Jump to content
Olga (Liel)

3-й, 9-й и 40-й день после смерти

Recommended Posts

Отец Сергий, здравствуйте.

 

Разъясните, пожалуйста, что означают 3-й, 9-й и 40-й день после смерти человека.

Что переживает и где находится душа умершего в эти дни?

 

Спасибо.

С уважением, Ольга.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Здравствуйте, Ольга.

Церковь всегда подчеркивала, что наше понимание загробного мира очень ограничено, в полноте мы не можем постигнуть всего того, что там происходит. И объяснить до конца это не возможно, так же как невозможно ребенку находящемуся в утробе матери понять многообразие нашего мира.

Есть только символы и некоторые факты которые Церковь хранит на протяжении веков.

По христианскому учению, первые 3 дня после физической кончины душа (сознание) человека еще неким образом связана с телом, пребывает рядом с ним, а также в любимых местах и рядом с любимыми людьми.

После 3-го дня начинается отдаление души от нашего материального мира и вхождение в мир духовный, душа встречается с душами родных и близких, с ангелом хранителем, некоторым образом адаптируется к новому бестелесному способу существования.

На 9-й день начинается новый ответственнейший этап посмертной истории. С этого дня душа начинает восходить в Рай, но на этом пути ее встречают темные силы, которые как таможенными постами (по-славянски мытарствами) прегрождают путь к блаженству. Задерживая душу напоминаниями о тех или иных грехах и страстях совершенных ею при жизни. И нет никого кто не был бы остановлен на одном из них, потому что все мы не без греха. Помочь человеку преодолеть эти мытарства могут молитвы живых и умерших, тех кто уже достиг спасения и конечно Сам Господь и Его ангелы. Идет битва за каждую душу. Вот поэтому особенно важно молиться за человека в этот период, когда мы поминаем его как новопреставленного.

На 40-й день человек может пройти мытарства и предстать пред Господом, этот момент в святоотеческой литературе называется Частным судом. Перед человеком стоит диллема способен ли он жить с Богом в Раю или нет. В этот день душа нуждается в особенной нашей молитвенной поддержке, ведь когда мы молимся они ощущают это именно как помощь и поддержку.

На 40-й день последний раз поминаем человека новопреставленным, с этого дня он гражданин Духовного мира, вхождение заканчивается.

Помоги нам всем Бог достойно пройти этот путь.

С уважением,

Share this post


Link to post
Share on other sites

Здравствуйте, Отец Сергий!

 

Спасибо за такое подробное описание!

 

Хотел бы уточнить.

 

1. Что значит: "Задерживая душу напоминаниями о тех или иных грехах и страстях совершенных ею при жизни"? Как я понимаю, так или иначе душа все равно на 40-й день предстанет перед Господом или нет? Если да, то какой смысл в этих "Задерживаниях"? Разве Бог позволит окончательно преградить путь к нему, даже если предположить, что за Душу никто не молится, и этот человек при жизни совершил огромное количество тяжких грехов?

 

2. Так же не совсем понятно: "Перед человеком стоит дилемма способен ли он жить с Богом в Раю или нет". Как это происходит? Взвешиванием хорошего и плохого из жизни? И как Вы считаете, что тогда происходит с Душами самоубийц? Они обречены?

 

 

 

Заранее благодарен,

 

с уважением, Сергей.

Edited by siriussun

Share this post


Link to post
Share on other sites

1. Что значит: "Задерживая душу напоминаниями о тех или иных грехах и страстях совершенных ею при жизни"? Как я понимаю, так или иначе душа все равно на 40-й день предстанет перед Господом или нет? Если да, то какой смысл в этих "Задерживаниях"? Разве Бог позволит окончательно преградить путь к нему, даже если предположить, что за Душу никто не молится, и этот человек при жизни совершил огромное количество тяжких грехов?

 

 

Как вы понимаете, тот мир куда мы уходим в момент смерти сильно отличается от нашего. Поэтому, понять его до конца находясь здесь мы не можем, как не может ребенок находящийся в утробе матери постигнуть наш мир. Кроме того наша информация о духовном мире тоже весьма ограничена. Библия сообщает нам только необходимые для спасения сведения, и не стремится удовлетворять наше праздное любопытство. Опять же из опасения возможного неправильного толкования. Но люди во все времена стремились проникнуть в тайну посмертной жизни. При этом Православие в своих письменных источниках по этому вопросу всегда указывало на символичность этих описаний, призывая относиться к ним с осторожностью. А писали не мало, начиная с рассказа блаженной Феодоры в Житие Василия Нового, кончая современными авторами, например "Мои посмертные приключения" Юлии Вознесенской. Рекомендую все для прочтения. Но мне особенно близок в этом вопросе К.С. Льюиз (автор Нарнии), у него несколько произведений на эту тему, в том числе художественных.

