Яндекс.Метрика
Перейти к контенту

Игры и упражнения, способствующие развитию речи


Рекомендуемые сообщения

Игры и упражнения, способствующие развитию речи.

Ум ребенка – в пальчиках

 

Ребенок постоянно изучает, постигает окружающий мир. Основной метод накопления информации – прикосновения. Ему необходимо все трогать, хватать, гладить и даже пробовать на вкус! Если взрослые поддерживают это стремление, предлагая малышу различные игрушки (мягкие, твердые, шершавые, гладкие, холодные и т.д.), тряпочки, предметы для исследования, он получает необходимый стимул для развития. Доказано, что речь ребенка и его сенсорный («трогательный») опыт взаимосвязаны. Поэтому, если Вы хотите, чтобы ребенок хорошо говорил, развивайте его ручки!

 

Для детишек до года достаточно предлагать предметы и игрушки с различной поверхностью, листы бумаги, которые можно рвать и мять, мягкие игрушки.

 

Для малышей после 1 года очень полезны специальные пальчиковые краски (ребенок опускает в краску руку или пальчик и «рисует» на большом листе бумаги), пластилин (под присмотром взрослого) – его можно пока просто мять и разрывать на кусочки.

 

Чем старше ребенок, тем большую нагрузку можно давать его пальчикам. После 2-х лет предложите ребенку игры с пуговицами. Их можно пришить на кусок ткани, получится коврик – тренажер для ножек, по которому можно ходить; или сделать забавные застежки. Детям нравится просто перекладывать пуговицы, распределять их по величине, цвету, раскладывать в коробочки.

 

Очень полезны пальчиковые игры - потешки. Ребенок рассказывает стишок и одновременно показывает действия на пальчиках. Самый известный вариант такой игры - «Сорока-сорока», но есть и более сложные для проговаривания и показа.

Освоение ножниц - тоже большая нагрузка для пальчиков. Уже с 3-х лет можно предложить ребенку что-нибудь резать (бумагу резать проще, ткань, нитки – сложнее).

 

После 3-х лет обязательно приобретите ребенку мозаику (сначала самую крупную), пазлы для малышей (большие кусочки); интересны вкладыши типа Монтессори, нанизывание крупных бус и, конечно, рисование (карандашами, красками с кисточкой).

Все эти игры приносят детям радость и развивают ручки, а через них – мышление, речь, внимание и т.д.

Предлагаю игры, направленные на развитие речи и не связанные напрямую с руками.

 

ИГРЫ ДЛЯ ЯЗЫЧКА

(тренировка артикуляционного аппарата; с полутора лет)

Читая стихотворение, произносите выделенные слова вместе с малышом.

На лугу паслась корова – «Му-у-у, му-у-у».

Полосатый шмель летел – «З-з-з, з-з-з».

Летний ветерок подул – «Ф-ф-ф, ф-ф-ф».

Колокольчик зазвенел – «Динь, динь, динь».

Стрекотал в траве кузнечик – «Тр-р-р, тц-с-с».

Еж колючий пробегал – «Пх-пх-пх».

Птичка маленькая пела «Тиль-ль,тиль-ль».

И сердитый жук жужжал – «Ж-ж-ж,ж-ж-ж».

Малыш может сначала слушать, потом попытается повторять, не добивайтесь сразу точного воспроизведения звуков: артикуляционный аппарат развивается постепенно и индивидуально.

 

ЗАРЯДКА ДЛЯ ЯЗЫЧКА

(тренировка артикуляционного аппарата; с полутора лет)

Сядьте напротив ребенка и, произнося соответствующие слова, выполняйте описанные действия. Малыш сначала смотрит, затем пытается повторить.

Погулять язык собрался: (открыть рот)

Он умылся, (кончиком языка быстро провести по верхним зубам)

Причесался, (несколько раз провести языком между верхними и нижними зубами,

высунуть вперед и обратно спрятать)

На прохожих оглянулся, (провести языкам по губам – «облизнуться»)

Вправо, влево повернулся, (повернуть язык в указанную сторону)

Вниз упал, наверх полез, (опустить язык вниз и поднять вверх)

Раз - и в ротике исчез. (спрятать язык во рту)

Не забывайте, что малыш воспринимает Ваши действия зеркально, поэтому, произнося «влево», Вам придется повернуть язык вправо и наоборот. Можно записать текст на магнитофон, тогда Вы сможете полностью сосредоточиться на выполнении упражнения вместе с малышом. Можете придумать свою сказку про язычок с похожими движениями («сладкое варенье»; «грибок» - язык упирается в верхнее небо, при этом нижняя челюсть опускается, так растягивается уздечка языка; «толчки в стенку»- язык упирается в щеку изнутри, Вы немного давите на «шишечку»,образовавшуюся на щечке снаружи).

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

ОТГАДАЙ, КТО К НАМ ПРИШЕЛ

(материал: игрушки или картинки, изображающие называемых животных)

1. Взрослый показывает игрушку или картинку (например, корову) и предлагает вспомнить, как она мычит. Ребенок произносит: «Му-у». Так же и с другими картинками (как гудит машина, как стучит барабан, как пищат мышата и т.д.).

2. Взрослый предлагает угадать по звукоподражаниям, кто пришел в гости.

– «Му-Му –у» – кто это мычит?

– «Мяу – мяу» – кто пришел?

– А кто спрятался и пищит «пи-пи-пи»?

– «Ко-ко-ко» – кто теперь?

– «Ква-ква-ква» – а это кто?

– «Ку-ку,ку-ку» – чей это голос?

– «Тик-так, тик-так» – а это что?

И так далее.

Меняя высоту голоса, взрослый просит определить, какая мышка (кошка, собачка и т.д.) пищит: большая или маленькая.

