Olga (Liel) 0 Опубликовано 22 Июля 2006 Жалоба Поделиться Опубликовано 22 Июля 2006 Осанка хорошая и плохая Автор: Соколова Елена -------------------------------------------------------------------------------- С этого номера «Няня» начинает цикл публикаций о проблемах, связанных с нарушением осанки у детей. В наши дни это актуально практически для всех малышей, а особенно для младших школьников. В этот раз мы рассмотрим основные моменты формирования правильной осанки и последствия сбоев в ней у детей разного возраста. Родители часто не обращают внимания на осанку ребенка - ведь малыш ни на что не жалуется. Вернее, жаловаться он может на что угодно: головные боли, повышенную утомляемость, плохую память, но мало кто свяжет все эти нарушения с состоянием позвоночника. Позвоночник - сложнейшая конструкция. Позвонки составляют его основу, межпозвонковые хрящи, суставы позвоночных отростков и связочный аппарат скрепляют их между собой. Мышцы обеспечивают устойчивость и подвижность позвоночника. Все функции позвоночника взаимосвязаны: он должен быть подвижен, насколько это возможно, устойчив, насколько это необходимо, и достаточно крепок, чтобы выдержать статические и динамические нагрузки. А им позвоночник подвергается постоянно. Он участвует буквально в каждом движении: и при ходьбе, и при любом движении головы или конечностей на центральную ось тела действуют динамические нагрузки. Кроме того, позвоночник практически постоянно испытывает статические нагрузки. Поддерживать определенное положение тела нам приходится не только стоя, но и сидя или при работе в наклон. Природный амортизатор Позвоночник работает и как система амортизаторов, которые гасят вертикальные нагрузки. Удары, направленные по вертикальной оси тела, возникают при каждом шаге или прыжке. Без надежных рессор все тело, в том числе головной мозг, получало бы постоянные сотрясения. Рессорная функция осуществляется за счет эластичных межпозвонковых хрящей и наличия физиологических (естественных) изгибов позвоночника - лордозов и кифозов. Лордозом называется изгиб позвоночника, обращенный выпуклостью вперед, а кифозом - выпуклостью назад. Волнообразная форма позвоночника помогает амортизировать вертикальные нагрузки. Мышцы, окружающие позвоночник, обеспечивают две его противоположные функции - подвижность и стабильность. Подвижность в каждом межпозвонковом суставе по отдельности невелика, но позвоночник в целом - достаточно гибкая система. Координация работы мышц обеспечивает гармоничные движения позвоночника. Главную роль в сохранении вертикальной позы играют мышцы спины, его выпрямляющие и подвздошно-поясничные мышцы. Для стабильности позвоночника очень важны и своеобразные гидравлические опоры - давление в грудной и брюшной полостях. Мышцы брюшного пресса имеют не меньшее значение для удержания осанки и защиты позвонков от смещений и травм, чем мышцы спины. Мышечная тяга формирует изгибы позвоночника, стимулирует его нормальное развитие. Хорошо развитый мышечный корсет способен защитить его от травмирующих нагрузок. Нарушения мышечного тонуса происходят при любых неполадках в позвоночнике. Слабость мышечного корсета, неравномерный тонус мышц неизбежно связаны с усилением или уплощением его физиологических изгибов либо с его боковым искривлением. Все это приводит к возрастанию нагрузки на межпозвонковые диски. Между «просто» нарушениями осанки и болезнями позвоночника нет четкой границы. Типичный пример такого переходного состояния - нестабильность позвоночника. Слабые мышцы и связки не в состоянии удерживать позвонки при движениях, вялая осанка приводит к повышенному давлению на межпозвонковые диски, и при этом развивается юношеский остеохондроз, который отличается от «обычного» только возрастом больных. Определение «обычный», впрочем, можно было бы и не ставить в кавычки, а использовать в самом буквальном смысле, ибо, по данным медицинской статистики, от 40 до % всех жителей земного шара