Яндекс.Метрика
Перейти к контенту

Поучения ребенка посторонними людьми


Рекомендуемые сообщения

Здравствуйте!

 

Хотелось бы получить совет по одному довольно общему вопросу:

Как стоит поступать, если посторонние люди начинают давать моему ребенку нелепые, с моей точки зрения, указания - "не бегай" (это на улице-то!), "нечего лазить по деревьям", "ой, сейчас упадешь".

 

При этом моя дочка (почти 4 года) настолько послушная и покорная, что я даже переживать начинаю. Она либо слушается таких чужих замечаний, либо подходит ко мне и тихонько говорит: "Мама, тетя сказала, что тут нельзя ходить". Обычно я отвечаю, что тетя просто не знает, что ты у меня самостоятельная и сама знаешь, как правильно поступить, если что.

 

Да, еще часто бывает на базаре: мы подходим, и дочка начинает спрашивать, сколько стоит, к примеру, платьице. Некоторые продавцы улыбаются, все рассказывают и разрешают потрогать, а с некоторыми происходит примерно такой диалог:

- А деньги у тебя есть?

- Нет, деньги есть у мамы. Мне мама купит.

- Ну тогда когда мама захочет что-то купить, тогда я ЕЙ и скажу.

 

Я даже начала давать дочке немного денег, чтобы она сама выбрала, что ей хочется купить и сама же расплачивалась. Теперь ходим с маленьким кошелечком, но ведь при больших покупках, на которые ее маленьких денег не хватит, ситуация может повториться.

 

Стоит ли в таких случаях вежливо объяснять взрослому, что он не прав (чтобы потом дочка, оказавшись сама в более старшем возрасте в аналогичной ситуации, могла достойно спарировать, а не сглотнуть слезы и отойти), или нужно проводить беседы с ребенком наедине, чтобы она понимала, что не все взрослые правы и сама решала, что ей делать.

Сложность в том, что у меня самой бывают трудности с тем, чтоб отстоять свои права, и я боюсь, что дочка подсознательно будет повторять мою модель поведения.

 

И более глобальный вопрос: как научить ребенка различать, когда нужно просто и без вопросов послушаться, а когда самой оценить обстановку и принять свое решение?

 

Заранее спасибо.

Изменено пользователем Ириска
Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
  • 3 недели спустя...

Елена Викторовна, очень жду Вашего ответа и на этот вопрос

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Здравствуйте, Ирина.

На мой взгляд, Вы изначально не совсем верно поступаете и сами моделируете ситуации, когда дочке приходится "отходить, глотая слезы". Попробую объяснить, что я имею в виду.

Вы пишите:"Сложность в том, что у меня самой бывают трудности с тем, чтоб отстоять свои права, и я боюсь, что дочка подсознательно будет повторять мою модель поведения". Но если вдуматься, то учите Вы дочку не отстаивать свои права, а совсем иному. Вы учите ее взаимодействовать с людьми, научаться общаться со взрослыми. То есть учите коммуникативным навыкам. А это не одно и то же, потому что постоять за себя, за свои убеждения может человек, прежде всего, с нормальной самооценкой. А если она у него заниженна, то ему это будет сделать значительно труднее, потому что он постоянно сомневается и в себе, и в своих мыслях, и в своих поступках.

Судя по поведению Вашей дочери, она достаточно сензитивный, чувствительный ребенок. У таких детей самооценка занижена изначально, чем у более активных, бойких, задиристых детей. И чтобы они вырастали счастливыми членами общества, им, прежде всего, необходима постоянная поддержка родителей и близких. Таких детей не стоит бояться перехвалить, они сами себе строгие судьи, им постоянно нужно давать какие-то задания, с которыми они хорошо справляются, и хвалить их за это, их ни в коем случае не надо сравнивать с другими детьми. Есть специальные игры для застенчивых тревожных детей - все они есть в небольших методичках, которые несложно купить.

То есть вот то, основное, чему Вы должны уделять внимание. Карманные деньги и возможность самой что-то купить - это хорошо, но ПОД ВАШИМ КОНТРОЛЕМ, ВЫБОРОЧНО. Например, какую-то мелочь, за которую продавец не будет готов убить и звать маму. Это может быть конфетка, игрушка, то есть то, что принадлежит к ее, ДЕТСКОМУ МИРУ. Вы же, Ирина, зачем-то втягиваете ребенка в отношения со взрослым, хотя взрослый не обязан любить Вашего ребенка, объяснять ему что-то, отвечать на его вопросы и давать что-то трогать. Поэтому я и говорю, что Вы сами моделируете ситуации, когда дочка "отходит, глотая слезы".

Что касается ее вопросов "А мне тетя сказала". Настораживало бы, если бы у Вашей дочери в ее возрасте взрослые не были бы авторитетом. А вот Ваша реплика - " Обычно я отвечаю, что тетя просто не знает, что ты у меня самостоятельная и сама знаешь, как правильно поступить, если что.

не ясна даже мне. Вряд ли дочка Ваша понимет ее тоже. Нет, понятно, что тетя не знает Вашу дочку, поэтому делает замечания, считая, что она МАЛЕНЬКАЯ. Но дело в том, Ирина, что Ваша дочь действительно маленькая. Потому-то она и идет к Вам с воросами, что эта тетя сказала то, а эта - другое. И нуждается она не в утверждении, что она большая, и все может сама, а в беседах, почему люди так говорят, правы они или нет. Короче говоря, как в том стихотворении :"Крошка сын к отцу пришел и спросила кроха: папа, что такое хорошо, а что такое плохо"... Именно такие разговоры во многом и научат дочь принимать самостоятельные решения.

