Яндекс.Метрика
Перейти к контенту

КУДА УХОДЯТ ДЕТСКИЕ РИСУНКИ?


Рекомендуемые сообщения

«...Ну чего же тут скрывать -

Дети любят, очень любят рисовать»

(Из популярной песенки.)

 

Известно, что в 10-12 лет большинство детей переживает особый творческий конфликт - «кризис рисунка». Если к этому возрасту рисование не останется одним из любимых занятий, не появится хотя бы эпизодический «наставник», а на фоне развивающихся способностей не сложатся художественные интересы... - ребенок все чаще и чаще будет чувствовать недовольство своими «произведениями» и постепенно уйдет от рисования к другим делам и увлечениям.

Менее известно, что и в 6-7 лет современный ребенок переживает своеобразный творческий кризис, связанный с резким изменением статуса рисунка в его жизни (острота этого кризиса часто растворяется в глобальности общего кризиса семи лет). Исследование этой проблемы возможно лишь при объединении усилий педагогов и психологов, знающих возрастные особенности дошкольника и младшего школьника. Для начала попытаемся обозначить некоторые вопросы и высказать сомнения-размышления о том, почему у ребенка может измениться и часто меняется отношение к рисунку, когда он становится учеником.

Дошкольник - и домашний и детсадовский - достаточно свободен в своем творчестве. У него гораздо больше (чем у младшего школьника) времени на художественную деятельность. К тому же, сфера художественного - это пока еще малоизведанный для ребенка и потому необычайно привлекательный мир, в котором так заманчиво найти и познать себя. В дошкольные годы ребенок осваивает культуру, в том числе изобразительное искусство, как вдохновенный первооткрыватель. А позиция «открывателя», исследователя предполагает, вне всяких сомнений, определенную свободу и самостоятельность. Не случайно известный психолог Поддьяков Н.Н. отводит экспериментированию исключительную роль в развитии ребенка-дошкольника, настолько исключительную, что возводит ее в ранг ведущей деятельности.

Рисование - это тоже своего рода экспериментирование с материалами и их свойствами, с художественными инструментами, образами, композициями, форматами и пр. Первые «каляки-маляки», «наскальная» живопись на обоях, рисование палочкой на песке или пальцем на стекле, смешивание красок и открытие новых цветов - вот лишь общеизвестные примеры детского изобразительного экспериментирования.

В дошкольном детстве требования и ожидания со стороны общества - хотя бы в лице родителей и педагогов – пока еще не регламентируют жестко деятельность ребенка и ее результаты. Напротив, в изобразительном творчестве он довольно часто предоставляется сам себе и, благодаря этому, приобретает бесценный опыт проб и ошибок. Однако было бы неверно сделать из этого вывод о том, что ребенка полезно оставлять один на один со всеми трудностями для самостоятельного изобретения колес и велосипедов. Разумеется, обучение должно иметь место - и оно необходимо. Дошкольная дидактика давно уже наработала богатейший опыт обучения: здесь и дидактические принципы, и формы обучения, и содержание, и методы, и приемы... Но соотношение обучения и творчества до сих пор остается одной из самых сложных и противоречивых проблем как дидактики в целом, так и художественной педагогики в частности. Классические методики и новейшие педагогические технологии не могут ответить на вопрос - когда, сколько и чему нужно научить, а что и как оставить для самостоятельного освоения. Они намечают условные ориентиры, показывают примерные модели. Но у каждого педагога или родителя в конкретной жизненной ситуации складывается своя комбинация: это я покажу, это мы сделаем вместе, ну а вот это пусть попробует сам. А у каждого ребенка определяется своя мера: это покажите еще раз (если нужно - еще и еще), это мне совсем не нравится – делать не буду, а вот это я сделаю сам и только сам, не мешайте мне, пожалуйста.

В дошкольном детстве дети любят рисовать и очень любят свои рисунки, гордятся ими, узнают свои «шедевры» среди множества чужих даже через длительное время. Их рисунки самобытны и чрезвычайно выразительны. Но при переходе ребенка в школу почему-то начинают терять свою самостоятельность и оригинальность. Почему же это происходит?

