Майя 0 Опубликовано 9 Января 2008 Жалоба Поделиться Опубликовано 9 Января 2008 Здравствуйте, иерей Сергий! Мое отношение к православию менялось на протяжении всей моей жизни по нисходящей: от детского - навязанного богомольной бабушкой, основанного на страхе перед богом и верой в силу молитвы, до сознательного - ничего не принимающего на веру без фактов и доказательств, основанного на научных знаниях и собственного жизненного опыта, и веры в собственные силы. В свое время я читала различную литературу на тему споров между верующим и аттеистом. В результате я не могу себя причислить ни к одной из этих сторон. Сегодня я испытываю очень неопределенное отношение к вере в Бога: я не чувствую себя уверенной ни в чем. Крестная моего сына (замечательный верующий человек) растолковывает мне, что вера должна быть в сердце, что надо "отключать" мозг. И я все это понимаю, только как это сделать. Да, благодаря знаниям и опыту, я многое могу предвидеть или объяснить, сделать выводы. Но с другой стороны и чудес я никаких не жду. Это очень грустно быть прагматиком и жить без веры в чудеса, но как поверить? Верить ради того чтобы попасть в рай для меня выглядело бы как корысть. Все то прекрасное в православии, что меня в нем привлекает, совпадает с культурными ценностями человека. За что уцепиться? Кое-чего я достигла в этом пути к вере: я додумалась сама и еще доказывала своему окончательно разуверевшемуся другу видимые мне преимущества православного вероисповедания перед католическим - но это то не есть главное. Не расценивайте это письмо как провокацию. Я действительно искренне желаю быть приобщенной к православию. Я не знаю как это объяснить. Я все время ищу и не могу найти истины, а как только я касаюсь веры, мне кажется, что я близка к цели. В общем, очень смешанные чувства. Уверена, что вы имеете опыт общения с подобными прихожанами. Что вы им советуете? Может быть какую-то литературу, эксперимент, "терапия"..... С Рождеством Христовым! Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
иерей Сергий 0 Опубликовано 14 Января 2008 Жалоба Поделиться Опубликовано 14 Января 2008 Здравствуйте! Не согласен я с вашей крестной, что в вопросах веры следует "отключить мозг" и довериться только сердцу и чувствам. Наша вера в отличие от магии и псевдонаучных экстрасенсорики и астрологии ( и иже с ними) более чем разумна и главное аргументирована, даже в понимании чудесного. Это там человеку втирают - "если вы родились под знаком рыбы, вам не следует жениться на козероге" или "если вы встанете под центр купола, ваша астральная энергия увеличивается". Но если я попрошу доказать эти доводы, то внятного ответа не услышу. Христианство дает доказательные ответы на все вопросы своего учения, - исторические, философские и теологические. Впрочем, как в любой науки мы откровенно ограничиваем определенные границы нашего познания. Христианская теология изучается в большинстве мировых университетов наряду с философией. Сферы познания этих наук в некоторых аспектах совпадают. В отношении моей работы с сомневающимися как вы, я применяю исключительно индивидуальный метод. Стараюсь постепенно разрешать каждый возникающий мировозренческий вопрос. В сравнении с решением жизненных или эмоциональных вопросов, как правило это не представляет большой сложности. Ведь когда-то эти вопросы возникали у меня самого и я находил на них ответ. Как правило, в этом мне помогали книги, очень много дала подготовка в семинарии и Академии. Теперь остается только поделиться знаниями. Намного сложнее помочь человеку справиться с какой-либо страстью. Приходит человек и говорит: " меня все раздражает" или "я в унынии, что делать?" Вот тут уж приходится потрудиться. Вот вы говорите, что много читали. Давайте начнем с этого, что именно вы читали о Православии. С уважением, Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Майя 0 Опубликовано 16 Января 2008 Автор Жалоба Поделиться Опубликовано 16 Января 2008 Здравствуйте, иерей Сергий! Спасибо за ответ. Мне понятно то, что вы говорите. Я сама на данном этапе воспринимаю религию как философию, но мне этого далеко недостаточно для восприятия веры. Может быть я неправильно к этому подхожу. Я словно чувствую какой-то барьер, но не знаю что это. Может быть я неправильно понимаю, что такое Бог, может быть я слишком наглядно и слишком буквально воспринимаю ад и рай. Т.е. сейчас я понимаю: 1. душа = совесть = Бог, 2. не прислушиваться к голосу совести, предавать себя, не следовать своему предназначению = грешить = в бестелесном будущем - ад, т.