Яндекс.Метрика
Перейти к контенту

Рекомендуемые сообщения

Здравствуйте, Елена Викторовна!

Можно Вас попросить так же подробно описать кризис 7 лет?

Мне кажется, что мое сокровище как-то поздно "проходит" через этот кризис, впрочем, так у нас было и раньше - проявления "кризиса 3 лет" я заметила в 4 Маришкиных года.

Просто не знаю, что делать, часто срываюсь на крик, а потом, конечно же, ругаю себя за это...

Заранее спасибо, с уважением, Ирина

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Здравствуйте Ирина!

 

Итак, что такое кризис 7 лет?

 

КРИЗИС 7 ЛЕТ

 

Кризис семи лет происходит на границе дошколь­ного и младшего школьного возраста. Независимо от того, когда ребенок пошел в школу, в 6 или 7 лет, он в какой-то момент своего развития проходит через кризис. Этот перелом может начаться в 7 лет, а может сместиться к 6 или 8 годам.

Ребенок откры­вает для себя значение новой социальной позиции — позиции школьника, связанной с выполнением высоко ценимой взрослыми учебной работы. Формирование соответствующей внутренней позиции, которое может произойти не в самом начале обучения, а на год позже, коренным образом меняет самосознание ребенка.

Изменение самосознания приводит к переоценке ценностей. Все, что имеет отношение к учебной деятель­ности (в первую очередь, отметки), оказывается ценным, то, что связано с игрой, — менее важным.

В этом возрасте впервые возникает осмысленная реакция на свои переживания, новое отношение к себе. Переживания приобретают смысл. Радующийся ребенок понимает, что он радуется, сердящийся – что он сердит.

В период кризиса 7 лет у ребенка происходит обобщение переживаний. Цепь неудач или успехов (в учебе, в общении), каждый раз примерно одинаково переживаемых ребенком, приводит к формированию устойчиво­го эмоционального комплекса — чувства неполноценности, уни­жения, оскорбленного самолюбия или чувства собственной зна­чимости, компетентности, исключительности. Некото­рые из этих переживаний, подкрепляясь соответствующими событиями и оценками, будут фиксироваться в структуре личности и влиять на развитие самооценки ребенка, на уровень его притязаний.

Так, одна и та же отметка, полученная на уроке разными детьми, вызовет у них совершенно разный эмоциональный отклик: «четверка» для одного — источник бурной радости, для другого — разочарования и обиды, одним воспринимается как успех, другим — как неудача.

 

К основным симптомам кризиса 7 лет относят:

 

- Потерю непосредственности:

Наивность и непосредственность поведения ребенка до кризиса означают, что ребенок внешне такой же, как и внутри. У взрослых людей детской наивности, непосредственности очень мало, и наличие их у взрослых производит комическое впечатление. Утеря непосредственности означает привнесение в наши действия интеллектуального момента.

Если до кризиса поведение ребенка строилось и реализовывалось согласно желаниям, то теперь, прежде чем что-то сделать, ребенок думает, чего оно может стоить ему.

 

- Манерничание:

Душа ребенка становится закрытой и он начинает играть роль, чего-то из себя изображая и что-то при этом скрывая.

 

- Симптом «горькой конфеты»:

Когда ребенку пло­хо, он начинает скрывать свои переживания и колебания, пытается не показывать их другим. В этот про­межуток времени ребенок резко меняется, становится бо­лее трудным для воспитания, чем прежде.

 

Вот что пишет Спок о поведении детей в этом возрасте: «Ребенок перестает пользоваться слишком «взрослыми» словами и стиль его речи становится грубоватым. Он хочет носить только такую одежду и прическу, как другие ребята... Он может совершенно забыть, как правильно есть за столом, садится за стол с грязными руками, набивает рот и ковыряет вилкой в тарелке. Он может рассеянно бить ногой по ножке стула, ... хлопать дверями или забывать закрывать их за собой. Он меняет пример для подражания: раньше он подражал взрослым, а теперь - своим сверстникам. Он заявляет о своем праве на независимость от родителей... Эти плохие манеры и плохие привычки очень расстраивают родителей. Они думают, что ребенок забыл все, чему его так долго учили. На самом деле эти перемены доказывают, что ребенок навсегда усвоил, что такое хорошее поведение, иначе он не стал бы против него восставать. Когда ребенок почувствует, что он утвердил свою независимость, хорошее поведение вернется. А тем временем хорошие родители могут утешаться тем, что их ребенок нормально развивается.

