Яндекс.Метрика
Перейти к контенту

Массаж и гимнастика в раннем возрасте


Рекомендуемые сообщения

Необходимо создавать благоприятные условия для движения ребенка с первых дней его жизни. Массаж пробуждает к активности и вместе с гимнастикой способствует нормальному развитию организма.

Он ускоряет циркуляцию крови и лимфы, усиливает функции потовых и сальных желез. Все это улучшает обмен веществ. Кожа становится упругой и эластичной, повышается ее сопротивляемость различным температурным и механическим воздействиям. Возникающее при массаже возбуждение в коже и мышцах по нервным путям достигает коры головного мозга (импульсы), оказывает воздействие на центральную нервную систему. В результате улучшается ее влияние на все органы и системы, главным образом на пищеварительную, дыхательную и сердечно-сосудистую.

Расширение сосудов под влиянием массажа способствует улучшению кровообращения.

 

Физические упражнения исключительно благоприятно действуют на центральную нервную систему, способствуют общему развитию и укреплению организма. Под влиянием движений у новорожденного образуется много новых условных рефлексов: малыши становятся активнее, бодрее, у них улучшается координация. Хорошо растут, становятся более прочными кости, своевременно происходит замещение хряща костной тканью. Благодаря упражнениям развиваются мышцы, улучшается обмен веществ. Под влиянием гимнастики становится более глубоким и ритмичным дыхание, что способствует нормальному развитию грудной клетки, улучшается деятельность сердечно-сосудистой системы. Нормализуется работа органов пищеварения, в том числе деятельность кишечника, что способствует устранению запоров и газообразования. Усиливается выделение пищеварительных соков, помогающее всасыванию питательных веществ и поступлению их в кровь. Ускоряется выделение продуктов распада из организма (через кожу, кишечник, почки).

Занятия ребенка гимнастикой рекомендуется начинать, когда ему исполнится 1,5-2 месяца, а массаж еще раньше: с 3-4 недель. Но приступить к этим упражнениям можно только с разрешения врача, который учитывает состояние здоровья ребенка, уровень его развития.

Массаж. Научиться приемам массажа можно у детской медицинской сестры.

 

Вот некоторые рекомендации. Необходимо помнить, что направление массажных линий должно совпадать с направлением оттока лимфы; то есть от периферии к центру. Поэтому руки ребенка массируют от пальцев и кисти к плечу, а ноги - от стоп голеней к паху. Применяют следующие массажные приемы: поглаживание, растирание, разминание и поколачивание.

При ПОГЛАЖИВАНИИ ладонь скользит по коже с различной силой давления, более слабой в начале и конце массажного движения и всегда по ходу тока лимфы. Кисть руки, плотно прилегая к телу, движется то медленно, то ритмично. Обычно с этого приема начинается каждое занятие и им же заканчивается.

РАСТИРАНИЕ проводится подушечками пальцев. Кожа вместе с глубоко лежащими тканями растирается с различной интенсивностью, но обязательно по направлению тока лимфы. Степень давления постепенно увеличивается. Под влиянием растирания улучшается питание сухожилий, суставов, повышается сократительная способность мышц.

РАЗМИНАНИЕ осуществляется короткими движениями рук, нос большим, чем при растирании, давлением. Мышечные пучки оттягиваются от костей и как бы разминаются между пальцами. Этот прием используется для более глубокой проработки мышц.

ПОКОЛАЧИВАНИЕ выполняется вначале одним пальцем, потом двумя, а затем тыльной поверхностью руки и ребром ладони. Движения кисти должны быть свободными, легкими. Этот прием способствует улучшению кровообращения и усилению питания глубоко лежащих тканей, а также активизирует деятельность внутренних органов.

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

ПРОДОЛЖЕНИЕ.

 

Все эти виды массажа проводятся последовательно.

При неправильной технике массажа и несвоевременном выполнении тех или иных его приемов можно причинить вред ребенку.

