Яндекс.Метрика
Перейти к контенту

Застенчивый ребёнок


Рекомендуемые сообщения

Здравствуйте, Елена Викторовна!

Моей дочери 6. Она - удивительная маленькая личность. Около года назад (по времени она как раз пошла в подготовительный класс - мы в США, здесь в подготовительный класс дети идут с 5 лет) я заметила, как в разговоре с учителями (и с некоторыми взрослыми, но только с некоторыми!) она нервно сжимает руки, впиваясь ногтями в ладошку и...словно теряется. Такого никогда не случается с домочадцами и со сверстниками.

На мои вопросы отвечает, что так она помогает себе самой не нервничать(!) (спрашиваю себя: "почему нервничает?" почему, например, на вопрос, заданный одним человеком, следует развернутый ответ без конца и остановки :) , а на тот же самый вопрос, заданный другим - замешательство, растерянность, стеснительность?...)

 

В обучении никаких трудностей нет - очень много знает, сама выбирает и читает книги, большая любительница поболтать с близкими людьми и с теми, с кем чувствует себя комфортно.

Елена Викторовна, я тревожусь. Что Вы думаете и что посоветуете?

С уважением,

Кристина.

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
  • Ответы 43
  • Создана
  • Последний ответ

Лучшие авторы в этой теме

Лучшие авторы в этой теме

На мои вопросы отвечает, что так она помогает себе самой не нервничать(!)

забыла сказать, что дочка также объясняет :"потому что я - застенчивая" :)
Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Здравствуйте, Кристина!

 

То, что я думаю, я пока оставлю при себе - маловато информации для подтверждения или опровержения моих "дум".

Кристина, вот у меня к Вам какие просьбы.

Во -первых, ответить на вопросы:

- Какие требования Вы предъявляете к девочке, точнее, какие установки у Вас? Что это значит: говорите ли ей Вы, что она должна быть успешой? Хорошо учиться? Обращаете ли внимание на оценки или что-то, чем оценивают упешность ребенка в школе? Насколько она сама стремиться хорошо учиться? Быть первой? Насколько ее расстраивают неудачи?

- Со всеми ли учителями в школе дочка "нервничает"? Если не со всеми, можете ли Вы сами сказать, что те учителя, с которыми девочка чувствует напряжение, обладают какими-то одними и теми же качествами? Например, все они достаточно строги или что-то еще? С кем из взрослых дочка чувствует себя раскованно? Это только семья или кто-то еще? Кто?

Во-вторых, выполнить с дочкой один рисуночный тест (только строго следуя моим инструкциям!), отсканировать нарисованное и выслать мне на e-mail (okulova@rol.ru)?

Если можете, то вот что надо сделать: возьмите белый лист бумаги (не в клеточку, не в линеечку - гладкий) фората А-4 (для принтера, например), и простой карандаш не очень твердый и не очень мягкий, заточен он должен быть не очень остро. Ластика, цветных карандашей быть не должно! Попросите дочку нарисовать для Вас животное, которого нет в природе! Ее, личное животное! Поясните, что Вы ждете не героя из мультика или книжки, а такое животное, которое она придумает сама! Если она скажет, что не получилось, дайте другой лист бумаги (но не ластик!) и отсканируйте столько листов, сколько она "испортит".

Потом задайте вопросы:

- где живет животное;

- какие звери в нем сочетаются (это может быть сочетание слона и кошки, например) и почему именно такое сочетание - что в этом животном от каждого зверя? Но может так случиться, что там вообще никаких животных не окажется, это будет что-то странное, ее выдумка.

- оно доброе или злое? трусливое или храброе? Чего боится?

- Если на него нападают, как оно защищается?

- Любят ли его другие звери? За что? Оно их? Кого оно не любит? За что?

Запишите все ответы.

Обязательно похвалите дочку!

 

Кристина, жду от Вас сообщений. Но слишком волноваться не стоит.

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

P.S. Если с рисунком много возьни - не делайте, надеюсь, мне хватит Ваших ответов. Или пришлете позже, когда будет время.

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Елена Викторовна, огромное спасибо за ответ!

 

Удивительно, как иногда, сформулировав вопрос, частично находишь ответ в самой формулировке: я размышляла по поводу себя самой и собственных установок.

