Яндекс.Метрика
Перейти к контенту

Чистый четверг


Рекомендуемые сообщения

Чистый четверг

 

В день Страстного (Чистого) Четверга Церковь вспоминает сразу четыре события: Тайную Вечерю, на которой Иисус Христос установил таинство Евхаристии (Причащения), омовение Им ног ученикам, Его молитву в Гефсиманском саду и предательство Иуды.

 

ib100.jpg

 

Православные проводят этот день в пасхальных хлопотах. Обычно в Чистый четверг совершают обряд омовения (от этого и пошло название – Чистый). Считалось, что соприкосновение с водой принесет человеку силу и здоровье на весь год.

 

Поскольку вода для омовения должна была быть непременно проточной, глухой ночью со среды на четверг женщины шли на речку с ведрами и кувшинами, черпали воду на восходе солнца и, невзирая на погоду, обливались перед домом сначала сами, а потом будили мужа и взрослых детей и также заставляли их обливаться. Маленьких детей мыли в теплой воде. По древней традиции, еще до выхода из дому на реку женщины пряли в темноте катушку ниток, скрученных в обратную сторону. После совершения обряда омовения этими нитками перевязывали руки на запястьях, ноги на щиколотках и поясницу, чтобы весь год не болеть. Обычно эти нитки носили, не снимая до тех пор, пока они не изотрутся.

 

Обязательным было и купание в бане. Причем в баню старались сходить еще до восхода солнца. Умываться в Чистый четверг было принято "с серебра". Для этого в кувшин с водой накануне, в среду вечером, клали серебряную монету.

 

Хозяйки по традиции в Чистый четверг проводят генеральную уборку: чистят дом, двор, огород от накопившейся за зиму грязи, тщательным образом моют полы, окна, стены, расстилают чистые праздничные половики, развешивают красивые полотенца и занавески. Говорят: "Если в чистый четверг чистоту да порядок кругом наведешь, весь год в чистоте проведешь".

 

Сугубо великочетверговое дело и приготовление четверговой соли. Обычную крупную соль заворачивали в тряпочку и перепекали в печи. Пережженную соль толкли и просеивали. Такая соль считалась очищенной от скверны, то есть прикосновения руки Иуды-предателя, поэтому она обладала целебными свойствами и хранилась в течение года как лекарство от разных хворей. Ею же солили освященные пасхальные яйца.

 

Начиная с Чистого четверга, готовятся к праздничному столу, красят и расписывают яйца. По древней традиции крашеные яйца укладывают на свежую проросшую зелень овса, пшеницы, а иногда на нежно-зеленые крошечные листочки кресс-салата, которые специально заранее проращивали для праздника. Начиная с этого дня, готовят паску, пекут куличи, бабы, блины, мелкие изделия из лучшей пшеничной муки с изображением крестиков, барашков, петушков, курочек, голубков, жаворонков, а также медовые пряники. К слову, изготовление "правильной" паски занимает не менее девяти часов, а готовность теста до сих пор проверяют как и в старину: ребенка просят сесть на готовую для выпечки форму из теста, если она после этого снова поднимется до былой высоты – кулич ставят в печь.

 

В Чистый же четверг варили овсяный кисель для "ублажения" мороза. Кое-где его хранили до воскресенья, а на Пасху ели даже раньше кулича. Также в Чистый четверг изготовляли особенную страстную свечку, которая защищает жилье от пожаров, а жильцов от болезней. Но Великий Четверг традиционно называют "чистым", не только потому, что в этот день чистят и приводят в порядок дом перед Пасхой: сегодня каждый православный человек стремится очиститься духовно, причаститься, принять таинство, установленное Христом. В день Страстного четверга Церковь вспоминает сразу четыре события: Тайную Вечерю, на которой Иисус Христос установил таинство Евхаристии (Причащения), омовение Им ног ученикам, Его молитву в Гефсиманском саду и предательство Иуды. Важнейшее евангельское событие – Тайная вéчеря, на которой Христос установил новозаветное таинство Святого Причащения (Евхаристии).

 

Это была последняя пасхальная вечеря, которую Господь мог праздновать со Своими учениками в Своей земной жизни: вместо этой ветхозаветной Пасхи, совершаемой в память чудесного избавления еврейских младенцев от гибели во дни египетский казней, Он вознамеривался установить теперь истинную Пасху – таинство Евхаристии (Евхаристия – означает Благодарение). На Тайной вечере между учениками произошел спор о старшинстве, тогда Христос показал ученикам наглядный пример смирения, совершив омовение ног ученикам (по древним обычаям омовение ног совершалось перед трапезой слугами), завет смирения и взаимного служения, без всякого превозношения одного перед другим. Перед установлением Евхаристии Христос изобличил Иуду, сказав: "Аминь, аминь говорю вам, что один из вас предаст Меня". Эти слова вызвали смятение у учеников, и они стали поочередно спрашивать: "Не я ли, Господи?". Когда Иуда спросил: "Не я ли, Равви?", Христос тихо ответил ему: "Ты сказал", в последний раз побуждая его к покаянию. Далее было совершено установление Таинства Евхаристии: Христос взял хлеб и, благословив, преломил, и, раздавая ученикам, сказал: "Примите, едите: сие есть Тело Мое".

