Яндекс.Метрика
Перейти к контенту

Ребенку не хочется ничего, кроме телевизора


Рекомендуемые сообщения

Здравствуйте, Елена Викторовна!

Меня беспокоит то, что мой сын Гена (7 лет) всем занятиям на свете предпочитает просмотр мультфильмов и игры на компьютере. Гулять ему скучно, уроки он делает за 15 минут, с друзьями любые прогулки заканчиваются тем,что они у кого-нибудь из них садятся за компьютер. Футболы-баскетболы ненавидит, никогда не играет в них во дворе. Играют в штабики, хоть слава богу что-то...И это неумение занять себя чем-то другим пошло буквально с младенчества - он вообще не играл сам, один, только если я была рядом и развлекала его игрушками. Я старалась ему показать интересные занятия - мы лепили, рисовали, играли в игрушки, в развивающие игры, на улице в мячики всякие, в театр водили и водим (ну, думала, может получится дома в театр поиграть...). Но он не зажигается как-то, что ли...Не хочет сам попробовать слепить например, говорит - мама, ты полепи, а я пойду. Телевизор и компьютер ограничиваем, конечно, но пугает то, что он без них вообще ничем не занимается, он ходит за мной и ноет - мама, мне скучно, чем бы мне заняться, а когда я предлагаю и начинаю занятие, он пытается от меня добиться разрешения посмотреть телик или посидеть за компом, получается не совместная игра, а какое-то скрытое противостояние. Он ходит на айкидо, папа у нас очень любит этот спорт, но тоже свой интерес передать сыну не может никак. Я обожаю кататься на велосипеде, вместе катались - сам никогда не хочет, только под большим нажимом соглашается, катается 15 минут и с облегчением уносит велосипед. Я вижу четко, как он радостно включая телевизор, облегченно уносится в виртуальный мир, а больше ничего ему не хочется, как наркоману какому-то. Дела поручаю, но по его силам немногое ведь - разобрать игрушки, помыть посуду, одежду в шкафу разложить. Делает кое-как, за полчаса управляется и опять - мама, чем мне заняться. А что ни предложу - это я не хочу, мне неинтересно. Я понимаю, что многое тут от меня - я тоже больше всего на свете люблю читать, уходя в нереальный мир, а остальное не такое яркое. Но у него это прямо до логического конца доведено. У меня еще дочка двух лет, ну совсем же другая, это же не я воспитала так, она с пеленок никогда не скучает, всегда сама находит чем заняться, если я занята и не могу совместно что-то делать. А старший не хочет ничего так сильно, чтобы перебороло желание посмотреть телевизор. А запретишь - ничего не делает, возьмет мягкую игрушку, потаскает молча, в голове что-то у него там как компьютерный сюжет, провертится, потом ему надоедает эта игра, а больше ничего не хочется. Он не может сам начать делать, я пробовала быть инициатором - посидит рядом, 10 минут поделает, потом падает интерес. Сам потом не вспоминает об этом занятии и не хочет, если ему предложишь.

 

Что мне делать в такой ситуации? Компьютер - моя работа, совсем избавить от него квартиру не могу, неужели придется? Я пробовала уехать с ними на дачу, где не было все лето ни компа, не телевизора. Думала, будем читать, петь, рисовать, строить, ходить в лес и т.д. - ну что-то да понравится! Ужас, все через нехочу, внапряг, сам никогда не предлагает что-то из нашего обширного списка занятий. А вообще самой не предлагать - просто сидит или ходит по дому, ноет, что ему скучно и надо телевизор. Все лето! Может, мне просто кажется, что это не совсем нормальная ситуация? И сейчас многие так?

Ну мне не хочется, чтобы у ребенка не было никаких интересов, кроме как потребления того, что ему нарисовали и напридумывали. Хочется, чтобы он что-то и сам захотел сотворить, сделать, придумать, научиться...

 

Вот мое беспокойство. Как мне быть и что делать?

С уважением

Наталья.