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Ого! Большое спасибо за такой подробный ответ!

 

Насчет ее самооценки - у меня чуть ли не пунктик: я стараюсь хвалить ее все время, когда есть повод. И показывать, как ее люблю, как она много значит для меня. Начиная от того, когда вижу ее ножку/ручку/улыбку - я беру ножку в руку и говорю: "ну ты видишь, до чего ж у тебя ножка красивая и приятная", и заканчивая ее маленькими победами: разобралась с мозаикой и не капризничала, что не сразу получилось, а постаралась, научилась, и все вышло. Странно только, почему у нее самооценка может быть занижена. Я стараюсь не давить на нее: не запретить, а объяснить, почему не стоит делать; не отпугнуть словами "ты маленькая, тебе еще рано", а все рассказать, дать поучаствовать в процессе. Например, если Амелия готовит вместе со мной, мы все делаем вместе, кроме нарезания ножом (опасно). Всячески показываю, что она такой же полноценный человечек, как и я, только многому надо учиться. Сравниваю с собой: "не переживай, если не получается, я в твоем возрасте тоже не умела, но стралась и всему научилась". Но это я совсем в другую степь уже зашла.

 

Денег, да, даю только на маленькое - конфетки, мороженное, браслетик или резиночку для волос.

 

Мне не совсем понятна позция: взрослый не обязан любить ребенка и объяснять ему. Я ведь не прошу, чтобы взрослый любил ребенка - так же, как и меня. Если Амелия что-то трогает, а ей запрещают, я прекрасно понимаю позицию продавца, который не хочет в случае чего за ребенком убирать или следить, чтобы в кармане что-то не унес (мало ли что у этих детей на уме). Но говорить: "я не буду тебе отвечать" - это неуважение (по крайней мере в ситуации, когда выбираем ребенку). Если мне продавец в магазине так ответит - мне будет неприятно. Если ответят ребенку - это тоже неприятно. Я ведь не любить прошу, а соблюдать общекультурные рамки.

 

Но особенно меня волнует ситуация, когда чужая тетя на детской площадке говорит дочке "не лезь, упадешь", "нечего тут бегать". Это как бабульки детям постарше у нас во дворе кричат "чего тут стоите, идите в свою парадную" - а они не шумят даже, разговаривают себе мирно, по трубе наверх залазят, обычные дети, просто бабулек уже само по себе мелькание детей раздражает. Сейчас я рядом, а ведь вскоре дочка будет гулять сама. Не бегать же ей каждый раз домой и спрашивать, слушаться ли наставлений всяких чужих людей. Или потом она подрастет и сама сориентируется в своей системе рамок и дозволенного?

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Здравствуйте.

Насчет ее самооценки - у меня чуть ли не пунктик: я стараюсь хвалить ее все время, когда есть повод. И показывать, как ее люблю, как она много значит для меня. ... Странно только, почему у нее самооценка может быть занижена. Я стараюсь не давить на нее...

Не стоит только свои пунктики переносить на ребенка...

У нее самооценка занижена, грубо говоря, с рождения, это входит в рамки нормы ее характера и темперамента, а не является результатом Вашего воспитания. Вы же сами писали, что она девочка СЛИШКОМ покорная и послушная. А за этим автоматически следует и некая неуверенность в себе, в своих силах.

 

Мне не совсем понятна позция: взрослый не обязан любить ребенка и объяснять ему. Я ведь не прошу, чтобы взрослый любил ребенка - так же, как и меня. Если Амелия что-то трогает, а ей запрещают, я прекрасно понимаю позицию продавца, который не хочет в случае чего за ребенком убирать или следить, чтобы в кармане что-то не унес (мало ли что у этих детей на уме). Но говорить: "я не буду тебе отвечать" - это неуважение (по крайней мере в ситуации, когда выбираем ребенку). Если мне продавец в магазине так ответит - мне будет неприятно. Если ответят ребенку - это тоже неприятно. Я ведь не любить прошу, а соблюдать общекультурные рамки.

Вы непоняли, о чем я говорила. Безусловно, воспитанный человек ответит. Но это все будет одолжение Вам в "общекультурных рамках". Просто потому, что Вам захотелось сделать своей дочке приятное, научить ее разговаривать со взрослыми, поиграть во взрослую игру "покупатель-продавец". Но у взрослого человека и так много проблем и своих мыслей. И ребенок для него - это пока не ровня. Он равноправный член Вашей семьи или детского сада, но не рынка и продавцов....

 

Но особенно меня волнует ситуация, когда чужая тетя на детской площадке говорит дочке "не лезь, упадешь", "нечего тут бегать".

...Или потом она подрастет и сама сориентируется в своей системе рамок и дозволенного?

Пока Вы делаете все, чтобы дочка была самостоятельной. И пока трудно предугадать, что будет. Мне кажется, не стоит торопить события....
Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи

Создать аккаунт

Зарегистрировать новый аккаунт в нашем сообществе. Это несложно!

Зарегистрировать новый аккаунт

Войти

Есть аккаунт? Войти.

Войти
×
×
  • Создать...