Яндекс.Метрика
Перейти к контенту

Социализация С человеческим лицом


Рекомендуемые сообщения

Социализация с человеческим лицом

Что такое «социализация» и почему мы все неправильно понимаем этот термин

Инна Прибора

Слово «социализация» похоже на мантру, его следует произносить с выпученными глазами и поднятым кверху пальцем. Неважно, о чем идет речь: играет ли школьник в компьютерную игру, собирается ли перевестись на домашнее обучение или просто сбежал с продленки. «А как же социализация», что это вообще такое и зачем — на эти и другие актуальные вопросы современности отвечает Инна Прибора при помощи психолога Анны Птащук.

С чего начинается

Потребность в социализации всплывает, согласно разговорам экспертов, у песочницы. Как только юный гражданин одолевает двухлетний рубеж. А когда подходит очередь идти в государственный детский сад, вся семья внезапно проникается необходимостью ускорить вхождение в социум. Несмотря на протесты клиента, его круг общения расширяется до воспитательницы, нянечки и соратников, вооруженных игрушечными машинками. Тут обыватели различают детей «хорошо социализированных» — то есть тех, кто не ревет при расставании с мамой, не кусает товарищей и одержал победу над горшком и колготками; и «несоциализированных» — это ребята, которые демонстрируют хандру, когда их строят парами, не делятся пупсами и досадуют, когда им предлагают играть вместе в магазин.

 

 

Дальше критерии социализации теряются в тумане. То есть она всем нужна, но никто не знает, как она выглядит, потому что каждый родитель представляет какую-то свою картинку

Кому-то грезится, что у ребенка есть друзья — не разлей вода; кто-то хочет, чтоб младший умел показать лидерские качества, радостно входил в незнакомую компанию и умел организовать игру; кто-то мечтает о пионерии, чтобы дети шли на субботник с общей идеей на плечах; а кому-то достаточно и того, чтобы ребенок оторвался от гаджета и поздоровался с гостями.

Истерику по поводу социализации хорошо на себе чувствуют родители домашних детей, им достается больше всего наставлений, вопросов про «коллектив» и страшилок про мальчика, который сидел-сидел с бабушкой, а потом пошел в школу и получил там щелбан.

 

 

Общество с ограниченной ответственностью

В широком смысле социализация означает усвоение ребенком правил и ценностей того общества, в котором он находится. То есть, вообще-то, никаких натужных усилий здесь не требуется — понимание и овладение навыками происходит автоматически. Достаточно поместить товарища в подходящую среду, и вот он уже подпевает полифониям Баха, различает сорта русских рэперов или умеет пользоваться отмычкой. И дошкольные, и школьные заведения в качестве такого инструмента работают не очень эффективно, потому что адаптируют ребенка в первую очередь именно к жизни в учреждении: учат дружить с тем, с кем объединили в группу или посадили рядом, отвечать учителю по форме, не бегать по коридору и курить «во-о-он за тем гаражом».

 

Воспитание моральных идеалов, конечно, важная функция социализации, но к садикам и школам она имеет довольно отдаленное отношение, несмотря на протесты учителя литературы

Основные этические, культурные и поведенческие нормы человек черпает из семьи. Именно семья — мощнейший инструмент социализации, выстраивает главные ориентиры. Ждать от садика, в который вы сдали дошкольника, что его там научат правилам жизни, дружить, отстаивать свои интересы и воспитывать индивидуальность, довольно нелепо. Дай бог к концу года ребята выучат названия зимних месяцев.

 

 

Если же воспринимать социализацию в обывательском значении, как приучение к группе детей, чтоб «малыш не терялся и мог вместе с Петей поиграть», то это точно не та задача, которая стоит усилий и тревог

В приличных семьях до революции дети до 10-12 лет, как правило, обучались в родном доме с гувернантками, и никому не приходило в голову, что надо скорей поместить человека в группу из двадцати одногодок, чтоб его «социализировали». И результат, кажется, был неплохой. Особенно в том, что касается ценностей и образования. И напротив, хуже всего с социализацией дело обстоит именно в домах ребенка.

 

 

Стремиться к успеху

Современный мир повернут на успешности, завязанной на экстравертности и лидерских качествах. Бизнес-тренинги, коучи и пособия на тему «Завлекай и властвуй» влияют на модель отношений, которую мы транслируем детям.

