Яндекс.Метрика
Перейти к контенту

Статьи о рисовании на Няне.ру


Рекомендуемые сообщения

Фокусы с мокрой акварелью

Автор: Мартынова Алена

. журнал "Няня", 1999 год № 12


 

class=main>http://www.nanya.ru/opit/7881

 

Дети, как правило, любят рисовать - кто карандашами и фломастерами, кто гуашью, а кто и масляными красками. Но не все родители знают, что ребенка можно увлечь еще одним видом изобразительного творчества. Это живопись акварелью по мокрой бумаге.

        Приятно, когда у ребенка находят талант. Родители умиляются, разглядывая произведения своего чада, а оно, скромно потупив глазки, краснеет от похвал. Не правда ли, идиллическая картинка? В моем детстве все складывалось по-другому. Я сразу начала проявлять себя как художник-авангардист. Мне нравилось расписывать стены маминой губной помадой, перекрашивать оставленной без присмотра краской для стен родительскую обувь... В общем, я была кем-то вроде художественного террориста, неудивительно, что иногда звучали робкие советы близких показать ребенка психиатру. Последней каплей, переполнившей чашу родительского терпения, стал случай, когда я пыталась расписать "под хохлому" соседскую курицу. Несчастная птица истошно вопила, пока я, крепко держа ее за шею, старательно выводила на крыльях цветочки, как в книжке о народных промыслах.

 

        После этого мама и папа к психиатру, правда, не обратились, но зато решили серьезно заняться моим художественным воспитанием. Меня отвели к знакомому художнику, который показал мне много профессиональных "фокусов". Эти "фокусы" мы потом часто отрабатывали вместе с моим отцом.

 

        Писать акварелью было очень интересно: во-первых, мне это давалось очень легко, во-вторых, свободное растекание красок, их слияние друг с другом, мощные мазки, закрывающие большие площади, - все это соответствовало моему буйному темпераменту. Тогда я осваивала самые элементарные приемы, сейчас с помощью тех же "трюков" могу выстраивать сложнейшие композиции, находить необыкновенные взаимосочетания цвета. Что же касается самой техники, то простейший рисунок под силу даже малышам. Вы можете превратить освоение этого нехитрого художественного приема в занимательную игру для вас и ваших детей.

 

        На листе бумаги, предварительно смоченном водой, нарисуйте два желтых кружка - верхний поменьше, нижний побольше. Оставьте лист просохнуть. Чтобы краска растекалась не очень сильно, нанесите ее погуще. Когда она высохнет, к верхнему кружку фломастером или кистью потоньше пририсуйте глазки и клюв, а к нижнему - ножки, на боку наметьте крылышко. И вот у вас получился чудесный пушистый цыпленок.

 

        Мы с отцом часами играли в "угадалки". То он рисовал круги, полоски, овалы, треугольники, а я превращала их в цветы, облака, домики, солнце, фрукты или забавных зверушек. То я загадывала ему красочные загадки. Потом мы вырезали нарисованное, и картинки становились актерами настольного кукольного театра. Мы рисовали радугу, и на ее примере отец объяснял, что такое теплые и холодные цвета. Каким откровением для меня было то, что цвета могут быть теплыми или холодными и это никак не связано с температурой! Оказывается, теплый красный отличается от холодного красного тем, что теплый ближе к оранжевому, а холодный - к фиолетовому, в теплом зеленом больше желтого цвета, а в холодном - голубого.

 

        Освоив простые приемы, попробуйте выполнить с вашим ребенком более сложные композиции, используя то, что вы уже умеете. Например, нарисуйте с натуры пейзаж или натюрморт, сделайте портреты друг друга, проиллюстрируйте любимую книжку. У каждого малыша есть свои любимые сюжеты. Девочки чаще всего рисуют принцесс, мальчики - военную технику, кто-то любит изображать героев мультиков, кто-то - любимые игрушки. Но бывает, что дети находят совершенно неожиданные сюжеты, создают абстрактные композиции.

 

        Между прочим, занятия абстрактной живописью очень полезны: они помогают ребенку избавиться от страха неправильно провести линию, дают почувствовать вкус к свободному, ничем не регламентированному творчеству. Я хорошо помню один забавный рисунок, выполненный мной в пять лет. Это был Моцарт - дома мы часто слушали его музыку. Мой Моцарт был в синем камзоле, больше похожем на синий пушистый шар, и... в чулках-"сеточках", как у моей мамы. Я точно знала, что он должен быть именно таким, хотя взрослые пытались меня разубедить.

 

        Готовым рисункам я сразу находила применение: наклеивала их на поздравительные открытки или коробки конфет, вставляла в сделанные своими руками рамки, делала из них елочные украшения и потом раздаривала всем знакомым. Кстати, я ужасно огорчалась, когда взрослые пренебрежительно откладывали их в сторону. Не стесняйтесь бурно выразить благодарность, когда ребенок, довольный результатом своего творчества, подносит вам его в подарок, точно так же не бойтесь и перехвалить.

 

        Мой любимый учитель живописи всегда говорил: "Художнику нужны три вещи: похвала, похвала и еще раз похвала". Я знаю, бытует мнение, что ребенка, чтобы он чего-то достиг, нужно почаще ругать, а еще полезно кого-то ставить в пример. На самом деле недостаток похвалы может развить у начинающего живописца комплекс неполноценности, а слишком частые примеры (особенно если вы имеете в виду не великого художника, а соседского мальчика, который, как вам кажется, рисует лучше) мешают развитию творческой индивидуальности и приводят к тому, что малыш в конце концов теряет всякий интерес к рисованию. Чаще всего дети сами знают, что у них получилось хорошо, а что не очень, и ваша задача - похвалить то, что вам понравилось, и успокоить ребенка, если он огорчен творческой неудачей. Поэтому главные качества, которыми вы должны обладать в роли учителя рисования, - внимательное отношение к индивидуальности ученика.