страдают остеохондрозом. Примерно каждый третий человек старше 30 лет жалуется на боли в спине или головную боль, связанные с этим заболеванием. Позвоночник - это: жесткий стержень, который поддерживает туловище, голову и пояс верхних конечностей; надежная опора всех рычагов из костей и мышц, которые обеспечивают любое движение туловища и конечностей; прочный «защитный футляр» спинного мозга; гибкая цепь, которая позволяет туловищу сгибаться и поворачиваться; эластичная рессора, которая гасит удары и толчки и удерживает равновесие тела. Столб «здоровья» Таким образом, две наиболее распространенные напасти, связанные с позвоночником, - нарушения осанки и остеохондроз - это звенья одной цепи. А поскольку нет такого заболевания позвоночника, которое не влияло бы на все остальные органы и системы организма, то можно сказать, что позвоночный столб - это, действительно, «столб здоровья». Один из главных методов лечения нарушений осанки и заболеваний позвоночника - лечебная физкультура - лфк. Что такое лечебная физкультура? В каких случаях она желательна, а в каких необходима? Как правильно выполнять упражнения? Что еще могут сделать родители, чтобы помочь своему малышу остаться здоровым? Все эти вопросы мы постепенно рассмотрим в наших публикациях. Но сначала мы поговорим о том, что такое осанка и чем хорошая осанка отличается от плохой. Дать короткую формулировку осанке трудно. Самое распространенное и простое определение звучит так: «Привычная поза непринужденно стоящего человека, которую он принимает без излишнего мышечного напряжения». В более широком понимании осанка - это и положение тела в различных статических позах и особенности работы мышц при ходьбе и при выполнении различных движений. Но определить, какая у человека осанка, во время танца, работы и просто ходьбы слишком сложно, поэтому при оценке осанки и диагностике ее нарушений используют характеристики позы стоя. Осанка зависит в первую очередь от формы позвоночника. Ее нарушения сами по себе не являются болезнью, но они создают условия для заболевания не только позвоночника, но и внутренних органов. Плохая осанка - это или продление болезни, или состояние предболезни. Главная опасность нарушений осанки состоит в том, что при этом ничего не болит до тех пор, пока не начнутся дегенеративные изменения в межпозвонковых дисках (остеохондроз). Даже такая серьезная болезнь, как сколиоз, до поры до времени протекает без боли. Плохая осанка снижает запас прочности организма: сердце бьется в тесной грудной клетке, впалая грудь и повернутые вперед плечи не дают расправиться легким, а выпяченный живот нарушает нормальное положение органов брюшной полости. Уменьшение физиологических изгибов позвоночника (плоская спина), особенно в сочетании с плоскостопием, приводит к постоянным микротравмам головного мозга и повышенной утомляемости, головным болям, нарушениям памяти и внимания. Привычка сутулиться Чаще всего плохая осанка сочетается с плохим развитием мышц и сниженным общим тонусом организма, с нарушенным из-за неправильного положения головы кровоснабжением головного мозга, слабым зрением. Причины и следствия здесь разделить трудно. Близорукость может развиться от привычки сутулиться - и наоборот, плохое зрение часто становится причиной плохой осанки. Привычка горбиться может спровоцировать начало сколиоза или кифоза, особенно при наличии нарушений обмена веществ в соединительной ткани, или обменные нарушения могут вначале вызвать дегенерацию межпозвонковых дисков и тел позвонков, а вызванные этим нарушения осанки легко принимают необратимый характер. Типично «детские» болезни позвоночника - кифоз и сколиоз - считаются системными (то есть общими) заболеваниями, которые часто сопровождаются нарушениями обмена веществ. Это действительно так, но в очень многих случаях эти болезни можно если не предупредить, то хотя бы не дать им прогрессировать. При правильной осанке все части тела расположены симметрично