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

В Интернете полно подобных вопросов, я посмотрела очень много. И советов родителям таких же детей тоже много. Меня это успокоило, конечно. Но только не пойму, какие делать первые шаги к решению проблемы? То есть общая стратегия как бы понятна (вроде...), а как взяться - не пойму! Ответьте, пожалуйста, Елена Викторовна! С чего и как начать отвлекать ребенка от телеыизора и компьютера и с ч его и как начать завлекать чеи-то другим, причем как еще понять, чем?

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Здравствуйте, Наталья.

Я Вам не отвечала не потому, что проигнорировала Ваше сообщение, а потому, что компьютерная завимсимость - одна из наиболее серьезных проблем детей и подростков. Написано огромное количество книг, выдвинуо немало гипотез, почему ребенок скрывается в компьютере. На мой взгляд, это - бегство от реальности. То есть ребенку дома, в семье плохо. Он нашел лучший мир - виртуальный. Поэтому говорить о том, КАК и ЧЕМ надо отвлекать, не найдя причину исчезновения ребенка из реального мира, бесполезно. Подростки, лишенные компьютеров принудительно, находят путь в иные миры другими способами - с помощью алкоголя и наркотиков. Ребенок помладше просто будет тосковать и, как Вы написали, слоняться со словами "Мне скучно".

Поэтому для начала нужно понять: а что вообще происходит с Вашим сыном? Оптимальный вариант - это Вам посетить с ним психолога очно. Он уже взрослый мальчик, и специалист мог бы многое узнать из беседы с ним. Я же могу лишь предложить нарисовать два рисунка. Один - "Рисунок семьи". Как выполнять задание, описано вот здесь:

http://www.nanya.ru/opit/9682

Второй рисунок - "Рисунок несуществующего животного". Рисовать надо тоже на стандартном листе формата А4, простым карандашом, без ластика. Потом подробно расспросить ребенка о всех деталях животного - для чего они (когти, несколько голов, крылья, антенны, хвосты и т.д.) Задание сформулировать так: нарисуй, пожалуйста, животное, которого не существует. Это животное живет только у тебя в голове"!

Потом задайте вопросы и запишите ответы:

- Из каких частей животных состоит это животное (например, тигр и слон, или это вообще механизм)?

- Какого оно пола - мужского или женского?

- Где живет?

- Доброе или злое?

- Чем питается?

- Оно одно такое или есть другие особи?

- Есть ли у него семья?

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Спасибо, Елена Викторовна, будем рисовать. Когда получится, я прикреплю рисунки.

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Гость Гость_Vesnata_*

Здравствуйте, Елена Викторовна!

Гена нарисовал семью и животное.

Семья - начал с себя, нарисовал себя в цилиндре и в галстуке (он еще в детсадике говорил, что хочет стать министром), потом папу, потом маму. Младшую не нарисовал вообще, забыл. Папа в шляпе (хотя вообще-то муж не носит шляпу), а мама в кепке - это соответствует)

Животное - это "морской дъявол", живет в болоте, плавает там, ему там нравится плюхать и еще ему нравится прыгать в болото с горы (гора рядом). На ногах у него ластовидные ступни, а на руках с когтями. Живет один, питается яблоками, яблоко в лапе. У него там есть друг мишка, рядом с яблоней, тоже достает яблоки.

Рисунки прикреплю, вот только сейчас разберусь,как...

Наталья.

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Здравствуйте, Наталья.

Замечательные рисунки!

У меня пара вопросов.

По рисунку семьи. Какие у Гены отношения с папой? Какое место папа занимает в семье?

По животному: Вы не спросили, зачем ему когти на лапах? Защищаться? Яблоки накалывать? И вообще, какое оно - это животное - доброе, злое? Там еще норка присутствует? В нее животное прячется? От кого? Или просто живет там?

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Здравствуйте, Елена Викторовна!

