Яндекс.Метрика
Перейти к контенту

Прощение в христианстве


Рекомендуемые сообщения

2. Вторая часть этого вопроса касается межконфессиональных отношений, а так же отношений к разного рода сектантам.

Принципы отношения к инославию
Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Михаил, большое спасибо за ссылки, особенно последнюю: читала и прямо тащилась, до чего все замечательно выглядит на бумаге :), впрочем, я не объективна так как о жизни церкви могу судить только по нашей местности, а здесь православная церковь стала возрождаться только последние лет семь...

По поводу моего первого вопроса. Насчет "сможет ли покаяться". Я вообщето не о том спрашиваю, меня скорее интересует сама эта тенденция обнадеживаться возможностью прощения. Кажется, я сама нашла ответ: христианину нужно постоянно помнить о смерти и о своей греховности, и о собственном бессилии это собственно то "с чего начинается духовная жизнь" (по крайней мере так пишет архемандрит Рафаил, и в этом есть изрядная доля истины. Правда я бы еще добавила что человек вообще должен быть достаточно сознательным.)

Тут есть еще один для меня смешной момент: а не является ли грех вообще условием, необходимым для нравственного развития? Подобно тому как мы не бережем здоровья пока не заболеем, бывает, что грех будит нас из душевной спячки, уязвленные им, мы страстно обращаемся к Богу... Я не просто так "от фонаря" это спрашиваю, меня это волнует

Изменено пользователем IA-IA
Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
  • 2 недели спустя...

Отец Сергий, здравствуйте.

Скажите, ведь бесконечно прощать и прощать не всегда можно и мне кажется, даже не всегда полезно.

Иногда бесконечное прощение может привести к тому, что человек окончательно расслабляется, что ему все сходит с рук и продолжает в том же духе, пока окончательно не погибнет. Я говорю о прощении друг друга.

 

Конкретный пример, человек который пьет горькую, просит прощения, обещает, что больше не будет и снова тоже самое. Наступает момент, когда просто не можешь и не хочешь дальше иметь какие-либо отношения с ним, даже когда он к тебе приходит и снова просит, но веры этому человеку уже нет.  Что тогда делать? Снова прощать, потому что понимаешь, что это твое "нет" может привести его к окончательной погибели? Или надеятся, что пьющий получив отказ, наконец поймет, что у него действительно серьезная проблема и начнет бороться. 

С другой стороны, все мы обращаемся к Госоподу и просим простить наши грехи и слабость, но если я не могу дать человеку того, что он просит, "прощения в последний раз", хотя в душе даже не чувствуешь обиды, т.к. понимаешь, что зависимость эта очень страшная,  просто не испытываешь больше доверия к человеку. Но мне тоже не будет прощения, о котором я прошу Госопода в молитве?  Пожалуйста, помогите разобраться.

518623[/snapback]

Правильно, такое прощение, не может считаться христианским, оно сродни толстовскому "непротивлению злу силой". Церковь, как известно, стоит на других позициях.

Рассмотрим евангельский текст: ап. Петр приходит к Иисусу с вопросом: "сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня? до семи ли раз"

Господь отвечает: "не говорю тебе "до семи", но до семижды семидесяти раз"

(Мф.18.21)

Обратите внимание на слова "согрешающему против меня". Речь идет только о личной обиде, а прощение в этом аспекте выступает как нравственное совершенство обиженного. Речь не идет только о моем отношениии к обиде, это не согласие на существования зла в мире, надо иметь это в виду. Тот кто обижает, беспорно несет в себе зло, но вопрос Петра и ответ Христа, тоже предполагает раскаение обидчика.

Другое дело если речь идет не о личной обиде, а о оскроблении ближних, веры, родины. В этом случае прощение зла не только не принесет нам нравственного совершенства, но навредит и нам и нашим любимым. Поэтому мы почитаем христианских воинов как защитников веры и отечества. Поэтому христианские епископы в 10-м веке просили князя Владимира, отменившего наказание преступникам из жалости к ним, вернуть наказания, что бы не страдали мирные жители. И святой князь понял свою ошибку, в дилеме о всепрощении.

Другой аспект ситуации приведенный вами пример с алкоголиком. Прощать человеку ЕГО грех ПРОТИВ СЕбЯ, мы не имеем права, это будет как минимум попустительством в гибели ближнего, а порой и соучастие в его грехе. А зачем вам это нужно. Налить стакан алкоголику из жалости к нему, равносильно тому что, дать ему яду. Это не христианская любовь, это человекоугодничество, соучастие в преступлении, равнодушие к ближнему. И детей мы воспитываем не без строгости, мы им не все попускаем, хоть он может просить и умолять дать ему ножик, что бы всунуть его в розетку, мы не даем ему. В Библии есть даже такие строки: "Не жалей розги для сына своего". Если посмотреть со стороны, то врач оперирующий больного, может показаться нам, мучающим его палачом, но мы то знаем, что он творит ему добро. Подлинная любовь и прощение, это не закрытие глаз на грехи ближнего, а желание его исцеления от зла. Именно так и любит нас Бог, его всепрощение - это не равнодушие к нашим несовершенствам, а живая забота о нашем спасении. Он помогает нам исправиться, но только помогает, не лишая нас личной свободы.

