Яндекс.Метрика
Перейти к контенту

Рекомендуемые сообщения

Здравствуйте, Елена Викторовна. Сначала хочу сказать Вам большое спасибо за доброту и профессиональные консультации. Вижу благодарные отзывы родителей и радуюсь, что есть такая возможность получать помощь в понимании детей. У меня нет детей, но я интересуюсь этим, поскольку очень хочу ребенка, а также получаю педагогическое образование.

А теперь хочу спросить о том, можно ли получить у Вас консультацию по детскому рисунку дочери моей знакомой. У них пока нет доступа в интернет, а проблему решать нужно. Леночке 9 лет, учится в 3-м классе. На зимних каникулах к ним в гости приехали друзья с подружкой-ровесницей Лены (раньше они жили по соседству, а осенью переехали в сельскую местность). Мама подружки рассказала, что в сельской школе у них намного меньше проблем (детей в классе тоже намного меньше), все домашние задания делаются на продлёнке, и ребенок больше времени отдыхает, не нервничает. И Лена, услышав всё это, захотела переехать, хотя учится она хорошо, конфликтов в классе у неё не было, учительница уравновешенная (со слов мамы). Когда каникулы окончились, Лена пошла в школу, но стала скучать по маме, плакать на переменах и дома. И что очень важно, около 3-х лет назад неожиданно умер её папа от рака, т. е. болел он недолго, сгорел в течение месяца. Мама Лены Аня рассказывает, что сначала Лена не плакала, но со временем осознала потерю и плакала время от времени. Тогда Аня объясняла дочке, что папы хоть и нет с ними, но он не мучается и что он воскреснет в определённое время, (из Библии они читают случаи, когда Иисус Христос воскрешал людей и сравнивал смерть со сном), так они верят. И сейчас девочка спокойно относится к смерти, надеется встретиться с папой, не плачет, вспоминая о нём, рассказывает, каким он был. А в школе она начала бояться потерять маму, так и говорила "я не могу без мамы, я боюсь", перестала делать уроки, утром начинала плакать, успокаивалась, только если её оставляли дома. Аня делилась с знакомыми, мы разговаривали с Леной, обнимали её, она после этого успокаивалась и шла в школу. Ещё Аня купила решебник, чтобы вместе делать уроки, Лена снова начала спокойно ходить в школу, получала высокие оценки (10, 11 - это у нас 5) но тут начался 2-хнедельный карантин. После него у девочки снова начались истерики. За неделю она вырвала ресницы на одном глазу. Теперь она стала говорить, что ей страшно идти в школу, ничего не хочет, что вот её так хорошо утешали. Аня пошла с ребенком к невропатологу, он назначил валериану в каплях, сказал, что патологии нет и девочка просто шантажирует маму (понятное дело, после потери члена семьи ребенка не наказывают, дедушка, бабушка всё позволяют, она довольно упрямый ребенок, настаивает на своём, уговаривает всех поступать по её) и порекомендовала посетить психолога. Аня сходила с девочкой, психолог посоветовала пока не ходить в школу, рисовать свой класс и рвать. Но посещать ещё психолога у неё нет материальной возможности. В школе психолога нет. Но вчера на помощь пришла учительница, она пригласила Лену приходить после уроков, чтобы делать домашние задания. Лена очень обрадовалась, вчера была у меня в гостях, нарисовала свой класс, учительницу и написала на школьной доске "Моя любимая учительница", чтобы подарить ей сегодня. Аня попросила меня прокомментировать её рисунки и отнести эти комментарии и рисунки учительнице (я учусь на преподавателя ИЗО, на психологии мы изучали методику "Нарисуй человека" и "Кинетический рисунок семьи"). Но я думаю, что вы более компетентны и опытны. Если Вы согласны, я помещу здесь рисунки. И можно ли поместить тот рисунок с классом?

Спасибо за ваше внимание.

Изменено пользователем Plaksa
Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Здравствуйте, Лена.

Спасибо за добрые слова, мне очень приятно. ^kiss5^

Я прочитала Ваше сообщение. Прикрепите рисунки, я посмотрю.

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Здравствуйте, Лена.