 

 

Подсознательная или даже сознательная установка на тотальную конкуренцию или внушение «не быть лохом» — часто это все, что мы можем рассказать детям об отношениях

Поэтому, например, родители сплошь и рядом боятся, что их ребенка будут травить. Но как-то редко волнуются, что их отпрыск возглавит травлю, или же будет безучастно наблюдать за ней со стороны. С психологической точки зрения, неизвестно, какой опыт сильнее скажется на дальнейшей жизни — оба хуже.

Дело усугубляется тем, что не очень понятно, какого результата ждать от этой нашей социализации. Вот он репостить котят в социальных сетях — это хорошо или плохо? Выгнать погулять на улицу или пусть сидит вконтакте? Отказался идти в поход — проявил индивидуальность или отбился от хорошей компании?

 

 

Нет никакого внятного образца, как должен общаться и дружить современный ребенок со смартфоном, когда его родители отращивают «личностные качества»

Вся советская литература с Тимурами и командами, Денисками и Динками, которые пропадали во дворах, на дачах, самоотверженно кому-то помогали, объединялись вокруг общих идеалов — оно как-то больше не работает, поэтому у нас осталось лишь уродливый остаток: «Не будь лохом».

 

Три этапа школьной социализации

В идеале школьная социализация проходит в три стадии, плавно перетекающих одна в другую.

 

1. Младшая школа

Ведущей деятельностью ребенка становится учебная. Родителям первоклассников вовсе не случайно говорят: «Не ищите школу, ищите учителя». В началке дети ориентированы на авторитетного взрослого не-родителя. Со стороны класс выглядит как стайка цыплят, жмущихся к курочке-наседке. Цыплята не берут пример друг с друга, не следят за товарищами, и не выстраивают никаких иерархий, они все дружно влюблены в Марьванну и смотрят в том направлении, куда указывает ее крыло.

Хотя, может быть, немного досадно, когда семилетка поправляет отца: «Ты неправильно говоришь, надо как Марьванна: не „класть“, а „ложить“». Если в классе вашего ребенка не 48 учеников, внимания педагога хватает на всех, и нежные чувства детей к учительнице взаимны, то, очевидно, вас можно поздравить.

2. Средняя школа

Ведущей деятельностью становится почему-то не решение уравнений, а общение. Человека одолевают шторма пубертата, а в качестве ролевых моделей начинают фигурировать сверстники в каких-то диковатых брюках. Пока ребенок ищет баланс между общностью и яркой индивидуальностью, родители держат руку на пульсе и пузырьке с успокоительным. Дети сбиваются в ватаги отчаянных бунтарей и пошлейших конформистов одновременно, наносят на выступающие части тела одинаковый пирсинг в виде букв «Ни на кого не похож».

Хорошо бы, чтобы в этот период школа могла предоставить разные варианты внеурочной деятельности: КВНы, фестивали танца тверк, сбор макулатуры или отряд юных друзей инспекторов ГИБДД. Большой класс уже не помеха, а скорее благо — больше разнообразия в контактах. Кстати, и учитель должен трансформироваться из наседки в мудрого наставника, чей голос хорошо различим на уроке даже сквозь наушники.

3. Старшая школа

Эталонный старшеклассник охладевает к ребятам из подъезда, вешает на дверь своей комнаты табличку «готовлюсь к экзаменам», и, что характерно, за этой дверью обычно и сидит. В выпускных классах происходит окончательная профориентация, на карьере бродячего брейкдансера поставлен крест, происходит выбор вуза и основная работа сосредотачивается на подготовке к поступлению в него.

 

 

Другие задачи социализации

Мария Осорина, психолог и автор книги «Секретный мир детей в пространстве мира взрослых», уверена, что дети объединяются для совместного освоения окружающего ландшафта, для решения общих психологических задач. Лет с пяти ребята организуют свою субкультуру, помогающую решить насущные проблемы: в рамках этой тайной жизни необходимо исследовать «страшные» места, вроде кладбищ и подвалов, устраивать «секретики», постигать изнанку жизни, вытаскивая с помойки какие-нибудь драгоценности типа выброшенного дивана и доламывая их.