относительно позвоночника, нет поворотов таза и позвонков в горизонтальной плоскости и изгибов позвоночника или косого расположения таза - во фронтальной, остистые отростки позвонков расположены по средней линии спины. Проекция центра тяжести тела при хорошей осанке находится в пределах площади опоры, образованной стопами, примерно на линии, соединяющей передние края лодыжек. Пропорции тела с возрастом меняются: относительный размер головы уменьшается, конечностей - увеличивается и так далее. Поэтому устойчивое вертикальное положение тела в различные возрастные периоды достигается за счет разного взаиморасположения частей тела и разных усилий мышц, поддерживающих туловище. Правильная осанка у дошкольника и школьника отличается. Нормальная осанка дошкольника выглядит следующим образом: грудная клетка симметрична, плечи не выступают вперед, лопатки слегка выступают назад, живот выдается вперед, ноги выпрямлены, намечается поясничный лордоз. Остистые отростки позвонков расположены по средней линии спины. А нормальная осанка школьника выглядит так: плечи расположены горизонтально, лопатки прижаты к спине, не выступают. Физиологические изгибы позвоночника выражены умеренно. Выпячивание живота уменьшается, но передняя поверхность брюшной стенки расположена спереди от грудной клетки. Правая и левая половины туловища при осмотре спереди и сзади симметричны. При нарушениях осанки мышцы туловища ослаблены, поэтому принять правильную осанку ребенок может лишь ненадолго. У здоровых, гармонично развитых людей юношеская осанка сохраняется до глубокой старости. Простейший тест на правильность осанки - встать спиной к стене без плинтуса. Затылок, лопатки, ягодицы, икроножные мышцы и пятки должны касаться стены. Расстояние между стеной и телом в районе шейного и поясничного лордозов примерно 2-3 пальца. Небольшая асимметрия тела есть у каждого, но, если нарушения осанки заметно выражены и, тем более, если они прогрессируют, пора идти к врачу. А еще лучше, если вы будете не исправлять осанку своего ребенку, а приложите усилия для ее правильного формирования. Как? Об этом мы, собственно, и будем говорить в следующих номерах «Няни». Подготовила Елена СОКОЛОВА, администратор сайта детского массажа www.kindermassage.ru Консультанты: Николай МЕДНИКОВ, детский массажист Алексей ВИЛЕСОВ, хирург-ортопед http://www.nanya.ru/opit/9956 Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Olga (Liel) 0 Опубликовано 17 Августа 2006 Автор Жалоба Поделиться Опубликовано 17 Августа 2006 Осанка у малышей Автор: Соколова Елена -------------------------------------------------------------------------------- Мы продолжаем цикл публикаций о нарушениях осанки у детей (см. № 6 за 2006 г.). В этой статье мы расскажем вам о возможных мерах профилактики проблем с позвоночником у детей дошкольного возраста А начнем разговор с изучения процесса формирования осанки. Точнее, поговорим подробнее о том, как позвоночник принимает ту форму, которая необходима для жизнедеятельности организма в целом. Так, у новорожденного позвоночник имеет форму равномерной дуги. Формирование первого изгиба - шейного лордоза - начинается вскоре после рождения ребенка под влиянием работы мышц, когда малыш пытается поднимать, держать голову. Второй изгиб - грудной кифоз - формируется, когда ребенок садится и ползает на четвереньках. Позже, когда кроха начинает стоять и ходить, процесс формирования осанки дополняется увеличением угла наклона таза и формированием третьего изгиба - поясничного лордоза - и, начиная с трех-четырех лет, образованием арочной формы костей стопы. В первые годы жизни карапуза полноценное питание, массаж и физкультура необходимы и для здоровья в целом, и для нормального формирования позвоночника. Внимательное отношение к здоровью малыша, регулярные визиты к врачу позволят своевременно выявить те нарушения опорно-двигательного аппарата, которые могут проявиться уже тогда, когда осанки как таковой еще не