 

Я всегда любила учиться (не школу, а учиться), закончила десятый класс с медалью и два универа. Мои установки. Я не говорю и никогда не говорила Полине, что она должна быть успешной и должна хорошо учиться. Но всегда радуюсь ее успехам. Возможно, подсознательно, я ожидаю от нее хорошей успеваемости - она очень способный ребенок и обучение дается ей легко. (Может быть, учителя в школе ожидают от нее того же? :))

 

Весь прошедший год я почти не проверяла домашнего задания и никогда не ругала ее за ошибки и неудачи.

 

Думаю, сама она стремиться быть успешной. Случалось, если предмет или тема ей были не интересны, или она была уставшей - она просто отключала внимание, за что не раз получала замечания от учителей (после делилась со мной и была расстроена).

 

Я не могу классифицировать взрослых с которыми она чувствует себя комфортно в общении и с которыми напряжена и скована по каким-то признакам... С малознакомыми не разговорчива (что и хорошо), с большинством учителей напряжена. Хотя учителя в местных школах, да и большинство взрослых очень дружелюбны и приветливы в общении с детьми.

 

 

 

Елена Викторовна, я послала Полькин рисунок на Ваш e-mail, кроме того,

зарегистрировалась и поместила его здесь:

http://www.nanya.ru/fotoalbum/postcard.php3?id=14646

 

Это несуществующее животное живет в странном городе, где все выглядит странно. Оно живет в желтом доме и само оно тоже желтого цвета, чтобы можно было спрятаться как хамелеону.

 

В нем сочетаются голова павлина, шея жирафа, туловище и лапки кошки и собачий хвост ("Потому, что это мои любимые животные", - пояснила дочка.)

 

Оно доброе и храброе, но боится крокодила - ему не нравятся его острые зубы.

 

Если на него нападут - оно может клюнуть.

 

Другие звери его не очень любят, потому что побаиваются его клюва. Сам он любит других зверей.

 

 

Полина также дала животному имя "Old Navy". :) Объяснила, что на

самом деле зовут его просто Navy, но он старый, поэтому

и Old Navy. :)

 

Елена Викторовна, еще раз большое спасибо Вам за внимание и помощь!

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Здравствуйте, Кристина. :)

 

Спасибо, что в точности выполнили все инструкции! Рисунок отличный. :) Теперь я объясню, что означает этот тест.

Это так называемая проективная методика, то есть когда ребенок или взрослый рисует это животное, по сути он изображает и описывает себя. По расположению животного на листе бумаге, по наличию деталей, по характеру животных из которых "состоит" его животное, по характеру линий и по многим другим признакам можно очень многое сказать о состоянии человека на момент рисования (не на ту минуту, конечно, а на некоторый отрезок времени в жизни человека - месяц, год, два).

Что можно сказать по рисунку Полины? Начну с деталей... Голова павлина. Тут аналогия прямая - павлин любит покрасоваться, птица красивая. Наверное, дочка любит покрасоваться, считает себя красивой. Более того, перышки на голове однозначно трактуются как тенденция к самукрашению, демонстративности. Клюв. Клюв в классической интерпритации - признак агрессии, да и Полина объяснила его назначение как орудие для самозащиты - "клевать". Но меня несколько насторожило то, что при этом она испытывает некое чувство вины, ибо Вы написали такое ее объяснение:" другие животные его не любят из-за клюва". Хотя в данной ситуации эта агрессия совершенно оправдана. Но, видимо, сильны какие-то внешние установки (школа, например), что дети должны дружить между собой и так далее. Не знаю - это надо общатьс с ребенком.

Обратила на себя внимания шея жирафа. Жаль, Вы не спросили, для чего она - такая длинная. Придется доверится только интуиции и соотнешению с другими деталями рисунка. Вообще, для чего жирафу длинная шея? Ну, во-первых, чтобы есть с высоких деревьев листья. Но - помните песню? - "Жираф большой! Ему видней!" Шея в этом рисунке несколько "тревожна". Она выполняет, скорее, функцию "сторожевой вышки". Если бы были нарисованы большие уши, я бы сказала, что у дочки повышенный интерес к мнению окружающих о себе. Но ушей нет вообще, зато есть вот такая шея, с которой очень хорошо наблюдать - кто к тебе подойдет и что-то спросит, чтобы вовремя "сжать ладошки, чтобы меньше нервничать!"

