Бог нас покарает за неверие или языческий промысел, так где же Он, где Его наказание?!].

 

Всему свое время [в жизни есть определенная последовательность, божественный умысел, взаимосвязь тысяч обстоятельств, которые для каждого из творений поворачиваются индивидуальной стороной и образом]. А вот если бы не было этого [если бы лишь эта группа язычников жила на белом свете и все было бы завязано на них и для них], тогда наказание пришло бы [мгновенно, постигло бы их без промедления]. Божья кара [рано или поздно] придет неожиданно, они этого [приближения] и не почувствуют” (см., Св. Коран, 29:53).

 

 

 

29:54

 

“Они тебя торопят с наказанием?! А ведь нет сомнений в том, что в Ад поместятся все безбожники!” (см., Св. Коран, 29:54).

 

 

 

29:55

 

“В тот день [назначенный Свыше и ведомый лишь Творцу] ужас горьких страданий накроет их и сверху, и из-под ног, и будет сказано: “Почувствуйте, вкусите все то, что вы делали [все это – плоды ваших дел, убеждений и поступков]” (см., Св. Коран, 29:55).

 

 

 

29:56

 

“О верующие [о рабы Божьи]! Земля Моя широка, поклоняйтесь же Мне! [Тому, Кто даровал вам эти бескрайние просторы, поля, луга, сады, бессчетные блага, и к Кому вам рано или поздно возвращаться]” (см., Св. Коран, 29:56).

 

 

 

29:57

 

“Каждая душа почувствует вкус смерти [помните об этом всегда, но не тяготитесь, не печальтесь, не бойтесь этого. Каждый день проживайте как последний, помня, что человек создан для вечной жизни], затем к Нам вы вернетесь. [Смерть – это лишь переходный этап бесконечного пути]” (см., Св. Коран, 29:57).

 

 

 

29:58

 

“Тех, кто уверовал и совершал благие дела, поместим Мы их в райские дворцы, возле которых текут реки. Они там – навечно. Неописуемо благостно воздаяние и результат тех, кто был деятельным [в мирской обители. Эти люди не столько говорили о благом и праведном, сколько делали, сумели реализовать временно дарованные мирские блага и дать им продолжение, как мирское, так и вечное]” (см., Св. Коран, 29:58).

 

 

 

29:59

 

“Они [обитатели Рая] были [в мирской обители] терпеливы [умели достигать недостижимого, преодолевать непреодолимое. Всё невозможное – возможно, нужно лишь постараться] и [в том, что было вне их сил и возможностей] полагались на их Господа” (см., Св. Коран, 29:59).

 

 

29:60

 

“[Посмотрите, приглядитесь] все то, что ползает по земле [всякая живность], оно ведь не носит на себе свой удел! [Поймите, нет смысла, пользы, рациональности в неразумном накопительстве, алчности, ненасытности]. Аллах (Бог, Господь, Творец всего и вся) дает всем тварям земным необходимый удел и вам, о люди [периодически страшащимся остаться голодными, обделенными]. Он – Всеслышащ и Всезнающ” (см., Св. Коран, 29:60).

 

 

 

29:61

“Если ты спросишь [у людей] о том, кто же сотворил небеса и Землю, поставил на бесплатное служение Солнце и Луну, то они без сомнений ответят: “Аллах (Бог, Всевышний, Творец)”. Что же они тогда уходят от Единобожия и признания Его [Творца всего и вся] Богом?! [Что же мешает им постигать Творца, изучать религию, проецируя ее на реалии жизни, проводить параллели]?!” (см., Св. Коран, 29:61).

 

 

 

29:62

 

“Для некоторых Всевышний [просто] расстилает мирские блага [дает их нежданно-негаданно и в невероятно большом количестве], а другим ставит ограничение [чему могут быть самые разные причины. Но как достаток, так же и нужда – испытание для души человеческой и человека в целом]. Он (Всевышний) о каждой веще в полной мере Сведущ” (см., Св. Коран, 29:62).

 

 

 

29:63

 

“Если ты спросишь [у людей] о том, кто же столь обильно низводит воду с небес, после чего оживляет ею землю, которая совсем недавно была мертвой, то они особо не раздумывая ответят: “Аллах (Бог, Всевышний, Творец)”. Скажи: “Аль-хамду лил-ля (слава Богу). Но [вся проблема в том, что] большая их часть не разумеют [они соглашаются, что у всего есть Творец, но на что-то значимое, значительное в раскрытии смысла жизни, ее законов, красот, их не хватает]” (см., Св. Коран, 29:63).

