Яндекс.Метрика
Перейти к контенту

Личная безопасность ребенка


Рекомендуемые сообщения

Достали уже со своими правилами… Часть 1 (из 7)

Правила безопасного поведения порой принимаются детьми в штыки. Это обычно происходит в случае неверного выбора формы подачи информации.

Нотации, крики, увещевания не вызывают должного эффекта. Ребенок, выслушав очередную порцию «наставлений», облегченно вздыхает и бежит по своим делам.

Ключевое слово здесь – по «своим» делам. В этих делах нет места заботе о душевном равновесии родителей и его, ребенка, ответственности за то, чтобы «всё было хорошо».

Беспокойство осталось у родителей; у них же – ответственность за безопасность ребенка. То есть все переживают, а он – Иван Царевич!

Такое положение не должно устраивать родителей, стремящихся обеспечить своему ребенку необходимую подготовку в области личной безопасности.

Нужно менять методы работы.

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
  • Ответы 491
  • Создана
  • Последний ответ

Лучшие авторы в этой теме

Лучшие авторы в этой теме

Достали уже со своими правилами… Часть 2 (из 7)

 

Одной из распространенных ошибок является тактика экспресс-обучения под девизом «Придет серенький волчок и укусит за бочок».

В этом случае более-менее важная часть послания («Не ложися на краю» [орфография источника сохранена]) произносится как бы между делом, а вот на второстепенную составляющую («укусит за бочок») обращается основное внимание.

 

Что запомнит ребенок:

1. Если не послушаться, то придет серенький волчок и укусит за бочок.

2. Нельзя ложиться на краю, иначе – смотри пункт 1.

 

(Важно!) Одного ребенок не поймет: где же ему нужно укладываться? Фраза «не ложися [орфография источника сохранена] на краю» говорит о том, где ложиться нельзя. Но где можно и нужно?

Психологи могут добавить третьим пунктом: частица «не» обязательно потеряется, и ребенок решит, что нужно ложиться именно «на краю».

 

Как же нужно было рассказать правило «безопасного сна»?

Предлагается такой вариант: «Ложись у стенки, и все будет хорошо».

 

В этом спокойном и уверенном высказывании нет запретов и запугиваний, но есть простое и понятное объяснение правильного поведения, которое обеспечит отдых и позволит ребенку уяснить, что именно этого от него ждут родители.

 

(Продолжение следует)

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
  • 2 недели спустя...

Достали уже со своими правилами… Часть 3 (из 7)

 

«Однажды десятилетняя девочка спасла свою сестру от нападения мужчины, который был после задержан за подобную же попытку.

 

Когда девочку спросили, почему она сразу, после первого случая, не рассказала о своем смелом поступке, то услышали: «Я не знала, что сказать».

 

Дети что-то считают «удобным» для разговора, что-то - нет. Нужно добиться такого уровня взаимопонимания, чтобы даже темы возможного [недостойного поведения взрослых] могли быть обсуждены детьми, если это коснулось их напрямую». (Пола Статмен)

 

Если мы установим с нашими детьми хороший контакт и будем правильно подбирать слова, мы сможем понять друг друга и, может быть, вовремя распознать возможную опасность.

 

(Продолжение следует)

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Достали уже со своими правилами… Часть 4 (из 7)

 

Мы не хотим допустить фразы ребенка: «Да достали уже!»

Для этого сначала предлагаю познакомиться со взглядами американского специалиста по детской безопасности Полы Статмен.

 

Слушая детей...

1. Устраните отвлекающие обстоятельства.
2. Слушайте внимательно и спокойно.
3. Пользуйтесь словами и мимикой, поощряющими их к дальнейшему откровенному разговору.

 

Разговаривая с детьми...

1. Поддерживайте постоянный зрительный контакт.
2. Пользуйтесь короткими простыми фразами.
3. Говорите медленнее обычного.
4. Используйте понятные для малышей слова.

 

Реагируя на чувства детей...