Спасибо за добрые слова, мне очень приятно.  ^kiss5^

Я прочитала Ваше сообщение. Прикрепите рисунки, я посмотрю.

606839[/snapback]

Здравствуйте, Елена Викторовна. Вот помещаю класс и чуть позже семью.

post-26490-1204702728_thumb.jpg

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Извините, что влезаю, Plaksa, надо немного уменьшит размер изображения - примерно 400на300, тогда качество будет лучше.

:biggrin:

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Здравствуйте, Лена.

Вы дали много информации, и несколько неструктурированной.

Давайте по-порядку.

Значит есть девочка Леночка 9 лет. 3 года назад у нее умер папа.

1. Важный вопрос: Вы не написали, как ребенок среагировал непосредственно на смерть отца? Что ей сказала мать, когда он только умер? Были ли какие-то невротические или поведенческие нарушения у нее из-за того (например, нарушение сна, поведения). Напишите, пожалуйста.

Но, как я поняла, явных признаков психотравмы после смерти отца не было.

2. Вопрос второй. Через какое время она, по словам матери, "осознала" его потерю и стала плакать?

Далее Леночка пошла в школу. Я правильно поняла? И три года ходила нормально. И только после приезда на зимние каникулы подружки начались проблемы. (То есть в этом году). Я права? Или они были с первого класса и длятся уже три года??? Ответьте, пожалуйста, на все эти вопросы.

 

Что касается совета психолога. Мне он кажется не совсем грамотным. Ведь девочка не хочет идти в школу не потому, что боится учителя или ее отторгает коллектив. Если бы у нее был страх перед учебой, тогда, возможно, имело бы смысл рвать рисунки класса как символы страха. Но она боится, что пока она в школе, что-то случится с матерью- "А в школе она начала бояться потерять маму, так и говорила "я не могу без мамы, я боюсь". А это совсем иной страх! И здесь методы работы должны быть иными. (Какие, скажу позднее, после того, как увижу рисунок семьи). Во всяком случае, я вижу проблему так.

Что касается рисунка класса. Он мне показался малоинтересным и малодиагностичным. Малоинтересным, потому что ничего, что указывало бы на грубую патологию, в нем нет. Малодиагностичным, потому что он нарисован не простым карандашом, а фломастерами, то есть нарушены правила тестирования. И как тут понять - учительница цветная - это признак того, что ее фигура внушает все же девочке тревогу или просто желание сделать ее "красивой". Правда, насторожило "сильно" синее кресло учительницы. Скорее всего, это не только любимая учительница, но и источник тревоги. А сказать, что весь класс является источником негативного для ребенка, не могу.

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Извините, что влезаю, Plaksa, надо немного уменьшит размер изображения - примерно 400на300, тогда качество будет лучше.

^telephone^

607215[/snapback]

Хорошо, я сделаю, только позже. просто не успеваю. Спасибо
Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Здравствуйте, Лена.

Вы дали много информации, и несколько неструктурированной.

Ответьте, пожалуйста, на все вопросы.

607234[/snapback]

Елена Викторовна, спасибо большое за Ваше внимание к проблеме. Я покажу вопросы матери и передам Вам её ответы.
Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Договорились. И рисунок семьи прикрепите. Только он должен быть выполнен карандашом.

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
  • 3 недели спустя...

Договорились. И рисунок семьи прикрепите. Только он должен быть выполнен карандашом.

607505[/snapback]

Здравствуйте, Елена Викторовна.

Наконец-то мы появились. К сожалению, улучшений пока нет.

Теперь по порядку: рисунок и ответы матери.

1. На смерть отца реакция была у Лены мало эмоциональная. В принципе, всё при ней произошло, папа попросил её слушаться маму, обнял, сказал, что очень любит, и через 20 минут его не стало. Она не плакала. Мама сказала, что папа уснул, но не как обычно, а на более долгое время, но когда он воскреснет, больше не будет так болеть. Нарушения сна у девочки были: ночью она стала просыпаться, говорила маме: "мне приснилось, что ты как папа". Со врменем это прошло.