По рисунку семьи. - С папой у Гены отношения :

папа постоянно в командировках, приезжает в основном на выходные, а когда он с нами, то рано уходит и поздно приходит. Правда, когда он с нами тут, то папа берет на себя подъем Генки, завтрак и отправление в школу (раньше - в садик). Когда папа только на выходные, то старается и сводить на увеселения типа кино или парка, и сходить по делам (типа помыть вместе с Геной машину или за продуктами). Папа - последнее слово в спорном вопросе, последнее слово в стратегически важных вещах наподобие посещать Генке айкидо или бассейн, папа как бы ставит печать "Утверждаю")) Я все время , если Генка в чем-то преуспел, кроме похвал и радости всегда говорю, что сейчас позвоним и расскажем папе, чтобы он тоже порадовался. То есть папа редко присутствует физически, но постоянно присутствует морально, так сказать. У нас были с мужем сложности в отношениях, Генка все время говорил и говорит, что ему другого папы не нужно, и явно боится потерять. То есть папа - гарант надежности и уверенности. Иногда папа его учит приемам айкидо, немножко возятся, но маловато... Ну и, конечно, папа выставляет много повышенных требований для Гены - это уметь, тем заниматься, тому научиться и т.д. Ну например, за год до школы Генка уже умел складывать и вычитать трехзначные числа столбиком, а папа ему еще каждый день давал эти примеры решать, как обязательное задание. И ругал, если Генка не мог. И так во многом...Шнурки его мучал завязывать учил - печально вспомнить,как сын старался выполнить папины требования. В двухлетнем возрасте. Папа меня ругает, что я Генку балую, а сам тоже не может удержаться и то разрешит ему лищний мультик посмотреть, то купит что-нибудь. Генка побаивается его рассердить. Часто просит понести на плечах, хоть и тяжелый уже, папа ворчит, но редко отказывается...В общем, несмотря на почти постоянное папино отсутствие, по-моему, отношения скорее для Генки со знаком плюс.

Про животное - когти морскому дъяволу, чтобы зацеплять яблоки с яблони, и вообще он добрый. А норка - это норка как раз не его, а мишкина, а этот дъявол, когда в болоте поселяется кто-то более сильный, прячется в эту норку и зовет на помощь мишку, и они ждут, когда этот сильный уйдет жить в другое место.

Вот.

 

С уважением

Наталья

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Здравствуйте, Наташа.

Долго думала над Вашей проблемой. Единственное, за что смогла "зацепиться" - так это за тот факт, что папа постоянно отсутствуя присутствует и является как бы последней инстанцией. С одной стороны, это неплохо. Но с другой стороны, как мне показалось, папин авторитет немного Гену подавляет. И вот почему мне так показалось.

Посмотрите на рисунок семьи. Папа и Гена в шляпах, хотя папа шляп не носит. Судя по всему, для Гены шляпа - это некий символ статуса. Но у него она заштрихована до черноты. Что-то заштрихованное - это признак неуверенности, да и вообще Гена в этой шляпе похож не на министра (как папа, например), а на клоуна или фокусника. И не стоит думать, что это просто результат плохого рисования. Эти тесты очень точно отражают самоощущение ребенка...

Поэтому я Вам вот что предлагаю. Когда папы нет дома, не культивируйте его личность. Наоборот. Скажите:" Гена, папа уехал, ты у меня ЗА ГЛАВНОГО"! А еще лучше, если это скажет Ваш муж сыну! И втягивайте мальчика в то же рисование или спорт, например, под предлогом помощи Вам с дочкой: "Гена, порисуй, пожалуйста, с малой"! Или "Полепи", "Построй из конструктора" и так далее. Вы мама, Вам виднее, как это лучше устроить.

И еще: мальчик от Вас далековато на рисунке. Предлагайте ему что-то сделать для школы вместе, например, стенгазету к Дню учителя или Новому году, больше просто хвалите даже за то, за что и хвалить-то, может быть, не стоило бы.

И хочу еще раз сказать, что я бы все же показала его разок психологу (возможно, он есть в школе). Надо понять, почему у него так снижена мотивация.