существует. Профилактика рахита и плоскостопия, закаливание и другие общеоздоровительные мероприятия - этого на первых порах достаточно для нормального физического развития малыша. Что еще необходимо ребенку - так это с первых недель жизни подружиться с хорошим неврологом. Если малыш относительно здоров, то примерно до трех лет его позвоночник обычно развивается нормально. Проблемы начинаются с того момента, когда ребенку в первый раз скажут: «Не бегай! Сиди спокойно!» Для того чтобы мышцы развивались, они должны работать. Тогда и функциональные изгибы позвоночника будут формироваться правильно, и мышцы и связки будут достаточно крепкими, чтобы справляться с нагрузками. Здоровый ребенок должен много двигаться. Из-за особенностей детской нервной системы и мышц поддерживать неподвижную позу ему труднее, чем бегать, прыгать, вертеться и скакать. Находиться в положении сидя или стоя, даже несколько минут, малышу тяжело! Ребенок «обвисает», вертикальная нагрузка переносится с мышц на связки и межпозвонковые диски, и начинается формирование неправильного двигательного стереотипа и плохой осанки. Небольшая, но регулярная физическая нагрузка: плавание, домашние тренажеры, подвижные игры и ежедневная физзарядка - необходимое условие нормального развития опорно-двигательного аппарата маленького человека. В дошкольном возрасте осанка у детей еще неустойчива, она продолжает формироваться и приобретает индивидуальные особенности. Они определяются множеством факторов: ростом, весом, пропорциями туловища и конечностей, наличием врожденных нарушений опорно-двигательного аппарата, особенностями обмена веществ. На осанку негативно влияют и неполноценное питание, и общее неудовлетворительное состояние здоровья, и загрязнение окружающей среды, и хронические острые заболевания, и даже индивидуальные особенности характера и смены настроения малыша. Как мы говорили в предыдущих публикациях, правильная форма позвоночника и хорошая осанка обеспечиваются в первую очередь развитым мышечным корсетом. Мышцы становятся сильными и развиваются гармонично, когда ребенок занимается гимнастикой. Мы приведем вам некоторые рекомендации о том, как организовать и провести занятия с ребенком двух-трехлетнего возраста. Их основу должны составлять ходьба, лазание, преодоление препятствий, различные игры с мячом, гимнастической палочкой и другими игрушками. Самая эффективная форма занятий с двух-трехлетками - игра. Для начала это могут быть простые и интересные задания: подойди и посмотри, что спрятано у меня в руке, за спиной, за подушкой, за креслом. Малыш, отыскивая любимую игрушку, будет стараться преодолевать препятствия, расположенные у него на пути. Например, перелезает через подушку, подползает под низкий столик. Постепенно игры становятся сложнее. По- скольку дети в этом возрасте очень восприимчивы и склонны к подражанию, показывайте упражнения сами, сравнивайте с движениями животных, персонажей из сказок. Усложнять задания надо постепенно, только после того, как малыш хорошо овладеет теми, что попроще. В каждом занятии должны быть упражнения для всех мышечных групп - рук и плечевого пояса, ног и стоп, брюшного пресса, спины, причем их следует чередовать. Если ребенок устал и не хочет выполнять какое-либо упражнение, не настаивайте, пусть отдохнет. Дети младшего возраста отличаются повышенной утомляемостью, поэтому занятия гимнастикой должны быть не слишком долгими, 5-6 упражнений, и включать паузы для отдыха. Упражнения для формирования правильной походки Ходьба по «узкой дорожке» На полу, асфальте, земле обозначьте мелом (веревками, палками) дорожку шириной 30 см. В дальнейшем дорожку следует постепенно сужать до 20-10 см. Предложите ребенку самостоятельно пройти по ней, сохраняя равновесие. Возможные варианты упражнений: пройти по «дорожке», ставя ножку за ножкой; дойдя до конца «дорожки», развернуться и пройти обратно; поднять одну ногу и постоять так несколько секунд. Обращайте