melena 0 Опубликовано 11 Августа 2014 Жалоба Поделиться Опубликовано 11 Августа 2014 Авторская статья Импульсивное поведение детей — одна из проблем, которая очень мешает во время учебного года и даже ведет к навешиванию на ребенка ярлыков «гиперактивного» и «неусидчивого». Как помочь ребенку научиться владеть собой? Перечислим повседневные ситуации, в которых можно тренировать так называемый верхний мозг — именно от него зависит развитие самоконтроля. Верхний мозг напоминает мускул: когда его используют, он развивается, становится сильнее и лучше работает, а если его игнорируют, он утрачивает часть своей силы и работоспособности. Наша задача — предоставлять своим детям одну за другой возможности для упражнения верхнего мозга, чтобы укрепить его. Вот как это может выглядеть в повседневной жизни. Принятие здравых решенийОдин из самых больших родительских соблазнов — принимать решения за своих детей, чтобы они всегда делали только правильные вещи. Тем не менее мы должны как можно чаще давать детям возможность самим попрактиковаться в принятии решений. Принятие решений требует, чтобы ребенок призвал на помощь свои так называемые исполнительные функции — контроль поведения, планирование и противодействие искушениям в следовании своим решениям, целенаправленность действий, сосредоточенность. Коротко говоря — самоконтроль. Именно это происходит, когда высшие отделы мозга взвешивают различные варианты. Рассматривая несколько конкурирующих альтернатив, а также последствия выбора каждой из них, ребенок упражняет свой верхний мозг. Для очень маленьких детей это упражнение должно сводиться к очень простому выбору. Например, уместен вопрос: «Ты хочешь сегодня надеть голубые ботиночки или белые?». Потом, когда дети становятся старше, следует дать им больше ответственности в принятии решений и позволить разбираться с настоящими дилеммами. Например, если у вашей десятилетней дочери возникли накладки с расписанием — на субботу назначены и загородный поход девочек-скаутов, и матч плей-офф ее футбольной команды, и она физически не может быть в двух местах одновременно — поощряйте ее принять самостоятельное решение. Деньги на карманные расходы — еще один замечательный способ предоставить ребенку возможность практики в решении сложных дилемм. Опыт принятия решений о том, купить ли компьютерную игру сейчас или продолжать копить на новый велосипед, — мощный способ поупражнять верхний мозг. Главное — дать детям возможность побороться с сомнениями и принять последствия собственных решений. Сопротивляйтесь желанию спасать ситуацию даже тогда, когда они совершают небольшие ошибки и принимают не самые лучшие решения. Ведь ваша цель не в достижении исключительно идеальных решений прямо сейчас, а в оптимальном развитии высшего мозга ребенка. Контроль над телом и эмоциямиДругой важной — и сложной — задачей для детей является сохранение контроля над собой. Поэтому мы должны помочь им выработать эти навыки и научить принимать правильные решения, когда они расстроены. Используйте метод, с которым вы, вероятно, уже знакомы: научите их делать глубокий вдох или считать до десяти. Помогайте им выражать свои чувства. Позвольте им топнуть ногой или ударить подушку. Даже маленькие дети обладают способностью остановиться и подумать, вместо того чтобы бить кого-то кулаками или обижать словами. Чем больше они будут упражняться в рассмотрении альтернатив всевозможным выпадам, тем более сильным будет становиться их верхний мозг. СамопониманиеОдин из лучших способов развития самопонимания у ваших детей — задавать им вопросы, которые заставляют их заглянуть под поверхность того, что им понятно. Что, по-твоему, заставило тебя сделать этот выбор? Что вызвало у тебя такие чувства? Почему, как ты думаешь, ты плохо сдал тест — потому что ты спешил или это был действительно трудный материал? Именно это проделал один отец со своей десятилетней дочерью, Кэтрин, когда помогал ей собираться в лагерь. Он спросил ее, как она думает, будет ли она скучать по дому вдалеке от него. Когда он получил ожидаемо уклончивый ответ «Может быть», он задал следующий вопрос: «Как ты собираешься справляться с этим?». Он вновь получил ничего не значащий ответ: «Не знаю», но на этот раз увидел, что она задумалась над вопросом, пусть и ненадолго. Поэтому он продолжал настаивать: «Если бы ты почувствовала, что начала скучать по дому, чтобы ты сделала, чтобы тебе стало лучше?». Кэтрин продолжала запихивать одежду в свою спортивную сумку, но теперь она, со всей