Так, вот, что я хочу сказать, по поводу вашего вопрошания про "задерживание" на мытарствах. Мы можем только предположить несколько гипотез, причем все они могут быть неверными.

Бог может позволить преградить путь к Нему души человека, только одной личности, а именно самому этому человеку. Наши молитвы за усопшего направленны, в первую очередь на изменение ориентации самого почившего. Бог готов принять каждого, но не каждый готов принять Бога. Поэтому и говорится, что врата ада заперты изнутри. Мытарства это прежде всего выбор самого человека. Что он предпочтет: жертвенную любовь к Богу и ближним, или эгоизм. Если выберет эгоизм мытарство превращается для него в ад.

Христос говорит, что суд состоит в том, что Свет пришел в мир, но люди возлюбили больше тьму чем свет.

Поэтому, мы можем предположить, что душа задержавшаяся на мытарстве, уже сама решила для себя, что ей тут лучше и к Богу ей не надо, она как бы сама отказывается от суда 40-го дня. В таком случае, следует признать, что частный суд 40-го дня открывает дорогу в рай далеко не всем, а лишь ограниченному числу душ. Т.е. душа может войти в Рай не ранее 40-го дня со дня кончины.

Льюис предлагает более сложную, но и более интересную гипотезу. Вполне вероятно, что время в том мире течет совсем не так, как в нашем. Но это еще понять можно. Интересна его версия о том, что время там имеет два измерения, а пространство ни одного (последнее представить совсем трудно, но это не значит что это невозможно, многие открытия современной физики тоже не поддаются представлению). Так вот, душа находясь, например, в одном временном измерении на 12-м дне после смерти, в тоже время может годы и столетия жить в во временном измерении 3-го мытарства. До тех пор, пока не выберется оттуда в нулевую точку, чтобы перейти в 13-й день первого измерения, т.е на 4-е мытарство.

Красиво, согласитесь.

Но, повторяю, все это наши попытки проникнуть в закрытую тайну. Очевидно весьма не совершенные. Вполне понять мы сможем тот мир только тогда, когда окажемся там.

С уважением,

Share this post


Link to post
Share on other sites

2. Так же не совсем понятно: "Перед человеком стоит дилемма способен ли он жить с Богом в Раю или нет". Как это происходит? Взвешиванием хорошего и плохого из жизни? И как Вы считаете, что тогда происходит с Душами самоубийц? Они обречены?

 

Конечно никакого "взвешивания" нет. Понятия Рай и ад, следует воспринимать в большей степени не в пространственном, а в нравственном аспекте. Как и Христос говорит "Царство Божие внутри вас есть". А у кого-то ад в душе. И по большому счету не важно, где эта душа в теле или уже нет. Рай это состояние связи души человека с Богом. Пока первые люди не утратили Бога в результате грехопадения они были в Раю, потеряв Его, Эдемский сад превратился для них просто в зеленые насаждения. Ярким примером того, что не дела сами по себе вводят человека в Рай,а его нравственное состояние, является пример разбойника, который первым из людей обрел Царство Небесное. Он в жизни своей мало чего хорошего сделал, но будучи распинаем сам смог увидеть в распинаемом рядом Человеке Бога. Покаялся и вошел в Рай. Очевидно, Бог знающий все не случайно привел его на крест именно в этот момент. Это пример прежде всего для нас.

Самоубийца уходит из этой жизни в состоянии депрессии, тоски и уныния (последнее, по учению Церкви, - смертный грех), на Бога он не надеется, Бог ему не нужен. В таком духовном состоянии он как бы замерзает или замирает навеки в духовном мире. Именно поэтому за них не молятся, своим поступком они сами добровольно отказались от Бога. Также мы не станем отпевать и молиться за человека, пусть и умершего своей смертью, но завещавшего не отпевать его. И то и другое было бы нарушением воли умершего, а свобода воли - богоданное свойство человека. Поэтому Церковь относится к молитве за самоубийц с рассуждением - "не стрижем всех под одну гребенку". Если человек сознательно наложил на себя руки, он все решил сам за себя, за Церковь и за Бога. Господь не нарушит даже такой страшный выбор человека. Другой случай если человек покончил с собой в состоянии помешательства, здесь мы подходим со снисхождением. Но есть и парадоксы, когда мы говорим о спасительном "самоубийстве". Не помню сейчас имя одной рязанской княжны, которая сбросилась со стены осажденного татарами города, предпочтя смерть поруганию от врагов. Она прославленна в лике святых. Библейский Самсон убивший себя и кучу врагов, раздвинув колонны храма в который его привели - праведник. Думаю, многие герои Отечественной войны сознательно идущие на смерть тоже сейчас у Господа. Ведь все они умерли не в состоянии уныния, проклиная себя, мир и Творца, а спасая Родину.

