Яндекс.Метрика
Перейти к контенту

Рекомендуемые сообщения

Добрый день, отец Сергий.

У меня есть церковный календарь, там помимо праздников и постов есть ещё что-то типа диеты на каждый день (когда есть мясо; когда рыбу; когда с маслом, когда без). Я не понимаю, как связано Православие с этой "диетой".

Михаил

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Видимо у вас очень хороший церковный календарь, так как не во всех календарях указывается, что среда и пятница - дни постные и что конкретно в эти дни можно есть. А для человека, мало знающего, о постах и постных днях - это очень важная информация. Так что это не "диета", а полезная информация для новоначальных христиан! :wink: В среду и пятницу нельзя есть скоромные продукты - яйца, мясо, молочные и их содержащие продукты. Иногда нельзя и рыбу, масло.

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Да действительно, календарь хороший :-).

О том, что такое пост я в курсе и о том, что среда и пятница постные дни тоже.

Но там прямо таки на КАЖДЫЙ день!

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Здравствуйте, Михаил!

У вас или очень хороший, или очень плохой календарь. :derisive: Но эта его нравственная оценка, не абсолютная, а относительная. В данном случае все зависит от читающего. Для вас он видимо не хорош, а для Екатерины полезен, и это нормально.

Вот в чем дело. История эта уходит в далекие века :smile: . Давным-давно, когда образовывались в далеком Египте первые монашеские общины, перед братьями-монахами встал вопрос о посте. Они знали, что пост - полезное духовное упражнение, но как выбрать должную степень поста. В монастыре была одна кухня, где готовилось питание для всей братии, так постепенно складывалась постовая дисциплина моашеских общин. Было установлено, что пост имеет несколько степеней строгости. самый строгий пост - сухоядение (отсутствие горячей пищи), далее - вареная пища без раст. масла, она же с раст. маслом, оно же но еще с чаркой вина (это восток :ohmy: ), разрешение на рыбу, и пост без мяса но с молоком и яйцами (такое только в масленницу). Мясо монахи не ели никогда.

Но то что полезно и нужно монастырскому повару, не всегда полезно мирянину. Лично я не сторонник подобной литературы и подобных гастрономических настроений у людей живущих в миру. Пост дело сугубо индивидуальное для каждого человека и зависит от его возраста, здоровья, социального статуса, положения и конкретной ситуации наконец. Пост, только упражнение, только помошник в духовной жизни, но не самоцель. Те кто хотят поститься так как постились древние отцы, - пожалуйста, Бог в помощь, но пусть это остается достоянием лишь Бога и постящегося. К сожалению, часто приходится видеть в среде православных фарисейское отношение к посту, осуждение ближних за то, что они не так постятся, выискивание "скоромных молекул" на этикетках о составе продукта. Все это, конечно, не имеет отношения к христианству, - религии любви и свободы. Поэтому в соответствующих изданиях следовало бы помещать добрые пожелания разесняющие суть поста.

С уважением,

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Добрый день, отец Сергий.

Спасибо за экскурс в историю! Теперь всё стало понятно.

Михаил

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

"Но то что полезно и нужно монастырскому повару, не всегда полезно мирянину. Лично я не сторонник подобной литературы и подобных гастрономических настроений у людей живущих в миру. Пост дело сугубо индивидуальное для каждого человека и зависит от его возраста, здоровья, социального статуса, положения и конкретной ситуации наконец. "

 

А мне, наоборот, странно слышать (увы, часто сталкиваюсь) высказывания: "Но мы же не монахи!". Господь разве давал какие-то разные заповеди монахам и мирянам? "Ты очень заблуждаешься и обманываешься, если думаешь, что иное требуется от мирянина, а другое от монаха; разность между ними в том, что один вступает в брак, а другой нет, во ВСЕМ же прочем они подлежат одинаковой ответственности". Это слова Иоанна Златоуста.

 

Согласна, что пост дело индивидуальное, что осуждать непостящихся (каковы бы не были причины) и хвастаться своим "великим" постом - грех. Но пост заключается не только в воздержании, но и в послушании Церкви. И легкомысленно относиться к нему тоже нельзя.

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Монах принимая монашеский постриг дает Богу три обета (обещания) - нестяжательности (отсутвие имущества), безбрачия и послушания. Если мы говорим о послушании Церкви то необходимо в данном случае обратить внимание вот на что. В монастыре люди живут в общежитии, у них один повар, одно меню, установленное конкретно для этой обители. Здесь послушание очевидно выражается в принятие той пищи которая предлагается, отдельно ни для кого готовить не станут. Кому-то захочется усилить пост, кому-то ослабить, но трапеза останется одна - общая, несмотря на мнения, и это естественно, как и в любом другом общежитии (в армии, например), здесь и проявляется послушание.