 

 

 

29:64

“Мирская жизнь – это забава и игра[19], а вот вечная обитель – это, воистину, жизнь [постоянная, полноценная жизнь]. Если б только люди знали [сколь было бы им на пользу, если они осознали бы это, верно выстроив пропорции мирского и вечного]” (см., Св. Коран, 29:64).

 

 

 

29:65

 

“Когда люди плывут на корабле [в шторм, сбившись с курса, или, к примеру, летя на самолете попадают в аварийную ситуацию и, смотря смерти в глаза, ощущая всем своим человеческим существом ее холодное дыхание], они [зажмурив глаза отчаянно] молят Аллаха (Бога, Господа) всей глубиною души, искренне. Когда же опасность позади и они уже на суше [уже приземлились, миновали сложный и опасный участок пути], они превращаются в язычников [кому угодно готовы кланяться и говорить спасибо, но только не Богу]” (см., Св. Коран, 29:65).

 

 

29:66

 

“Пусть отрицают все дарованное им [как Богом данное], пусть же наслаждаются [пусть делают, что хотят]! В будущем они обо всем узнают [предупреждения пророков и посланников станут очевидными]” (см., Св. Коран, 29:66).

 

 

 

29:67

 

“Разве не видят [язычники из числа обитателей Мекки], что Мы сделали эту территорию [то есть саму Мекку] защищенной [от зла, насилия, вражеских нападений], в других же местах можно столкнуться и с похищением, разбоем, и с обманом. Они веруют в ложное [поклоняясь кому и чему угодно, только не Богу], а блага и дары Всевышнего [тем самым] отрицают [проявляют абсолютную неблагодарность]?!” (см., Св. Коран, 29:67).

 

 

 

29:68

 

“Кто может быть более грешен тех, кто лживо клевещет в адрес Всевышнего, и тех, кто не верит Истине, когда приходит она к нему?! [Даже не раздумывая, они отвергают миссию Мухаммада, даже не вчитываясь, спешат опровергнуть Священный Коран, как заключительное Писание, данное Всевышним человечеству]. Не Ад ли является прибежищем для безбожников?!” (см., Св. Коран, 29:68).

 

 

 

29:69

 

“Те, кто прикладывают усилия (усидчивы, упорны, целеустремленны) причем делают это в угоду Всевышнему [с мольбой о милости Его и прощении, а не в угоду своим страстям, низменным желаниям; не соревнуясь с другими в том, кто умнее, богаче и амбициознее; не на зло кому-то и не из мести], тем людям Всевышний откроет пути [достижения всестороннего успеха в мирском и вечном; предоставит выход из безвыходных ситуаций; выведет их из тьмы безысходности к ярко освещенной “трассе” надежды и уверенности в завтрашнем дне]. [Знайте же] нет сомнений в том, что Всевышний вместе с теми, кто благороден в делах и поступках” (см., Св. Коран, 29:69).

 

--------------------------------------------------------------------------------

 

[1] Смысл этого и подобных аятов Корана никому не известен, кроме Всевышнего. Отдельные личности высказывали те или иные предположения, но это лишь суждения, не имеющие под собой прочной научно-богословской обоснованности.

 

[2] Алмаз [тюрк.] – минерал, превосходящий своей твердостью и игрой света все другие минералы.

 

[3] Бриллиант [франц. – блестящий]. Драгоценный камень – ограненный и отшлифованный алмаз.

 

[4] Малодушие – отсутствие стойкости, мужества, твердости духа.

 

[5] Инсинуация [от лат. пролезать, прокрадываться]. Книжн. Клеветнический, порочащий кого-либо вымысел; клевета.

 

[6] Аль-Хасан ибн Ясар аль-Басри (21-110 по хиджре; 642-728). Известный факых, мухаддис, муфассир. Богослов первого поколения после смерти Пророка. Был имамом (духовным руководителем) города Басра и считается ученейшим человеком своего времени.

 

Родился в лучезарной Медине. Рос под попечительством имама ‘Али ибн Абу Талиба. Особенно отличался красноречием, мудростью и мужеством. Умер в Басре. См.: Аз-Зирикли Х. Аль-а‘лям. Камус тараджим: В 8 т. Бейрут: аль-‘Ильм лиль-мяляин, 1986, т. 2, с. 226, 227.

