Dilema 0 Опубликовано 17 Ноября 2006 Жалоба Поделиться Опубликовано 17 Ноября 2006 Нарисуй мне слона... Существуют различные методы диагностики, позволяющие оценить физическое, моральное, эмоциональное состояние человека. Один из таких методов — исследование человека при помощи теста "Слон." Итак... Дайте человеку лист бумаги и попросите тестируемого нарисовать слона. Как, рисуя дерево, человек прикладывает его к своей жизни, так и рисуя слона, он рисует себя. свои проблемы и свое видение жизни. Если у слона хорошо прорисованы уши, глаза, рот, кончик хобота, словом, все то. что связано с органами чувств, значит, нарисовавший его человек достаточно чуток к жизни, умеет видеть ее и слышать. Органы чувств хоть и выписаны, но сделаны несколько небрежно, кое-как прорисован хобот. И очень важная деталь — на ногах слона нет ногтей. Это верный признак, что человек не аккуратист, не тщателен, не обращает особого внимания на качество жизни, не видит в ней малого. Если еще и ноги прорисованы небрежно, это свидетельство того, что человек неоснователен. Общий абрис рисунка логичен, пропорционален. совпадает с общим видом реального слона. Значит, у рисовавшего есть чувство меры, он умеет комплексно подходить к жизни, знает, что такое гармония. Все четыре ноги одинаковой длины. Это означает, что человек стоит в жизни довольно устойчиво, привык надеяться в основном только на себя и чувствует себя уверенным и стабильным. У слона округлая голова, вообще в самом рисунке много округлостей. Округлость указывает на наличие энергий женского принципа - это мягкость, доброта. Большие, задранные вверх бивни указывают на возможность и готовность постоять за себя. Если бивни хоть и прорисованы, но маленькие и не задраны вверх — это говорит о неагрессивности рисовавшего. Прямо за головой, где у слона голова переходит в туловище, видим выемку Если она выписана явно, значит, рисовавший раним, ему о многом хотелось бы забыть в жизни. Хвост и хобот опушены вниз. В принципе, это указывает на раздумчиво-грустный, небойкий характер. Но если наряду с этим в рисунке было бы много всяких округлостей и задора, можно было бы предположить, что автор склонен к частой смене настроений. Уши нарисованы в спокойном состоянии, что немаловажно для вывода о ровном или нервозном характере. Если у слона уши подняты вверх - не исключено, что автор рисунка постоянно встревожен, ждет от жизни каверз и неприятностей. Если слон нарисован с поднятыми вверх ушами, поднятыми бивнями, вытянутым хвостом и задранным вверх хоботом — человек обладает излишней нервозностью, агрессивностью. Его надо успокоить, привить ему мысли, что мир — это не всегда джунгли и вряд ли стоит быть излишне мобилизованным. Слоны могут быть совершенно разными. Если вы зададитесь целью поразмышлять на эту тему, то погрузитесь в мир символов, образующих "слона". Исследуя рисунок с прикладной целью, выявляя для этого эмоциональные свойства рисовавшего, черты его характера, мы можем увидеть, что слон может быть нежным, может быть устойчивым в жизни, а может быть брюзжащим, неуживчивым типом. Нарисовавший слона нарисовал не только себя, но в иносказатель- ной форме доверил бумаге свои проблемы. Вы, увидев их, можете помочь человеку правильно сориентироваться в жизни. Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Dilema 0 Опубликовано 17 Ноября 2006 Автор Жалоба Поделиться Опубликовано 17 Ноября 2006 Рисуют наши дети. Работая с детьми, мы часто используем хитроумные методы и приемы взаимодействия с ними. Изо дня в день, наблюдая за поведением детей, мы учимся понимать их и оказывать им помощь. Ценную информацию о внутреннем мире ребенка, о его чувствах и переживаниях мы можем получить не только наблюдая, но и изучая продукты детского творчества. А так как почти все дети очень любят рисовать, то рисунки и являются одним из самых доступных способов "знакомства" с ребенком. В настоящее время на прилавках книжных магазинов появилось множество