С уважением,

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Тут есть еще один для меня смешной момент: а не является ли грех вообще условием, необходимым для нравственного развития? Подобно тому как мы не бережем здоровья пока не заболеем, бывает, что грех будит нас из душевной спячки, уязвленные им, мы страстно обращаемся к Богу...

мне кажется не совсем так, не сам грех, а то что человек видит свой грех и осознает, что это грех. человек может жить и не видеть греха и/или не обращать на него внимания, соответственно ни какого развития.
Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Объясните, пожалуйста более развернутое пояснение христианскому: ... ударили по левой щеке, подставь правую...

Если воспринимать это буквально, то по-моему это наносит вред всем участникам общения.

Если например жена (подчиненный и т.д.) постоянно подставляет обе щеки мужу (начальнику и т.д.), то муж/начальник в таком случае вне зависимости от справедливости своего обращения будет считать, что жену/подчиненного это устраивает, и будет продолжать в том же духе - опыт показывает.

Как все-таки правильно понимать это изречение?

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Отец Сергий, добрый день

Я бы хотела со своим вопросом вернуться в начало этой темы

Вот вы написали: "не позволять оскорблять своего человеческого достоинства"

У меня вот проблема в том, что я легко забываю обиды от близких людей. Обижаться, дуться, наказывать обидчика необщением с ним.. проще забыть, забить, простить и дальше жить. Однако как быть с достоинством? Вы правы в том, что нельзя позволять его попирать, т.к. по собственному опыту могу сказать, что со временем люди начинают чуть ли не вытирать об тебя ноги в прямом смысле этого слова, и на этой стадии бороться с проблемой крайне сложно. Что же есть наше человеческое достоинство, как определить что человек покушается именно на него? И как пресекать эти покушения? Где границы: 1) человеческого достоинства; 2) непозволения оскорблять себя и ответного оскорбления? И еще подписалась бы под вопросом Майи:

Если например жена (подчиненный и т.д.) постоянно подставляет обе щеки мужу (начальнику и т.д.), то муж/начальник в таком случае вне зависимости от справедливости своего обращения будет считать, что жену/подчиненного это устраивает, и будет продолжать в том же духе - опыт показывает.

И с матушкой моей тоже вот сложность, почти как у автора темы. Человек она с характером крайне тяжелым, все свое детство я помню пронизанным скандалами, жуткими оскорблениями в свой адрес и унижениями. Я понимаю, что она моя мать, я ценю этот ее статус. Наверное, можно сказать, что люблю ее и уважаю. Но не так, чтобы нежно.. скорее формально, чтоли.. хотя вполне искренне. Я нормальный человек, я помогу ей если будет необходимость, если она заболеет, если еще что... Но уже несколько лет я ограничиваю свое общение с ней максимально (живу сейчас одна, без родителей). И разрывает меня на части: жуткое чувство вины по поводу того, что я лишний раз маме не позвоню и не приеду, и нежелание общаться. Каждый раз еду туда через силу, уежаю иногда в слезах. С годами с ней не стало легче.. А вопрос в этой части моего длинного сообщения уже наверное получается даже не о достоинстве, а о почитании родителей. Ведь родители тоже люди и бывают очень разными. Как же быть?

Два вопроса получилось :biggrin:

Поясните, батюшка, как относиться к этим проблемам и поступать по-христиански?

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
  • 4 недели спустя...

Объясните, пожалуйста более развернутое пояснение христианскому: ... ударили по левой щеке, подставь правую...

Ответ на похожий вопрос: Применение силы
Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Объясните, пожалуйста более развернутое пояснение христианскому: ... ударили по левой щеке, подставь правую...

Если воспринимать это буквально, то по-моему это наносит вред всем участникам общения.

Если например жена (подчиненный и т.д.) постоянно подставляет обе щеки мужу (начальнику и т.д.), то муж/начальник в таком случае вне зависимости от справедливости своего обращения будет считать, что жену/подчиненного это устраивает, и будет продолжать в том же духе - опыт показывает.

Как все-таки правильно понимать это изречение?

525530[/snapback]

Это известное изречение Господа мы находим в Евангелие от Матфея 5 гл. 39 ст.

