Olga69 0 Опубликовано 10 Января 2007 Жалоба Поделиться Опубликовано 10 Января 2007 Переход России на григорианский календарь в 1918 году и позиция Русской Православной церкви, которая продолжает придерживаться старого, юлианского стиля, создали совершенно необычный и уникальный праздник - Старый Новый год. Старый Новый год наступает 14 января нового года, то есть 1 января по старому стилю. Это день св. Василия Великого, по-народному - Васильев день, весьма чтимый нашими предками. Желая напомнить что-нибудь былое, говорили: "а это было об Васильев день". Или - "он нанялся с Васильего дня до Евдокии" (то есть, с 1 января до 1 марта). По народному календарю Если будет туман - к урожаю. Васильева ночь звездиста - лето ягодисто. Вьюга в Васильев вечер обещает большой урожай орехов. Поскольку Васильев день приходился по старому стилю на 1 января, то говорили, имея в виду весь начинающийся год: "Уроди, боже, всякого жита по закрому, на весь крещеный мир". Василий - покровитель свиней, свинятник. Свинку да боровка для Васильева вечерка. На Василия великого свиную голову на стол. Для девиц Васильев день был васьма важным, считалось, что гадания на Васильев день всегда сбываются, и что бы по гаданию не вышло - то и произойдет. . На Васильев день совершались и обряды малопонятного народного праздника. Из слов песен и причитаний можно узнать, что его название - авсень (или - овсень, усень, таусень, говсень). Что символизировал этот праздник, сказать трудно. Осталось от него три обряда - варение каши, засевание зерен и обряд хождения по домам. Наши археологи считали авсень "земледельческим праздником, прообразовательным обрядом обсевания" и отыскивали его сходство с Колядой. Но что на Руси зимой праздновали земледельческий праздник? Это более, чем странно. Причем, нигде, ни в каких летописях, списках, актах нет об авсене никакого упоминания. И нет ни одного место в России, где бы все три обряда совершели вместе. Везде использовался только один из обрядов. Кое-где в обрядовых песнях словечко "авсень" и вовсе не поминается. Так что, вообще о том, что такой праздник существовал мы знаем только из песен. А вот сами обряды: Варение каши Совершается оно до света. Старшая в доме из женщин ровно в два часа приносит из амбара крупы. Старший из мужчин приносит воду из реки или колодца. Крупа и вода стоят на столе до тех пор, пока не истопится печь, и до них никто не касается, так как это считается дурным признаком. Когда приходит время затирать кашу, вся семья садится за стол, а старшая женщина, размешивая кашу, причитывает: "Сеяли, ростили гречу все лето; уродилась каша греча и крупна и румяна; звали-позывали нашу гречу во Царьград побывать, на княжеский пир пировать; поехала греча во Царьград побывать со князьями, со боярами, с честным овсом, с золотым ячменем; ждали гречу, дожидали у каменных врат; встречали гречу князья и бояре, сажали гречу за дубовый стол пир пировать; приехала наша греча к нам гостевать." После этого все вставали из-за стола, а хозяйка с поклоном ставила кашу в печь. Когда каша поспевала, вынимая ее из печи хозяйка приговаривала: "Милости просим к нам во двор со своим добром". Сразу осматривали - полон ли горшок. Если каша вылезет из него - это предвещает беду всему дому. От треснувшего горшка хорошего ждать тоже не приходилось. После снятия пенки смотрели и на кашу - коли она красная, полная, будет счастье, и урожай, и талантливая дочь. Если же каша мелкая да белая - быть беде. Хорошую кашу съедали на завтрак, плохую же вываливали в реку. Засевание зерен - отправляется в Великоруссии и Малоруссии с разными обрядами. В Тульской области совершают обряд без песен, только с приговорками. Дети, рассыпая зерна ярового хлеба, говорят: "Уроди, Боже, всякого жита по закрому, что по закрому да по великому, а и стало бы жита на весь мир крещеный". Старшая женщина в доме собирает зерна с пола и хранит до посева. В Малоруссии обряд засевания совершается с приговорками и песнями. Там дети поселян перед обеднею ходили по домам сеять из рукава или из мешка разные семена, и в это время пели особенную засевальную песню: "Ходит Илья