1. Пытайтесь настроиться на переживание ребенком ситуации и на время забудьте о собственных чувствах.
2. Дайте эмоциям вашего ребенка определение, чтобы он понял суть переживаемого (например: "Кажется, тебя это здорово смутило?").
3. Верьте чувствам ребенка, чтобы внушить ему доверие и чтобы манера общения стала открытой.

 

Развивая в детях чувство собственного достоинства...

1. Говорите и показывайте детям, что вы любите и цените их.
2. Подмечайте, когда они хорошо выполняют работу, и поощряйте их.
3. Показывайте им, что они достойны уважения.

 

Поощряя и побуждая детей...

1. Поощряйте их усилия так же, как и их успехи.
2. Одобряйте проявление инициативы и самостоятельности и избегайте общих, безликих похвал.
3. Используйте поощрение, побуждая детей к ответственному поведению.
4. Применяйте реалистическое поощрение, чтобы помочь детям определить границы своих сил и способностей.

 

(Продолжение следует)

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Достали уже со своими правилами… Часть 5 (из 7)

 

Юлия Борисовна Гиппенрейтер в своей замечательной книге «Общаться с ребенком. Как?» приводит, кроме прочего, целую россыпь приемов общения с детьми, направленных на то, чтобы помочь родителям и детям понять друг друга.

В уроке пятом автор показывает, как можно с помощью «активного слушания» услышать ребенка.

 

Важной представляется идея «возврата» ребенку его же информации, разделяя при этом чувства ребенка и прямо говоря ему об этом.

Рассмотрим следующую ситуацию: ребенок взял на улице конфету у незнакомой женщины. Съесть он ее не успел (забрали), за что сильно обиделся на маму.

 

Как можно маме, используя прием «активного слушания», поговорить с ребенком и понять, что побудило его на такое нарушение известного ему правила безопасного поведения (брать что-нибудь лишь с маминого разрешения и только от знакомых людей)?

Итак, мама поворачивается лицом к ребенку и приседает, чтобы ее глаза находились на одном уровне с глазами ее ребенка (правило 1).

 

В диалоге мама не задает вопросы, а говорит утвердительными фразами, стараясь понять и обозначить чувства ребенка (правило 2).

 

- Ты взял конфету у симпатичной незнакомой женщины (Называем факты).

Мама молчит, держит паузу (правило 3).

 

- Да, - вздыхает ребенок.

- Ты давно не ел конфет и огорчался по этому поводу (Попытка понять причину).

Мама молчит, держит паузу (правило 3).

 

- Да, и еще ты давно мне ничего не покупала.

- Ты обрадовался возможности съесть конфету и не смог устоять.

Мама молчит, держит паузу (правило 3).

 

- Она была очень доброй. И еще ты обещала, что мы поедем в цирк в воскресенье, а мы пошли к твоей тете Оле в гости. Ты нарушила обещание.

Мама молчит, держит паузу (правило 3).

- Ты, мама, часто забываешь выполнять свои обещания. И сказку про рыцарей давно не читала мне.

 

- То есть ты обиделся на меня за то, что я не сдержала слово, не пойдя с тобой в цирк, и решил нарушить семейное правило безопасного поведения.

 

Это снова не вопрос, а утвердительное высказывание с обозначением чувств ребенка, при этом мама повторяет то, что, как она поняла, случилось с ребенком (правило 4).

 

- Да, я хотел сделать тебе назло. Только я не хотел конфету. Просто я хотел в цирк. Давай сходим в цирк, ладно? А конфеты я брать ни у кого не буду. И ничего брать не буду.

 

- Я тебя понимаю. Прости меня, что я нарушила данное тебе слово. В это воскресенье мы точно пойдем в цирк.

 

- Спасибо, мама. Я ни у кого ничего брать не буду. Я же знаю правила, просто я на тебя тогда обиделся. А сейчас мы с тобой помирились.

Прочитайте эту замечательную книгу, и вы по-другому посмотрите на ваши взаимоотношения с ребенком, что укрепит семейную безопасность.