 

Исследователи отмечают важность того, что Христос произнес не "сей", то есть "сей хлеб", а именно "сие", потому что в этот момент хлеб уже перестал быть хлебом, а стал подлинным Телом Христовым. Затем, взяв чашу и снова благодарив, то есть молитвенно призвав Духа Отче, прелагающего вино в истинную Кровь Христову, сказал: "Пейте от нее все: сия есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая, во оставление грехов". Затем, после прощальной беседы Христа с учениками, наступает время страданий Христа, которое начинается с Его первосвященнической молитвы: "Отче! Пришел час: прославь Сына Твоего, да и Сын Твой прославит Тебя". Таким торжественным восклицанием начинает Господь эту молитву, она читается за Богослужением вечером Великого Четверга. Окончив свою первосвященническую молитву, Христос с учениками отправился в Гефсиманский сад, взяв с собой Петра, Иакова и Иоанна, отошел на некоторое расстояние и "начал ужасаться и тосковать". "Душа Моя скорбит смертельно", – сказал он этим своим ближайшим доверенным ученикам: "Побудьте здесь, и бодрствуйте со Мною". Он пал на лице свое, преклонив колена, и молился: "Отче Мой, если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем, не как Я хочу, а как Ты".

 

Молитва эта была столь напряженной, что по словам св. Луки, "Был пот Его, как капли крови, падающие на землю". Скорбела и страшилась смерти человеческая природа Христа. Нравственные страдания происходили и от того, что Христос принял на себя все грехи всего мира и шел на смерть за них: то, что должен был претерпеть весь мир за свои грехи, сосредоточилось теперь на Нем Одном.

 

"Перед нами проходит картина того, что произошло со Спасителем по любви к нам; Он мог бы всего этого избежать, если бы только отступить, если бы только Себя захотеть спасти и не довершить того дела, ради которого Он пришел! Христос проводит одну страшную ночь лицом к лицу с приходящей смертью; и Он борется с этой смертью, которая идет на Него неумолимо, как борется человек перед смертью. Но обыкновенно человек просто беззащитно умирает; здесь происходило нечто более трагичное. Мы должны в это вдуматься: нам всегда – или часто – кажется, что легко было Ему отдать Свою жизнь, будучи Богом, ставшим человеком: но умирает-то Он, Спаситель наш, Христос, как человек: не Божеством Своим бессмертным, а человеческим Своим, живым, подлинно человеческим телом... И потом мы видим распятие: как Его убивали медленной смертью и как Он, без одного слова упрека, отдался на муку. Единственные слова, обращенные Им к Отцу о мучителях, были: "Отче, прости им – они не знают, что творят..."

 

Вот чему мы должны научиться: перед лицом гонения, перед лицом унижения, перед лицом обид – перед тысячей вещей, которые далеко-далеко отстоят от самой мысли о смерти, мы должны посмотреть на человека, который нас обижает, унижает, хочет уничтожить, и повернуться душой к Богу и сказать: Отче, прости им: они не знают, что делают, они не понимают смысла вещей..." – напоминает в проповеди митрополит Сурожский Антоний. "Сегодня очень часто мы с вами готовы огромные усилия употребить для того, чтобы получить свои сребреники, не в прямом смысле слова, нет, но у каждого из нас есть свои любимые сребреники, за которые мы готовы многое отдать, готовы пожертвовать и самым главным, и это есть тоже залог предательства, а предательство не совместимо с христианством, христианин – это тот, кто решил отвергнуть себя, взять крест свой и идти за Христом".

 

…О предательстве Христа рассказывают все четыре евангелиста. Первосвященники, боясь народного возмущения, дали приказ Иуде взять Иисуса осторожно. Отряду, который привел Иуда, было приказано взять Того, на Кого укажет Иуда. А Иуда, храня в тайне данное ему поручение, ограничился одним лишь указанием: "Кого я поцелую, Тот и есть, за Кем мы идем: Возьмите Его и ведите осторожно". Когда он подошел к Иисусу и растерянно сказал: "Равви, равви...", то Иисус кротко спросил его: "Друг, для чего ты пришел?". Не зная, что сказать на этот вопрос, Иуда в смущении произнес: "Радуйся, Равви" и поцеловал Его. Чтобы показать Иуде, что он не может скрыть своего предательства, Христос сказал: "Иуда, целованием ли предаешь Сына Человеческого?". Вечером в Великий Четверг совершается чтение 12 Евангелий Страстей Христовых. На службе читаются главы Четвероевангелия, повествующие о тайной Вечере, предательстве Иуды, взятии Христа под стражу, Распятии Христа. Верующие стоят перед Распятием с зажженными свечами, и многие, по традиции, приносят зажженную свечу домой, зажигая ей лампаду у иконы, которая горит неугасаемо до Пасхи.

 

 

источник

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
×
×
  • Создать...