изданий, авторы которых описывают, как интерпретировать психологические методики, и в частности, детские рисунки. Теперь каждая мама, прочитав одну из таких книг, знает, почему ее Машенька нарисовала такой большой нос соседскому Сашке и почему Федя рисует все только черной краской. Безусловно, подобная информация необходима для повышения уровня профессиональной компетентности педагогов и психологической грамотности родителей. Но работающие в образовательных учреждениях психологи часто сталкиваются с "перекосами" в этом направлении. Пример. Нина Васильевна-инженер, к психологии и педагогике отношения не имеет. Ее сын Витя учится в шестом классе. "У меня очень агрессивный ребенок! И у нас с ним большие сложности во взаимоотношениях" - такой "диагноз" поставила сама мама. А причиной этому послужила беседа классного руководителя Вити с Ниной Васильевной. Однажды учительница решила провести в классе рисуночные тесты "Семья" и "Дерево". Обнаружив, что на Витином рисунке дерево изображено с большим коричневым стволом и почти без листьев, а мама - в черном-черном платье, она забила тревогу и вызвала родителей в школу, чтобы "защитить ребенка" и "оградить от негативного, разрушающего (это слова учительницы) влияния родственников". А будучи "психологически подкованной", она заодно и помогла маме поставить "диагноз" Вите. Мама, которая до этого была уверена, что сын ее любит и понимает, пришла домой и стала требовать объяснений, почему Витя "негативно к ней относится", "агрессивно настроен к сверстникам и отвергает контакты с ними" (дословные выражения учительницы). Витя стал все отрицать и, по мнению соответствующим образом настроенной мамы, "агрессивно отпираться". В результате возник конфликт. Между мамой и сыном. Между Витей и учителем. Между учителем и мамой. Процедура разрешения конфликта была достаточно длительной и болезненной для всех его участников. Приведенный пример взят из реальной практики и, к сожалению, не является исключением. Все больше и больше взрослых пытается, интерпретируя отдельные детали рисунков, объяснить для себя (и не только для себя) причины того или иного поведения ребенка. Чтобы подобных "объяснений" было поменьше и они не приносили вреда ни взрослым, ни детям, необходимо повышать уровень психологической компетентности педагогов и родителей. Прежде всего, следует помнить: ни в коем случае нельзя делать какие-либо выводы по одному рисунку. И тем более по одной, отдельно взятой детали рисунка. Нельзя впадать в крайности, объясняя эти детали. Например, ствол дерева, нарисованный Витей, действительно в реальной жизни бывает коричневого цвета. И было бы странно, если бы 11-летний ребенок нарисовал его красным или зеленым. А малое количество листьев на дереве может означать лишь то, что Витя очень торопился домой или на тренировку. А может, он просто устал за пять проведенных в этот день в школе уроков ("тестирование" проходило на 6-м уроке). Что же касается черного платья, то оно, оказывается, единственное платье в гардеробе его мамы, которая предпочитает носить брюки, а сыну нравится более женственный стиль. Итак, данный пример еще раз иллюстрирует мысль о том, что при интерпретации детских рисунков необходимо быть особенно осторожным и деликатным. Если взрослый хочет, анализируя рисунок, получить о ребенке дополнительную информацию, то лучше не проводить безликое групповое обследование, а, оставшись с ним один на один, попросить ребенка нарисовать то, что он хочет. Желательно записать все комментарии, которые ребенок делает в процессе рисования, а потом поговорить с ним, обсудить нарисованное. Конечно, одного рисунка недостаточно, чтобы делать какие-либо выводы. Но если из раза в раз в рисунках ребенка повторяются детали, настораживающие взрослого, надо собрать его произведения и показать их специалисту. Затем можно мягко поговорить с самим ребенком и только после этого обращаться к родителям, но не с обвинениями, а с тактично выраженной просьбой