 

[7] См., например: Аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир [Освещающий тафсир]: В 17 т. Дамаск: аль-Фикр, 2003, т. 10, с. 580.

 

[8] См., например: Аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир. Т. 10, с. 578.

 

[9] Авраам остановился в Палестине, а Лот в Содоме. См., например: Аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир. Т. 10, с. 593.

 

[10] Исаак приходится Аврааму вторым сыном после Исмаила (Измаила).

 

[11] После Авраама все пророки и посланники избирались Аллахом (Богом, Господом) именно из его рода, как по линии Измаила (Исмаила), так и по линии Исаака (Исхака).

 

[12] Подробнее о Каруне смотрите в 76-82 аятах 28-й суры Священного Корана.

 

[13] Того из фараонов, который был руководителем Египта во времена Моисея.

 

[14] Был одним из министров Фараона во времена пророка Моисея.

 

[15] Лао-Цзы (Ли Эр) (IV-III вв. до н.э.) – древнекитайский писатель, философ.

 

[16] См.: Аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир. Т. 10, с. 621.

 

[17] В аяте применено слово “муслимуун”, что переводится как “покорные Богу”.

 

[18] Множественное число, указывает не на Его множественность, а на Его величие.

 

[19] Подробное разъяснение этих слов смотрите в материале “Жизнь – игра?!” в книге “Смыслы Священного Корана. Тафсир” (Ш. Аляутдинов) или на нашем сайте.

 

материал с сайта умма.ру

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
  • 1 месяц спустя...

Сура "аль-Фатиха"

- основа основ, открывающая глаза на смысл мироздания

 

 

“Именем Аллаха [именем Бога, Творца всего сущего, Одного и Единственного для всех и вся][2] милость которого безгранична и вечна.

 

Истинное восхваление принадлежит только Аллаху – Господу[3] миров[4]. Милость Которого безгранична и вечна. Владыке Судного Дня. Тебе поклоняемся[5] и у Тебя просим помощи [поддержки, Божьего благословения в делах наших]. Направь нас на правильный путь.[6] Путь тех, которым он был дарован [из числа пророков и посланников Всевышнего; праведников и мучеников, и всех тех, кто удостоен был такой чести]. Не тех, на которых Ты разгневался[7] и не тех, которые сошли с него[8]”. Амин.[9]

 

Пророк Мухаммад сказал: “Не ниспослал Аллах [Бог, Господь] ни в Торе, ни в Евангелие подобие [по значимости, содержанию, емкости] суры “аль-Фатиха”, состоящей из семи предложений и разделенной между Всевышним и человеком, читающим ее, и получает раб Божий[10] просимое, желанное им”.[11]

 

Эта сура, наряду с тем, что представляет собой квинтессенцию Священного Писания, является высокоэтичной и результативной мольбой-ду‘а, обращенной в мир, где отсутствуют понятия времени и пространства, правильное обращение в который может обернуться неописуемыми формами счастья в мирском и вечном.

 

Читая эту суру-мольбу на языке оригинала (и только Всевышнему до конца и в полной мере известно, почему именно арабский был выбран Им, как язык заключительного Писания), верующий вступает в диалог с Богом. Да, не сомневайтесь, Господь участвует в диалоге с человеком, но Его речь – в мире сверхчувственной реальности. Об этом свидетельствуют следующие слова Всевышнего, переданные Пророком Мухаммадом (да благословит его Аллах и приветствует):

 

 

“Я [Господь Бог] разделил молитву [богословы считают, что под словом “молитва” подразумевается чтение суры “аль-Фатиха” в любой молитве-намазе] между Мною и молящимся человеком на две части. Раб Мой получит то, что просит. Когда скажет он: “Аль-хамду лил-ляхи раббиль-‘алямин” (“Истинное восхваление принадлежит только Аллаху – Господу миров”), то скажу: “Благодарит Меня раб Мой”; когда скажет: “Ар-рахмани ррахим” (“Милость Которого вечна и безгранична”), то скажу: “Восхваляет Меня раб Мой”; когда скажет: “Мялики явмиддин” (“Владыке Судного Дня”), то скажу: “Прославляет Меня раб Мой”; когда скажет: “Ийякя на‘буду ва ийякя наста‘ин” (“Тебе поклоняемся и у Тебя просим помощи”), то скажу: “Это – между Мною и данным молящимся. Ему Я [дам] то, что он попросит”; когда скажет: “Ихдина ссыраталь-мустакым, сыраталь-лязийна ан‘амта ‘аляйхим, гайриль-магдуби ‘аляйхим ва ляддоллин” (“Направь нас на правильный путь. Путь тех, которым он был дарован. Не тех, на которых Ты разгневался, и не тех, которые пребывают в заблуждении”), то скажу: “Это – рабу Моему. И ему – то, что он просит”.[12]