внимание на положение стоп ребенка при ходьбе: линия опоры должна проходить через пятку и второй палец, внутренний край стопы слегка приподнят. Ходьба боком. Ходить боком по «узкой дорожке» мелкими приставными шагами. Научите малыша хорошо передвигаться и в правую, и в левую стороны. Упражнения для равновесия Ходьба по наклонной скамейке. Укрепите гимнастическую скамейку или длинную доску, приподняв один конец на высоту 20-25 см. Предложите ребенку пройти по скамейке вверх, повернуться и спуститься вниз. Вначале помогайте малышу, поддерживая его за руку. Скольжение. Поставьте один конец скамейки на подоконник или специальную подставку. Предложите ребенку съехать на скамейке вниз. Игра «Погладь мишку». Посадите на вершине «горки» мишку или любую любимую игрушку малыша. Предложите ребенку подняться наверх и, наклонившись, погладить игрушку. Упражнения для рук и плечевого пояса «Бокс». Ребенок стоит, ноги на ширине плеч. Сгибает руки на уровне груди и затем делает поочередно движения руками вперед и к середине, как бы боксируя. «Покажи ладошки». Малыш стоит прямо, слегка расставив ноги, ступни параллельно, руки опущены. Попросите его вытянуть обе руки вперед, ладонями вверх - «Покажи ладошки», затем спрятать за спину - «Спрячь ладошки». «Вырасти большим». Малыш стоит прямо, слегка расставив ноги, руки опущены. Тянется вверх, поднимая руки. «Подмети пол». Кроха ходит, слегка наклонившись вперед, и делает руками движения, имитирующие подметание пола. Упражнения для ног «Стал маленьким». Ребенок стоит прямо, слегка расставив ноги, ступни параллельны, руки опущены. Низко приседает - «стал маленьким», затем встаёт - «стал большим». «Прятки». Малыш приседает («прячется») и выпрямляется, держась за спинку маленького стульчика. «Покачай ногой». Сын или дочь стоит, держась одной рукой за спинку стула. Покачивает ногой (дальней от стула) вперед - назад. Поворачивается и покачивает другой ногой. «Беги, а я догоню». Малыш бегает по комнате, а вы делаете вид, что ловите его. Упражнения для туловища «Качание деревьев». Стать прямо, ноги врозь, руки опущены. Наклониться вправо, затем влево, руки расслаблены. «Самолет». Малыш стоит, слегка расставив ноги, руки опущены. Поднимает руки в стороны ладонями вверх. Поворачивается в стороны, не опуская рук. «Подними ножки». Самостоятельно поднимает прямые ноги и старается дотянуться ступнями до игрушки. «Присаживание». Малыш лежит на спине. Придерживая ему ноги, попросите ребёнка сесть. Для начала можно помогать, поддерживая то за одну, то за другую ручку. «Ласточка». Ребенок лежит на животе, руки разведены в стороны. Слегка прогибаясь, поднимает голову и руки. Для начала можно помочь малышу, поддерживая его за разведенные в стороны руки. «Рыбка». Кроха лежит на животе, согнутые руки под грудью. Прогибает спину, выпрямляя руки, поднимает голову и грудь. Упражнения с мячом «Посмотри на мяч». Ребенок стоит прямо, ноги врозь, в опущенных руках держит перед собой мяч. Поднимает мяч над головой и смотрит на него. «Приседание с мячом». Стать прямо, ступни ног параллельно, в опущенных руках держать мяч. Присесть, коснуться мячом пола, затем выпрямиться. «Оттолкни мяч руками». Малыш стоит прямо, слегка расставив ноги, руки опущены. Встаньте напротив и, держа мяч на одной руке, предложите ребенку столкнуть его. Надеемся, что наши рекомендации помогут вам не только сохранить осанку малыша, но провести время весело и с пользой. Будьте здоровы! Подготовила Елена СОКОЛОВА, администратор сайта детского массажа www.kindermassage.ru Консультанты: Николай МЕДНИКОВ, детский массажист Алексей ВИЛЕСОВ, хирург-ортопед http://www.nanya.ru/opit/9972 Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Olga (Liel) 0 Опубликовано 17 Октября 2006 Автор Жалоба Поделиться Опубликовано 17 Октября 2006 Ученье - свет, но осанка дороже Автор: Соколова Елена -------------------------------------------------------------------------------- Продолжаем цикл публикаций