обратиться к психологу. В данной работе приводятся всего лишь некоторые особенности рисунков агрессивных, гиперактивных, тревожных и аутичных детей. При выявлении в группе детского сада или в классе таких детей рисунки могут стать для педагогов дополнительным источником информации, но ни в коем случае не самостоятельным ключом для постановки диагноза. В разделах "Рисунки гиперактивных детей" и "Рисунки аутичных детей" помещены произведения дошкольников и школьников, в чьих медицинских картах стоит именно такой диагноз. Агрессивные и тревожные дети, чьи рисунки использованы в работе, относятся к этим категориям по результатам многократно проведенной диагностики. Однако хотим привлечь ваше внимание к тому факту, что подобное деление рисунков на категории достаточно условно. Ведь, например, агрессивными часто бывают и гиперактивные, и аутичные дети. А агрессивные ребята могут проявлять тревогу и подозрительность. Поэтому просим не принимать буквально это деление и не оценивать однозначно отдельные детали рисунков. Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Dilema 0 Опубликовано 17 Ноября 2006 Автор Жалоба Поделиться Опубликовано 17 Ноября 2006 ПРОДОЛЖЕНИЕ. Рисунки гиперактивных детей. Импульсивность, неумение долго заниматься одним делом, управлять своим поведением, своими движениями, свойственные гиперактивным детям, конечно же, отражаются в их произведениях. Рисунки редко бывают симметричными: если на бумаге изображено дерево, то ствол может быть искривлен, ветви "раскидистые", а листья четко не прорисованы, изображены "символически". Если изображены люди, то это "пляшущие человечки". Они никогда не статичны. Даже если ребенок не представляет еще, как рисовать фигуру в движении, это самое движение просматривается в каждой детали рисунка. Люди и животные на рисунках никогда не стоят на месте в неподвижной позе, они как будто размахивают руками (лапами, хвостами), прыгают, вертят головой. Попробуйте провести вертикальную линию вдоль туловища нарисованного гиперактивным ребенком человечка. Эта линия вряд ли будет перпендикулярной по отношению к линии земли, на которой стоит изображенный персонаж, не говоря уже о том, что и просто прямую линию провести невозможно. Мы приводим здесь рисунок Павлика. Ему 11 лет, он учится в 6-м классе. Зная, что ему никогда не удается нарисовать симметричный рисунок, свою работу он всегда начинает с прорисовки длинной вертикальной линии, которая должна стать "скелетом" всего произведения. Однако даже эта "хитрость" почти не помогает ему. Все равно руки оказываются разной длины и толщины, а ноги как будто "бегут" в разные стороны. Причем Павлик, начиная рисовать, каждый раз уверяет, что эта линия должна ему только помочь, а потом он ее, конечно, обязательно сотрет. Но в силу своей импульсивности и неспособности заканчивать многочисленные проекты Павлик обычно "забывает" о своих намерениях и как ураган мчится к новым приключениям. Павлик, 11 лет: "Человека нарисовать или себя? А может, лучше вам стих рассказать? А вы знаете, у нас в школе один раз на уроке литературы..." (Рисунок остался незаконченным.) Если гиперактивный ребенок захочет раскрасить свой рисунок, то скорей всего это будет сделано крайне небрежно: штриховка либо не будет доходить до контура либо будет выходить за край изображения. Нажим, как правило, неравномерный, а детали рисунка - крупные, размашистые. Алеша, 7лет: "Хотите, я нарисую не семью, а самолет? Ну ладно, вот. Мы пошли в гости и опоздали, потому что папа не хотел идти. Можно, я еще тетю Аню нарисую? Ладно. Потом". Рисунки агрессивных детей. Рисунки агрессивных детей отличаются большим количеством острых углов. Часто они изображают острые зубы, острые шипы, клыки, когти и т. д. Дети, которые в жизни привыкли добиваться своего с помощью кулаков, часто рисуют большие зачерненные, заштрихованные руки. Кстати, штриховка рук может свидетельствовать о мышечных зажимах в этой области. Те ребята, кто любит обзываться