Гимнастика для малышей - это специально подобранные простые движения, выполняемые при помощи взрослого.

В связи с преобладанием у ребенка напряжения (тонуса) мышц-сгибателей над разгибателями, сначала выполняются только рефлекторные движения, например хватательные. Они возникают в ответ на специально производимые раздражения.

С 3-4 месяцев, когда исчезает этот повышенный тонус мышц-сгибателей, включаются упражнения для конечностей и туловища, выполняемые также с помощью взрослого. В дальнейшем они заменяются активными движениями, которые после 6-7 месяцев делаются более сложными, а к 10-12 месяцам выполняются осознанно, становясь хорошо согласованными.

 

При проведении массажа и гимнастики необходимо соблюдать следующие условия. Перед занятиями вымойте руки теплой водой и вытрите их насухо, коротко остригите ногти, снимите кольца, часы - все, что может поцарапать кожу ребенка.

Приступая к упражнениям, связанным с движениями рук и ног, предварительно помассируйте их. Перед упражнениями для туловища сделайте массаж живота и спины. Продолжительность каждого отдельного приема массажа - 0,5-2 минуты. Делая упражнения, ласково разговаривайте с малышом или напевайте ему.

 

В первые 1,5-2 месяца жизни применяют преимущественно поглаживание; с 2 месяцев с массажем практикуют движения рефлекторного характера. С 3-4 месяцев количество приемов массажа уменьшают, заменяя их гимнастическими упражнениями. В 5-6 месяцев вводят активные движения и оставляют только некоторые приемы массажа живота и спины. После полугода их, как правило, полностью заменяют физическими упражнениями.

Во время массажа тело ребенка должно находится в горизонтальном положении (лежа); при массаже конечностей руки и ноги должны быть полусогнуты. При массаже ног необходимо избегать толчкообразных движений в области суставов, обходить коленную чашечку и область под коленом, не надавливая на нее. Правильнее всего делать массаж колена двумя большими пальцами, поддерживая ногу ребенка ладонями. При массаже живота необходимо щадить область печени и не задевать половые органы; при похлопывании спины щадить область почек.

Массаж детей грудного возраста должен проводиться с большой осторожностью, легкостью, нежностью. Поколачивание выполняют не ребром кисти, а тыльной стороной полусогнутых пальцев, с соблюдением постепенного нарастания интенсивности, начиная прием одним пальцем, постепенно включая второй, третий и четвертый. Движения при поколачивании осуществляются за счет лучезапястного, а не локтевого сустава.

Если ребенок во время процедуры начинает плакать, нужно прервать массаж и успокоить его.

Как одевать ребенка для массажа и занятий гимнастикой? В возрасте до 1 года 2 месяцев он должен быть полностью обнажен. Но в холодное время года, когда увеличивается теплоотдача при массаже, нужно укрывать тело ребенка, кроме массируемой области, теплой пеленкой. Детям старше указанного возраста лучше заниматься в облегченной одежде: трусах или легком комбинезоне. На ноги надевают носки или тапочки. Если малыш хорошо закален, то можно заниматься босиком на коврике.

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

ПРОДОЛЖЕНИЕ.

 

Гимнастике должно быть твердо определено время в режиме дня - не менее 2 раз. Для детей грудного возраста это будет период бодрствования не менее чем через 40 минут после еды (лучше в первой половине дня); для более старших - утро, через 30 минут после завтрака, перед прогулкой. В том случае, если ребенок заснет сразу после еды, можно провести гимнастику, когда он проснется, но не позднее, чем за 20-30 минут до кормления.

Массаж и гимнастику следует проводить в хорошо проветренной комнате при температуре не ниже 20-22 С. В летнее время рекомендуется заниматься при открытом окне, форточке или на улице, в защищенном от ветра месте, при температуре в тени не менее 21-22 С. Следите, чтобы во время занятий ничто не отвлекало ребенка.