В первом классе школы ребенок в первую очередь - ученик. Его основная жизненная установка принципиально меняется. Теперь он должен внимать и как можно лучше усваивать то, что передает учитель. Кравцов Г.Г. и Кравцова Е.Е. показывают, что в младшем школьном возрасте общая ориентировка ребенка в мире, его самоопределение в культуре основываются главным образом на внимании. В дошкольном же возрасте ведущей функцией психики выступает воображение. (По материалам доклада Кравцова Г.Г.- на юбилейной научно-практической конференции «Наука о дошкольном детстве - традиции и современность» 28 ноября 2000г., Москва). С первых шагов в школе позиция ребенка-творца перестраивается. Меняется мотивация деятельности. А в связи с этим изменяется отношение к собственному творчеству и результатам своей художественной деятельности. Ребенок начинает рисовать для того, чтобы получить хорошую оценку. Он создает рисунок уже не столько для себя, сколько для учителя. Первоклассник так верит своему первому учителю, так хочет ему понравиться, что готов пожертвовать сокровенным (даже эстетическими чувствами, вкусами, взглядами). Приспосабливаясь к требованиям учителя, принимая на веру его пожелания и оценки, он может потерять оригинальное видение темы или образа.

К тому же не секрет, что в начальных классах школы уроки рисования и художественного труда часто играют вспомогательную роль для уроков письма и сводятся к укреплению и развитию руки. Задача быстрого развития мелкой моторики для скорейшего освоения письма часто доминирует и при этом заглушает другую, более важную, задачу - развитие творческости, индивидуальности, самобытного детского восприятия. Иногда учитель прямо предлагает детям: «Давайте полепим, чтобы наши пальчики были крепкими и сильными». «Раскрасьте эту картинку, чтобы научиться штриховать». Но эти цели можно оставлять «в уме», а детям предлагать интересную тему, увлекать их и направлять на решение творческой задачи: «Давайте вместе вылепим остров Чунга-Чанга и заселим его экзотическими животными», «А сейчас мы будем вырезать (или сделаем обрывной аппликацией) грозовые тучи и покажем, как из них сплошной стеной идет дождь» (штриховка).

В школе детям зачастую не хватает времени для самостоятельных, творческих занятий. И художественное творчество, так же как игра, незаметно уходит на второй план – «Сначала нужно сделать уроки». В этом возрасте у ребенка развивается самооценка и критическое отношение к тому, что и как у него получается. Он не может справиться со своими чувствами и говорит: «Я так не умею», «Так я не смогу», «Сначала покажите –как», «Научите меня», «Нарисуйте мне».

Маленький пример из жизни: В детский сад пришли к своим воспитателям мальчики-первоклассники Амир А. и Толя М. - в недалеком прошлом «завзятые художники» с таким полетом фантазии, что им не хватало на полчаса пятиметрового полотна бумаги. Воспитатель, помня увлечение мальчиков, предлагает им порисовать и порадовать малышей. Но оба мальчика смущенно переглядываются и в задумчивости сидят над бумагой, ожидая дальнейших инструкций. И тем не менее для Амира и Толи, как и для многих других первоклассников, рисование остается любимым уроком.

Еще одна современная проблема – сверхранняя дидактизация детского рисунка, применение его в утилитарных целях. В настоящее время многие учебные пособия для старших дошкольников и младших школьников предполагают активную работу ребенка с книгой (рабочей тетрадью). Нашим детям все чаще и чаще приходится применять рисунок в утилитарных целях. Множество развивающих заданий (математика, развитие мышления, внимания, распространенные сегодня психологические тесты в виде рисуночной пробы и др.) предполагают ответ в виде какого то условного рисунка, символа (плачет или смеется, пасмурно или солнечно), схемы, плана. Бесспорно, изобразительная деятельность необычайно удобна для практического выполнения многих интеллектуальных действий, для наглядной самооценки (самоконтроля) верности решения, для контроля со стороны взрослого или товарищей. Разумно построенные задания такого типа учат ребенка планировать свою деятельность и ведут незаметную работу по постепенному переводу внешних умственных действий во внутренний план. Эффективны задания на соединение пар или групп объектов линиями той или иной конфигурации, того или иного цвета; на дорисовывание, обведение нескольких объектов по заданному условию, цифровому коду и многие другие. Такие заданий, помимо основного интеллектуального содержания, учат ребенка следовать заданной инструкции, тренируют переключаемость внимания, развивают операторную память и пресловутую мелкую моторику, Для выполнения подобных заданий от ребенка требуется хорошее знание цветов и форм, умение быстро и уверенно рисовать знакомые бытовые предметы, насекомых, овощи (графические навыки) и пр. Причем часто требуется многократное воспроизведение одного и того же «знака» (не решаемся в данном случае говорить образа) - Было пять шариков, потом надули еще два - нарисуй, сколько стало. Было три рыбки, нарисуй, сколько станет, если приплывет еще одна.