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Спасибо, Елена Викторовна.

Папин культ смягчили, на похвалу и благодарность не скуплюсь.

Я долго обдумывала Ваши пожелания, а также постаралась понять, чем я сама провоцирую (или создаю благоприятную почву для такого поведения Гены) его увлечения теле-компьютером. Он понимает, что мне нравится по-настоящему : читать ( в том числе ему вслух), работать на компьютере (что он, видимо, понимает как то, что я играю), смотреть "Кадетство" (смотрит со мной), кататься на велосипеде (сам не ездит, но хочет именно со мной, то есть на багажнике готов ездить хоть целый день), плавать (одному ему не хочется в бассейн, а со мной пожалста). А остальные занятия, которые я ему предлагаю, меня саму не увлекают, вот и ему не нравятся, скучно. И как только я ухожу в то, что можно делать только одной (работа, взрослое чтение, например), он нажимает кнопку телевизора, потому что работать по-серьезному ему еще не над чем в силу возраста. Единственное - хочу попробовать привлечь его к созданию сайта для их класса (как раз вроде стенгазеты).

 

В общем, мысль такая - нужно понять, чем мне выгодно такое его поведение и как я его подталкиваю к нему. И даже могу ответить - тем, чем я люблю заниматься, я предпочитаю заниматься в одиночестве и ни с кем не делить это время и это удовольствие, потому что оно для меня разделенное становится ответственной работой, а не удовольствием. А все, чем я пыталась заняться с Геной, мне было внутренне в тягость, и я хотела это быстрее прекратить, мотивируя тем, что ему это неинтересно. А он просто чувствовал это мое желание побыстрее закончить, и как мог заканчивал. И его сидение перед телевизором дает мне возможность заняться своими требующими уединения делами.

Вот что я поняла...Какой ужас...Чувствую себя виноватой перед сыном.

Я хочу исправить положение, но не пойти прежним путем (выжимая из себя интерес к совместным занятиям, он опять почувствует скуку), а нужно что-то новое, я, кажется, этого пути не вижу или не хочу замечать.

А к психологу мы ходили, дважды. Только мой мозг отказывался воспринимать

слова психолога, и я волшебным образом ничего не поняла из того, что она мне втолковывала. Мгновенно забывается (причем, я даже на кассету записывала - слушаю, а выводов сделать не могу). Меня подалкивали к собственным выводам, а мне, похоже, нужна просто конкретная, по шагам, программа действий, по ходу которых я пойму, на что это все направлено, на какие изменения.

Елена Викторовна, я понимаю, что конкретики по интернету не бывает, но хотя бы какое-то правило может есть? Ну как менять стереотип? С чего начинать, то есть, рецепт что ли...Например "прямо сегодня посадите перед собой Гену и спросите, какой цвет ему нравится, потом возьмите карандаш этого цвета и 15 минут рисуйте кружочки на белом листе. Затем 10 минут хором покричите любую гласную. Потом включите телевизор и 10 минут активно смотрите вместе и обсуждайте каждую мелочь, происходящую на экране...." Ну что-то в этом роде, в общем...??

Извините за сумбур, за дектрет совсем отвыкла общаться и формулировать мысли.

С уважением

Наталья.

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Здравствуйте, Наташа.

Очень хорошо, что несколько "развенчан" папин куль личности! :p

Теперь о Ваших вопросах...

Во-первых, не стоит посыпать себе голову пеплом из-за того, что Вам легче, что ребенок у телевизора. Большинству мамам так легче: успеваешь приготовить, постирать, убрать и поработать. Другое дело, что ребенка можно и нужно привлекать к той работе, которую и Вы делаете или просто позволять ему быть рядом. Например, когда Вы готовите, позвать Гене и сказать, что Вам нужна его "мужская" помощь - что-то порезать из овощей. А в процессе рассказать ему, что лучшими поварами ситаются, например, не женщины, а мужчины. Ну и еще что-то по теме готовки интересное. Или сказать, что что-то давно он не дарил Вам рисунков и предложить, пока Вы готовите, порисовать вместе с Вами на кухне. Причем темы - поскольку это Ваше желание - Вы можете ему сами давать. Например, попросить, чтобы он нарисовал Вам как он хочет встретить Новый год... Таким образом и ребенок будет при деле и при маме, и Вы будете при делах.