очевидностью, размышляла над вопросом. Наконец она предложила осмысленный ответ: «Я думаю, я могла бы написать тебе письмо или могла бы заняться чем-то веселым со своими друзьями». С этого момента они с отцом могли поговорить пару минут о ее ожиданиях и беспокойствах, связанных с отъездом, и она немного больше поняла себя. Просто потому, что ее отец задал ей несколько вопросов. Если ваш ребенок научился писать — или даже просто рисовать, — вы можете дать ему блокнот и поощрять его делать ежедневные записи или рисунки. Этот ритуал поможет ему уделять внимание своему внутреннему миру и пытаться понять его. Чем больше ваши дети думают о том, что происходит с ними, тем скорее они научатся понимать и реагировать на то, что происходит в их внутреннем мире и вокруг них. СопереживаниеСопереживание — еще одна важная функция верхнего мозга. Когда вы задаете простые вопросы, провоцирующие внимание к чувствам другого человека, вы вырабатываете у своего ребенка способность к сопереживанию — эмпатии. В ресторане: «Как ты думаешь, почему тот малыш плачет?». Читая ребенку книгу: «Как ты думаешь, что чувствует Мелинда сейчас, когда уезжает ее подруга?». Уходя из магазина: «Та тетя была не очень-то вежлива с нами, правда? Как ты думаешь, может, у нее сегодня случилось что-то такое, что заставило ее так опечалиться?». Просто привлекая внимание ребенка к эмоциям других людей, с которыми он сталкивается в повседневной жизни, вы откроете в нем новые уровни эмпатии и потренируете его верхний мозг. НравственностьКогда дети могут принимать здравые решения, контролируя себя и руководствуясь в своих действиях сопереживанием и самопониманием, у них развивается здоровое и активное чувство нравственности, представление о том, что правильно и неправильно. Здесь мы тоже не можем ожидать абсолютной устойчивости из-за незаконченного развития их мозга. Но все же следует как можно чаще поднимать вопросы, касающиеся морали и этики, в ситуациях повседневной жизни. Другой способ поупражнять эту функцию мозга — предлагать гипотетические ситуации, что нравится многим детям: «Ты бы стал перебегать улицу на красный свет, если бы близко была машина? Если бы хулиган приставал к кому-то, а вокруг не было взрослых, что бы ты сделал?». Суть в том, чтобы заставить ребенка размышлять о своих действиях и обращать внимание на мотивы собственных решений. И безусловно, учитывайте, какой пример вы подаете своим собственным поведением. Если вы учите ребенка честности, щедрости, доброте и уважению, он должен видеть, что вы воплощаете эти ценности в своей жизни. Из книги "Воспитание с умом.12 революционных стратегий всестороннего развития мозга вашего ребенка" Статья предоставлена издательством "ЭКСМО" Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Любава 0 Опубликовано 15 Августа 2014 Жалоба Поделиться Опубликовано 15 Августа 2014 Лена, когда читала статью, у меня закралось подозрение, что автор американец. Оказалось не ошиблась. Не могу читать книги по психологии американских авторов. Тем более их рекомендации как правильно разговаривать с детьми, воспитывать. А последние события еще больше укрепили мое неприятие. Вроде в статье написано все верно, но настолько очевидные вещи, у нас это знает каждая среднестатистическая мама-папа, и как бы это сказать, уделять время на написание статьи нецелесообразно.ИМХО Вообщем мне что-нибудь по замороченнее наверное надо Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
melena 0 Опубликовано 15 Августа 2014 Автор Жалоба Поделиться Опубликовано 15 Августа 2014 Оля, посмотрю. если что-то встретится выложу по-замороченнее Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Любава 0 Опубликовано 15 Августа 2014 Жалоба Поделиться Опубликовано 15 Августа 2014 Мелена реально, я однажды начиталась умной американской книжки. И давай в рекомендуемой там форме с Алиной разговаривать. А она мне: -Мам ты что со мной как с дурочкой разговариваешь? Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
myshkina 0 Опубликовано 26 Февраля 2016 Жалоба Поделиться Опубликовано 26 Февраля 2016 слишком американизированный подход, имхо. к нашим детям вряд ли подойдет Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Рекомендуемые сообщения
Создайте аккаунт или авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий
Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи
Создать аккаунт
Зарегистрировать новый аккаунт в нашем сообществе. Это несложно!
Зарегистрировать новый аккаунтВойти
Есть аккаунт? Войти.
Войти