 

        Хочу сказать несколько слов и о том, какие нужны кисти, краски, бумага. Опять же не знаю, кто это придумал, что учиться рисовать нужно расхожими, низкого качества карандашами, и только потом начинать пользоваться хорошими. В результате ребенок не получает никакого удовольствия. Кошмаром моего детства были ужасные кисти - пластиковые "растопырки". Вы не можете себе представить, сколько усилий затратит ребенок, прежде чем сможет провести ровную линию эдакой метлой! Не обижайте маленьких, купите им хорошие, высококачественные материалы, и тогда они всегда будут рисовать с удовольствием. Сейчас на прилавках много козьих, бобровых, беличьих, колонковых кистей, и вы без труда найдете то, что нужно. Только постарайтесь сделать правильный выбор: волоски не должны из нее выпадать, и когда вы смочите кончик кисти, он должен как бы "заостриться". Вообще-то я, когда покупаю кисть, попросту облизываю ее - это абсолютно не гигиенично, но зато надежно.

 

        И напоследок - еще одно упражнение для закрепления навыков. Сюжет ребенок должен выбрать сам. Но, допустим, ему захотелось нарисовать рыжего котенка, гуляющего на лугу в солнечный день.

 

        Тонким карандашом делаем рисунок, смачиваем его мягкой губкой и начинаем наносить краску. У живописи акварелью есть одно очень ценное преимущество - это возможность покрывать один цвет прозрачными слоями других цветов. Только все надо проделывать бережно, не "замыливая" бумагу. Если по одному и тому же месту прокрасить много раз, получится грязь. Поэтому лучше сразу найти верный основной цвет, а в процессе добавлять оттенки.

 

        В первую очередь покрываем большие плоскости - небо, траву. Старайтесь, чтобы краска не попала на те места, которые должны остаться белыми, - облака, место для солнца (при работе акварелью желательно не использовать белую краску). Чтобы точнее подобрать цвет, воспользуйтесь листом бумаги для размешивания на нем красок - палитрой. Она может быть также пластиковой и деревянной. После каждого цвета тщательно промойте кисть в стаканчике с водой - тогда краски не будут пачкаться. Когда большие пятна - небо, трава, основной тон шерсти котенка - написаны, даем листу просохнуть (но не до конца) и прорисовываем солнце, траву, цветы, полосы на котенке и т. д. Затем даем листу высохнуть окончательно и тогда дорисовываем нос, глаза, рот, усы.

 

        Картинка готова, а у вашего ребенка появился маленький пушистый друг, которого он будет любить не меньше, чем свои игрушки.

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Нарисовал он на листке...

Автор: Веснина Анна

. художник-педагог


 

Вы когда-нибудь видели ребенка, который не любит рисовать? А вашему малышу это нравится? Что вы говорите?! Вы сами не чувствуете себя художником, а потому не знаете, как подступиться к миру искусства, с чего начать, с какой стороны подойти? В конце концов, как помочь маленькому художнику? Какие краски выбрать... Или может нужны карандаши?..

Знакомство с миром изобразительного искусства стоит начинать сразу по двум

направлениям:

 

практическому, имеется в виду рисование, лепку и прочую ручную работу, и

теоретическому - то есть изучение, рассматривание с малышом произведений,

созданных настоящими мастерами. Поверьте, одно от другого неотделимо, а

творчество вашего крохи даже при весьма поверхностном знакомстве с

историей искусства будет и богаче, и разнообразнее. Кстати о том, как

познакомить чадо и заинтересовать полотнами великих художников, мы

рассказывали на страницах «Няни» в № 10.

 

Самый распространенный стереотип, бытующий среди родителей, что ребенку

достаточно дать краски, кисточку, карандаши, альбом и он начнет творить -

не верен. Безусловно, детские рисунки наивны, чисты и прекрасны, но

присутствие взрослого (педагога, если малыш занимается в детском саду или в

специальной студии раннего эстетического развития, или мамы) и его участие

в творческом процессе обязательно. Ведь малыш пока не знает даже, как

держать кисточку или карандаш!

 

С чего же все-таки начать, спросите вы? Разумеется, обзавестись

материалами - и для практики, и для теории.

Что касается практики, непосредственно рисования, то для него нужны краски

или карандаши - разных видов, сортов, тонов и оттенков.

 

И, как показывает практика, для самых маленьких лучше всего подходит

гуашь.

 

Репродукции любимых известных картин могут украшать стены детского уголка.

 

Хорошо, если они будут меняться: несколько месяцев малыш исподволь

рассматривает «Море»

И. Айвазовского, потом «Утро в сосновом лесу» со знаменитыми мишками на

дереве И. Шишкина, затем «Девочка с персиками» В. Серова или

«Царевна-Несмеяна» В. Васнецова. Так ребенок будет совершенно естественным

образом впитывать, познавать новые образы.

 

 

Время для занятий

 

Выбирая время для занятий рисованием, принимайте во внимание режим дня

малыша. Лучше всего - утренние часы, после завтрака, может быть, после

утренней прогулки. Или же время после дневного сна. Продолжительность

занятий зависит от возраста и индивидуальных способностей ребенка. Оно

может колебаться от 15 минут до получаса.

 

 

Гуашь

 

Достоинства:

 

легко отмывается и отстирывается;

 

быстро высыхает на любом материале;

 

поверх просохшей гуаши можно рисовать другим цветом - гуашь непрозрачна;

 

 

эта краска безвредна;

 

наконец, она невкусная!

 

Недостатки:

 

упаковка. У баночек с гуашью, как правило, плотно закрывающиеся крышки,

которые ребенок сам открыть часто не в состоянии, да и закрыть, как

следует, тоже. Покупая гуашь, выбирайте такую, чтобы крышки легко

откручивались и закручивались;

 

ограниченный набор цветов. Интересная цветовая гамма - одно из главных

достоинств первых детских «произведений», поскольку все прочие: красота

рисунка, своеобразие композиции и тому подобное - придут значительно позже.