Что же касается того, обречены самоубийцы, или нет. Я не буду предвосхищать суд Божий. Возможно, какими-то путями Бог найдет способ вывести их из того мрачного состояния в которое они сами себя погрузили.

С уважением,

Share this post


Link to post
Share on other sites

Здравствуйте Отец Сергий!!

 

 

 

 

Недавно у меня умер молодой человек, это произошло 23 апреля 2011 г. за день до Пасхи. Это был несчастный случай, он сгорел. Многие говорят что если умирают на Пасху сразу попадают в Рай, и если сгорают тоже сразу попадают в Рай. Правда ли это? А перед 9 днем мне приснился сон, как я попала в Рай, нашла его и он сказал что у него все хорошо, что он нашел друзей, и что бы мы не переживали и что он нас ждет. Что это может означать? или это просто самовнушение?

 

 

 

 

С уважением, Виктория

 

 

Share this post


Link to post
Share on other sites

ОГРОМНОЕ СПАСИБО, Отец Сергий, за такой подробнейший ответ!!
Не был уверен, что почти через 4 года этот форум останется жив. Очень приятно ^good^
Кстати, вопрос от Виктории тоже очень интересный.
Вам, Виктория, мои соболезнования.

Edited by siriussun

Share this post


Link to post
Share on other sites

Здравствуйте Отец Сергий!!

 

 

 

 

Недавно у меня умер молодой человек, это произошло 23 апреля 2011 г. за день до Пасхи. Это был несчастный случай, он сгорел. Многие говорят что если умирают на Пасху сразу попадают в Рай, и если сгорают тоже сразу попадают в Рай. Правда ли это? А перед 9 днем мне приснился сон, как я попала в Рай, нашла его и он сказал что у него все хорошо, что он нашел друзей, и что бы мы не переживали и что он нас ждет. Что это может означать? или это просто самовнушение?

 

 

 

 

С уважением, Виктория

 

Да, примите наши соболезнования , Виктория.

Для верующих людей умереть на Пасху всегда считалось добрым знаком, если угодно, даже наградой от Господа, сподобиться которой могли не все праведники. Даже чин отпевания на Пасху радостный и торжественный.

Но надо понимать, что у Бога отношение к каждому человеку личностное и индивидуальное. Господу не важно где и когда родился или умер человек, в том смысле, что нет на сей счет законов, как думают поклонники астрологии. (Мол, родился рыбой, так точно будут ноги болеть, а если на козероге женится не счастлив будет). Сама по себе смерть на Пасху не является автоматическим пропуском в Рай. Для неверующего человека это ничего не значит, а для верующего добрый знак избранности. Даже не для него самого, (он уже там, где в Бога не верят, а знают)а для тех верующих кто остался на земле, для их утешения и назидания. Вообщем, это можно сравнить с орденом или медалью, которая человеку дается как символ признания его заслуг, что бы другие подражали его жизни и подвигам. Но для человека, который не знает, что такое медаль это просто железяка на ленточки.

Про то что человек если сгорает, то попадает в рай, я даже не слышал. Но верно, что мучительная кончина может облегчить человеку посмертную участь, очевидно страдания как бы сжигают грехи человека, делают его душу чище. Некоторые христиане даже молятся о ниспослании перед смертью болезни. Но опять же, надо понимать, что автоматически ничего не происходит, все сугубо личностно и индивидуально, зависит от настроя человека. Опять вспомним двух разбойников распинаемых на крестах рядом со Спасителем. Один в злобе проклинает всех и вся и даже издевается над распятым рядом Незнакомцем, другой сожалеет о греховности своей прожитой жизни и видит в Незнакомце Бога. Формально страдают и умирают они одинаково, но один попадает в ад, а другой в Рай.

