Яндекс.Метрика
Перейти к контенту

Лучшие книги для двухлетки (навырост)


Рекомендуемые сообщения

Какие выбирать сказки?

 

Впечатлительным детям не стоит рано читать страшные сказки типа «Карлика Носа» Гауфа или грустные вроде «Девочки со спичками» и «Русалочки» Андерсена.

 

Народные сказки, в том числе и русские, должны быть литературно обработаны, причем именно для детей, поскольку в оригинальном варианте слишком много архаической жестокости.

 

Сейчас можно порой услышать, что до революции дети слышали сказки как раз в неприглаженном, архаическом варианте. И ничего, привыкали к «суровой правде жизни». Но авторы тех времен свидетельствуют об обратном. «Конечно, неуместно читать детям сказки, где есть что-либо пугающее, какие-либо пугающие, либо страшные образы», — писал больше ста лет назад, в 1876 году, педагог В.Сиповский.

 

А ведь в середине XIX в. у детей было неизмеримо меньше страшных впечатлений. Одни новости по телевизору, которые каждый день смотрят взрослые, чего стоят! Крупным планом показываются изуродованные трупы, в красках расписывается, где что взорвалось, сгорело, потонуло… А бьющая по нервам уличная реклама, которую на профессиональном жаргоне так прямо и называют «агрессивной»? А жуткие, садистские заголовки, которыми пестрит нынешняя пресса? А разговоры современных детей, уже напичканных всякими «ужастями»?

 

Помню, как мы несколько лет назад ехали с младшим ребенком в плацкартном вагоне, битком набитом детьми, направлявшимися на юг в летний лагерь. И вдруг поезд остановился. По вагону пронесся слух, что кто-то попал под рельсы (потом оказалось, что это был «черный юмор»). И дети десяти-одиннадцати лет принялись смаковать подробности: как брызнули мозги, запачкав стекло, какие куда вывалились внутренности. Меня затошнило, а они с аппетитом жевали апельсины и бутерброды и старались перещеголять друг друга, сообщая все новые и новые детали катастрофы, существовавшей в их воображении.

 

На таком, мягко говоря, неблагоприятном фоне литературные «страшилки» будут не полезной прививкой, как думают некоторые недальновидные люди, а очередной порцией яда. И детская психика, не выдержав перегрузки, может сломаться. У детей помладше могут возникнуть фобии, а у подростков — то, что в православии именуется «окамененным нечувствием». Человека, повинного в этом грехе, ничем не проймешь. Он равнодушен к чужому страданию и чужому горю. Для него даже самые близкие становятся чужими.

 

Как ребенок может научиться моделям поведения? Так же, как и всему остальному: в основном подражая тому, что он видит вокруг. И литература играет тут важнейшую роль, ведь яркие художественные образы и увлекательные сюжеты порой на всю жизнь врезаются в память, могут навести на глубокие размышления. Чем с утра до ночи твердить маленькой девочке, как дурно быть неряхой, лучше прочитать «Федорино горе» К. Чуковского и сказать, что ее игрушки тоже, наверное, убегут, обидевшись на беспорядок. (А если не подействует, то и убрать на время пару любимых кукол, сказав, что они не выдержали жизни в грязи.)

 

Еще недавно большинство детских книг, мультфильмов, фильмов, спектаклей предназначалось не только для развлечения, но и для воспитания. Потом был дан резкий крен в сторону развлекательности. Теперь мы начинаем пожинать горькие плоды воспитательных экспериментов. Эмоциональная уплощенность современных детей налицо. Вернее, даже на лице: у них обедненная мимика, им часто бывает трудно изобразить даже самые простые эмоции — радость, печаль, злость, обиду. Гораздо хуже, чем раньше, опознаются нынешними детьми и разные черты характера. Расскажешь им самую что ни на есть незамысловатую историю про грубых или, допустим, ленивых героев, а в ответ на вопрос «Какие были сейчас персонажи?» знай себе твердят: «Плохие… Злые…» И только после наводящих вопросов, фактически содержащих прямую подсказку («Девочка ленилась рано вставать, ленилась причесываться и убирать постель — значит, какая она была?»), кто-нибудь догадается назвать нужный эпитет. А попросите назвать противоположное качество, и вы такое услышите! «Ленивый» — «работный», «грубый» — «необзывальный».