на Василья, носит пугу житяную. Де замахне - жито росте, житу пшеницю всяку пашницю. У поле ядро, а в доме добро". Другие при засевании говорят: "На счастье, на здоровье, на новое лето, роди, Боже, жито, пшеницю и всякую пашницю" или: "уж дай ему Богъ, зароди ему Бог, чтобы рожь родилась, сама в гумно свалилась, из колоса осьмина, из полузерна пирог - с топорище долины, с рукавицу ширины!" Посыпальщику дают что-либо в подарок, а разбросанные им зёрна тщательно собирают, хранят до весны и при посеве яровых смешивают с прочими семенами. Когда посыпальные зерна будут собраны, - по роду и количеству их заключают о том, какие именно хлеба дадут на будущее лето больший или меньший урожай. Иногда кормят этими зернами кур, и по их клеву гадают о будущем плодородии нив. Обряд хождения по домам известен только в двух губерниях - Костромской и Рязанской. В Костромской губернии для Васильева вечера варят свиные ноги. Там поселяне ходят в этот вечер под окна собирать пироги и свиные ноги, приговаривая: "Свинку да боровка выдай для Васильева вечерка". В Рязанской губернии ходят толпами под окна просить пирогов. Впереди идет девица, называемая маханоскою, она несет кошель для пирожного сбора, предводительствует и распределяет добычу. Подходя к окнам толпа причитает: "Кишку да ножки в верхнее окошко". В Тульской губернии есть предание, что на Васильев вечер ведьмы крадут месяц, чтобы он не освещал их ночных прогулок с нечистыми духами. Что интересно - обряды эти никуда не исчезли, засеванием и сейчас частенько занимаются даже горожане, особенно, молодежь. В ночь с 6 на 7 января рождественский сочельник подводил черту под прожитый год, завершал рождественский пост и открывал двухнедельные новогодние празднества - святки. Святки праздновались всеми, но в основе своей это был праздник молодежи: ее игры, песни, обходы домов, посиделки, гадания создавали неповторимую атмосферу святочного веселья. По всей территории России был распространен обычай новогоднего обхода домов молодежью или детьми. "В Рязанской губернии ходят толпами под окна просить пирогов. Впереди всех идет девица, называемая мехоноскою; она-то несет кошель для пирожного сбора; она-то предводит толпу и распоряжается дележом сбора". Подобные обходы в течение святок проводились трижды: в рождественский сочельник, под Новый год и накануне крещения. Каждая семья ожидала колядовщиков, приготавливала для них угощение и с неподдельным удовольствием выслушивала колядки: Коляда, коляда! А бывает коляда Накануне рождества. Коляда пришла, Рождество принесла. Общее праздничное настроение и желание, чтобы в наступающем году жилось хорошо, делали людей щедрыми, терпимыми, гостеприимными. После шумного, веселого обхода домов молодежь собиралась в посиделочной избе и устраивала общую пирушку - съедали все, чем их одарили односельчане. До сих пор у нас представление о святках связывается с посиделками. Посиделки, вечерки, беседы устраивались еще с Николина дня или Покрова, но приобретали праздничный характер с Рождества. В Забайкалье, к примеру, на рождественские посиделки девушки и парни приходили из разных деревень, разодетые в лучшие платья, иногда приносили их с собой в узелках и несколько раз переодевались. У русских в Забайкалье на святках проводилось восемь праздничных игрищ, и к каждому из них меняли сарафан и атлас (платок). Девушки, не имевшие большого числа сарафанов и шуб, занимали их у более богатых людей, а потом за это отрабатывали хозяевам, дававшим одежду на время святочных игрищ. Молодежь, "разодетая в новые рубахи, чтоб избежать неурожая, собравшись в избе, пляшет под дуду, слушает сказки, перекидывается загадками, а главное - рядится, или "покручивается", и гадает о своей судьбе". Святочные гадания Самые верные гадания, говорят, накануне Крещения,а также в Васильев вечер (перед старым Новым годом). Хотя по традиции и принято считать, что святочные гадания - для юных дев, никаких возрастных ограничений эта забава не предусматривает. Любопытству все возрасты покорны, и всякой женщине хочется узнать, не случится ли перемен в жизни, не нагрянет ли нечаянно, когда его совсем