Обращает внимание расположение животного на листе бумаги. Я Вам просто процитирую отрывочек из книги "Проективные методики": "Голова, направленная влево (а у Полины она направлено влево) - тенденция к рефлексии, к размышлению, "не человек действия". Нередко это также - нерешительность, страх перед активными действиями. Это также может быть связано с отсутствием притязаний на самоутверждение в сфере внешне-преобразовательной деятельности, отсутствием склонности к доминированию. Сдвиг рисунка влево может свидетельствовать о склонности к принятию вины на себя (помните, Кристина, дочка считает, что ее животное не любят из-за клюва, хотя оно им только защищается?!), застенчивости (Полина сказала правду, что она - застенчива!), интроверсии". (с)

Вот эту не очень веселую картину несколько компенсирует наличие хвоста. Хвосты отражают отношение к собственным действиям и решениям, размышлениям, и как ребенок оценивает себя - зависит от того, куда повернут хвостик - влево или вправо, вверх или вниз. Хвостик животного Полины повернут вправо, да еще весело задран вверх! Это значит, что свои действия и решения она оценивает положительно и уверенно!

В целом, девочка не тревожна (не считая конкретной ситуации, с которой Вы, собственно, и обратились, и которую на рисунке символизирует шея), хорошо адаптирована.

На мой взгляд, проблема Полины в том, что она не публичный человек. А ситуация, в которой Вы находитесь, школа - даже с доброжелательными учителями - требует успешности, открытости, улыбчивости. Возможно, она видит, как пример, Вас - человека динамичного, успешного, открытого. И она, как умный и легко адаптируемый ребенок, игру эту приняла. Она "соответствует". Но это не её "игра". В этой связи могу дать две рекомендации:

1. Поговорите с учителями - как они видят эту проблему, что могут предложить, какой индивидуальный подход к девочке?

2. Создайте для нее дома отдельный "мир" - это может быть все, что угодно (лучше спросить, чегобы она сама хотела): отдельный игрушечный домик, который Вы вместе построите и где она может прятаться ото всех с лампой, чтобы можно было читать. Совместные прогулки только с Вами, а не с кучей "громких" детей. Я думаю, ей комфортнее не с группой детей, а с одним ребенком... Старайтесь, когда у нее что-то не получается с уроками, обесценивать эти неудачи. В общем, Вы мама - Вам и карты, что называется, в руки!

 

Вот такое мое видение ситуации.

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Елена Викторовна, огромное Вам спасибо!

читала-перечитывала. размышляла. Очень интересная трактовка и очень близкое к истине описание характера.

(...кстати, про шею дочь упоминала: нужна, чтобы "выглядывать" и "чтобы видно все вокруг" - так что все так и есть.)

 

Еще раз спасибо за Ваше время, внимание, информацию к размышлению

и советы. :heart:

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Пожалуйста, Кристина! :)

Если будут вопросы, проблемы - пишите прямо сюда, в "свой" топик. :)

 

С уважением -

Елена Викторовна.

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
  • 2 недели спустя...
Гость Гость_Майя_*

Елена Викторовна, здравствуйте!

 

Мой сын (ему 6,5) очень впечатлительный и ранимый ребенок.

Меня очень смущает то, что он зависим от мнения окружающих настолько, что это делает его чрезмерно застенчивым с посторонними, он становится рассеянным и неуверенным в себе. Например, выучить стихотворение - для него не проблема. Запоминает все быстро: и свое и чужое. Но на детском празднике выступает хуже всех.

Поскольку я и сама раньше всегда страдала от комплексов связанных с общением (публичные выступления были для меня катастрофой), то очень не желаю того же моему ребенку, тем более мальчику. Конечно, не сомневаюсь, что в этой проблеме моя доля вины наибольшая, и возможно что время упущенно, но все же хотелось бы помочь ему в преодолении этого психологического ступора.

Спасибо.

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Здравствуйте, Майя.