е. вечные муки души, не имеющей возможности что-либо исправить после того, как душа отделится от тела. 3. жить по совести, следовать своему предназначению = любить Бога = совершенствование души = в будущем рай = умиротворение, полная гармония души без каких-либо страданий и испытаний. О вопросах веры, православной жизни человека я читаю все подряд: правсолавные газеты, книги, приобретенные в церкви с волнующими для меня названиями, в интернете. Библию читала только в детском варианте, понимаю, что это не то, потому что не вызывало необходимых чувств, набожная крестная моего сына постоянно подкидывает мне что-нибудь для просвещения, в том числе записи на дисках. Но юывает, попадаются и такие вещи, которые либо мне уже давно понятны, либо имеют оттенок агрессивного просвящения или какого-либо рода осуждения, что меня сразу же отталкивает, хотя я конечно категоричных выводов не делаю. В любом случае я не могу сказать названий прочитанного или авторства - никогда даже не пыталась запоминать. Мне кажется Вы сами знаете, что мне лучше почитать (может быть какие-то ссылки в интернете, а я обязательно это сделаю. Я сама не могу обозвать свою проблему, но это то, что не дает мне оснований для соблюдения принятых правил вероисповедания, для похода в церковь, для ношения креста, для совершения молитв. Понимаю, что выражаюсь сумбурно, словно сама не знаю чего хочу, но мне кажется, что Вы меня сможете понять.. Спасибо. Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
иерей Сергий 0 Опубликовано 20 Января 2008 Жалоба Поделиться Опубликовано 20 Января 2008 Поиск и обретение веры процесс долгий и кропотливый. Часто на этом пути приходиться отказываться от ранее приобретенных убеждений, когда видишь, что они не верны. Это очень важно, суметь критически отнестись к своему опыту и себе и от неверного в нем отказаться. В христианской традиции это называется покаяние, по-гречески - метаноия - изменение образа мысли. Если человек не способен на метаноию, то убедить его в чем-то , что идет в разрез с его представлениями о себе и о мире невозможно. Если вы способны к критическому отношению к себе, тогда в путь. ПРавила просты - не делать более одного хода, т.е. пока до конца не разобрались с одним вопросом не переходить к изучению другого. Давайте рассмотрим ваш первый тезис: "душа=совесть=Бог" Каждое из приведенных вами слов это отдельное понятие, я не согласен, что между ними можно поставить знак равенства. Например, люди говорят "меня совесть мучает", но я никогда не слышал, чтоб говорили "меня душа мучает". Очевидно, это не синонимы. Давайте начнем с этого, попытаемся дать определение понятию душа. Я бы сказал так: душа=сознание человека. Нематериальная (духовная), бессмертная (неуничтожимая) сущность человека, центром которой является понятие "Я" (греческое - ЭГО) или самосознание, способная к восприятию, хранению, переработке и произведению информации, волевым актам, эстетическому анализу и творчеству. Ваши предложения, замечания, дополнения. Если согласны идем дальше. С уважением, Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Майя 0 Опубликовано 22 Января 2008 Автор Жалоба Поделиться Опубликовано 22 Января 2008 Здравствуйте, отец Сергий. Я понимаю, что этот путь тернист, и мне уже приходится отказываться или сомневаться в каких-либо убеждениях. Сознавая это, я готова встать на этот путь, а может быть уже своим намерением я уже стою в его начале. По первому пункту, я согласна с Вами. Но хотелось бы еще дополнений. Действительно, нельзя наверное приравнивать душу с Богом; если не в каждой душе живет Бог, если не в каждой душе проснулась совесть. Можно ли считать совесть – признаком присутствия Бога, работы души? Может быть, я ошибаюсь, но для меня угождать Богу – это жить по совести, не лгать самой себе, находится в гармонии с собой – последнее получается хуже всего. Можно ли сказать, что человек, у которого нет совести, не знает Бога? Не есть ли совесть продукт работы сознания? Зависят ли способности души к развитию от интеллекта и черт характера, определенных генетически или внешними обстоятельствами, в которых формировалась личность человека. Я почему задаю этот вопрос. У меня перед глазами несколько поколений знакомых мне людей из одной фамилии, одинаково склонных к подлости, зависти, ненависти, насилию. Их поступки и даже внешность абсолютно схожи. И складывается впечатление, что их души черны и что Богу там «не уютно». Впечатление такое, что они просто на это не способны, не потому что не хотят, потому что не могут. Можно ли от каждого ждать пробуждения сознания? «Быт определяет сознание» - как быть с этим, или относиться к этому как к одному из испытаний? Душа моя меня тоже мучает наряду с совестью - я не живу в гармонии с самой собой, я не устраиваю сама себя, я не следую своему предназначению, потому что не уверена, что правильно понимаю его. Да, пожалуй, я понимаю совесть как продукт работы моей души с одной стороны, и с другой - как индикатор, который показывает мне насколько хорошо трудится моя душа. Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