 

(Продолжение следует)

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Достали уже со своими правилами… Часть 6 (из 7)

 

О. Богачева, Ю. Дубягин. «Школа выживания, или 56 способов защитить ребенка от преступления».     (фрагмент)

«Контакт с родителями - это едва ли не один из столпов безопасности вашего ребенка. Именно через контакт вы узнаете о проблемах и вопросах, которые волнуют ваше чадо и, решая с ним его проблемы, вы помогаете ему научиться правильно вести себя в той или иной ситуации.

Поэтому первое правило гласит: как можно чаще говорите с детьми, помогайте решать их, пусть даже пустяковые, по вашему мнению, проблемы. Сломалась его любимая игрушка - попереживайте вместе с ним, постарайтесь помочь ребенку в его горе.

Если ваш ребенок рассказывает вам о том, как прошел день, старайтесь его не перебивать, слушайте внимательно, и уж ни в коем случае не говорите: «Ты все придумываешь...» «Такого быть не может».

Вы должны не только внимательно слушать, но и анализировать все сказанное ребенком, интересоваться книгами, которые он читает, смотреть фильмы, которые он смотрит. Но эта связь не должна быть односторонней, т.е. вы интересуетесь его делами, но к своим его не допускаете.

При таком варианте вы скоро увидите, что ребенок вам полностью не доверяет, что-то утаивает от вас. Поэтому старайтесь совместно с ним решать не только его проблемы, но и свои, расскажите ему о том, что вас волнует. И тогда у вас будет с ребенком полный контакт, а значит, вы сможете его обезопасить и помочь ему вовремя принять правильное решение».

 

Например, как может происходить разговор мамы с сыном по дороге из школы.

- Сережа, какой ты молодец! Быстро оделся, портфель собрал, ничего не забыл!

- Угу.

- Какой-то ты неразговорчивый пока. Но ничего. Тогда я расскажу. Сегодня наше турагентство отправило в Северную Европу 8 человек!

- В один город, что ли?

- В один автобус! Представляешь, они проедут десятки и сотни километров, увидят много красивых городов!

- Ага. А у меня ничего интересного.

- Я думаю, ты снова припас для меня что-то небычное?!

- Да нет, так себе. Валялись в снегу, играли в прятки, дядька какой-то мячик нам подарил, а на дом задали нарисовать домашнее животное.

- Что ты назовешь необычным?

- Рисунок кошки, конечно! Я ни разу не рисовал кошку.

- А дяденька?

- Так он уже три дня приходит, привыкли все уже. Добрый такой. За забором школьным стоит, никого не пугает. Пете конфет дал.

[Мама поняла, что уже несколько дней не беседовала с сыном после школы].

- А вы учителю сказали?

- Зачем? Он же никого никуда не зовет. Стоит себе, смотрит. Мам, а ты поможешь рисовать кошку?

- Помогу, Сережа, обязательно. Ты молодец, что такой наблюдательный и так много замечаешь.

- Да, я такой. А Петька дяденьке пообещал папин телефон показать.

[Мама обсуждает с Сережей будущий рисунок. Придя домой, звонит классной руководительнице Сереже и намечает с ней план действий. На другой день участковый неожиданно для странного мужчины появляется около него и проводит проверку].

 

(Окончание следует)

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
  • 2 недели спустя...

Достали уже со своими правилами… Часть 7 (из 7)

 

Можно сделать следующие выводы:

 

1. «Достали уже со своими правилами», - так говорят дети в том случае, если они воспринимают обучение их правилам безопасного поведения как давление, как попытку навязать какие-то чуждые им идеи, как неуважение их личности и нежелание взрослых  «напрягаться» и «заморачиваться».

 

2. Экономия взрослыми времени на установление контакта с ребенком сводит практически к нулю эффективность обучения, поскольку без эмоционального единства, сопереживания ребенка и взрослого сказанные слова обесцениваются.

 

3. Поддержание тесного эмоционального контакта ребенка и взрослого подразумевает взаимное уважение, умение слушать и слышать друг друга, желание донести свою позицию на уровне собеседника, понятно и доступно.