Поэтому с первых же опытов рисования нужно учить ребенка смешивать краски -

сперва на листе, а затем и на палитре;

 

короткий «срок жизни». Маленькие дети рисуют густо, «пастозно», поэтому

целую баночку гуаши могут истратить на один рисунок. Будьте готовы к тому,

что придется часто докупать по одной те краски, которые кончаются;

 

порой слишком едкие, «кислотные» оттенки цветов. При выборе гуаши

остерегайтесь слишком «ядовитых» цветов - они не украсят рисунок, а

формированию умения «чувствовать цвет», скорее всего, навредят;

 

гуашь меняет цвет при высыхании. Для маленького «живописца» это не так

уж важно, но именно поэтому профессиональные художники гуашью пользуются

редко.

 

Акварель

 

Следующая по популярности краска - акварель.

 

 

Достоинства:

 

нежная, прозрачная, рисунок выглядит легким и воздушным;

легко отмывается, отстирыва-

ется;

 

безопасна при попадании в рот, только выбирайте ту, что предназначена

специально для детей;

 

чаще всего удобно упакована - в открытые лотки, по несколько цветов в

одной коробке. Есть, впрочем, акварель и в отдельных баночках, и в

тюбиках, но она, скорее, для взрослых художников;

 

срок жизни акварели дольше, чем у гуаши, одной коробки хватает

надолго.

Недостатки:

 

при неделикатном обращении акварель быстро пачкается, легко течет,

достаточно долго сохнет;

 

если ее класть в несколько

слоев на лист - рисунок, скорее всего, станет грязным: красочные слои не

перекрывают друг друга, а смешиваются на листе.

Работа с акварелью требует большего мастерства и опыта, чем рисование

гуашью. Поэтому ее стоит приобрести, когда малыш научится достаточно легко

управляться с кистью.

 

Чем рисовать?

 

Конечно же, для работы с красками понадобятся кисти. Обзаведитесь для

начала тремя: тонкой, средней и толстой. Первые две (№№2-3 и 5-6) могут

быть беличьи, а толстые (№№9, 10 или 11) лучше всего покупать собачьи или

пони. Они меньше лезут и рассыпаются при сильном надавливании - маленькие

живописцы работают необыкновенно экспрессивно! Не покупайте дешевые

комплекты кистей разных размеров: они «облысеют» прежде, чем ребенок

научится как следует держать их в руках.

 

Можно рассказать малышу, что с кисточкой надо быть ласковым и нежным.

Поводите своей рукой ручку ребенка по листу, покажите направление

движения и, опять же, несколько раз остановитесь, когда чадо нажимает

слишком сильно.

 

Учимся держать кисть:

 

Есть неплохой способ научить ребенка правильно брать в руки кисть.

Раскрываете правую ручку малыша ладошкой вниз и вкладываете кисточку

нижней ее частью между большим и указательным пальцами, затем просите кроху

сжать пальцы. Обычно почти все дети берут ее сразу правильно. Если не

получилось с первого раза - немного подправьте положение пальцев. Если

заметили, что кисточка снова в кулаке - остановите рисование и переложите

кисточку правильно. Где-то после десятка таких перекладываний даже

годовалый ребенок начинает правильно держать кисточку.

 

Графические материалы

 

Пастель - неплохой материал для рисования. Пастельными мелками можно делать

линейные рисунки, штриховать и закрашивать поверхности, различные оттенки

пастели хорошо смешивать прямо на бумаге. Она легко смывается с рук и

одежды, а также с пола и с мебели! Единственно: пастель необходимо

закреплять. Для этого под рукой нужно держать лак-аэрозоль. И будьте

готовы к тому, что в мелкой крошке от осыпавшейся пастели будет вся ваша

квартира и под вашими ногами постоянно будут поскрипывать раздавленные

кусочки разноцветных мелков. Все это относится и к «профессиональным»

графическим материалам, таким как уголь, сангина или соус. Давать их

маленькому ребенку желательно под вашим пристальным наблюдением.

 

Цветные карандаши - наиболее безопасный и безвредный «рисовальный»

материал. Правда, сейчас стали поговаривать о некоторой опасности для

малыша, берущего в рот графитный грифель.

 

Итак, карандаши хороши для тренировки мелкой моторики, подготовки руки к

письму, выполнения различных «умных» заданий: рисования по точкам, обводки,

штриховки. Однако их колористические возможности крайне ограничены, и для

рисования все же предпочтительнее краски.

 

К тому же карандаши часто ломаются, поэтому стоит обзавестись хорошей

точилкой. Ребенок 3-4 лет вполне способен уже сам поточить свои

карандаши.

 

А как же фломастеры? Дело в том, что фломастеры - это худшее, что вы можете

дать малышу для рисования. Они не требуют таких ручных усилий, как

карандаши, цвета их неестественно яркие и насыщенные, живописных

возможностей - смешения, получения дополнительных оттенков - они почти не

допускают. Процесс снятия и одевания колпачков отвлекает от рисования, а

потом колпачки еще имеют свойство все время теряться, и фломастеры очень

быстро высыхают. Малыши, как правило, сильно нажимают на грифель, и он

уходит внутрь фломастера без всякой возможности вынуть его обратно. Какие

еще минусы? Обычные фломастеры крайне плохо отмываются с рук и лица и

совершенно не отстирываются. Если вы все же будете их покупать, выбирайте

те, что потолще, и обязательно на водной основе, а не на спиртовой,

например фломастеры английской фирмы Crayola.

 

На чем рисовать?

 

Вам потребуется также основа для рисования. Это может быть альбомная, или

тетрадная, бумага или специальная, большая, для черчения или для акварели.

Хороши для рисования красками обои - их обратная сторона нередко имеет

очень интересную фактуру. Так, для «масштабного» рисования всей семьей

можно раскатать рулон обоев прямо на полу. Годятся для этих целей и

ненужные картонные коробки и ящики, куски дерева, фанеры или оргалита,

ткань, стекло, керамика, деревянные доски, нераскрашенные деревянные ложки

и «болванки» разных конфигураций, глиняные и гипсовые фигурки и посуда или

изделия из соленого теста и много чего еще. Можно, кстати, выделить стену

в детской и оклеить ее белой бумагой или светлыми однотонными обоями,

которые, правда, нужно будет периодически менять. Или можно просто

прикреплять чем-нибудь к стене большой лист бумаги, заменяя его на новый

по мере необходимости.