 

Обязательный в выполнении религиозной практики мусульманин молится по пять раз в день. В данных пяти обязательных молитвах он по несколько раз зачитывает данную суру, а стоит ли столь многократно просить об одном и том же? Если внимательно изучать жизнь и алгоритм того, что в ней происходит, то понимаешь – стоит, еще как стоит! Время и окружающие нас обстоятельства неустанно движутся и, причем, на немалых скоростях. Нам только кажется, что, останавливаясь мысленно или бездействуя, мы приостанавливаем ход событий, время идет медленнее. Это – иллюзия, на самом же деле бег времени не зависит от нас и все быстротечно. Так вот, на этом скоростном оживленном автобане жизни, где нет возможности остановиться, крайне важной является корректировка нашего движения Свыше, ведь мы постоянно отвлекаемся, теряем внимание и бдительность в жизненно важных обстоятельствах, а погрешность в траектории движения может привести к потере управления и серьезному ДТП. Посмотрите на людей, потерявших смысл мирского бытия, не чувствующих его ритм, приглядитесь к тем, кто превратился, к примеру, в смрадящих пассажиров кольцевой ветки метро или в социальных паразитов. Они – люди, но какие? Да, это тоже жизнь, но ведь не та, что определена и отведена в этом временном мироздании Божьим замыслом для супер-творения – человека. Иметь человеческое обличье еще не значит “быть человеком”. Умный землянин поймет это, а вот мудрый не только поймет, но и осознав, спроецирует на себя и притворит полезное в свою личную жизнь.

 

 

 

“ПРАВИЛЬНЫЙ ПУТЬ”

Соглашусь, что у каждого свое понимание верности и правильности пути. Очень многое зависит от воспитания, уровня и качества образования, эпохи, в которой вырос человек, немалое влияние оказывают национальные традиции, региональная или континентальная культуры, язык, политическая или экономическая ситуации в государстве, где вырос и живет индивидуум. При этом следует учесть различия в характерах, в физических и материальных возможностях, и то, что человек есть “замкнутая система, не имеющая аналогов”.

 

Здесь уместно обратить внимание на то, что Божьи пророки и посланники давали людям то общее, проходившее единой нитью через сознания всех, причем так, что каждый из людей мог не просто услышать, но и понять, прочувствовать. Всевышний давал своим пророкам то, что учитывало природное единство людей – сколь бы разными они ни были, в них много общего. Назидания посланников Творца были доступны и понятны представителям различных культур, народов. Их божественный подход стирал границы меж умами, сердцами людей. А ведь главное, к чему они неустанно призывали всех – вера в Бога, Одного и Единственного Творца.

 

Почему же отдельные религии, несмотря на свою глобальность и многочисленность последователей, ассоциируются с определенными формами одежды, например, чертами лица, стилем жизни? Думаю, что ответить на это сможет каждый. А среди пунктов ответа будет упомянута и шаблонная, ассоциативная форма мышления человека, а также то, что, привыкнув к одному, люди долго отвыкают от этого, или уже никогда не смогут отвыкнуть.[13]

 

Немалый вклад в формирование тех или иных ассоциаций, стереотипов, клише, внесли путешественники, исследователи, которые не всегда руководствовались постулатами морали, чести, объективности. Посещая новые земли, они описывали народы, населявшие их. В этих описаниях присутствовал и пункт “вероисповедание”. Не всегда удавалось многое и на разных континентах сравнить, изучить первоисточники и понять, что, к примеру, одежда является таковой в соответствии с местными климатическими условиями, а поведение или ментальность определились экономической или иной ситуацией, то есть это, как и многое другое, больше имеет отношение именно к данному народу, племени, исповедующему эту религию. Отношение же к самой религии больше косвенно, да и появилось по результату именно таковой местной богословской трактовки.

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Что помогает человеку найти верный, правильный путь, решение?