2. Плакать по папе Лена стала примерно через год. Иногда просто говорила, что хотела бы увидеть папу, но чаще стала плакать и вспоминать его, когда у неё что-то не получалось или расстраивалась.

3. Проблем с обучением и посещением школы не было 2,5 года. Они появились после зимних каникул.

Ещё хочу сказать, что Лена несколько дней ходила в школу, после того, как учитьельница с ней позанималась, но плакала и утром, и на переменах. По телефону психолог назначил пропить 20 таблеток ридазина (уже закончили) и вчера назначил неврин в каплях. Ну и говорит, что нужно работать с ребенком, но средств в семье нет. Мать сама уже в такой депрессии, да и заболевание у неё какое-то хроническое, связанное со снижением иммунитета. Сейчас Аня гуляет с ней на море каждый день и ложит спать в обед. Вместе лепят, рисуют, танцуют, мультфильмы смотрят. Но я так понимаю, у них всегда такие хорошие взаимоотношения были. Ещё увидела, что Аня даёт ей домашние поручения, пол протереть или ещё что-то. В общем, нет напряженной атмосферы, да и раньше не было, я когда их видела, всегда жалела, что у меня с родителями не так

было.

Мы будем очень благодарны за Вашу помощь.

post-26490-1206120398_thumb.jpg

Изменено пользователем Plaksa
Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Извините за рисунок, у нас на компьютере не открывается не предварительный просмотр, ни окна для увеличения, а редактирование сообщений - вообще через раз. Сейчас уменьшила, может будет видно.

post-26490-1206120745.jpg

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Здравствуйте, Лена.

Во-первых, я сразу хочу посоветовать показать матери девочку детскому неврологу, а еще лучше - психиатру. Дело не в том, что у нее я подозреваю какое-то психическое заболевание, а в том, что надо уточнить диагноз! Можно, конечно, назначить по телефону нейролептик. Но тогда возникает вопрос: а почему, например, не антидепрессант? И почему за нейролептиком (хотя против сонапакса я ничего лично против не имею) идет фито-чай Неврин?

Второе. Я посмотрела рисунок. Как я поняла, на рисунке изображен папа. Лена, спросите, пожалуйста, свою знакомую, не культивирует ли она память о муже? Не вспоминает ли его часто? Если вспоминает, то в каких ситуациях?

И еще у меня к Вам одна просьба: опишите мне характер, темперамент Вашей знакомой.

Что касается рисунка и моих предположений. Во-первых, девочку надо показать все же врачу. Во-вторых, у меня создалось впечатление, что мать или перестаралась в прошлом с мыслью о том, что папа воскреснет, или сейчас часто вспоминает мужа. Посмотрите сами на рисунок: папа с мамой держатся за руки, а дочка - стоит рядом с ними! А папа очень точно напоминает уже не человека , а, скажем так, воспоминание о папе - у него нет кистей рук (потому что отца нет и он некоторое время уже ничего не делает по дому), он "висит" в воздухе, а не стоит на земле, хотя черта проведена все-таки под ним. Но самое печальное в этой ситуации, что Аня стоит на одной черте с живой мамой, но не рядом с ней...

Поэтому я и говорю, что прежде чем выработать какую-то тактику помощи, выясните деликатно вот эти вопросы.

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Здравствуйте, Елена Викторовна.

Спасибо, что сразу ответили. Я, конечно, понимаю, что так трудно заочно консультировать. Надеюсь, найдём средства. Но ваш совет всё равно очень ценен.

Теперь хочу сказать, что на рисунке пальчики у папы всё-таки есть, наверное, из-за уменьшения их не видно. Есть у меня ещё два рисунка (Лена упрямая девочка — из-за этого так долго мы не появлялись, не хотела рисовать простым карандашом), на них тоже пальчики есть у всех. Но они похожи на тестовый, на одном мама с папой опять в месте, а ребенок отдельно, на другом все по отдельности, но Лена выше всех.