 

Вы так и видите чадо, стоящее у мольберта? Тогда лучше всего купите

простой, деревянный. Имейте в виду, при первых опытах рисования на

мольберте очень важно следить за тем, чтобы ребенок не набирал на кисточку

много воды, иначе краска потечет. А лучше сначала рисовать вообще без воды.

 

Что еще вам может понадобиться для домашних уроков рисования? Большая

клеенка или газеты, чтобы спасти пол и ковры, ваша старая майка, мужская

рубашка или специальный «художественный» фартучек в качестве «спецодежды»

для юного живописца. Несколько сухих и влажных тряпочек, а в дальнейшем еще

баночка для воды и палитра - деревянная, пластмассовая или керамическая, на

которой смешивают краски. При выборе палитры для малыша отдайте

предпочтение той, где предусмотрены отделения для каждой краски. Причем

отделения эти должны быть широкими.

 

Что теперь? Теперь нам осталось только лишь пожелать маленьким художникам

больших творческих успехов!

 

Анна ВЕСНИНА, художник-педагог

 

http://www.nanya.ru/opit/9674

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Цветная беременность

Автор: Веснина Анна


Малышу передаются все эмоции мамы в период беременности. Ученые доказали, что если беременной хорошо на душе, радостно, то в организме плода происходят позитивные гормональные изменения. И наоборот. Следовательно, основная задача будущей мамы - посылать своему ребенку как можно больше положительных импульсов. И поможет ей в этом цвет

 

Цвета неизменно присутствуют в нашем окружении: дома или на работе, в магазине или на улице, осознанно или нет, но мы постоянно ощущаем на себе их влияние. Существует же такая наука, как цветотерапия, о которой «Няня» не раз писала! Кстати, о том, как оформить детскую, правильно подобрать цвета в зависимости от характера, темперамента и состояния здоровья крохи, вы можете прочитать в №11/05 г., 3, 4, 5/06 г.

 

Тепло - холодно

 

Все цвета делятся на теплые и холодные. Теплые - длинноволновые - красный, оранжевый, желтый. Красный цвет повышает внутреннюю энергию, способствует активизации кроветворения, нормализации кровообращения и обмена веществ. Оранжевый помогает победить усталость, хандру, депрессию, неуверенность, тревогу и страх. Желтый повышает концентрацию внимания, улучшает настроение и память. Его влияние очень благотворно при нарушениях работы печени.

 

Холодные цвета - коротковолновые - голубой, синий и фиолетовый. Голубой цвет успокаивает, повышает иммунитет, снимает воспаление и ощущение жжения, например при солнечных ожогах. Кроме того, он благоприятно влияет на работу щитовидной железы. Синий помогает при бессоннице, вызывает ощущение комфорта и покоя, снимает напряжение, снижает артериальное давление, успокаивает дыхание. Фиолетовый усиливает интуицию, нормализует состояние лимфатической системы, помогает при мигренях.

 

Зеленый цвет - промежуточный. Он воздействует медленно и мягко. Способствует ритмичной работе сердца, отдыху глаз, оказывает умеренное противовоспалительное и противоаллергическое действие, полезен при сниженной функции почек, головокружении, нервозности. Хорошо избавляет от раннего токсикоза.

 

Приходите на сеанс

 

Принять сеанс цветотерапии может каждый из нас. Достаточно

определить, действия какого цвета вам не хватает в данный момент, и внести его в свою жизнь с помощью одежды и окружающих предметов. Кроме того, специалисты по цветотерапии рекомендуют для решения эмоциональных и физических проблем представлять цвет внутри себя. Представьте, что ваше тело - это сосуд, который постепенно наполняется определенным цветом. Если нет противо- показаний, можно принимать «цветовые» ванны, используя разноцветную морскую соль или пену.

Кстати, лечебное воздействие будет сильнее, если в воду добавить подходящее ароматическое масло: например, красный цвет хорошо сочетается с ароматом иланг-иланга, оранжевый - мелиссы, желтый - розмарина, зеленый - сосны, а голубой - с ароматом герани.

 

Тест по рисунку

 

Возьмите набор красок или цветных фломастеров и нарисуйте какой-нибудь рисунок. Пусть вас не смущает отсутствие художественных способностей. Вы ведь рисуете не для выставки, а для себя и своего ребенка. Это может быть и пейзаж, и портрет будущего малыша или абстрактная картинка. Нарисовали? А теперь посмотрите, какой цвет преобладает в вашем художественном творении. С помощью методики «цветная беременность» по тому, какие краски чаще всего использует в рисунках будущая мама, можно многое узнать о том, как протекает беременность, что тревожит женщину, и даже обозначить особенности характера будущего ребенка.

 

 

  • Парацельс, выписывая лекарство, обязательно учитывал его цвет. Для лечения ран он упо-

    треблял черный, зеленый, красный или белый пластырь в зависимости от типа раны.

  • Авиценна составил особый атлас, где описал зависимость между цветом, темпераментом и здоровьем человека. Он считал, что яркий утренний цвет помогает усвоению пищи; красный цвет создает оптимистическое настроение и усиливает ток крови (врач укрывал своих больных красной тканью), желтые цвета излечивают печень, уменьшают боли и снимают воспаление.

  • Издавна в России для лечения скарлатины использовали красную фланель, а чтобы уберечься от желтухи, носили золотые бусы. В Шотландии красная шерсть излечивала растяжение связок, в Ирландии помогала при лечении ангины, а в Македонии предупреждала лихорадку. В старой Англии ручку маленького ребенка обвязывали красной ниткой, чтобы у него лучше росли зубки.