Давайте разделим все проблемы Вашего сынишки на две:

1. Чрезмерная застенчивость, неуверенность, зависимость от других.

Прежде всего хочу сказать, что впечатлительность и застенчивость - это не преобретенные черты характера, а, как Вы понимаете, врожденные. Да, есть такие мальчики: нежные, ранимые, впечатлительные. Обычно они очень привязаны к маме.

Ничего плохого я в этом не вижу. Это совершенно не значит, что из такого мальчика вырастет тряпка и слюнтяй. При правильном воспитании из такого мальчика вырастет тонко чувствующий, умеющий сопереживать, имеющий много друзей (и, что немаловажно - подруг ! :) ) мужчина, который, в то же время, будет уметь и постоять за себя!

Так что переживать, что Ваш сынишка именно такой, какой он есть - не стоит. :)

Но если мальчик, например, чрезмерно привязан к Вам, это может говорить о наличии страхов у сынишки и ...некотором Вашем неверном воспитании.

Начну издалека. Дети в трех-четырехлетнем возрасте начинают сознавать свою "отдельность" от родителей. Появляется чувство Я, а вместе с ним и осознание ограниченности своих возможностей. Ребенку становится очень важно пробовать себя в различных ситуациях и сферах деятельности. Тем самым он одновременно утверждает свое Я и выясняет границы доступного для него. Очень важно, какую позицию занимают в этот период родители. Если ребенка слишком опекают, это может провоцировать развитие неуверенности в себе. Если же малыш и от природы склонен проявлять осторожность, то чрезмерная опека родителей может способствовать развитию страха перед всем новым, непривычным.

Возможен вариант непроизвольной передачи страхов ребенку матерью. Если в процессе повседневного общения Вы постоянно выражаете беспокойство по разным поводам, то малыш непроизвольно начинает воспринимать мир пугающим и враждебным.

Сказать, есть ли у ребенка чрезмерные страхи или нет, заочно, к сожалению, невозможно.

Совет тут можно дать один: давайте мальчику побольше заданий с заведомо успешным выполнением. Хвалите. Просите выполнить какие-то поручения, объясняя, что их выполнить может только мужчина, то есть он, а не Вы - сильный, храбрый, смелый и т.д. Если что-то не получается, обесценьте неудачу, но постарайтесь вместе с сынишкой в этом же деле все же достичь успеха!

 

2. Что касается его страха перед публичными выступлениями. Во-первых, если Вы сможете повысить самооценку мальчика, то и с публичными выступлениями дела улучшаться. Во-вторых...придумайте вместе с сынишкой для него ТАЛИСМАН! :) Какую-нибудь мелкую вещицу, которая будет помогать ему, когда он выступает на детском празднике! И в третьих, попробуйте увлечь мальчика домашними концертами - для самых-самых близких - с чтением стихов вместе с ним, с пением песенок! В процессе невзначай "забывайте" строчку из стихотворения - пусть подскажет! :)

Все эти нехитрые методы должны помочь ему преодолеть неуверенность в себе!

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Елена Викторовна, спасибо большое за ответ.

 

По первому пункту вы совершенно правы, я действительно подпортила воспитание сына гиперопекой. Но во время спохватилась, так что слава богу он уже не держится за мою юбку, у него есть свой круг интересов, свое мнение, прекрасно обходится.

А вот по второму, насчет самооценки (у меня она кстати тоже всегда была занижена) я не совсем знаю как поступать. Я боюсь перехвалить его, т.е. все-таки оценка д.б. адекватна для его же блага. Талисман - отличная идея, у меня его никогда не было поэтому даже в голову не приходило, попробуем внедрять, обязательно отпишусь когда получится. А может ему театральный кружок поможет? Там хочешь - не хочешь а придется научиться выступать перед публикой.

Отдельное спасибо за слова утешения, они очень важны для меня, потому что в моем близком окружении все считают что я рискую вырастить изнеженного слюнтяя, а я тоже чувствую в нем тонкую натуру и не хочу делать из него солдафона.

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Здравствуйте, Майя! :)

 

По первому пункту вы совершенно правы, я действительно подпортила воспитание сына гиперопекой. Но во время спохватилась, так что слава богу он уже не держится за мою юбку, у него есть свой круг интересов, свое мнение, прекрасно обходится.