Конечно, не каждый ребенок становится непослушным в этом возрасте. Если родители -общительные люди и ребенка хорошие отношения с ними, то, возможно, вообще не будет явных признаков бунта. У девочек бунт обычно менее ярко выражен, чем у мальчиков...

Что же делать? Возможно, вы станете смотреть сквозь пальцы не раздражающие вас мелочи. Но вы должны быть тверды в таких вопросах, которые считаете важными». (с)

 

Нередко можно встретиться и с агрессивностью (словесной и физической), а у некоторых детей она приобретает крайние формы в виде разрушительного отношения к вещам. Ребенок становится вспыльчивым, грубит в ответ на какое-нибудь недовольство им со стороны взрослого, он плохо контактен, непос­лушен. Некоторые дети могут при этом отказываться даже от еды и питья.

Нередко можно встретиться с прямо противополож­ным явлением - абсолютно пассивным поведением. Такие дети беспокоят своих родителей и воспитателей чрезмер­ной пассивностью и рассеянностью. Причиной в обоих случаях являются детские переживания. Происхо­дит их перестройка. От «Я сам»и «Я хочу» к «так надо» путь неблизкий, а дошкольник его проходит всего за ка­ких-нибудь 3-4 года. Поэтому понятен и драматизм этого перехода.

 

Все эти внешние осо­бенности начинают исчезать, когда ребенок выходит из кризиса и вступает в новый возраст! ^pardon^

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Здравствуйте!

"В период кризиса 7 лет у ребенка происходит обобщение переживаний. Цепь неудач или успехов (в учебе, в общении), каждый раз примерно одинаково переживаемых ребенком, приводит к формированию устойчиво­го эмоционального комплекса — чувства неполноценности, уни­жения, оскорбленного самолюбия или чувства собственной зна­чимости, компетентности, исключительности. Некото­рые из этих переживаний, подкрепляясь соответствующими событиями и оценками, будут фиксироваться в структуре личности и влиять на развитие самооценки ребенка, на уровень его притязаний"

Вот это меня и тревожит. Я вела себя просто отвратительно - ругала ее за плохо написанные контрольные по математике, и , мне кажется, у нее появился какой-то страх перед задачами... Теперь пытаюсь объяснять методы решения, стараюсь сдерживаться, но, к сожалению, не всегда получается... :p

 

"Нередко можно встретиться и с агрессивностью (словесной и физической), а у некоторых детей она приобретает крайние формы в виде разрушительного отношения к вещам. Ребенок становится вспыльчивым, грубит в ответ на какое-нибудь недовольство им со стороны взрослого, он плохо контактен, непос­лушен. Некоторые дети могут при этом отказываться даже от еды и питья."

Увы, именно так!!! ^wub^ Просто не знаю, как реагировать, не хватает терпения выдержать все это спокойно.

Вчера вечером вместо того, чтобы собирать портфель (после моих 5 напоминаний) , Марина разбросала игрушки по комнате (а время было уже позднее, ей давно пора было мыться и спать), я забрала у нее пустой портфель, и сказала, что завтра она так и пойдет в школу - без дневника, тетрадей и учебников, если утром не успеет его собрать. Что тут началось! Крик, переходящий в визг (бедные соседи ^shok^ ) : Отдай, это моё! Я утром не успею!" Старалась говорить спокойно , что утром ее разбужу пораньше, и она соберет! Она закричала, что со мной не разговаривает, и стала плакать , громко, но без слез...

Пришел папа, отдал портфель, дал ей 10 минут на сборы портфеля (обычно у нее на это уходит по полчаса минимум) и игрушек, и отправил мыться.