"А я говорю вам: не противьтесь злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую". Эта фраза явилась камнем преткновения для многих людей и в частности для Льва Толстого, который понял ее в примитивно-буквальном смысле и сказав что все христиане до него не понимали Евангелия. Однако здесь речь идет о другом. Из Евангелия от Иоанна мы можем видеть, что и сам Христос поступил иначе, когда на допросе у первосвященника Анны служитель ударил его по щеке (Ин. 18, 22-23). Здесь речь идет прежде всего о недопущении возникновения чувства мести в сердце христианина. Ведь если посмотреть на эту фразу в контексте всей главы (это Нагорная проповедь), то мы увидим, что в ней речь идет исключительно о внутренних движениях души человека и о духовном совершенстве. Показан идеал нравственности именно внутренней. Исходя из этого это повеление "подставить щеку" следует понимать так, если тебя обидели, то в твоей душе не должно возникать злое чувство в отношении к обидчику. Именно так, не следует отвечать злом за зло, что бы зло не умножалось во вселенной геометрической прогрессией. Можно ответить обидчику и дать сдачи, в том случае если это пойдет на пользу хулигану, но сделать это, если угодно с "отеческой любовью", без зла, как преподание урока.

Христианин должен бороться со злом всеми доступными средствами, в том числе с оружием в руках, тогда когда это требуется, но не допускать появления ненависти в себе самом.

Анализируя конкретный пример с мужем/начальником, можно с вами согласиться, что подставление щек женой/подчиненным не пойдет на пользу ни мужу, ни жене, ни семье в целом. И поэтому жена/подчиненный может положить конец безобразию, но так что бы в ее сердце не возникло чувство мести к обидчику, т.е. сделать это с христианским смирением. Понимаю, что сделать это очень сложно, гораздо легче дать волю своим эмоциям и выплеснуть их во всей полноте. наверное, иногда даже легче "подставить вторую щеку" и потом мыслить в себе: "вот он гад какой, а я то молодец", но этот вариант не лучше, а чем-то даже хуже. Христианская добродетель достигается не просто, на то это и религия божественного совершенства.

С уважением,

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Отец Сергий, добрый день

Я бы хотела со своим вопросом вернуться в начало этой темы

Вот вы написали: "не позволять оскорблять своего человеческого достоинства"

У меня вот проблема в том, что я легко забываю обиды от близких людей. Обижаться, дуться, наказывать обидчика необщением с ним.. проще забыть, забить, простить и дальше жить. Однако как быть с достоинством? Вы правы в том, что нельзя позволять его попирать, т.к. по собственному опыту могу сказать, что со временем люди начинают чуть ли не вытирать об тебя ноги в прямом смысле этого слова, и на этой стадии бороться с проблемой крайне сложно. Что же есть наше человеческое достоинство, как определить что человек покушается именно на него? И как пресекать эти покушения? Где границы:  1) человеческого достоинства; 2) непозволения оскорблять себя и ответного оскорбления? И  еще подписалась бы под вопросом Майи:

Если например жена (подчиненный и т.д.) постоянно подставляет обе щеки мужу (начальнику и т.д.), то муж/начальник в таком случае вне зависимости от справедливости своего обращения будет считать, что жену/подчиненного это устраивает, и будет продолжать в том же духе - опыт показывает.

И с матушкой моей тоже вот сложность, почти как у автора темы. Человек она с характером крайне тяжелым, все свое детство я помню пронизанным скандалами, жуткими оскорблениями в свой адрес и унижениями. Я понимаю, что она моя мать, я ценю этот ее статус. Наверное, можно сказать, что люблю ее и уважаю. Но не так, чтобы нежно.. скорее формально, чтоли.. хотя вполне искренне. Я нормальный человек, я помогу ей если будет необходимость, если она заболеет, если еще что... Но уже несколько лет я ограничиваю свое общение с ней максимально (живу сейчас одна, без родителей). И разрывает меня на части: жуткое чувство вины по поводу того, что я лишний раз маме не позвоню и не приеду, и нежелание общаться. Каждый раз еду туда через силу, уежаю иногда в слезах. С годами с ней не стало легче.. А вопрос в этой части моего длинного сообщения уже наверное получается даже не о достоинстве, а о почитании родителей. Ведь родители тоже люди и бывают очень разными. Как же быть?

Два вопроса получилось ^give_rose^

Поясните, батюшка, как относиться к этим проблемам и поступать по-христиански?

528334[/snapback]

По моему, вы недалеки от истины.

Иногда, для того что бы понять, что сейчас лучше сделать "дать взаймы или дать в морду", следует мысленно поставить себя на место другого человека и подумать, а что будет сейчас полезнее для его души, так и поступить. Вообще, конкретных рекомендаций здесь не может быть, иногда даже во внешне сходных ситуациях, следует поступить по разному, ведь многое зависит и от внутреннего состояния аппонентов. Желательно, что бы разобраться в этом, обратиться с молитвой к Господу, Он подскажет.

А в отношении к родителям, все проще, заповедь указывает на необходимость почитания, т.е. оказания почтения, уважения. Не предполагается рабского подчинения родителям. Подчинения, и то разумного, можно требовать только от детей (лет так до 14-ти, думаю). А про семейных вообще сказано: "Оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей" (Мф. 19, 5. Быт. 2, 24).

С уважением,

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
×
×
  • Создать...