Ну вот видите, уже есть прогресс! :)

 

А вот по второму, насчет самооценки (у меня она кстати тоже всегда была занижена) я не совсем знаю как поступать. Я боюсь перехвалить его, т.е. все-таки оценка д.б. адекватна для его же блага.

Не бойтесь. :) Посмотрите мой топик "Что должны знать родители". Там есть пункт - "Надо выражать одобрение ребенком В ЦЕЛОМ". Что это значит: почаще просто говорите, что Вы гордитесь, потому что он у Вас (дальше идет перечисление всех его достоинств), что он самый любимый и лучший для Вас, даже если у него что-то не получается. Это одобрение не должно быть "привязано" к какому-то действию ребенка, это именно одобрение В ЦЕЛОМ. Например, Вы его обнимете мимоходом и - скажите эти слова. Они формируют у малыша уверенность в себе и чувство защищенности.

 

Талисман - отличная идея, у меня его никогда не было поэтому даже в голову не приходило, попробуем внедрять, обязательно отпишусь когда получится. А может ему театральный кружок поможет? Там хочешь - не хочешь а придется научиться выступать перед публикой.

Да, я думаю театральный кружок для такого мальчика, как Ваш сынишка - идея хорошая. :) Но попробуйте поискать КУКОЛЬНЫЙ ТЕАТР! Где дети сами делают кукол, сами же и актеры! Это прекрасная психотерапия для ребенка. Она существует и как официальное направление арттерапии в психологии и пользуется большой популярностью у специалистов.

Можете устроить кукольный театрик дома. Если надумаете, я Вам расскажу, какие темы брать для "спектаклей", чтобы ребенок еще и решал свои проблемы, разыгрывая сценки. :)

 

Отдельное спасибо за слова утешения, они очень важны для меня, потому что в моем близком окружении все считают что я рискую вырастить изнеженного слюнтяя, а я тоже чувствую в нем тонкую натуру и не хочу делать из него солдафона.

Ваши близкие абсолютно не правы! А Вы, как мама, верно чувствуете душу сына! ^yes^

Так что я Вас полностью поддерживаю! :)

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Елена Викторовна, спасибо Вам огромнейшее.

Кукольный театр дома - как я могла об этом забыть, ведь это же действительно самый лучший метод выяснить какие у него есть проблемы, которые он не высказывает в слух, кроме того, в ходе игры действительно можно подсказать и научить как себя нужно вести. Когда мы впервые пошли в сад, мы при помощи мягких игрушек играли в его детский сад. Но поскольку у меня плохо с фантазией, то дело у нас не пошло. Поэтому будет просто замечательно, если Вы подскажете сюжеты для спектаклей. ЭТО будет ТО ЧТО НАДО. СПАСИБО.

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Елена Викторовна, спасибо Вам огромнейшее.

Кукольный театр дома - как я могла об этом забыть, ведь это же действительно самый лучший метод выяснить какие у него есть проблемы, которые он не высказывает в слух, кроме того, в ходе игры действительно можно подсказать и научить как себя нужно вести. Когда мы впервые пошли в сад, мы при помощи мягких игрушек играли в его детский сад. Но поскольку у меня плохо с фантазией, то дело у нас не пошло. Поэтому будет просто замечательно, если Вы подскажете сюжеты для спектаклей. ЭТО будет ТО ЧТО НАДО. СПАСИБО.

272212[/snapback]

Здравствуйте!

Мне кажется, что Ваш вопрос к игропедагогу. :DИгропедагог ^rolleyes^

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Калина:

 

Какой в нашем "цветнике" мамулей и малышей гость замечательный! Наташа! Очень рады видеть! ^rolleyes^:D

Спасибо за ссылку - сама изучу! :yes2:

 

Майя

Я все же Вам тоже отвечу. :) Есть просто очень интересные наработки по кукольному театру очень талантливого психолога Ирины Медведевой!

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи

Создать аккаунт

Зарегистрировать новый аккаунт в нашем сообществе. Это несложно!

Зарегистрировать новый аккаунт

Войти

Есть аккаунт? Войти.

Войти
×
×
  • Создать...