 

Всевышний Творец даровал человеку для определения, выверения жизненного курса пять “навигационных” систем:

 

1. Инстинкт[14] и интуиция[15].

 

2. Пять органов чувств: зрение, слух, обоняние, вкус и осязание[16].

 

3. Разум[17], разумение, способность понимать. Человек живет в сообществе с другими людьми и тем самым не может ограничиваться лишь чувствами, инстинктами или интуицией. Разум помогает ему правильно все упорядочить, уберечься от ошибок и промахов, а также верно управлять и направлять все упомянутое ранее.

 

4. Религия.

 

Разум может просчитаться, воля – ослабеть, интуиция – молчать или уводить в сторону, а вот постулаты, данные людям через пророков от Бога, не подвержены этому. Они защищены от влияний изнутри и извне. Если доказана истинность изречения[18], тогда остается только правильно понять и своевременно, уместно применить в контексте основ религии и духа ее, духа веры и праведности.

 

5. Божье благословение, которое мусульмане просят изо дня в день: “направь нас на правильный путь”.

 

Божья корректировка жизненного пути крайне важна для каждого из людей, поэтому мусульмане и молят Всевышнего об этом ежедневно и многократно: “Тебе поклоняемся и у Тебя просим помощи. Направь нас на правильный путь”.

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

[1] Кстати, первониспосланной данная глава-сура не является. Главы или отдельные аяты (строки, предложения) ниспосылались Посланнику Всевышнего постепенно на протяжении почти двадцати четырех лет. Последовательность же глав Писания была определена Самим Творцом, и волею Его передана Пророку Мухаммаду через ангела Джабраила (Гавриила), который во все времена человеческой истории был своего рода Божьим гонцом к пророкам и посланникам Аллаха.

 

[2] На разных языках Бога называют по-разному, но главное, с точки зрения Ислама, единственность Творца, неограниченность временем или местом, трансцендентность, несравнимость с чем-либо мирским, и отождествление с Ним того, что соответствует Ему, лишь Ему. Мусульманами оговариваются 99 имен Всевышнего, которые раскрывают отдельные качества и характеристики Господа. Данные имена-характеристики упоминаются в Коране и в высказываниях Пророка Мухаммада (да благословит его Всевышний и приветствует).

 

[3] Слово “Господь” (раббун) подразумевает собою власть, господство, воспитание и заботу Творца о Своих творениях.

 

[4] Под словом “миров” подразумевается все многообразие жизни: мир людей, растений, животных; мир молекул и атомов; миры джиннов и ангелов и т.д., то есть Он – Господь и Властелин всего и вся, что помимо Него.

 

[5] Много смыслов можно найти в том, что человек молящийся, даже в одиночестве, проговаривает данный и следующий за ним глаголы именно во множественном числе. Один из этих смыслов: “О Всевышний, мне крайне неудобно с моей неоднозначной человеческой сутью обращаться к Тебе от своего имени. Позволь мне воззвать от имени многих миллионов верующих, являясь одним из них, пусть далеко не первым по благородству своих дел и поступков, но все же молящим Тебя о помощи и благословении, полагаясь на милость Твою, всепрощение и то, что я молю Тебя вместе с теми, кто намного ближе к Тебе и более любим Тобою. Прими же и мою молитву в череде многих миллиардов молитв и просьб, ведь все мы обращаемся к Тебе и у Тебя просим помощи”.

 

[6] Дай нам возможность узнать, определить его, благослови, укажи нам на путь Истины, являющийся срединным, верным, сочетающим в себе небесные законы и мирские, путь, который сделает нас и детей наших счастливыми в мирском и вечном.

 

[7] Имеется несколько предположений относительно тех, кто подразумевается под этими словами, но наиболее близкое к букве и духу Закона следующее: заслуживающими Божьего гнева являются те люди, которые имели возможность приобщиться к кладезям Священного Писания, к духовным постулатам и ценностям, смогли понять их, а кто-то начал даже и применять на практике, но в последующем по разным причинам (лень, нерасторопность, неорганизованность, угождение личным прихотям или слабостям характера, воли) или под каким-то предлогом (нет времени; нужно посвятить себя этому, серьезно заняться тем-то; еще молод или слишком стар и т.п.) сходят с этого пути, сходят с хорошо освещенного проспекта, думая, что по темным и извилистым переулкам смогут пройти жизненный путь продуктивнее, эффективнее. См., например: Аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир [Освещающий тафсир]: В 17 т. Дамаск: аль-Фикр, 2003, т. 1, с. 60.