Миряне обет безоговорочного послушания не дают. И если мы говорим о свободном подчинение тем или иным уставам для мирян, то всегда предусматриваем при этом индивидуальные особенности каждого верующего. В таком случае послушание наиболее верно могло бы проявиться в совете и получения благословения у священника, как опытного в духовных вопросах человека. Если вы исповедуетесь и консультируетесь все время у одного батюшки, он становится вашим духовником, который ведет вас, подобно лечащему врачу. Пост это тоже своего рода "духовное лекарство", которое должно "выдаваться по рецепту врача". Не стоит заниматься самолечением. Монахи это "гвардия" Церкви, они всегда на передовой духовной битвы, для них предполагается, как для воинов сторогая дисциплина и "усиленное" питание (с точностью наоборот, ^yah^ ведь это духовные воины). А миряне все разные и всех под одну гребенку равнять нельзя. Беременные женщины, солдаты, старики, дети, больные, трудящиеся физически на морозе, студенты, да много кто еще, для всех нужен индивидуальный подход. Который, кстати говоря, всегда был в Церкви, не надо навешивать на людей "бремена неудобоносимые". Лучшее послушание которое может проявить мирянин в Церкви в отношение поста, это посоветоваться со священником, честно рассказать о том как давно пришел к вере, какие заболевания имеются, где трудишься. Опытный священник на основании этих вводных предложит наиболее приемлеммую степень пищевого воздержания, или отказ от всех ограничений. В календарях же предлагается лишь общий усредненный взгляд на стогость поста, если кто-то желает поститься именно так - наздоровье. Будем помнить, что "Если же кто и подвизается, не увенчивается, если незаконно будет подвизаться" (2 Тим. 2,5) и "Ничто входящее в человека извне , не может осквернить его" (Мк. 7, 18).

С уважением,

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
  • 2 недели спустя...

Очень хорошо. Монахи дают обеты целомудрия, нестяжательности и послушания. А разве не существует послушания в миру: родителям, мужу, даже начальнику на работе (никто ведь не говорит о безоговорочном послушании и в монастыре - даже у свт. Василия Великого предлагается сообщить набольшему о причинах, почему тебе кажется невозможным выполнить какое-либо послушание). А о целомудрии в браке неужели забыть нужно? А стяжательность никогда в Православии не поощрялась: "раздай все и следуй за Мной" разве монаху было сказано?! Остается фактически только обет безбрачия. "Непрестанно молитесь" тоже было сказано до возникновения монашества. Да и вообще все заповеди были даны до появления первых монахов. Я так пишу вовсе не из пренебрежения к монашеству. НАОБОРОТ!!! Но только странно делить христиан на монахов и мирян.

Согласна, что пост не самое главное. Но только идем мы к этому главному и через пост тоже. Если других при этом не осуждаем. Важность поста можно понять, вспомнив первую заповедь, данную Богом в раю: не о посте ли она была?

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Тем не менее разделение христиан на монахов и космиков (мирян) существует, это общеизвестный канонический факт, а с фактами не спорят. Впрочем, я вас прекрасно понимаю! Но посмотрим на нашу историю, как возникло монашество? Оно появилось именно как реакция на падение нравов в среде христиан после прекращения гонений на них, когда христианство стало господствующей в империи религией. Тогда те кто, как вы жаждали подвига и не были согласны со снижением духовной дисциплины ушли в монастыри. Впрочем были и другие, которые требовали от всех верных, а не только от себя самоих совершенства в исполнении всех заповедей. Церковь уже переболела этой детской болезнью максимализма в 4-м веке, осудив учение монтанистов. Сейчас Церковь в отношении к своим чадам руководствуется не только строгими уставами, но и принципом икономии (снисхождения). Снисхождение к немощам людей, к несовершенству нашей духовной жизни. Ведь если бы мы сегодня применяли ко всем древнии уставы со всей строгостью, наши храмы опустели бы на 3/4. Поскольку пришлось бы отлучить от причастия очень многих, - всех ктот делал аборты, ходил к гадалкам и ворожеям, был в чуждых христианству учениях и т.д., в том числе и тех кто не постился Великим постом. Что вы думаете, это принесло бы духовную пользу тем людям, от которых Церковь отвернулась бы из соображений собственной чистоты? К счастью такое не случится. Иначе, наша великая Церковь превратилась бы в жалкое замкнутое собрание сектантом, кичащихся своей мнимой праведностью и строгим соблюдением предписаний, как старообрядцы например. Кто хочет высшего подвига, пусть стремится к нему, но не требуйте его от других людей, - "не судите, да не судимы будете." Церковь никогда не стремилась к преобразованию общества, а всегда говорила о личном преображении. "Спасись сам и вокруг тебя спасутся тысячи", - говорил преподобный Серафим Саровский. Т. е. если вы хотите, что бы ваши ближние постились по уставу, явите этот пост своим примером, но никому не говорите об этом.

С уважением,

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи

Создать аккаунт

Зарегистрировать новый аккаунт в нашем сообществе. Это несложно!

Зарегистрировать новый аккаунт

Войти

Есть аккаунт? Войти.

Войти
×
×
  • Создать...