о проблемах нарушений осанки у детей. В этот раз мы поговорим о профилактике нарушений осанки у детей школьного возраста. Данная тема особенно актуальна сейчас, когда дети пошли в школу. Оказывается, что некоторых проблем в связи с повышенной нагрузкой на позвоночник можно избежать, главное - вовремя принять меры. О них и пойдет речь в этом материале С первого же дня в школе позвоночник ребенка начинает испытывать повышенные нагрузки. Гиподинамия, неудобная мебель, отсутствие навыка правильной осанки - все это ухудшает состояние опорно-двигательного аппарата. Есть даже такой тип нарушения осанки, который иногда называют «школьным сколиозом» - именно так изгибается и поворачивается позвоночник в обычной «удобной», но неправильной позе при письме правой рукой. Можно сказать, что без специальных мер профилактики плохая осанка гарантирована практически каждому школьнику. «Специальные меры - звучит слишком грозно. На самом деле это лишь соблюдение элементарных правил, что не так уж трудно. Начнем с того, как первоклассник сидит, когда делает уроки. Чаще всего - в полумраке, за обеденным или письменным столом, рассчитанным на взрослого, и на взрослом стуле. Столешница при этом находится на уровне подбородка, плечи - выше ушей, спина, чтобы опереться на спинку стула, выгибается так, что даже смотреть на нее больно. Или другой вариант: ребенок сидит боком на краешке стула, формируя себе классическую сколиотическую осанку. Или держит книгу на коленях... И так далее и тому подобное. То же самое происходит и в школе: старинных удобных парт теперь не делают и школьники от первого до одиннадцатого класса сидят на стульях и за столами, рассчитанными на пятиклассника среднего роста. Допустим, на ситуацию в школе повлиять практически невозможно, разве что вы с другими родителями сложитесь и приобретете «правильную» мебель. А вот дома, в своей собственной квартире, вам под силу приготовить рабочее место школьника: *Купите дорогой, но удобный стул на винтах и шарнирах, у которого вы сможете подогнать и высоту сиденья, и его глубину, и наклон спинки. *Глубина сиденья стула должна быть чуть меньше расстояния от крестца до подколенной ямки. *Столешница должна находиться на уровне солнечного сплетения. При этом чуть расставленные локти свободно опираются на нее, разгружая шейный отдел позвоночника от веса рук, а поверхность тетради находится на оптимальном расстоянии от глаз - 30-35 см. Для проверки можно поставить локоть на стол и поднять голову, глядя прямо перед собой. Средний палец должен находиться на уровне угла глаза. *Под ноги ребенку подставьте скамеечку такой высоты, чтобы они не болтались в воздухе и не поднимались кверху. Голеностопные, коленные и тазобедренные суставы должны быть согнуты под прямыми углами, бедра - лежать на сиденье, принимая на себя часть веса тела. *Книги желательно ставить на пюпитр на расстоянии вытянутой от глаз руки. Это позволяет малышу держать голову прямо (снимает нагрузку на шейный отдел) и предо-твращает развитие близорукости. Ну и, конечно, обеспечьте хорошее освещение рабочего места. *Научите ребенка сидеть прямо, с равномерной опорой на обе ноги и ягодицы. Грудь должна быть почти вплотную приближена к столу, локти располагаться симметрично и опираться на стол, тетрадь надо повернуть примерно на 30°, чтобы малышу не приходилось поворачивать туловище при письме; наклонять голову надо как можно меньше. Можно и даже желательно по возможности опираться подбородком на свободную руку, но при этом нельзя наклонять голову и туловище вбок. *Время от времени сидящий должен немного менять позу. Через каждые 30-45 минут занятий следует встать и подвигаться 5-10 минут. *Следите, чтобы у ребенка не возникала привычка сидя класть ногу на ногу, подворачивать одну ногу под себя, убирать со стола и свешивать нерабочую руку, сидеть боком к столу. Современное человечество, как известно, ведет сидячий образ жизни, и привычка сидеть правильно, минимально