Лучшее место для массажа и гимнастики для детей до года - стол, покрытый сложенным вчетверо байковым одеялом, поверх которого положены клеенка и чистая простынка. Высота стола 75 см, длина - 90 см, ширина - 70 см.

При выполнении упражнений руки, ноги и особенно туловище ребенка захватывайте очень осторожно, без сильного нажима на кости, не защищенными мышцами, оберегайте голову ребенка от ушиба.

С первых же дней научитесь уверенно держать ребенка, не допускайте никакого насилия при упражнениях. Все движения делайте ритмично, спокойно, плавно и точно. Не рекомендуется сразу приступать к занятиям, лучше вначале немного поговорить с ребенком, настроить его на предстоящие упражнения.

Начинать занятие надо с легких упражнений, постепенно переходя к более сложным. Нельзя длительно тренировать одни и те же группы мышц, следует чередовать движения, повторяя каждое из них от 2-4 до 8-10 раз.

После занятий заверните ребенка в теплую пеленку и уложите в постель для 20-30-минутного спокойного отдыха.

В холодную, особенно зимнюю, погоду можно выносить малыша на улицу не раньше чем через час после занятий.

Кроме специальных упражнений необходимо, по крайней мере, десять раз в день создавать ребенку условия для свободного лежания на животе и ползания.

Несмотря на множество общих правил, необходим, как отмечалось раньше, строго индивидуальный подход к детям, в зависимости от их характера и развития. Например, у вялого, с замедленной реакцией ребенка старше года желательно вызывать активность; робкому и неуверенному - в случае необходимости оказывать помощь; нетерпеливого, легко возбудимого - успокаивать.

Таким образом, невозможно рекомендовать всем стандартные комплексы упражнений. Ниже мы приведем ориентировочные комплексы, соответствующие определенному возрасту, которые облегчат подбору упражнений для детей в первые месяцы и годы их жизни.

Упражнения надо подбирать с учетом развития двигательных навыков ребенка, его способности удерживать голову, сидеть, стоять. В зависимости от этого, ребенок причисляется по заключению врача к определенной возрастной группе, которая не всегда соответствует его истинному возрасту.

 

Организация занятий гимнастикой с детьми

При организации занятий с детьми необходимо учитывать целый ряд важных обстоятельств.

Одним из самых важных вопросов является правильный подбор упражнений с учетом возраста и развития детей. В занятия с более старшими детьми включается большее число упражнений; повышается темп выполнения движений и частота повторений. Исключительно важное значение имеет дозировка упражнений, так как дети младшего возраста при нарушении этого требования быстро устают и могут потерять интерес к занятиям. Начинайте с минимальной дозировки и всегда следите за тем, чтобы ребенок, увлекаясь, не переходил указанных границ и не переутомлялся.

Упражнения должны быть интересны детям. Необходимо следить за тем, чтобы распределение нагрузки на все части тела было равномерным, т.е. надо следить за сменой движений рук, ног и туловища. Начинать занятия надо с легких упражнений, постепенно переходить к более сложным, а заканчивается занятие очень легкими упражнениями и ходьбой. После наиболее трудных упражнений необходимо делать кратковременные паузы для отдыха - 30-40 секунд. Необходимо также менять исходные положения, из которых производятся упражнения: сидя, стоя, лежа на спине и животе, так как дети устают, если длительное время находятся в одном положении.

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

ПРОДОЛЖЕНИЕ.

 

Очень полезно включать упражнения с предметами: флажками, палками, мячами, скамейками, лестницами и т.п. Однако при этом следует проверять, соответствуют ли они по размеру и весу, возрасту и физическому развитию ребенка. Очень полезны также упражнения, состоящие из разнообразных подражательных движений, которые развивают творческую фантазию ребенка. Они интересны детям и малоутомительны. Упражнения в форме различных игр увлекают детей и вызывают у них положительные эмоции.