Во-вторых. Из Вашего сообщения видно, что Гене очень не хватает общения с Вами. как факт - это минус. Как возможность привлекать его к каким-то занятиям - плюс. Хочет кататься на велеке только с Вами - катайтесь с ним. Хочет ходить в бассейн только с Вами - ходите с ним. Плюс то, о чем я написала выше. А сажать ребенка перед собой, засекать время - это все бесполезно. Ребенку, на самом деле, надо не так много, как кажется родителям. Просто чуть-чуть их заинтересованности в их персоне. Это первое. И второе. Дело в том, что многие дети очень долго нуждаются в опеке родителей очень долго - то есть чтобы с ними вместе читали, рисовали, играли... Возможно, Гена из таких детей. И ничего страшного в этом нет.

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
  • 2 недели спустя...

Здравствуйте, Елена Викторовна!

Извините, что не отвечаю и не благодарю сразу, я перечитываю много раз и перевариваю, потом еще возвращаюсь, а потом созреваю наконец для полного ответа! Спасибо Вам за рекомендации, вначале они меня даже как-то успокоили, вообще я словно поделилась и увидела, что ничего особо страшного...)) Гена сейчас вполне поддается, если ограничивать телевизор и компьютер, друзья помогают ему отвлечься)). Единственно - не хватает мне моральных ресурсов опекать его столько, сколько ему , видимо, требуется. То есть, когда я общаюсь с ним ооочень много в день, много делаем всего вместе просто по дому или ходим по делам с ним, то он явно цветет и радуется, а я по натуре человек не очень общительный, и такое тесное пребывание с другим человеком, даже с собственным ребенком, меня выжимает, я начинаю на все злиться, раздражаться на пустяки...И получается вот что - неровные отношения, то его любят и охотно общаются, а потом перестают любить и на него раздражаются. Он пугается и часто с опаской ко мне обращается, не знает, как я в данный момент отреагирую - разозлюсь или буду веселая и благодушная. Где-то я читала, что это один из верных способов воспитать невротика, такая нестабильность. Это так? У Гены повышенная тревожность, он часто старается сделать все правильно не потому, что хочет хорошо, а потому что боится моей реакции, то есть из-за СТРАХА. Он может уходить в компьютер, потому что там безопасно. Он и играет-то в игры, где нет крови, стрельбы, привидений всяких. Игры в основном с мультяшными героями, и просто с игрушками в основном с мягкими играет. И психолог еще в 5 лет подозревала, что у него внутри страх. Елена Викторовна, это у меня не конкретные вопросы, я просто так развернуто благодарю за консультации и пользуюсь возможностью высказать свои материнские тревоги!) Если Вы ответите, буду очень признательна.

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Здравствуйте, Наташа.

Спасибо за столько комплиментов в мой адрес! 8P

Что касается общения с Геной. Вас все "штормит" - бросает в крайности. То Вы уделяете ему много времени, то истощаетесь, и раздражены. А это, действительно, прямой путь ребенка к неврозу. Поэтому Вы выработайте какое-то оптимальное для себя время общения с мальчиком. Чтобы и ему хватало, и Вы не слишком уставали.

Теперь о страхах. Страх быть неуспешным бывает у многих детей. Такого ребенка надо побольше хвалить, за любую мелочь, которая даже, на Ваш взгляд, и не стоит особой похвалы. Давать ему такие задания, с которыми он однозначно справится. А вообще .... Самый надежный способ вырастить уверенного в себе ребенка - это быть в нем уверенной самой. И принимать таким, какой он есть.

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
×
×
  • Создать...