иерей Сергий 0 Опубликовано 22 Января 2008 Жалоба Поделиться Опубликовано 22 Января 2008 В отношении вашего примера с семейством. В православной аскетике это называется родовой грех. Личный грех совершенный предком в той, или иной степени отражается на потомке в виде склонности к этому греху. Склонность может не перерасти в поступок, если же перерастет станет личным грехом. Нечто, вроде генетического заболевания , которое может проявиться или нет. С той лишь разницей, что заболевание не подвластно нашей воле, а совершение греха есть волевой акт. Теперь к совести. Святые отцы Церкви называли ее "голосом Бога в человеке". Это то, что подсказывает нам , что такое хорошо, а что такое плохо. Если угодно нравственный индикатор, причем индикатор не только поступков , но и слов и мыслей. Совесть существует независимо от разума (они не влияют напрямую друг на друга) . С понятием совести сопряжено понятие нравственного закона в человеке (человечестве). Откуда он берется? Его рождает разум? Нет, разум ищет то, что полезно себе, а нравственный закон иногда требует отказаться от себя, пожертвовать собой, это внутреннее чувство иногда становится сильнее даже сильнейших инстинктов самосохранения и продолжения рода. Нравственный закон определяющий направление совести универсален во всех народах независимо от их религиозных убеждений. Суть его "не делай другому того, чего не хочешь себе". Эта универсальность нравственного закона в человечестве свидетельствует о его божественном происхождение. Но человек может жить вопреки совести, не прислушиваясь к ее замечаниям. Тогда со временем она замолкает в его душе, но не навсегда. После смерти она возьмет свое сполна. Посмертные адские муки это прежде всего возрожденные в разы угрызения совести нераскаянной души. С уважением, Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Майя 0 Опубликовано 25 Января 2008 Автор Жалоба Поделиться Опубликовано 25 Января 2008 (изменено) Здравствуйте, иерей Сергий, мне все понятно, что говорите вы, но ничего не могу поделать с собой, моя беда - все проверить, все пощупать. "не делай другим того, чего не хочешь себе" - алгоритм человеческих взаимоотношений. Если человек и не впитал это с молоком матери, то он обязательно дойдет до этого сам. Одна, другая попытка сделать иначе возможно и пройдет без последствий, но однажды человек будет вынужден задуматься. Мы все существа социальные, и если мы хотим быть окружены достойными людьми, следовательно мы и сами должны быть достойны. Получается, что жить нравственно выгодно самому человеку. Разве это не разумно? Так мне кажется зарождалась нравственность. Другое дело совесть, она мне кажется имеет больше духовности. Я готова воспринимать ее как голос Божий, как наивысшую нравственность, потому как она не для сосуществования в социуме, а для самого себя. Кстати с родовым грехом, что раньше меня возмущало, стало немного проясняться, возможно, это справедливо затем, чтобы каждый родитель задумался о том, КАК он живет сегодня и как это отразится на том, КАК будут жить его потомки завтра.. Я правильно понимаю? Если вы ничего не хотите добавить к этому, мы можем продолжить дальше? Изменено 25 Января 2008 пользователем Майя Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
иерей Сергий 0 Опубликовано 30 Января 2008 Жалоба Поделиться Опубликовано 30 Января 2008 Здравствуйте! Рад бы согласиться, что жить нравственно - это выгодно и разумно, но окружающая действительность убеждает в обратном. Хотя, конечно, смотря что подразумевать под понятием выгодно. Выгода для души или для тела. Сейчас мы живем в т.н. обществе потребления и здесь люди больше задумываются о выгоде материальной, к сожалению не думая о душе. Поэтому выгодно воровать, брать взятки, обманывать, предавать, ходить по головам и перешагивать через трупы тех, кого вчера в лицо называл другом. Выгодно быть лицемером, пройдохой и прохиндеем. А когда сколотил себе состояние на чужих слезах и поте, тогда уже выгодно сидя перед камином в особняке на Рублевке задиктовывать секретарю наброски высоконравственного романа "Через тернии к звездам". Тут уж конечно хочется быть окруженным "достойными людьми" и неаффишировать отдельные этапы своей биографии. То что хочется быть окруженными достойными людьми еще не означает ,что сам человек будет таким. Выгодно как раз обратное, быть волком среди овец. Так что нравственность и совесть идут в разрез с материальной выгодой человека. Вся русская литература говорит нам об этом внутреннем противоречии. А в нашем мире оно приближается к апогею. Поэтому совесть и мораль явления иррациональные, их происхождение следует искать не в нашем мире, а в Боге. Мы и называем, в следствии этого совесть - Голосом Бога в человеке. С уважением. Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
mike 0 Опубликовано 31 Января 2008 Жалоба Поделиться Опубликовано 31 Января 2008 "не делай другим того, чего не хочешь себе" - алгоритм человеческих взаимоотношений. Если человек и не впитал это с молоком матери, то он обязательно дойдет до этого сам. Одна, другая попытка сделать иначе возможно и пройдет без последствий, но однажды человек будет вынужден задуматься. Мы все существа социальные, и если мы хотим быть окружены достойными людьми, следовательно мы и сами должны быть достойны. Получается, что жить нравственно выгодно самому человеку. Разве это не разумно? Так мне кажется зарождалась нравственность. Эта нравственность (о которой Вы говорите) зарождалась в христианских странах потому-то она и 'опирается' на Писание, если Вы посмотрите на страны без христианского прошлого, то там другие представления о нравственности. Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Рекомендуемые сообщения