Перед каждым упражнением объясняйте ребенку последовательность движений. Делайте это четким, бодрым голосом. Объяснение должно быть очень кратким, так как внимание у маленьких детей очень неустойчиво, и они не могут сосредоточиться на длительном объяснении. Чаще показывайте, как надо выполнять упражнение. Демонстрировать нужно "зеркальным" способом, то есть, стоя против ребенка, например, поднимать правую руку, если он должен поднять левую, и наоборот.

Старайтесь каждому упражнению придумать легко запоминающееся название, чтобы ребенок уже по первым словам знал, что ему делать.

Учитывая, что координация движений у дошкольников еще не совершенна, не требуйте от них абсолютно правильного выполнения упражнений. Важны основные элементы движений.

Очень полезно каждую неделю вводить в комплекс новые упражнения, являющиеся вариантами ранее выполняемых. Например, можно наклоняться вперед, назад, в стороны; приседать на одной ноге, на двух; ходить на носках, пятках, наружных сторонах стоп и т.д.

Полностью заменять комплекс следует лишь раз в месяц.

Если ребенок плохо себя чувствует, надо прекратить занятия гимнастикой, пока не будет выяснена причина недомогания. Возобновлять их после выздоровления можно не ранее чем через 1-1,5 месяца, причем начинать надо с незначительной нагрузки и повышать ее постепенно.

При катаре верхних дыхательных путей, насморке, протекающих у ребенка без температуры, при общем удовлетворительном состоянии прекращать занятия не требуется. Надо только исключить все трудные, сложные упражнения, уменьшить число повторений каждого из них.

Продолжительность занятий зависит от возраста ребенка:

Для детей до года она не должна превышать 7-8 минут; для 3-летних - 15-18 минут; для 4-летних - 18-20 минут; для 5-6-летних - 20-25 минут.

Число повторений каждого упражнения и также зависит от возраста ребенка и от сложности упражнения и колеблется от 1-2 до 8-10 раз.

 

Утренняя гигиеническая гимнастика

Ежедневное выполнение утренней гигиенической гимнастики имеет большое оздоровительное и воспитательное значение. Выполняя утром сразу после сна несложный комплекс гимнастических упражнений, ребенок получает заряд бодрости на целый день. Эти занятия улучшают деятельность всех органов и систем организма, способствуют развитию двигательных навыков, укреплению мышц, формированию правильной осанки, в определенной степени регулируют функции дыхания и кровообращения.

Утреннюю зарядку следует проводить с малышом ежедневно перед завтраком в одно и то же время. Ее продолжительность: 4-6 минут при возрасте ребенка - 2-3 года; 5-6 минут - при возрасте 4-5 лет; 6-8 минут - при возрасте - 67- лет.

В комплекс утренней гимнастики включаются 6-8 упражнений для всех групп мышц. Количество их повторений зависит от характера упражнений. Если они вовлекают в работу большие группы мышц (например, наклоны туловища, приседания), их повторяют2-3 раза при возрасте 2-3 года, и 5-6 раз - для более старших детей. Общеразвивающие, для рук и ног, - соответственно 4-6 и 8-10 раз.

Сначала выполняются легкие упражнения, затем - сложнее и в заключение ходьба - она успокаивает дыхание, выравнивает работу сердца и приводит организм в обычное спокойное состояние.

С 2-4летними детьми зарядка может проводиться в виде подвижной игры, включающей 3-4 простейших имитационных движения (например, "как мы растем", "деревья качаются" и т.д.).

Когда ребенок научится выполнять все упражнения комплекса утренней гимнастики правильно и четко, замените их другими (примерно, через 8-12 дней). Делайте это и в том случае, если ребенок теряет интерес к утренней гимнастике. Только заменяйте не сразу все упражнения, иначе снизится качество их выполнения.