 

4. Технология беседы Полы Статмен и «Активное слушание» Юлии Борисовны Гиппенрейтер (и различные другие технологии) позволяют взрослому достичь большого прогресса в общении с ребенком независимо от начального уровня взаимоотношений; иначе говоря, даже если вы поругались с ребенком или давно с ним нормально не общались, вы сможете установить с ним начальный контакт и улучшать его с каждым днем.

 

5. Прислушивайтесь! Внимательно слушайте то, что говорит вам ребенок, не отмахивайтесь от его предположений и рассказов. Анализируйте то, о чем ребенок говорит сам с собой, либо когда играет с товарищами, или когда гуляет на улице. Возможно, у него с языка сорвется то, что его сильно беспокоит, но о чем он сказать вам не может (боится, что не поверят, что посмеются; пообещал кому-то хранить что-либо в тайне, но на языке это вертится и т.п.).

 

6. Вам дорога жизнь вашего ребенка, и вы найдете время на все это!

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Сказка о безопасности № 5.
Незнакомая собака.
Тучка проявляет осторожность.

Рулев М.А.

Настроение было неважное.
Тучка, маленькая шустрая собачка, понуро брела по улице, грустно размышляя о том, как всё же трудно быть хорошей.

Сегодня утром во время игр и прыжков Тучка уронила стоящую у стены рейку, которая, соскользнув, грохнулась прямо на припаркованный автомобиль.

Рев сигнализации был столь силен, что собачка в ужасе помчалась к себе домой, где получила суровое внушение от мамы.

Сейчас Тучка горела желанием реабилитироваться и доказать всем, что не такая она и плохая.

И вот он – случай!

Недалеко от дороги, в кустах, лежала большая собака и жалобно скулила.

- Помоги мне, собачка, - слабым голосом сказала она, - застряла я в колючках своей длинной шерстью и не могу выбраться. Зайди в кусты, распутай меня, пожалуйста.

...

Читать полностью на http://filimon11.ru

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
  • 2 недели спустя...

Ребенок один дома. История с продолжением…

Часть 1 (из 2)

Все случилось солнечным утром в пятницу, когда мама и папа ушли на работу, а одиннадцатилетний Максим и его сестра десятилетняя Лиза начали наводить порядок в прихожей. Второй день каникул обещал им принести вечерний поход в цирк, поэтому они решили постараться.

Ребята уже вытерли пыль с зеркала, убрали старые цветы из красивой китайской вазы, которая стояла на тумбочке недалеко от входной двери, и собирались начать мыть пол, как вдруг кто-то постучался.

- Кто это может быть, Лиза? - спросил Максим у сестры.

- Не Лиза, а Елизавета, - привычно поправила брата девочка.

- Неужели это так важно сейчас? Это явно не мама и не папа – они предупреждают звонком, если приходят пораньше.

Стук в дверь тем временем повторился. К нему добавился женский голос: «Откройте, пожалуйста, мне плохо».

Максим посмотрел на часы.

 

10 часов 20 минут.

Женщина за дверью снова стучит в дверь, просит открыть дверь и дать ей стакан воды.

 

10 часов 21 минута.

- Что делать будем, Елизавета? Людям надо помогать!

- Но мы должны быть осторожными. Вдруг это ловушка? Может быть, женщине вовсе не плохо? А если там стоят еще несколько человек и только и ждут, чтобы мы открыли дверь?

- Но это действительно может быть женщина, которой стало плохо. Давай посмотрим в глазок.

 

10 часов 22 минуты.

Они подтащили к двери стул и по очереди посмотрели в дверной глазок. Около их двери они увидели сидящую женщину в красном пальто. Она не шевелилась.

 

10 часов 23 минуты.

- Мы должны что-то предпринять, - сказал Максим. Я считаю, она в беде.

- Но открывать дверь мы не будем, пока с нами нет взрослых, - уверенно ответила сестра, - это наши семейные правила. Я знаю, что мы должны сделать.

 

10 часов 25 минут.

Лиза подбежала к домашнему телефону и по памяти набрала номер маминого сотового. Абонент оказался недоступен. Тогда, также по памяти, девочка набрала номер рабочего телефона. Секретарь сообщила, что их мама находится на совещании, и пообещала передать ей все позже.