и кричать на других, привыкли вступать в многочисленные споры с окружающими, как правило, рисуют большой открытый рот с огромными, острыми зубами. Обычно агрессивные дети предпочитают либо темные цвета (черный, коричневый и др.), либо очень яркие (красный, зеленый). Лиза, 6 лет: "Мой папа пошел в налоговую полицию". "Герои" рисунков агрессивных детей чаще всего люди действия. Они сражаются, кричат, догоняют кого-то, приказывают грозным тоном, ругаются, дерутся. Алеша, 6 лет: "Это я. Главное - большая голова и большой рот. Я говорю: "Бабушка, быстро купи мне машинку!" Жора, 6 лет: "Это я. Бандиты хотели побить меня, а я им как дам! И еще раз, и еще раз. Я ведь на каратэ хожу. Пусть только полезут еще". Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Dilema 0 Опубликовано 17 Ноября 2006 Автор Жалоба Поделиться Опубликовано 17 Ноября 2006 ПРОДОЛЖЕНИЕ. Рисунки тревожных детей. Рисунки тревожных детей, как правило, имеют много зачерненных "пятен" или, напротив - слишком "прозрачны" и почти незаметны. Люди, изображенные тревожным ребенком, часто имеют большие темные (заштрихованные) глаза. Пословица "У страха глаза велики" точно отражает характер рисунков детей этой категории. Тревожные дети, которые имеют низкую самооценку, изображают себя маленькими, почти невидимыми, обычно в нижней части листа. Создавая свои "шедевры", они любят пользоваться ластиком, обводить и исправлять только что проведенные линии - их неуверенность во всем и боязнь сделать что-то не так проявляется и в художественном творчестве. Позы людей, как правило, статичны и однотипны: все замерли, все ждут, все как будто прислушиваются и присматриваются, а нет ли сигналов о надвигающейся опасности? Рисунки аутичных детей. Аутичные дети рисуют по-своему: вдумчиво, не торопясь, иногда для них это целый ритуал. Например, деревья на их рисунках обычно имеют толстый ствол, занимающий большую площадь на листе, от ствола отходят ветки, как правило похожие на широкие прямоугольные доски от забора. Листьев на ветках совсем немного. Иногда дети настолько увлекаются процессом рисования, что уже, казалось бы, закончив свой рисунок, умудряются аккуратнейшим образом заштриховать все изображение. Тематика произведений аутичных детей, как правило, очень однообразна. Дети могут изо дня в день, из месяца в месяц, даже из года в год изображать один и тот же сюжет, одних и тех же персонажей, выполняющих одни и те же действия. (Однако нельзя забывать, что подобное "постоянство художественного вкуса" свойственно и тревожным детям, которые боятся неудачи, и тем детям, которые просто не умеют рисовать или имеют проблемы с мелкой моторикой.) "Как научили, так и рисую. Что получается, то и делаю. Что делаю, то мне и нравится", - можно прочесть "между строк" таких рисунков. Источник: книга Елены Лютовой и Галины Мониной "Шпаргалка для взрослых". Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Dilema 0 Опубликовано 17 Ноября 2006 Автор Жалоба Поделиться Опубликовано 17 Ноября 2006 О чём говорят детские рисунки. В возрасте трех лет ребенок переходит к важному этапу в постижении мира - изображению человечков. Схематические кружочки-головы, овалы-туловища и палочки-руки-ноги говорят о нормальном, уравновешенном восприятии окружающих. Если же какая-либо из частей тела отсутствует, значит, ребенок пережил травму или подвержен телесным наказаниям, а случается - и сексуальным домогательствам. Рисуя свою семью, малыш, как правило, четко определяет место каждого ее члена, наделяя его персональными, только ему присущими качествами. Наличие дополнительных деталей отражает особую любовь, привязанность ребенка к кому-то из близких. Если малыш рисует опущенные руки со сжатыми кулачками - это означает пессимистический настрой, а порой даже агрессивность. И наоборот, если руки подняты вверх или все члены семьи держатся друг за друга - это показатель положительно настроенного, уверенного в будущем своей семьи ребенка. Начиная с 4-5 лет