 

 

Желтый цвет

 

На языке красок желтый - цвет духовности, но в то же время - опасности. Желтые картинки рисуют те беременные, которые чувствуют себя свободными от всех проблем. Такие женщины воспринимают свое состояние, как удивительное время открытий. Они искренне радуются своему положению и заряжают оптимизмом всех вокруг. «Желтый» ребенок - мечтатель, фантазер, сказочник, шутник. Он любит играть в одиночестве, любит абстрактные игрушки: камешки, веточки, тряпочки, кубики - оживляет их силой своего воображения. Когда такое чадо вырастет, оно будет отдавать предпочтение разнообразной, интересной работе. Всегда будет во что-то верить, на что-то надеяться, стремиться жить будущим. В то же время у него могут проявляться такие черты характера, как непрактичность, стремление избежать принятия решений, безот- ветственность.

 

Красный цвет

 

Цвет крови, здоровья, жизни, энергии, силы и власти. Вы открыты миру и активны. Беременность для вас не повод отказываться от прежнего образа жизни и любимых увлечений. Вы ничего не

боитесь и часто не воспринимаете всерьез рекомендации врачей. Даже если и существуют какие-либо проблемы, вы не придаете им особого значения и на 100% уверены в благоприятном исходе. А в случае возникшей опасности вините всех вокруг, за исключением себя. «Красные» дети, как правило, чересчур подвижны и непоседливы. Когда они вырастут, то высокая работоспособность будет определяться стремлением добиться успеха, получить результат, заслужить похвалу. Отсюда напористость и эгоизм. Интересы сегодняшнего дня для них превыше всего.

 

Что такое

цветотерапия?

 

Она родилась в древности. Цветом лечили еще в Древнем Египте, Китае, Индии, Персии. В египетских храмах археологи обнаружили помещения, конструкция которых заставляла преломлять солнечные лучи в тот или иной цвет спектра. Местные светила медицины, определив, какого человеку недо-

стает цвета, «купали» больного в оздоравливающих потоках целительных для него лучей.

 

 

Каждый цвет содержит целую гамму оттенков - от тончайших и нежных до глубоких и сильных. Основой цветотерапии является влияние волн определенной длины на наш организм. Свет представляет собой набор электромагнитных волн, причем их длину определяет ее цвет. Диапазон цветов, которые может различить наш глаз, - от 380 до 760 , от фиолетового до красного. Имея электромагнитную природу, цвет взаимодействует с энергетическими структурами человеческого организма, усиливает или подавляет их вибрации. С другой стороны, цвет воздействует на радужную оболочку человеческого глаза, возбуждая те или иные рецепторы. Она, в свою очередь, рефлекторно связана со всеми внутренними органами, мозгом. Поэтому различные цвета, воз- действуя на глаз, рефлекторно вызывают различные ощущения и изменения в жизнедеятельности органов.

 

Оранжевый цвет

 

Это слияние желтого и красного. Будущие мамы, которые рисуют оранжевые картинки, совмещают в себе все лучшие качества от «желтых» и «красных» женщин. «Оранжевые» дети легко возбудимы, так же, как «красные» и «желтые», но это возбуждение не имеет выхода. И дети веселятся, шалят, кричат без всякой причины.

 

Пастельные цвета - голубой, розовый, лиловый. Типичные инфантильные тона, и если их предпочитает взрослый, значит, он сохранил в себе «ребенка» и связанные с этим черты характера.

 

Голубой цвет говорит о свободе, беззаботности, склонности к перемене обстановки. Обычно его предпочитают независимые, уверенные в себе женщины. Розовый любят спокойные и женственные натуры. Лиловый говорит о таких чертах характера, как слабость, нежность, чувство одиночества, беззащитность. Если вы из всех цветов выбираете лиловый, значит, часто погружены в свой собственный мир и не допускаете окружающих, даже близких людей, переживать беременность вместе с вами. «Пастельный ребенок» обычно нежный, слабый, робкий. Такой малыш очень зависим от

окружающих, нуждается в постоянной поддержке.

 

Синий цвет

 

«Синяя» беременность - полная противоположность «красной». Недаром беременных «красным» можно успокоить синим цветом и наоборот. Часто будущие мамы выбирают синий цвет не потому, что они спокойны, а потому что в данный момент очень нуждаются в покое. «Синий» ребенок - спокойный, уравновешенный, любит делать все не торопясь. С удовольствием лежит на диване с книжкой, размышляет и все обстоятельно обсуждает. Он предпочитает задушевную дружбу с самоотдачей и самопожертвованием, потому что в противоположность «красным» детям ему приятно отдавать, а не получать.

 

Фиолетовый цвет

 

На языке цвета он означает ночь, тайну, мистику, созерцание. Беременность для вас что-то неизвестное и неподвластное научным обоснованиям. Вы с недоверием относитесь к советам врачей и руководствуетесь, прежде всего, собственными ощущениями. Вы нуждаетесь в поддержке окружающих, вам важно, чтобы рядом был человек, которому можно рассказать о своих переживаниях и который поймет вас.

Безразличие

окружающих к вашему положению вас сильно ранит. «Фиолетовые» дети отличаются богатым внутренним миром и артистизмом. Они очень чувствительны, стремятся произвести впечатление, но при этом способны посмотреть на себя со стороны.

 

Сине-зеленый цвет

 

Он означает воду, лед, холод, глубину, гордость, престиж и тщеславие. Является индикатором состояния нервной системы. У того, кому он нравится, нервы перенапряжены. Такое нервное напряжение определяется характером человека или может быть вызвано ситуацией, когда человек боится ошибиться, лишиться чего-либо, вызвать в свой адрес критику. «Сине-зеленому» ребенку необходимо предоставить больше свободы, поощрять инициативу, заменять наказание на поощрение, возможно, снизить требования, предъявляемые к нему.

 

Зеленый цвет

 

Он преобладает в ваших рисунках? Вы чересчур «правильная». Женщины, которые рисуют зеленые картинки, чаще всего, соблюдают все рекомендации врача и читают много специализированной литературы. Вы воспринимаете беременность как болезнь, а себя считаете тяжелобольной, которой нужен особый уход. «Зеленый» ребенок считает себя заброшенным и очень нуждается в материнской любви. Чтобы он не вырос в «зеленую» личность - консервативную, боящуюся перемен, требуется особое творческое воспитание, развитие открытости, интереса. Такому малышу необходимо чувство защищенности, надежности.