В холодное время года зарядку надо делать при открытой форточке или фрамуге, а в теплое - желательно на открытом воздухе. Одет ребенок должен быть так, как и при других видах физических занятий. Ниже приведены возможные комплексы утренней зарядки для детей разных возрастов.

 

Массаж и гимнастика в раннем возрасте

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
  • 4 месяца спустя...

Потягушечки (массаж и гимнастика с потешкой)

 

Через прикосновение, поглаживание мама дарит ребёнку радость телесного общения, помогает малышу открывать собственное тело и его возможности, а прибаутки превращают массаж и гимнастику в весёлую забаву.

Следует обратить внимание, что

1) заниматься нужно при благодушном настроении малыша

2) упражнения должны соответствовать моторному развитию ребёнка (не опережая физическое развитие, а соответствуя ему, например, поворачиваем на бочок, когда малыш сам пытается это делать)

Начинаем с нежного поглаживания и ощупывания, особое внимание уделяя кистям рук и ступням ног, так как они наиболее богаты нервными окончаниями.

Гимнастика вводится тогда, когда малыш начинает проявлять интерес к окружающему миру и физические упражнения доставляют ему радость.

Нежно поглаживаем малыша от головы до пяточек

 

***

Хорошеньким — хорошок.

Пригоженъким — пригожок.

Стройненьким — стройнячок,

А родненьким — родняшок.

***

Расти, Маша, выше,

До хорОм, до крыши.

Расти, не балуй,

Маму с папой жалуй.

Расти с брус толщины

Да с дом вышины.

***

Потягунюшки, порастунюшки (поглаживаем от головы до пяточек)

Поперек толстунюшки,

А в ножки – ходунюшки, (двигаем ножками)

А в ручки – хватунюшки, (сжимают и разжимают кулачки)

А в ушки — слышунюшки, (показывают ушки)

А в глазки — глядунюшки, (показывают глазки)

А носику — сопунюшки, (показывают носик)

А в роток — говорок, (показывают ротик)

А в головку — разумок!

 

Упражнения для ручек

Разводим ручки малыша в стороны и сводим, перекрещивая на грудке

Тятеньки — сажень,

И маменьки — сажень,

И сестрице — сажень,

И братику – сажень

(и т.д.),

А Ванюшеньке большую, наибольшую

Самую большую

 

Чушки, вьюшки, перевьюшки (крутим кулочки друг вокруг друга,)

Тимбирлим сидит в кадушке (стучим кулачками друг о другасо стороны ребер ладошек)

А мы его по макушке (приближаем ручки малыша к его голове);

Бац-бац-бац (прикасаемся кулачками к головке)

(постукиваем кулачками ребенка друг о друга)

Вьюшки, вьюшки,

Вьюшки вью,

Колотушки колочу,

Приколачиваю.

Массаж спинки.

Нежно гладим спинку ребёнка широким движением от ягодиц вверх — тыльной стороной кисти, от плеч вниз — ладонью.

 

***

Идёт бай по стене,

Несёт лапти на спине,

Детёнкам по избёнкам,

Дарит по лаптёнкам…

***

Папа-ёж, папа-ёж,

ты нам спинку не потрёшь?

Старинная гимнастика

***

Тушки-татушки,

испекли ватрушки (водим ручками вверх-вниз, как

музыкант, играющего на тарелках),

На окно поставили (руки с определённым усилием опускаются на животик)

Остывать оставили (машем ручками)

А пшеничный пирожок —

Он на опарышке взмешён (нежно прощипать-промять

от животика до плеч)

Так высо-о-оконъко-высок! (Ручки поднимаются к макушке)

***

На лугу, на лугу (гладим животик по часовой стрелке)

Стоит миска творогу (кладём ладонь на животик),

Прилетели две тетери (пощипиваем бочка снизу вверх)

Поклевали (двумя пальцами пробегаем по животику)

Улетели (поглаживаем малыша)

Массаж ладошек и стопок

***

(гладим ручку ручкою и далее по тексту)

Ручку ручкою погладим,

Пальчик пальчиком потрём,

Отдохнём совсем немножко,

А потом опять начнём

***

Птичка-птичка, (водим пальчиком по ладошке)

Вот тебе водичка (сделайте тот же круг, но уже с помощью пощипывания или

покалывания)

Вот тебе крошки

На моей ладошке.