 

УЗНАЙ ПО ЗВУКУ

(игра на развитие внимания и звукового восприятия; материалом являются различные игрушки и предметы, котрыми можно производить характерные звуки: барабан, колокольчик, ложка, бумага, книга и т.д.)

Ребенок садится спиной к взрослому, который производит шумы разными предметами. Ребенок должен догадаться, что это за предмет и назвать его, не поворачиваясь.

Шумы могут быть самые разные. Можно бросать ложку, мяч на пол, рвать бумагу, ударять предметом о предмет, перелистывать книгу и т.д.. Можно за каждый правильный ответ давать ребенку звездочку или фишку. Играть можно с несколькими детьми (тогда появится элемент соревнования).

 

Упражнения на развитие речевого дыхания

Чтобы научиться выговаривать такие звуки, как «С», «З», «Ш», «Ж», «Р» ребенок должен уметь делать достаточно сильный вдох. Также эти упражнения помогут в профилактике заикания, «глотания» звуков и слов.

 

«ОДУВАНЧИК»

(материал: цветок одуванчика)

На прогулке найдите одуванчик. Взрослый предлагает подуть на цветок так, чтобы слетели все пушинки. Обычно ребенок справляется за 3-4 раза.

 

«СНЕЖИНКИ»

(материал: несколько кусочков ваты или маленькие бумажные снежинки, кусочки салфеток)

Взрослый показывает, как сдуть «снежинки» с раскрытой ладони, ребенок повторяет. Упражнение повторить 2-3 раза.

 

«БАБОЧКА, ЛЕТИ!»

(материал: 2-3 яркие бумажные бабочки, каждая подвешена на нитке к чему-либо на уровне лица ребенка)

Задача ребенка – дуть на бабочек, чтобы они «летели». Дуть не более 10 секунд, с паузами, чтобы не закружилась голова.

 

Ольга Анисимович,

педагог-психолог,

специально для детского портала "Солнышко".

Опубликовано 5 февраля 2004 г.

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
  • 8 месяцев спустя...

Хочу и я поделиться: книгу скачала на одном сайте "Развивающие игры для малышей от года до трех", нам очень нравится. Много игр, которые можно сделать своими руками.

http://depositfiles.com/files/1315708

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
  • 1 год спустя...

Тогда и я вставлю свою лепту в такую тихую тему :-)

Игры с мелкими предметами очень притягивают всех детей, но не всегда родители позволяют с ними играть. А ведь в этих играх развивается мелкая моторика и как следствие речь. Вот об играх с фасолью, где можно найти и сами игры и как спастись от беспорядка в связи с этим.

И уже говорили о пальчиковой гимнастика: выбор игр огромен. Я постаралась их собрать по группам как зарядка или изучаем части тела с пальчиковыми играми.

Конечно, артикуляционная гимнастика. Вот здесь примеры даже с картинками.

Изменено пользователем Какао
Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
  • 2 месяца спустя...

а кто может подсказать поподробнее про игры именно на мелкую моторику...про все эти игры аля монтессори, бобы-фасоли, с монетками, песком, макаронами...

а переливание воды тоже действует?

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
  • 1 год спустя...

Тогда и я вставлю свою лепту в такую тихую тему :-)

Игры с мелкими предметами очень притягивают всех детей, но не всегда родители позволяют с ними играть. А ведь в этих играх развивается мелкая моторика и как следствие речь. Вот об играх с фасолью, где можно найти и сами игры и как спастись от беспорядка в связи с этим.

И уже говорили о пальчиковой гимнастика: выбор игр огромен. Я постаралась их собрать по группам как зарядка или изучаем части тела с пальчиковыми играми.

Конечно, артикуляционная гимнастика. Вот здесь примеры даже с картинками.

657740[/snapback]

И где же здесь указанные упражнения??? Все ссылки ведут только к одной и той же рекламе!!!

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Я этой темой давно интересовалась, племянник никак не хотел разговаривать нормально, такой лентяйчик рос - пока в ясли в 2 годика не отдали... Там и занятия, и детки постарше - быстренько разговорился, да еще, как нам врач советовала, старались мелкую моторику развивать. Упражнения очень полезные, вот в и-нете хороший ролик нашла, показаны занятия с детками, главное, что они довольны, непринужденно и познавательно - воспринимаются как игры, а не занятия. Вот сами посмотрите и попробуйте со своими так поиграть.

Изображение

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
  • 4 месяца спустя...

К сожалению, нам порой бывает трудно выделить достаточно времени для занятий и игр с детками: постоянные заботы по дому, работа, телевизор - все отвлекает... Но я недавно ролик интересный посмотрела и решила - все отложу на потом, но с сыном буду заниматься. Очень полезные для умственного развития игры и занятия показаны, как раз деткам до трёх лет. Полезно будет всем посмотреть и взять на заметку.

 

Изображение

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
  • 1 месяц спустя...

На 7-м месяце жизни для развития ребенка приобретают актуальность пальчиковые игры- это "ладушки", "сорока-ворона". Пальчиковые игры способствуют развитию речи и не теряют своей значимости на протяжении всего второго полугодия жизни. Это обусловлено тем, что подушечки пальцев рук связаны с речевым центром головного мозга.

Изменено пользователем Какао
Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
  • 2 недели спустя...

Спасибо огромное за материал! У нас в поликлинике есть стенды, посвященные этой теме, но там только показатели, что и к какому возрасту ребенок должен говорить. А в интернете - много лишней информации. Опробовала упражнения, дите с удовольствием принимает новые занятия!

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи

Создать аккаунт

Зарегистрировать новый аккаунт в нашем сообществе. Это несложно!

Зарегистрировать новый аккаунт

Войти

Есть аккаунт? Войти.

Войти
×
×
  • Создать...