 

Черный цвет, как цвет угрозы, совершенно противопоказан будущим мамам. Беременные женщины редко используют его в своих рисунках. Если вы предпочитает всем цветам черный, это свидетельствует о страхе перед предстоящими изменениями или о страхе родов. Этот цвет говорит о том, что беременность для вас - сильный стресс, перевернувший вашу жизнь. Часто женщины рисуют черные картинки в первые недели беременности, когда они еще не приняли окончательное решение, сохранять или нет беременность. Чем предпочтительнее цвет, тем сильней угроза, тем драматичнее состояние будущей мамы. «Черные» дети имеют очень сложный характер, у них сильно развито чувство противоречия и желание доказать окружающим, и матери в первую очередь, свою нужность.

 

Серый цвет

 

Иную психологическую картину дает серый, тоже противопоказанный будущим мамам и означающий рутину, беспросветность, отторжение, бедность. «Серая» ситуация возникает, когда беременную отгородили или она сама «закрылась» от других. Часто женщины, которые до беременности много работали, уходя в декретный отпуск, рисуют серые картинки. Это говорит о том, что будущая мама не видит радужных перспектив в своем положении и рождение ребенка воспринимает как неприятную обязанность. Женщина чувствует себя выкинутой на неопределенное время из увлекательного водоворота жизни. Другой тип «серых» беременных - женщины, которые по тем или иным причинам не могут рассчитывать на поддержку будущего папы (либо моральную, либо материальную) и не уверены в собственных силах. Серый цвет - это первый признак моральной усталости. Чаще всего «серые» дети очень тихие, несмелые, замкнутые.

 

Коричневый цвет

 

В этом цвете оранжевый глушится черным. Беременность для вас «дискомфортное» состояние, вы вообще не любите ждать, а тут ожидание затягивается на целых девять месяцев. Вас все раздражает - начиная от растущего живота и восторгов окружающих и заканчивая вопросами и советами близких людей. Вы с таким нетерпением ждете родов, что даже не боитесь их. Существует много причин «коричневого» дискомфорта: слабое здоровье, семейные неурядицы, участие в драматических событиях и, наконец, усталость. У «коричневых» детей ярко выражена потребность создавать свой мир, надежный и закрытый, маленький мир, который будет создавать чувство безопасности.

 

Урок рисования

для будущих мам

 

Представьте себе, что вы посадили семечко неизвестного, но прекрасного цветка и с нетерпением ждете, когда он распустится. А теперь попробуйте изобразить на бумаге, как вы представляете себе этот цветок. Можно нарисовать несколько стадий его роста: вот появился первый зеленый росточек, потом листики, бутон и, наконец, распустился прекрасный цветок. Вокруг него нарисуйте зеленый луг, синее небо и желтое солнышко - это та забота, которой вы окружите собственного ребенка. Психологи и специалисты по цветотерапии утверждают, что такое рисование снимает внутреннее напряжение и помогает будущей маме осознать и почувствовать всю красоту своего положения. Такой урок поможет вам избавиться от страхов и обрести внутреннюю гармонию. Особенно полезен этот урок тем женщинам, в рисунках которых преобладают черные, серые и коричневые цвета.

Таким образом, цветотерапия и понимание воздействия различных цветов на ваш внутренний мир даст вам возможность тоньше понять свои ощущения, избавиться от страхов и обрести внутреннюю гармонию, которая так важна, тем более в вашем прекрасном положеним.

 

Только факты

 

Можно привести множество примеров благоприятного и неблагоприятного воздействия цвета на человеческий организм. Вот некоторые из них:

 

  • Блэкфрейеровский мост в Лондоне долгое время был

    окрашен в черный цвет. Было замечено, что наибольшее количество самоубийств в городе случалось именно на нем. После того, как мост перекрасили в зеленый цвет, число самоубийств резко сократилось.

  • Камиль Фламмарион, французский астроном, живший на рубеже XIX и XX веков, на опыте доказал, что растения и животные не безразличны к цвету. Так, например, салат-латук под красным стеклом рос в четыре раза быстрее, чем под солнцем, достигал очень большой высоты, а вот под синим стеклом рост его был незначительным. А фасоль при белом и красном свете цветет, при освещении зеленым и синим - умирает.

  • Японцы обнаружили, что когда лестницы в рабочих помещениях окрасили в красные тона, то служащие стали реже останавливаться, чтобы поболтать друг с другом.

  • Для усмирения буйных заключенных в США используют комнаты, окрашенные мягким розовым цветом. Через некоторое время пребывания в такой комнате непроизвольно наступает снижение мускульной активности.

    http://www.nanya.ru/opit/9968

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
  • 3 месяца спустя...

У вас очень интересная статья, спасибо.

Когда я занималась с детишками с проблемами в вальдорвской спец. школе (в основном аутизм), техника рисования акварелью по мокрой бумаге была одной из основных. Там была замечательный педагог, которая много чего попробовала и эту технику называла наилучшей. Обычно она использовала эту методику как дополнительную, т.е. когда детишки проходили какую -либо тему, или букву, они рисовали какие-то ключевые вещи из этой темы. Добавить к вашей статье хотелось бы вот что: очень важно чтобы занятия с детишками были хорошо проструктуированны, т.е., проходили в одно и то же время, включали в себя совместную подготовку и совмесную уборку после занятия, и особенно важно мягко, постепенно помогать, по первости даже инструктировать ребенка "сейчас мы нарисуем небо... берем кисточку.. мочим...плавно проводим справо налево... ещераз..теперь смываем краску, мы будем рисовать землю... а она у нас какая?...", это особенно важно поначалу, у тревожных детей. Если занятия такой живописью отграничить от обычного времяпровождения, то они помогут организовать гиперактивного или просто разболтанного ребенка. самое главное что эта техника годится для всех возрастов.

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
  • 1 год спустя...

Приглашаю к участию в конкурсе рисунков на Няне. Жулею удачи всем юным художникам!!!! ^give_rose^

 

РИСУЕМ БАБОЧЕК!!!!

