Яндекс.Метрика
Перейти к контенту

Мнение: Свободное воспитание становится вседозволенностью


Рекомендуемые сообщения

 

Мнение: Свободное воспитание становится вседозволенностью

Размышления психолога об идеях свободного воспитания.

 

 

Анжела Демидова, детский и семейный психолог:

 

Еще 20-25 лет назад сложно было себе представить, чтобы ребенок шумел, гремел и резвился в общественных местах. Советские бабушки и мамы, и папы тоже, требовали беспрекословного соблюдения правил приличия – "Не бегай!", "Не шуми!", "Говори тише!", "Не мешай людям!". Нас всех волновало, что скажут люди. Было сложно себе представить, чтобы, к примеру, в самолете дети кричали или пинали спинки чужих кресел.

Сегодня все иначе. С падением железного занавеса в страну потекли не только товары, но и идеи. Множество идей падало на неудобренную почву советского менталитета. Среди них оказались идеи о свободном воспитании детей. Сначала они казались революционными, но время шло, и капля за каплей идеи просочились в сознание уже другого поколения родителей. И теперь поведение детей порой напоминает не свободу самовыражения, к чему стремятся родители, не ограничивающие ребенка, а вседозволенность.

анжела

 

Западные стандарты воспитания детей основываются на свободном самовыражении с целью развития природных способностей через творческую спонтанную активность. Однако российский родитель, услышав слово "свобода", трактовал его несколько шире. Настолько, что эта свобода вышла за границы разумного. Родители совсем отказываются от пеленания, оставляя новорожденных самих справляться с ужасом от вида и хаотических движений ручек и ножек, еще не осознаваемых как свои. Запрещают запреты – ребенку позволено абсолютно все и практически везде, кроме того, что опасно для его жизни.

 

Подобные схемы воспитания вводят жизнь ребенка в хаос. Постулат детских психологов "Просто живите рядом с ребенком" воспринимается в буквальном смысле. Родители и правда просто занимаются своими делами, вплетая ребенка в канву своей жизни. Младенцы часами спят в слингах, ездят в далекие края на машинах, терпят гул аэропортов, давления в полете; пешие перегоны на взрослых экскурсиях, холод и жару; живут в детских комнатах фитнес-клубов, пока мама плавает в бассейне, в то время как им хочется поспать; жуют картофель-фри в ожидании, пока приготовят подходящую по возрасту еду. То есть родители живут по схеме бездетных.

_______________________________________

 

Знаете ли, какой самый верный способ сделать вашего ребенка несчастным? Это — приучить его не встречать ни в чем отказа; так как желания его постоянно будут возрастать вследствие легкости удовлетворения их, то рано или поздно невозможность вынудит вас, помимо вашей воли, прибегнуть к отказу, и эти непривычные отказы принесут ему больше мучений, чем самое лишение того, чего он желает.

Жан-Жак Руссо, основоположник идеи свободного воспитания

 

_______________________________________

 

Но ведь жить рядом с ребенком – означает, принимать его таким, какой он есть. Не стремиться попасть в вилку возрастных нормативов, не обгонять их. Не ждать невозможного, не реализовывать через ребенка свои собственные несбывшиеся мечты. Сюда прекрасно вписываются и режим дня, и своевременные прогулки, еда, сон и купания, общение. Поэтому жить рядом с ребенком, как будто ты холост и бездетен – не получится.

Режим дня активного взрослого не годится для младенца и тоддлера. Слишком много внешнего мира – цвета, света, звуков, запахов – это слишком рано для тоддлера, и тем более для младенца. Ребенок испытывает ужас от бесконечной смены пейзажей окружающего мира. Депривация сна, отдыха, приемов пищи – организм ребенка подвергается постоянному стрессу. "Достаточно хорошая мать" – термин, введенный английским детским психиатром Винникотом, обозначает родителя, способного наряду с удовлетворениями витальных потребностей знакомить ребенка с миром по чуть-чуть, частями, чтобы он "не обрушивался вдруг и сразу на ребенка".

 

Максимум, что подразумевает свободное воспитание, – это предоставить ребенку выбор заниматься тем, что ему нравится, не навязывая свои желания. Но даже выбор времени занятий остается за родителем, ведь важно вплести занятия в режим дня без вреда и перегрузки для ребенка. В первую очередь, должны быть удовлетворены витальные потребности ребенка (еда, сон, прогулки), чтобы можно было по одному вносить в распорядок дня новые занятия.

 

Размазанная трактовка идей свободного воспитания приводит к тому, что дети воспитываются в "свободном полете". Родители проявляют все свои инфантильные черты, когда появляются дети, – они не желают испытывать никаких неудобств в связи с рождением детей, воспринимая словосочетание "свободное воспитание" как отсутствие воспитания. Отсутствие рамок и ограничений, прежде всего – для самого родителя. Однако ребенку до трех лет необходим стабильный режим дня и чувство устойчивости мира.

 

Другое ограничение в свободном воспитании касается отношений с социумом. Привычка быть корректным, вежливым, соблюдать правила приличия – это трудоемкий процесс научения ребенка "с младых ногтей", в результате которого подросший ребенок умеет проявлять себя и свои интересы и в то же время ограничивать себя в обществе так, чтобы не ущемлять интересы и свободу других людей. У нас не возникало бы необходимости "ставить на место" уличных хамов, троллей в сетях, буллеров в школах, будь мы все обучены этому.

Чувство меры и такта, общение без перехода на личности начинается с первых прикосновений малыша к другому человеку или питомцу. Последние – прекрасные воспитатели, живущие инстинктами, не позволят навредить себе, указывая тем самым границы дозволенного.

 

Поведение детей в общественных местах всегда требует ограничений – сопоставления своих желаний (поползать наперегонки в коридоре поликлиники, повизжать или попеть в голос) с местом и временем. Бесконтрольное, нерегулируемое взрослым, поведение ребенка в общественных местах, как у себя дома, где может быть позволено многое, – это прямой путь к нарушению чужих границ впоследствии, вплоть до противоправных действий.

 

Поэтому очень важно, чтобы родители не были чрезмерно заняты собой и своими делами, лишь бы не вникать и не включаться в ежедневные и ежечасные усилия по воспитанию детей.

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи

Создать аккаунт

Зарегистрировать новый аккаунт в нашем сообществе. Это несложно!

Зарегистрировать новый аккаунт

Войти

Есть аккаунт? Войти.

Войти
×
×
  • Создать...