 

 

Но даже у самых психологически подкованных родителей сегодня дети лишены радости беспрепятственно постигать видимые из окна площади

Мало кто отпускает ребят из начальной школы социализироваться во дворе с открытым подвалом и веселиться рядом с помойкой. Но даже без этих, без сомнения, полезных для психики вещей, дворовая культура на нашем поколении, кажется, внезапно затухает. Дети не рассказывают друг другу про черную руку и гроб на колесиках, не прыгают в резиночку, не гоняют в «чай-чай выручай по всей округе», не прячутся в домиках и на деревьях. Социализация ожидает их на детской площадке, выложенной резиновым покрытием. На штанах светоотражающие элементы, в телефоне под цифрой «один» номер МЧС, рядом с площадкой камера видеонаблюдения, а за руку держит бабушка, которая очень волнуется, когда ты скрываешься за качельками.

Отсутствие дворовой субкультуры вместе с возросшими требованиями к психологическому комфорту ребенка — те факторы, которые заставляют родителей предъявлять повышенные претензии к школьной социализации, и вообще портить себе кровь по этому поводу.

 

 

Общий контекст

Интересный фокус социализации в детском коллективе — это формирование некоего общего контекста, складывание информационного поля для группы. В ситуации формального общения людей одного поколения, скажем, «шестидесятников» или «детей девяностых», происходит понимание слэнга, использование похожих метафор, узнавание шуток, цитат и всего того, что не надо дополнительно объяснять.

 

 

Человек, который в начальной школе читал «Мурзику», носил шапочку-петушок и рисовал в тетради Наташу Королеву, будет казаться близким и «своим», если у тебя похожий бэкграунд

Когда говорят о необходимости школьной социализации, часто пугают тем, что ребенок не сможет сойти «за своего» в среде одногодок. Это с одной стороны, вроде не ерунда, а с другой — конечно, ерунда, потому что глубокие личные и профессиональные отношения строятся не на основании «Мурзилки» и шуток из «Петрова и Васечкина».

К тому же мир стремительно сужается, превращаясь в «глобальную деревню», а информацию теперь можно выбирать. Таким образом, товарищ вашего ребенка может быть иностранцем, но они росли на одних и тех же блокбастерах и хорошо понимают друг друга. А вот соседского мальчика папа с мамой кормили лишь артхаусным кино и над его шутками никто в вашем городе не смеется.

 

Как повысить шансы ребенка на успех среди сверстников

Единственное верное средство способствовать успеху ребенка среди ровесников — не подкупать их чипсами, а сделать так, чтобы наш школьник в этом успехе не нуждался. Чтобы он не ждал расположения товарищей, как знака, что он достаточно хорош.

 

 

Разумеется, мы волнуемся. Паника может охватывать и когда вам ставят в пример учителя труда, и когда здоровая с виду дочь вступает в группу «Голые анорексички — фанатки „Спартака“»

А ведь, она, может, ничего плохого и не имела в виду: она не стала болельщицей, а просто ей нравится ходить голой. К тому же наши собственные воспоминания о школьных годах чудесных, особенно о том инциденте в уборной, могут вносить погрешность в наблюдения. Уменьшение родительской тревоги — уже хлеб для ребенка, который отправляется к товарищу на день рожденья заниматься алгеброй.

 

Комментарии 8

Маруся Оленич

Как обычно: много текста (совершенно правильного) и ноль ответа на свой же вопрос.

 

Александр Ермаков

То есть за сочинение 5/2 - главная тема не раскрыта.

Кстати, это и есть причина "почему мы все неправильно понимаем этот термин" - сейчас в тренде излагать свои мысли, а не отвечать на вопрос.

Социализация же - это обучение жизни в обществе (социуме).

 

Маруся Оленич

Автор сам в тексте как бы ставит вопрос: "Как повысить шансы ребенка на успех среди сверстников". Через строчку ответ: "сделать так, чтобы наш школьник в этом успехе не нуждался." Как ТАК сделать?

 

Александр Ермаков

Вы, Маруся, задали вопрос, достойный не комментария, не статьи, а целой книги!

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

)))))))) Первый коммент четко сформулировал мои мысли))).

А так есть о чем подумать)))

Спасибо, Лен.

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

И как.то автор не учитывает, что в семьях до революции было несколько больше, чем один ребенок. И домашний детский чад прекраснопомогал той самой социализации)))

А вообще да, что же делать? Вывод какой?

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи

Создать аккаунт

Зарегистрировать новый аккаунт в нашем сообществе. Это несложно!

Зарегистрировать новый аккаунт

Войти

Есть аккаунт? Войти.

Войти
×
×
  • Создать...