Напоила ее валерьянкой, уложила спать, она со мной стала мириться... ^pardon^

Может, я неправильно себя веду?

Спасибо!

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Здравствуйте, Ирина.

 

Вот это меня и тревожит. Я вела себя просто отвратительно - ругала ее за плохо написанные контрольные по математике, и , мне кажется, у нее появился какой-то страх перед задачами... Теперь пытаюсь объяснять методы решения, стараюсь сдерживаться, но, к сожалению, не всегда получается...

Ну, во-первых, не стоит заниматься самобичеванием. :) Нет идеальных педагогов даже среди профессиональных педагогов. Ругать ребенка за плохую учебу, на мой взгляд, вообще не стоит. Надо искать причину, почему вдруг снизилась успеваемость по тому или иному предмету (или по всем сразу). И самим родителям эта задача вполне по силам. Возможно, ребенок просто не справляется с нагрузкой. И тогда надо не ругать его, а просто помогать делать уроки, возможно, подключить для дополнительных занятий по особо тяжелым для ребенка предметам репетитора.

У ребенка может снизиться мотивация к учебе из-за того, что есть какой-то конфликт между ним и учителем. Тогда стоит пойти в школу и попросить педагога быть внимательнее к ребенку.

Возможно, у Вашей дочки и появился страх перед неправильным решением задач. Но если Вы поменяете свое поведение и будете ей говорить, что Вам не важно, какую отметку она получит, а важно, что бы она поняла, как решается задачка; если Вы действительно больше не будете ее ругать за плохо решенные контрольные, а будете вместе с ней разбирать ее ошибки, то страх этот пройдет.

 

Вчера вечером вместо того, чтобы собирать портфель (после моих 5 напоминаний) , Марина разбросала игрушки по комнате (а время было уже позднее, ей давно пора было мыться и спать), я забрала у нее пустой портфель, и сказала, что завтра она так и пойдет в школу - без дневника, тетрадей и учебников, если утром не успеет его собрать. Что тут началось! Крик, переходящий в визг (бедные соседи  ) : Отдай, это моё! Я утром не успею!" Старалась говорить спокойно , что утром ее разбужу пораньше, и она соберет! Она закричала, что со мной не разговаривает, и стала плакать , громко, но без слез...

Пришел папа, отдал портфель, дал ей 10 минут на сборы портфеля (обычно у нее на это уходит по полчаса минимум) и игрушек, и отправил мыться.

Напоила ее валерьянкой, уложила спать, она со мной стала мириться... 

Может, я неправильно себя веду?

Очень часто родители совершают вот какую ошибку: они ведут себя с ребенком так, как будто перед ними почти взрослый человек! И ждут от ребенка такой же "сознательности", как и от взрослого. А когда ребенок начинает себя вести как ребенок, то взрослый устраивает настоящую "войну" - отбирает портфель, в ход идут угрозы и так далее.

Попробуйте, Ирина, быть терпиее к свой дочке: ну напомнили Вы ей два раза (зачем пять-то?), что надо портфель собрать, видите, что она не в духе, устала, например, скажите: "Давай СЕГОДНЯ я тебе помогу и сама соберу портфель. Но каждый день, Маришка, я этого делать не буду! Если вечером и утром не успеешь - пойдешь с пустым!" И сделайте так. С одной стороны, ребенок будет знать, что может расчитывать на Вашу помощь, с другой - столкнется с проявлением своей бездеятельности (если она не соберет портфель сама и утром что-нибудь забудет).

Но проявлять свою силу и устраивать что-то вроде "отберу портфель " не стоит - ребенок в этом возрасте уже прекрасно осознает, что это унизительная для него ситуация...

Будьте в воспитании дочери гибче и смотрите на ее "капризы"с долей юмора.

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи

Создать аккаунт

Зарегистрировать новый аккаунт в нашем сообществе. Это несложно!

Зарегистрировать новый аккаунт

Войти

Есть аккаунт? Войти.

Войти
×
×
  • Создать...