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Ну, насчет отношения к гуаши и акварели я не совсем согласна. Удобно, когда баночку не так легко открыть. Все равно мама рядом и в нужный момент ненужную банку с краской уберет от греха подальше. Закрытую. Гуаши очень много можно взять на кисточку, и тогда от нее очень быстро ничего не останется. Покрывная гуашь смешивается достаточно равномерно, ну, разводы будут видны, но это не так интересно, как прозрачная акварель. Из акварели очень удобно рисовать радугу, обучать смешению красок, объяснять про взаимосвязь количества краски и воды на кисточке и получаемым цветом. И, наконец, акварель дольше расходуется. А это очень важно когда ребенок не один. Оба моих ребенка очень любят краску размазывать руками, и от этого от гуаши ничего сразу не остается. А на акварели они быстро поняли смешение цветов- радугу делали, ну, вообще смешивают хорошо цвета...

позже мнение еще допишу, если интересно.

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
  • 2 недели спустя...

Мы учились по курсу "Рисуем с годовасиком", там даются техники и работы с гуашью и акварелью, причем для деток самого раннего (от 4 месяцев) возраста. И приемов много, так как все детки уникальны, и то что проходит с одним не катит с другими. Важен индивидуальный подход. Но чем младше ребенок те больше должно быть краски(по объему, не по количеству цветов) и больше формат бумаги. Мне кажется оптимальными лет до четырех пальчиковые краски, тем более, что есть доступные рецепты приготовления их в домашних условиях.

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
  • 1 месяц спустя...

Художники в пасмерсах. Статья на Няне.Ру

 

На моем рабочем столе в маленьких рамочках красуются произведения уже признанных художников, но они пока и говорить не умеют. Многочисленные выставки,

на которых красовались картины наших малышей до 2 лет, породили

поклонников необычной методики – занятия малышей старше 6 месяцев красками.

На первый взгляд, проще простого – дал краску младенцу – пусть малюет!

Но почему-то даже не у всех родителей получается, не говоря уже о педагогах.

 

Основатель методики

Мария Владимировна Гмошинская – доктор медицинских наук, врач-педиатр, с.н.с. Отдела детского питания ГУ НИИ питания РАМН, научный руководитель Центра интеллектуального, эстетического и психофизического развития детей раннего возраста.

 

Как пришла идея дать грудничку краску?

Один из разделов моей научной работы был посвящен вопросу оптимальной продолжительности грудного вскармливания. В связи с этим на базе детского сада № 1271 г. Москвы, в группах кратковременного пребывания под моим наблюдением находились малыши до 2 лет, которых мамы кормили грудью, и их мамы и папы. Сама методика родилась неожиданно – 1 ноября 1997 года, когда в стенах детского сада появилась симпатичная мама Лена с малышом, возраст которого нас немного напугал – Леше было всего 5 месяцев, а мы с педагогами разрабатывали систему занятий с детьми 1,5–2 лет в присутствии и при участии родителей. Наши детки рисовали только что появившимися безопасными красками, и мама Лена принесла Лешу на занятия со словами: «До полутора лет ждать не хочу, давайте начнем». Маму Лену я знала уже давно – она очень активно участвовала на занятиях для беременных, которые я проводила в женской консультации. Я поняла, что отступать нельзя. Если я за это не возьмусь, то она сама станет рисовать. Пришлось начать. Но активной оказалась не только мама Лена, но и бабушка Леши. Она аккуратно складывала все шедевры Леши в папку и аккуратно их подписывала. К концу первого года жизни Леши был создан первый альбом художника. Так родились «Художники в памперсах».

 

 

С какого возраста начать? Лучше всего с того момента, когда ребенок научится сидеть – с 6–7 месяцев. Иногда по показаниям (дети с нарушениями со стороны нервной системы) мы предлагаем начать заниматься с трех месяцев, в положении лежа. Но такие занятия лучше всего проводить под наблюдением специалиста.

 

 

Самое главное: желание мамы и папы. Важно, чтобы вы были едины. Если папа возражает против занятий, не торопитесь, дайте ему посмотреть рисунки малышей в Интернете, может быть, он сам захочет порисовать с малышом.

 

 

Нужно ли уметь рисовать маме или папе? Уметь рисовать самому совершенно не обязательно, но смешивать цвета, наносить мазки вам должно нравиться.

Это методика обучения рисованию? Нет, это не методика обучения рисованию, а совместная предметная деятельность, а в качестве предмета используется краска.

 

 

Зачем все это надо? Доказывать, что предметная деятельность оказывает влияние на развитие мелкой моторики, нет необходимости. Краска привлекает внимание ребенка, что доказано в работах Т.Г. Казаковой, которой я очень благодарна за советы, данные на начальном этапе работы над методикой, так и за поддержку в настоящее время. Ребенок играет с краской. Это разновидность сенсомоторной игры. Занятия с краской развивают мелкую моторику, цветовосприятие, способствуют эмоциональному, речевому, сенсорному развитию. Очень важно: в процессе работы происходит общение со взрослым. Все это оказывает влияние на психическое развитие ребенка.

 

Рисунками младенцев можно украсить детскую, а можно и офис. Как показали наши исследования, проведенные на одной из выставок, большинство людей рисунки младенцев успокаивают, оказывают расслабляющее действие. Так что в наше нелегкое время рассматривание рисунков младенцев позволит снять стресс. Можно и взрослым рисовать «под младенца». Правда, результат будет намного хуже, чем у ребенка до года, но удовольствие получите и стресс снимите.

 

С чего начать: с магазина канцелярских принадлежностей.

Выбор краски: детская нетоксичная гуашь (имеет значок «нетоксично»), коробки оформлены персонажами из мультфильмов. Для самых маленьких достаточно 6 цветов. Нельзя использовать художественную или плакатную гуашь. Можно купить пальчиковую краску. Но ее консистенция отличается от гуаши и сама картинка получится другой.

Бумага: ватман (режем на

8 частей) или акварельная бумага (формат А3).

Кисточки: для малышей до года не нужны.

Влажные салфетки – очень нужны.