дети часто рисуют внутренние органы. В детской психологии это называется принципом прозрачности. До 7-8 лет это нормально. Позже - опять-таки сигнал аномалий, пережитой психологической или физической травмы, запрета неадекватного восприятия внешнего и воображаемого мира, подсознательного желания или страха. Схематически лист можно разделить на две вертикальные зоны: правую и левую. Каждая из них несет смысловую нагрузку детского рисунка. Правая, экстравертная, обозначает связь ребенка с отцом и его видение будущего. Левая, интровертная, рассказывает о его прошлом, привязанности к дому и, прежде всего, к матери. Она может означать кого-либо, пользующегося авторитетом, или что-либо, имеющее влияние на ребенка. Верхняя часть рисунка связана с интеллектуальной стороной деятельности ребенка, а нижняя - с материальным миром. Часто дети изображают отца большим и сильным, твердо стоящим на изображаемом полу в доме или на земле. Это значит, что дети ассоциируют именно их с материальной властью в семье. Уверенный в себе, уравновешенный ребенок концентрирует изображаемое в центре листа. Те, у кого наблюдаются проблемы во взаимоотношениях со сверстниками и в восприятии собственного "я", пытаются охватить все пространство. *Счастливый уверенный в себе ребенок рисует жирные четкие линии. *Нерешительный же малыш, наоборот, выбирает не очень яркие цвета и рисует едва касаясь бумаги, отчего его творения получаются блеклыми и невыразительными. Он не желает привлекать к себе внимание. *Агрессивный ребенок часто непроизвольно ломает грифель карандаша или быстро исписывает фломастер. *Мягкий по характеру будет использовать много извилистых тонких линий. *Дети с волевым характером, реалисты, отдают предпочтение прямым линиям и четким углам, редко используя кружочки и овальные формы. Карина Алехина-Лакруа ("Домашний очаг"). Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
psy_T 0 Опубликовано 20 Февраля 2009 Жалоба Поделиться Опубликовано 20 Февраля 2009 всем большое здраствуйте =) Студентка 3его курса факультета психологии МГУ, кафедры возрастной психологии приглашает детей в возрасте 6-8 лет и их родителей принять участие в психологическом исследовании на тему: няня глазами ребенка. Никаких скучных анкет и измерений IQ Нас интересует отношение вашего ребенка к своей няне; то, как он ее воспринимает и как с ней взаимодействует; какое место в своем мире ей отводит. Мы предлагаем ребенку вооружиться цветными карандашами и немного порисовать. После качественного анализа результатов исследования может быть предоставлена обратная связь по интересующим вас вопросам в рамках проблематики исследования. Готова ответить на ваши вопросы =) Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Svetlanushka 0 Опубликовано 10 Марта 2009 Жалоба Поделиться Опубликовано 10 Марта 2009 А что может означать вот такой рисунок? Это рисовала моя младшая дочка.Она очень часто рисует именно людей стоящих в хороводе Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Yulchik 0 Опубликовано 22 Апреля 2009 Жалоба Поделиться Опубликовано 22 Апреля 2009 Dilema, добрый день.Прочитала ваше описание рисунков....и поняла что у меня Тревожный ребенок...дочечки три годика, она когда рисует, то у нее все маленькое какое-то, а раньше вобще все было в темном цвете... вы не подскажите как с этим бороться? как изменить ситуацию?....я после вашей статьи стала переживать за дочь...(( Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Mistika 0 Опубликовано 22 Сентября 2011 Жалоба Поделиться Опубликовано 22 Сентября 2011 Юльчик не стоит делать поспешных выводов. Понаблюдайте за ребенком, всегда ли ребенок рисует такие рисунки? Что именно он хочет нарисовать? Спросите его, что он хотел нарисовать? Если ребенок стал использовать дополнительные цвета, то это прекрасно. Какие это цвета? Обратите внимание, что указана интерпретация рисунка детей 4-5 лет. Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Рекомендуемые сообщения