 

Так что я вам советую сделать упор на эмоционально-нравственное развитие ваших детей через книги. Это, конечно, не означает полного исключения развлекательного элемента, но все же большая часть произведений должна не просто забавлять ребенка, а учить и воспитывать.

 

Обсуждайте прочитанное. Наводите детей на размышления о характерах персонажей, о чувствах, которые они переживали в тот или иной момент, о причинах их поведения.

 

Задавайте побольше вопросов, а то дискуссии взрослых с детьми нередко вырождаются в нравоучительные монологи, во время которых ребенок привычно отключается и практически ничего не улавливает.

 

С дошкольниками и младшими школьниками прочитанное стоит не только обсуждать, но и проигрывать — театрализация позволяет ненавязчиво донести до них очень многие вещи, которые иначе не усваиваются или усваиваются с огромным трудом. Если вы хотите, чтобы книга помогла вашему ребенку осознать и преодолеть его психологические трудности (например, страхи, жадность или упрямство), ни в коем случае не подавайте ее под лозунгом «вот как поступают настоящие мужчины (добрые дети, послушные девочки), а ты…» Упрек, каким бы скрытым он ни был, оскорбит ребенка, который, скорее всего, и сам переживает из-за своего недостатка, но не желает в этом признаться. А обида заблокирует доступ для всего остального.

 

Татьяна ШИШОВА, детский психолог, драматург, член Союза писателей

АиФ "Семейный совет" №10 2.,5.2003

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
  • 3 недели спустя...

Мне очень нравится издательство "Карапуз". Посмотрите серию "Подарочные книги" . Очень советую. Моя старшая в свое время любила их. Теперь занимаюсь с малышкой. Книги очень красочные, простой сюжет, по ходу чтения задаются вопросы.

http://www.karapuz.com/shop/login.asp

Изменено пользователем мимоза
Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

У нас сейчас проснулся интерес к Бабе Яге. Вот вспоминаю и сочиняю на ходу... Книжек не нахожу, или отсебятина\так я лучше придумаю\ или картинки как в комиксах ^drag^

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

У нас  сейчас  проснулся интерес к Бабе Яге. Вот вспоминаю и сочиняю на ходу... Книжек не нахожу, или отсебятина\так я лучше придумаю\ или картинки как в комиксах ^drag^

423442[/snapback]

Очень хорош сборник Афанасьева "Русские детские сказки", "Русские волшебные сказки".
Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
  • 3 месяца спустя...

Я покупаю из книг исключительно классику. Чуковский, Маршак, русские народные сказки (очень тщательно нужно выбирать, много ужасающих переводов), Сутеев (на ура, идеальное сочетание картинок и текста),Б.Заходер... Ничего, если что-то не понравится. Мы сначала напрочь отказывались слушать доктора Айболита (сказку), а спустя год перечитываем ее уже третий раз подряд. Главное, чтоб формат был большой, классические переводы, не слишком рябмлм (и совпадали с текстом на странице) картинки. Книги, я считаю, единственная вещь, которую можно покупать ребенку на вырост. Он сам выберет, для чего он уже созрел.

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Девочки! Зайдите на подфорум "Клуб книголюбов". Там я выложила список литературы для детей по возрастам.

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
  • 3 года спустя...

Стихи Михалкова, Чуковского

Сборники русских народных сказок попроще и с картинками (но не Репку уже, а, допустим, Лиса и Медведь)

Мы в два с небольшим читали уже "Умную собачку Соню" - на ура))

Пушкина сказки опять же.

Ершова "Конек-Горбунок"

ну,а если еще "на вырост", то: Линдгрен (перевод Лунгиной), Милн (перевод Заходера), Волков, Носов, Булычев, Барри, Толстой (который с Буратино покамест :derisive: ) - есть где разгуляться))), Перро, Андерсен, Гримм. Издательства подсказывать трудно, надо уже на месте смотреть.

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
  • 1 год спустя...

Русские народные сказки - это, естественно, классика, без нее не обойтись.

 

Стихи - Барто, Заходер, Чуковский, Михалков.

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи

Создать аккаунт

Зарегистрировать новый аккаунт в нашем сообществе. Это несложно!

Зарегистрировать новый аккаунт

Войти

Есть аккаунт? Войти.

Войти
×
×
  • Создать...