Экипировка мамы: папина рубашка или футболка, брюки (легко стирающиеся).

Экипировка малыша: кофточка, футболка, памперс, если прохладно – наденьте ползунки. Для малышей старше года можно использовать и специальные фартуки для юных художников, с нарукавниками. В такой экипировке ничто не страшно!

 

 

Спецодежду можно и не стирать, тогда через несколько месяцев вам на память останется не только стопка рисунков, но и неповторимой красоты кофточка 20-го размера.

Рабочее место. Стульчик для кормления лучше использовать по назначению, для творчества не годится – уж очень знакома обстановка, так и не терпится попробовать краску на вкус. Письменный стол – наиболее удобен для старта творчества, его лучше застелить однотонной (чтобы яркий рисунок не отвлекал малыша) клеенкой. Практика показывает, что за письменным столом малыш очень быстро осознает, что краска – не еда, ее не берут в рот. Интонацию голоса малыш великолепно понимает, и если вы скажете: «Это не едят» строгим тоном, то, как правило, этого бывает достаточно. Но не переусердствуйте! Кричать не надо! А то испугаете творца! Месяцев с 10, когда малыш уже уверенно сидит за столом, можно организовать индивидуальное рабочее место: детский стол и стульчик. Мама садится рядом (или сзади) малыша. До начала занятия все должно быть готово. Бумага разложена на столе. Двух-трех листов, как правило, достаточно для одного занятия. Баночки с краской открыты. Для первого раза достаточно 2–3 красок. Красная краска может испугать малыша, поэтому даем ее через несколько занятий. Водой не пользуемся. Малыши ее обязательно разольют, или, что гораздо хуже, – выпьют. Небольшое количество краски помещают на лист бумаги. Первое занятие лучше провести с папой или другим помощником. Мама сажает малыша на коленки. Предлагает потрогать краску: « Толя, смотри какая краска красивая». Как правило, малыши тянутся к краске, если этого не происходит – (осторожно!) пальчик ребенка сами окунаете в краску. Если малыш активно сопротивляется, не предпринимайте больше попыток, пусть он просто понаблюдает за вами (вы можете немного порисовать на его листе) или за папой, который может проявить свои творческие способности, расположившись напротив малыша. Малыш может активно размазывать краску, может хлопать по ней. В этот момент вы осознаете необходимость экипировки. Первое знакомство с краской длится не- долго – 5 минут, иногда, правда, и дольше. В дальнейшем занятия могут удлиняться. Важно, чтобы процесс у вас самой вызывал восторг, иначе малышу будет скучно. Есть серьезные малыши, которым нужно время для того, чтобы привыкнуть к новым условиям. Но это, как правило, художники старше 10 месяцев. Те, кто помоложе, значительно быстрее окунаются в краску в прямом и переносном смысле. Таких активных после занятий надо ополоснуть под душем.

 

 

Если малыш уже активно рисует, ему нравится этот процесс, то можно предоставить возможность самостоятельно выбрать краску и достать пальчиком из баночки. В дальнейшем количество используемых цветов краски будет увеличиваться, да и самой краски будет утекать достаточно много. Одного набора из шести цветов хватает на 2–3 занятия с одним ребенком. Будьте внимательны: если, по вашему мнению, получился шедевр, предложите художнику новый лист бумаги. Бумагу не жалейте. Активные младенцы могут создать 3–4 полотна, рекорд побила Нелли Ким в возрасте 9 мес. – она творила на листе ватмана и почти весь его заполнила.

 

 

Как часто заниматься: до года красками заниматься достаточно 1 раз в неделю. В другие дни малышу 9–10 месяцев можете предложить восковые мелки, масляную пастель, можно и полепить из соленого теста или массы для лепки (1+). Пластилин для таких карапузов не подходит.

 

 

Откуда такое название? С названием все очень просто – так нашу деятельность шутя назвал кто-то из присутствующих пап малышей. Всем понравилось, и это название прочно укрепилось за нами. Когда мы создавали свою организацию, то название решили не менять, по нему родители нас могли легко найти. Прошло более 10 лет, последние 2 года по своей методике мы готовим педагогов, врачей, медработников, социологов. По окончании 36-часового семинара они получают сертификаты. Сейчас мы подготовили около 100 человек не только в Москве, но и других городах. Поэтому если педагог детского сада или центра говорит, что он работает по нашей методике, он должен предоставить сертификат. Зачем? Предложенная методика только на первый взгляд кажется простой. Ею очень быстро овладевают мамы. Но педагог, который работает с группой детей первого года жизни и их мамами (папами), должен соблюдать главный принцип: НЕ НАВРЕДИ! Детям раннего возраста должны быть созданы условия для проведения занятий, включая возможность как следует вымыться после занятий. Дети должны быть обеспечены без-опасными художественными материалами, и что очень важно – должна быть психологическая безопасность. Детям первого-второго года жизни нель-зя (!) ограничивать пространство для рисования. Ребенку трех лет можно предложить попасть кисточкой в пределах круга, нарисованного на бумаге, но малышу 6 месяцев такое задание не под силу, а если оно выполняется с помощью мамы путем пассивного нанесения мазков – оно просто вредно для малыша. Регулярные занятия с выполнением подобных занятий могут привести к тому, что ребенок станет замкнутым, неуверенным в себе. На одном из сайтов выставлены работы грудничков до года, где можно увидеть такие работы. Мы вынуждены об этом говорить, так как наша методика привлекает внимание всех – не только родителей и педагогов, да и тех, кто не имеет педагогического (психологического, медицинского) образования и начинает работать с малышами. Когда начинают с малышами работать архитекторы, инженеры, модельеры – лица, не знающие особенности нервно-психического развития ребенка – пользы от таких занятий не будет. Учиться никогда не поздно. Для педагогов, психологов, педиатров мы организуем обучающие семинары. Специальные семинары мы организуем для родителей.

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи

Создать аккаунт

Зарегистрировать новый аккаунт в нашем сообществе. Это несложно!

Зарегистрировать новый аккаунт

Войти

Есть аккаунт? Войти.

Войти
×
×
  • Создать...