 

[8] “Сошедшие с пути” – это в первую очередь те, до кого не дошла проповедь Божьих пророков и посланников, или дошла, но только в искаженном виде (например, по результату предвнесения людьми на некоторых исторических этапах поправок в пророческие повествования в угоду политической элите тех времен или каким-либо историческим событиям, потрясениям, пусть даже с “хорошим” намерением; из-за многочисленных переводов с языка на язык, с учетом того, что единый оригинал отсутствует, а язык оригинала уже давно вышел из повседневного обихода и т.п.). Имея разум, человеческий дух, разумение, они не постигли Божьи предписания, или приобрели их “по наследству” в искаженном виде. Эта категория людей заблудилась в многочисленных закоулках перипетий жизни, не нашла путь, который вывел бы их из тьмы язычества, безверия к вере в Бога, Создателя всего и вся. Они не поняли, кто есть Моисей, Иисус, Мухаммад. См., например: Аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир. Т. 1, с. 60.

 

[9] Слово “амин” переводится как “о Всевышний, прими наши молитвы”.

 

[10] Употребленное в Священном Коране словосочетание “раб Божий” не принижает человеческое достоинство, а, наоборот, поднимает его над многим. Ведь человек не поклоняется, не преклоняется пред положением, достатком, эгоизмом и иными мирскими характеристиками, обманывая других и стараясь всеми правдами и неправдами удовлетворить свою животную ненасытность. Он, раб Божий, достигает всего и вся с именем Творца, учитывая права других творений, не причиняя им боли и страданий, и это – из трепета пред Господом миров, чьим покорным рабом он и является.

 

[11] Хадис от Убейя ибн Кя‘ба; св. х. Ат-Тирмизи. См., например: Ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999, с. 497, хадис № 3125, “сахих”.

 

[12] Хадис от Абу Хурайры; св. х. имама Муслима. См.: Аль-Куртуби А. Талхыс сахих аль-имам муслим. Т. 1, с. 176 (раздел “Молитва” (китаб ас-саля), хадис № 17); Ибн Кясир И. Тафсир аль-кур’ан аль-‘азым. Т. 1, с. 12, 13.

 

[13] “Бороться с (закоренелым) общественным мнением – это сражаться с ветряными мельницами”. Пьер Буаст (1765-1824).

 

[14] Инстинкт [от лат. – побуждение]. 1. Врожденная способность животных организмов к совершению целесообразных действий по непосредственному безотчетному побуждению. 2. Бессознательное непреодолимое влечение к чему-либо, чувство. 3. Внутреннее чутье. См.: Большой толковый словарь русского языка. Санкт-Петербург: Норинт, 2000, с. 394.

 

[15] Интуиция [от лат. – пристально смотреть]. 1. Безотчетное неосознанное чувство, подсказывающее правильное поведение, понимание чего-либо; чутье. 2. Филос. Способность постижения истины непосредственным путем без обоснования доказательствами. См.: Большой толковый словарь русского языка. С. 396.

 

[16] Осязание – одно из внешних чувств человека и животного: способность воспринимать прикосновения, давления, растяжения. Ориентироваться в пространстве с помощью осязания. См.: Большой толковый словарь русского языка. С. 736.

 

[17] Разум. 1. Познавательная деятельность человека, способность мыслить; ум, интеллект; рассудок. Входить в разум (становиться с годами умнее, рассудительнее, взрослеть). 2. Способность рассуждать здраво, находить правильное решение в какой-либо ситуации; рассудок (в отличие от эмоций). Светлый разум. Призвать к разуму. См.: Большой толковый словарь русского языка. С. 1082.

 

[18] По этому поводу в первые десятилетия становления Ислама мусульманскими учеными была выстроена целая система, состоящая из нескольких научных направлений и посвященная именно проверке достоверности отношения тех или иных слов к высказываниям самого Пророка Мухаммада, не говоря уже о Священном Коране, который еще при жизни Божьего Посланника заучивался наизусть и постоянно сверялся. Но это уже отдельная тема.

 

материал с сайта Умма.ру

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи

Создать аккаунт

Зарегистрировать новый аккаунт в нашем сообществе. Это несложно!

Зарегистрировать новый аккаунт

Войти

Есть аккаунт? Войти.

Войти
×
×
  • Создать...