Jump to content
Sign in to follow this  
melena

Как отвечать на вопросы детей про особых детей

Recommended Posts

В России 617 тысяч детей с ограниченными возможностями здоровья. Несмотря на то, что общество "сменило гнев на милость", эти дети очень одиноки. Большинство из них живет в изоляции. Перемещаясь между специализированными институтами (школы, больницы, реабилитационные центры), они лишь иногда попадают на детские площадки или в другие места из так называемой нормотипичной жизни. Казалось бы, эти редкие моменты детского общения должны приносить ребёнку радость, но на практике получается иначе.

Дети с нормой развития к подобным встречам обычно не готовы. Многие впервые видят ребёнка с инвалидностью и обрушиваются на него или на родителей валом вопросов и комментариев: "Почему он такой? Я заражусь? Я не хочу с ней играть, она не красивая. Ты мычишь, ты дурак?" И тд. Детскую непосредственность невозможно контролировать, а чувство такта можно воспитывать лишь поступательно.

Если вы когда-нибудь оказывались в такой ситуации, вы знаете, насколько она щепетильна и не комфортна.

Родители ребёнка с нормой смущаются и, пытаясь сгладить момент, уводят своего малыша в другую сторону или стараются сменить тему. Ребенок, не получив четкого ответа, так и остаётся в неведении. Неоднозначное поведение родителей смущает еще больше: “Наверное, я что-то сделал не так и про это не надо говорить”. В редким случаях родители готовы поговорить, но в присутствии второй семьи теряются, опасаясь сказать что-то неправильно и обидеть.

 

Эта сцена разыгрывается на глазах ребенка с инвалидностью и его семьи. В половине случаев у этих детей нет ментальных нарушений, а значит, они всё понимают и переживают очередную травму. В то же время родители проживают весь спектр негативных ощущений: жалость, обида, злость, бессилие. “Я готова сама отвечать на эти вопросы”, - говорила одна из мам-участниц проекта, - “но дети адресуют их своим родителями. А те в свою очередь просто не знают, что сказать”.

 

Выше я описала цивилизованный вариант такой встречи. При подготовке сценария мультфильма я получила массу писем от мам детей с ОВЗ, в которых были приведены цитаты того, что они и их дети слышат на площадке:

 

– Не видишь, он псих. Отойди от него.

– Сейчас ему мама сумку несет, а потом жена носить будет.

– Она ничего не понимает, не разговаривай с ней.

– Отойди, он заразный.

 

Людям не хватает знаний, чтобы делать верные выводы и передавать их своим детям. Люди не находят слов, которые были бы тактичными и отражали бы реальную ситуацию. Формирование культуры общения - это длительный процесс, который охватит не одну ситуацию и десятки вопросов.

 

Но если вдруг завтра на площадке ваш малыш покажет пальцем на ребенка с особенностями и во весь голос удивленно спросит: "Мааааам, а что это с ним? Он больной?", – сохраните в памяти несколько домашних заготовок. Они тактичны, обтекаемы, а главное, предельно честные и добрые.

Самое важное - снять страх и объяснить, что это ребенок - не с другой планеты. Он такой же, как и ты.

 

- Хорошо, что ты спросил об этом.

 

- Он не больной и совершенно точно не заразный.

 

- То, что он непонятно говорит (медленно ходит, у него высунут язык, у него трясутся ручки и тд) - это его особенность. У каждого человека есть свои особенности. Например, я очень громко смеюсь, когда мне весело, дядя Ваня сильно кашляет, а у Марины волосы кудрявые.

 

- У него, как и у тебя, есть любящая его мама и семья. И чтобы научиться ходить, они каждый день вместе делают гимнастику.

 

Для того, чтобы ребенок научился налаживать контакт, можно дать несколько советов:

 

- Если ты захочешь, ты сможешь помочь ему узнать окружающий мир. С твоей помощью ему станет легче и интереснее познавать новое.

 

- Он не умеет говорить, но очень любит слушать сказки и истории.

 

- Он не умеет пока ходить, но он любит гулять, кататься на коляске в парке и слушать, как поют птицы.

 

Одна из мам написала мне свои рекомендации, и они глубоко тронули моё сердце: "Мой ребенок любит запах мандаринов и будет рад разделить этот момент с другом".

 

Если ваш ребенок не хочет вступать в диалог, не нужно на этом настаивать. Дружить "через силу" всегда неприятно. Вы уже сделали важное, - отреагировали спокойно, дружелюбно и открыто. Сняли опасения ребенка, дали понять, что особенность - это не что-то за гранью привычного. Особенность - это просто отличие, которое не должно становится между людьми. Давайте научим наших детей быть добрыми!

В ходе подготовки мультфильма я слышала версии о том, что дети не видят различий между обычными и особыми детьми. Да, они не видят их до определенного возраста. Но с 4-5 лет они не могут не заметить, что мальчик не говорит, девочка не ходит или ходит “как-то не так”. Если ребенок не задает вам вопросов, значит, связь между вами уже нарушена, и её надо срочно восстанавливать, возвращать доверие. Родитель - это тот человек, к которому ребенок идёт со всеми своими бедами и радостями, вопросами и предположениями. И мы просто обязаны быть его проводником в жизнь, адаптировать его к реальности и воспитывать культуру общения.

 

***

 

Социальный семейный мультфильм "Про Диму" выходит 17 октября. Его сюжет строится как разговор мамы и дочки, которая задает вопросы о непохожести людей и учит строить отношения с теми, кто по каким-то причинам от нас отличается. про диму

Героев мультфильма озвучили Ольга Шелест и дочка рэпера Басты Маша Вакуленко. А самого Диму озвучил Артем Леонтьев, мальчик с диагнозом аутизм. Средства на реализацию проекта собирались через краудфандинг в интернете, а создан мультфильм совместно с известной анимационной студией “Паровоз”. На сайте prodimy.ru можно узнать об истории создания проекта и посмотреть видео с озвучки героев.

Мультфильм развенчивает основные мифы про детей с ОВЗ, демонстрируя, что диагнозы не помеха общению. Мультик подсказывает, как находить язык с теми, кто от тебя отличается, учит быть добрее, не верить слухам и не поддаваться предубеждениями. Именно в ходе разговора с мамой Мира приходит к пониманию того, что перед ней - просто мальчик и просто его мама, которые любят друг друга. А главное, что у Миры и у Димы есть много общего, - но про это уже лучше узнать из самого мультика.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Спасибо

Share this post


Link to post
Share on other sites

Лена, спасибо за хорошую информацию.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!

Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.

Sign In Now
Sign in to follow this  

×
×
  • Create New...