не ждешь, большое и светлое чувство? Ну и, разумеется, всем интересно заранее узнать, какой она будет, эта новая любовь. Гадать на Святки можно на чем угодно: на ключах, на воске, на кошачьей лапке, на оставленной на крыльце рукавичке, на подслушанном обрывке фразы, на следах под окошком... Так что если настоение подходящее, подготовься сама, подготовь необходимый реквизит и давай погадаем! Гадание на башмаке Подходит тем, кто живет на первом-втором этаже (желательно, окнами не на проезжуу часть и не на тротуар) или в загородном особняке (на даче). Кинь из окна что-нибудь из обуви (туфлю, сапог, ботинок, пляжный тапочек, кроссовку, босоножку - все равно что, на твой выбор) и выходи следом. Если повезет, и ты найдешь выброшенный башмачек, то внимательно посмотри, как он лежит. Если носком к дому, это означает, что в новом году замужество тебе не светит. Но, может, это и к лучшему. Может, тебе и так не плохо. На расческе Ложась спать, под подушку положи расческу и скажи: "Суженый, ряженый! Причеши мне голову!" Кто приснится, тот и суженый. На прохожих Выходи в полночь на улицу и спроси у первого встречного, как его имя. Так же будут звать твоего суженого, и так же он будет красив и богат. Поэтому лучше обратиться к владельцу какого-нибудь джипа или мерседеса. На воске Измельчи восковую свечку и сложи кусочки в столовую ложку. Подержи ложку над огнем, пока воск не расплавится, и ыстро вылей полученную массу в заранее приготовленную миску с водой. Воск, застывая в воде, образует фигуру, по очертаниям которой и гадают: что ждет в близком будущем. Если воск растечется полосками - предстоят тебе дороги, переезды. Ляжет звездочками - жди удачи на службе, в учебе. Если образуется человеческая фигурка - появится новый друг, а если зверь, будь осторожна: у тебя есть тайный недоброжелатель. Цветок означает замужество или встречу с новым приятным партнером. На ключе Гадают в компании. Ключ кладут в толстую книгу так, чтобы его кольцо (или дужка) оставалось наружи. Книгу плотно закрывают, перевязывают и за кольцо подвешивают к крюку. Собравшиеся вокрут барышни ждут, когда книга повиснет неподвижно, а потом каждая называет свое имя. Той, на чьем имени книга станет вертеться, замужества (или встречи с новой любовью) не избежать. На скорлупе грецких орехов Наполни водой большую миску примерно наполовину. На бумажных полосках напиши имена и (или) события, которые тебя интересуют. Сложи каждую полоску пополам и пристрой их по краям миски. Затме вставь кусочек свечи в половинку скорлупы грецкого ореха. Зажги свечу и пусти эту лодочку в "свободное плавание" на середине миски. К какому краю она подплывет и какую бумажку подожжет - там и ответ на твой вопрос. На картах Перед сном положи под подушку 4-х карточных королей и скажи: "Суженый мой, приснись мне во сне". Есои приснится король пик - жених будет немолодым и ревнивым (старый муж, грозный муж!), король червей означает молодого и богатого, крестовый - военного или бизнесмена, а бубновый - желанного (ах!). На луковице Это для тех, у кого много терпения. Девушки-подружки берут луковицы, помечают каждую, чтобы было ясно, кому какая луковица пренадлежит, и сажают их в банку с водой. Чья луковица быстрее прорастет, та девица и замуж быстрее выскочит. На кольцах Стеклянный стакан заполняют на 3/4 водой и осторожно опускают на донышко 2 золотых кольца. Затем смотрят сквозь воду в середину каждого кольца, где должно появиться изображение суженого. На соседях Пробираешься поближе к окнам соседей и, естественно, слушаешь. Если у них выяснение отношений с битьем посуды, можно ждать "веселого года". Еси в доме тишина - и у тебя год будет гармоничным. На кошачьей лапке Загадай делание и позови свою кошку. Если она переступит порог комнаты левой лапкой, желание сбудится. Ели правой, - увы не суждено. Но сдаваться не надо, переходи к другому гаданию! На горящей бумаге Напиши имя возлюбленного, положи на тарелку и подожги. Если бумажка сгорит не полностью, значит, желание, которое ты связываешь с этим человеком, исполнится. Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Рекомендуемые сообщения