Теперь про сны. Полагаю, что в большинстве случаев наши сны являются плодом собственного разума и поэтому обращать на них внимание не следует. В отдельных случаях во время сна с человеком могут входить в контакт представители духовного мира, как светлые, так и темные. Разобраться в истинности их посланий дано не каждому. Поэтому святые люди опытным путем изучившие науку духовной жизни, советуют соблюдать "технику безопасности" в отношении снов и видений. Лучше не воспринимать никакие меседжи к исполнению. В отношении явлении во сне умерших, общим правилом считается, что если снится усопший, - значит просит молитв о себе. Что бы ни говорил, в каком бы виде не являлся, лучше даже не задумываться и не гадать об этом, "что бы это значило?", а просто помолиться о нем.

Чего я и вам советую.

С уважением,

Share this post


Link to post
Share on other sites

Здравствуйте, Подскажите пожалуйста что обозначает такая ситуация, У меня умер близкий человек, уже был 40-ой день после смерти и мы поминали его, И вот, когда мы помянули, резко лопнул стакан в котором все 40 дней горели свечи. Может быть он из-за свечи лопнул, но раньше ничего подобного не было. Что это может значить?

Share this post


Link to post
Share on other sites

Здравствуйте!

Честно говоря, все что угодно может значит. Может лопнул от естественной причины, может от воздействия сил духовного мира, а может и то и другое вместе, ведь происходящие в нашем мире чудеса иногда можно объяснить стечением естественных обстоятельств, но именно сам факт их стечения и является чудом. Мне по долгу службы часто приходится слышать о разных совпадениях дат в жизни и смерти человека, о некоторых знаках отмечающих определенные события (например остановка часов в момент смерти). Как к ним относится?

Некоторые пытаются толковать эти знаки или сны, найти в них какой-то меседж с того свете, что нередко приводит к увлечению окультизмом и прочим ошибкам. Этого делать не надо, в большинстве случаев попытки раскрыть эту тайну сродни гаданию на кофейной гуще.

Для православного человека явление чуда есть знак для укрепления его веры, призыв к молитве и покаянию. Когда мне рассказывают о явлении умерших во сне людей, описывая их образ и слова, что они говорили, я призываю не принимать эти сообщения, а просто помолиться за усопшего, даже если он говорит, что у него все хорошо.

То же советую и Вам. Пусть данное явление станет для Вас доказательством существования иного мира и помолитесь за своего близкого человека.

С уважением,

Share this post


Link to post
Share on other sites

Благословите, отец Сергий!

Вчера умерла моя тетя: она два года болела раком, последние два месяца вообще мучилась (у нее был отек шеи, он не давал ей есть и пить, а потом и дышать стало трудно).

На форуме я прочитала, что болезнь перед смертью можно рассматривать как искупление грехов. Это правда так?

И еще вопрос: в воскресенья я заказала в храме сорокоуст о здравии моей тети. Теперь ведь нужно заказать сорокоуст об упокоении ее души. Нужно ли сказать в храме, что был заказан сорокоуст о здравии, чтобы его как-то отменить?

Спаси Вас Господи!

Share this post


Link to post
Share on other sites

Отец, Сергий, скажите еще, пожалуйста, имеет ли какой-нибудь смысл то, что человек умирает в пост (как случилось с моей тетей)?

Спасибо!

Share this post


Link to post
Share on other sites

Отец, Сергий, скажите еще, пожалуйста, имеет ли какой-нибудь смысл то, что человек умирает в пост (как случилось с моей тетей)?

Спасибо!

 

Toshik, с точки зрения православния значительно более важно, в каком духовном состоянии человек предстал перед Господом. А какой это именно день, большой роли не играет. Есть некое суеверие, что человек,например, умерший на Пасху, минуя мытарства, сраду попадает в рай. Но, по мнению большинства священников, это все-таки суеверие. Разница, я читала, в том, что в Пасху поминовение успошего происходит по особому чину.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Верно, Миссури. Но все же для верующего человека смерть в большой праздник - добрый знак оправдания, для неверующего - предрассудок.

По первым вопросам:

1Слово "искупление" применимо только к страданиям Христа, именно Он Своей добровольной Крестной смертью искупил нас от власти дьявола. Страдания человека могут явиться для него очистительным средством, предуготовляющим его к переходу в вечность, при условии терпеливого и смиренного их перенесения.

2. В отношении Сорокоуста. Да желательно прийти в тот храм, где Вы его заказывали и сообщить о смерти, сотрудники перенесут имя из записи "О живых", в запись "О усопших". Это бесплатно.

С уважением,

Share this post


Link to post
Share on other sites

Спасибо! Храни Вас Бог!

Помяните душу усопшей рабы Божией новопреставленной Татианы. Царствие ей Небесное!

Share this post


Link to post
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!

Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.

Sign In Now

×
×
  • Create New...