нагружая позвоночник, так же необходима и полезна, как привычка чистить зубы. А что еще можно сделать для профилактики нарушений осанки и болезней позвоночника? Во-первых, полноценно питаться, чтобы растущему организму хватало калорий, минеральных веществ, микро- и макроэлементов, витаминов и всего остального, что содержится во вкусной и здоровой пище. Во-вторых, спать на ровной кровати с жестким основанием и мягким матрасом, с невысокой, желательно специальной ортопедической подушкой. Тогда нормальные физиологические изгибы позвоночника будут сохраняться и во время сна. Приучите ребенка спать на спине или на боку, а не на животе или свернувшись калачиком. В-третьих, после уроков школьнику, особенно ученику младших классов, нужно полежать не меньше часа, чтобы мышцы смогли расслабиться и отдохнуть. Чадо обожает читать в постели? Читать в постели можно, но осторожно. Необходимы хорошее освещение, поза, сохраняющая физиологические изгибы (полулежа на большой и достаточно жесткой подушке с небольшим валиком под поясницей), и пюпитр или положенная на колени подушка, чтобы книга находилась подальше от глаз, а руки лежали на опоре и не нагружали шейный отдел позвоночника. В таком положении нагрузка на позвоночник почти полностью отсутствует. Кроме того: Нельзя носить сумку на плече, даже легкую: плечо при этом приходится постоянно держать поднятым. Не нужно брать портфель всегда одной и той же рукой. Ремень сумки необходимо перекидывать через шею, а еще лучше носить ранец или модный рюкзачок. Ну и, конечно, ребенку необходимо побольше двигаться и хотя бы по 20-30 минут в день заниматься физкультурой. Спортивные кружки - это прекрасно, но вид спорта и интенсивность нагрузок следует подбирать в соответствии с состоянием здоровья. Перечислять, как каждый из видов спорта может повредить позвоночнику, мы не будем. Наименее опасны и наиболее полезны для позвоночника плавание и танцы. И, наконец, самое-самое главное средство профилактики и самый необходимый компонент лечения заболеваний позвоночника - это выработка навыка правильной осанки. К сожалению, это очень трудная задача, не столько для ребенка, сколько для родителей. Сама собой хорошая осанка может сформироваться в исключительных случаях, у совершенно здорового, переполненного энергией, гармонично физически развитого чада. Вы такого когда-нибудь видели? В том-то и дело. Всем остальным, то есть практически всем до одного, необходимо как минимум: *обеспечить условия для формирования правильной осанки - прежде всего перечисленные выше меры профилактики ее нарушений и хорошее общее физическое развитие; *знать, что такое правильная осанка, как именно надо правильно стоять, сидеть и двигаться не сутулясь; *сознательно относиться к своему здоровью и одной из главных его опор - позвоночнику; *доводить навык правильной осанки до автоматизма с помощью специальных упражнений. Их в арсенале лечебной физкультуры очень много. Для любой работы, в том числе для занятий физкультурой и сознательной выработки навыка правильной осанки, необходима мотивация. Как ее обеспечить: уговорами, системой премий и штрафов - решайте сами. Дети - существа несознательные, и без постоянного родительского контроля хорошей осанки у них не будет. В большинстве случаев одной профилактики недостаточно. Обычно заниматься своим здоровьем или здоровьем своих детей мы начинаем не заранее, а тогда, когда уже поставлен более или менее серьезный диагноз. Диагноз «плохая осанка» можно не глядя ставить любому, но все-таки желательно обратиться к ортопеду и врачу лечебной физкультуры. Точный диагноз и квалифицированные советы специалистов помогут правильно организовать лечение. Подготовила Елена СОКОЛОВА, администратор сайта детского массажа www.kindermassage.ru Консультанты: Николай МЕДНИКОВ, детский массажист Алексей ВИЛЕСОВ, хирург-ортопед http://www.nanya.ru/opit/10013 Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Рекомендуемые сообщения