И в связи с этим упрямством хочу спросить, какая реакция окружающих на эту ситуацию будет для него целебной, что ли? Просто иногда создается впечатление, что жалость и сочувствие идет не на пользу, а ребенок добивается не только их, но и возможности не ходить в школу… Правильно ли, что девочка в курсе всех рекомендаций врачей (она говорит, что ей ничего не помогает, всё равно страшно, несмотря на лекарства, на то, что не нужно делать уроки, бороть свой страх перед школой уничтожением рисунков). Я пыталась предложить ей нарисовать свой страх с помощью клякс, чтобы потом прогнать его, напугать дорисовыванием всяких красочных элементов, показывала, как весело кляксы ставить. Но такое чувство, что отказываясь от помощи, она держится за возможность таким образом быть с мамой.

И теперь про маму: темперамент, наверное, что-то среднее между сангвиником и меланхоликом, характер ровный, Аня доброжелательный, спокойный человек, без выраженных притязаний и амбиций, доверяет людям и сама доверяется. И вот мне кажется, что с ребенком тут она и переборщила: опять же, девочка в курсе анализов мамы (Аня прямо мне не сказала, какое у неё заболевание, но я так понимаю, что ВИЧ), в пятницу последние показали всего 20% иммунитета. Видимо, в этом причина? А на счет культа папы, я бы не сказала, что он есть, хотя Аня считает, что бывшего мужа ей никто не заменит.

В общем, лично моё субъективное впечатление двоякое: с одной стороны стал понятен страх потерять маму, но с другой стороны, вижу что она мамой всё-таки помыкает «Мама, так никто не говорит!», на предложение почитать вместе, настаивает на мультике, а если следует отказ, начинаются слёзы, при взрослых делается печальной, но если есть дети, бросает маму и бесится, как обычно и т. п. Вот.

Про психиатра сказала.

Спасибо Вам.

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Здравствуйте, Лена.

Давайте попробуем так. Раз Вы все-таки беретесь заниматься с девочкой, Вам нужно будет и с ней, и с ее мамой выбрать определенную тактику, но не ту, что была прежде.

Что касается девочки. Вам нужно перестать делать акцент на страхах и на нежелании идти в школу. Первое, что Вы должны сказать, что все врачи считают ее здоровой, а вот папа был бы недоволен ее поведением, которое расстраивает маму и учителей. И Ваша терапия должна быть направлена на снятие тревоги, аутотренинговой. Не надо рисовать специально кляксы. Да, возьмите на вооружение арттерапию: рисование, пластилин, аппликацию, поделки из бусинок и обычной крупы т.д. Рисуйте темы, которые для девочки актуальны, но рисуйте и обсуждайте косвенно. Например, проблему школы начните с рисования не школы, а с рисования ее друзей, обсудите нарисованное. В следующий раз попросите ее нарисовать ее дом, обсудите, что ей в нем нравится, что не очень. возможно, всплывут какие-то проблемы в отношениях с ее матерью.

Желательно проводить с ней какие-то расслабляющие упражнения. Я здесь описывала одно - "Снеговик", надо его поискать в темах....

Если у Вас будут появляться вопросы по работе с Леной, спрашивайте.

Что касается ее мамы. С ней Вы тоже должны серьезно поговорить. Я считаю, что проблема, если честно, в маме. Мама, возможно, ушла в смерть мужа и культивирует ее. Это первое. И второе - не скрывает от дочери свою болезнь, что для психики ребенка совсем уж не под силу (Недаром на одном из рисунков семьи Лена больше и папы, и мамы, разве это нормально для самоощущения ребенка?)

Поговорите серьезно со своей знакомой. Пусть возьмет себя в руки и тоже скажет Лене, что папа был бы недоволен ее поведением , ее отказом ходить в школу. Это первое. Второе. Скажите, чтобы успокоила девочку и не рассказывала ей о том, что болеет.

И третье. Как Вы правильно заметили, девочка, как всякий ребенок, склонный к истерикам, помыкает матерью. Для блага самой девочки Вашей знакомой надо быть в данной ситуации не мягче с ней, а тверже.

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Большое Вам спасибо, Елена Викторовна, за такие конкретные советы :wacko: !

Надеюсь, что благодаря им подвешенное состояние пройдёт и начнутся улучшения. Если будет диагноз специалистов, я Вам напишу.

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
×
×
  • Создать...