Опасность состоит в том, что рисунок может потерять для ребенка свою художественную ценность. Нужно развести требования к образу и знаку или символу, может быть даже ввести в оборот разные термины для обозначения художественного и утилитарного рисунка. И учитывать это при разработке и оформлении заданий в учебных книжках. С одной стороны, зрительный ряд книги хотя бы косвенно вводит ребенка в ту или иную ситуацию и задает сложность рисунка (стилизованные, упрощенные или авторские оригинальные образы). С другой стороны, формулировка задания тоже настраивает ребенка на то, как можно и нужно выполнять задание (нарисуй так же или как ты захочешь). Замечено, что маленькие дети, особенно девочки, часто хотят показать, как красиво они умеют рисовать и раскрашивать. И увлекшись рисованием подчас вообще забывают о поставленной интеллектуальной задаче. Взрослый, поясняя ребенку задание, должен не только поставить задачу интеллектуального плана, обозначить способ решения, но и предложить вид рисунка - условно-графический или художественный. И будет очень хорошо, если в этот же день или через день такие же образы пройдут в художественной теме через свободное рисование, аппликацию, конструирование, лепку.

Где же выход? Можно ли построить образовательную работу с дошкольниками и младшими школьниками как единый плавный процесс - в гармонии интеллектуального и эстетического?.

Современные программы и методики художественного развития, разрабатываемые в Центре «Дошкольное детство» им. А.В. Запорожца, в Институте семейного воспитания и дошкольного образования РАО, Центре Венгера, в Институте художественного образования РАО, в Центре Б.Неменского и др. намечают пути достижения преемственности в художественном развитии ребенка и стараются сохранить его высокий творческий потенциал при переходе из детского сада в школу. Поиски практического решения этой проблемы ведут не только научные и методические учреждения.

Интересен опыт ДОУ N 1951 г. Москвы. Заведующая Гаранина Н.К., старший воспитатель Гордеева Н.М. и воспитатели дошкольных групп поддерживают художественные интересы и наклонности детей, вышедших из детского сада, – продолжают наблюдать за одаренными детьми, интересуются тем, как складывается их творческая судьба. Из каждого выпуска 3-5 детей продолжают заниматься в детских художественных школах и студиях. Они приходят в любимый детский сад и приносят свои работы. В детском саду устраиваются персональные художественные выставки. И все дошколята знают: так рисуют выпускники нашего детского сада, и мы, когда подрастем, тоже будем приходить в свой детский сад, приносить рисунки, и нам тоже будут рады.

А в издательском доме «Карапуз» вот уже пять лет успешно выходят два ежемесячных издания, ориентированные на эстетическое развитие детей, - «Поиграем в сказку» и «Мастерилка». Когда возник вопрос о возрастных границах, после естественных сомнений и консультаций со специалистами пришло решение объединить два возраста - старший дошкольный и младший школьный. И с тех пор эти издания адресуются детям от 5 до 10 (иногда даже 12) лет. В методических разработках для взрослых предлагаются варианты заданий, доступные детям разных возрастов или разных уровней художественного развития. И взрослым и детям даются некоторые советы по творческому изменению и постепенному усложнению материала.

И все-таки вопрос о кризисе детского рисунка на пороге школы и о гармонии интеллектуального и эстетического остается открытым. Что и когда уходит из детского творчества естественно, а что мы торопим с уходом? Можно ли поддержать в ребенке веру в свои творческие силы и способности? Как сохранить яркое творческое начало, не затушевать оригинальность видения и художественного воплощения? Кто и что может сделать для этого? И что не делать? Для того, чтобы ребенок не терялся и радовался, оставшись один на один с чистым листом бумаги и карандашами или красками. - В пять лет, в семь, в десять…

 

Лыкова Ирина Александровна, кандидат педагогических наук My Webpage

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
×
×
  • Создать...