***

Сидит белка на тележке, (круговыми движениями гладим пяточку)

Раздает она орешки

Мишке толстопятому — (проглаживаем пальчики, начиная с большого)

Заиньке усатому –

Лисичке-сестричке —

воробью — синичке

Кому в роток, (гладьте большим пальцем подушечки стопы)

кому в зобок,

кому в лапочку»

***

(покалачиваем по пяточке)

Куй, куй, каблучок!

Подай бабка башмачок.

Не подашь башмачка —

Не подкуем каблучка.

Игровой массаж спины для деток постарше

***

Мы капусту рубим, рубим (рубящие движения рёбрами ладоней)

Мы морковку трём, трём (трущие движения костяшками пальцев)

Мы капусту солим, солим (точечные прикосновения пальцами)

Мы капусту жмём, жмём (прожимание мышц пальцами)

Сок капустный пьём, пьём (поглаживающие движения ладонями)

 

***

Били лён, били (стучим кулачками по спине)

Топили, топили (растираем ладонями).

Колотили, колотили (похлопываем).

Мяли, мяли (разминаем пальцами)

Трепали, трепали (трясём за плечи)

Белы скатерти ткали (чертим ребрами ладоней)

На столы накрывали (поглаживаем ладонями)

 

***

Рельсы, рельсы. (проводим одну, потом другую линии вдоль позвоночника)

Шпалы, шпалы. (проводим поперечные линии)

Ехал поезд запоздалый. («едем» ладонью по спине)

Из последнего вагона

Вдруг посыпался горох. (стучим по спине пальцами обеих рук)

Пришли куры, поклевали. (стучим указательными пальцами)

Пришли гуси, пощипали. (щипаем спинку)

Прошёл слон, («идём» по спине тыльной стороной кулаков)

Прошла слониха, («идём» кулаками, но с меньим усилием)

Прошёл маленький слонёнок. («идём» тремя пальцами, сложенными в щепоть)

Пришёл директор магазина, («идём» по спине двумя пальцами)

Всё разгладил, всё расчистил. (поглаживаем спину ладонями верх-вниз)

Поставил стол, (изображаем — стол кулаком)

Стул, (стул — щепотью)

Печатную машинку. (печатную машинку — пальцем)

Стал печатать: («печатаем» по спине пальцами)

Жене и дочке,

Дзинь-точка. (на этих словах каждый раз щекочем бочок)

Шлю вам чулочки,

Дзинь-точка.

Прочитал, (водим пальцем, как будто читаем)

Помял, разгладил, (щипаем, а затем поглаживаем спинку)

Прочитал,

Помял, разгладил,

Сложил, (можно делать поглаживающие движения, имитируя действия с письмом)

Отправил. («ложим письмо» за шиворот)

My Webpage

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
  • 3 года спустя...

Очень полезная инфа, а я еще читала http://uhodzaditem.ru/index.php?pg=Massazh, что маленьким делать нужно 2 вида массажа: поглаживание и растирание (в положении ребенка на спине, животе).

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
  • 1 год спустя...

Погладить мама может, конечно. Но если нужен лечебный массаж, то тут только специалист нужен. Егорке 3 курса лечебного массажа делали до года. Были проблемы с тонусом мышц. Помогло!

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
  • 2 месяца спустя...
  • 9 месяцев спустя...
  • 3 года спустя...
  • 3 недели спустя...

А никто не знает, где можно найти информацию по гимнастикяе на мяче для грудничка?

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
×
×
  • Создать...