 

10 часов 35 минут.

Мама выходит с совещания и узнает о звонке. Она сразу же едет домой. Уже выйдя из здания, она решает позвонить домой, но обнаруживает, что аккумулятор ее сотового телефона разрядился. Мама ловит такси  и мчится

домой.

 

10 ч. 50 мин.

Мама приходит домой и не застает никого в доме. Она видит разбитую вазу и представляет себе самое худшее.

 

10 часов 51 минута.

 Внезапно звонит домашний телефон. С замирающим сердцем мама снимает трубку и слышит…

 

(Окончание следует)

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Ребенок один дома. История с продолжением…

 

Часть 2 (из 2)

 

Что же было чуть раньше, с 10 часов 25 минут до 10 часов 50 минут?

 

10 часов 27 минут.

Дети звонят папе и сообщают ему о происшедшем.

 

10 часов 37 минут.

Папа приезжает с работы и действительно находит у дверей женщину, потерявшую сознание.

 

10 часов 43 минуты.

Папа с детьми собирается везти женщину в больницу. Правда, во время экстренных сборов Максим случайно разбивает вазу. Осколки единогласно решают убрать позже. Папа звонит маме на сотовый, но «Абонент» снова   «недоступен».

 

10 часов 50 минут.

Лиза вспоминает, что от мамы нет звонка, и уже по дороге в больницу решает перезвонить ей на работу. Секретарь взволнованно сообщает, что мама давно уехала домой.

 

10 часов 51 минута.

Лиза набирает номер домашнего телефона.

 

10 часов 51 минута.

Мама поднимает трубку и с облегчением слышит голос дочери.

 

Вечер того же дня.

Вся семья собралась у любимого электрокамина.

- Давайте обсудим сегодняшнее происшествие, - начал обсуждение папа.

- Дети наши молодцы. Во-первых, они не открыли дверь незнакомому человеку, как мы и договаривались. Несмотря на то, что женщина, как выяснилось впоследствии,  действительно нуждалась в помощи, нельзя было открывать дверь. Самое правильное в такой ситуации – позвать взрослых.

- Во-вторых, - поддержала мама, - они сразу позвонили мне на работу.

- Сначала я звонила тебе на сотовый, - подала голос Лиза, но дозвониться не смогла.

- Это я виновата, - сокрушенно ответила мама, - забыла вчера подзарядить, вот у него батарея и «села».

- А потом я позвонила на твой рабочий телефон, - продолжила дочка.

- Заметьте, оба телефона она набирала по памяти, - с гордостью за сестру вставил Максим.

- Поняв, что мама занята, они позвонили мне, - улыбаясь, сказал папа, - и мне удалось сразу же поехать домой и помочь женщине, которая действительно нуждалась в срочной медицинской помощи.

Тут мама задала главный вопрос: «Почему никто из вас не позвонил мне и не сказал, что все хорошо? Я сама чуть сознание не потеряла, когда не обнаружила детей. Да еще эта разбитая ваза… Такое ощущение, будто сражение какое-то разыгралось».

Папа вздохнул и задал встречный вопрос: «Куда звонить? Сотовый не отвечает, я проверял. Хорошо, что дочь поймала тебя дома. Телефон надо заряжать с вечера, дорогая».

Максим подытожил.

- Итак:

1. Мы не открыли дверь незнакомому человеку.

2. Сразу позвонили маме и папе и сообщили обстановку.

3. Дождались папу, не открывая дверь.

- Таким образом, мы ни разу не подвергли себя опасности, почти не заставили волноваться родителей и помогли заболевшей женщине. И это – плюс, - с гордостью за себя и брата отчеканила Лиза.

Мама добавила: «А мне телефон надо с вечера подзаряжать, чтобы всегда быть на связи».

Вот так и прошел этот суматошный, насыщенный событиями день.

 

Отрывок из моей книги: Филимонов М.А. Безопасность вашего ребенка. Уверенность, осторожность, самооборона. – СПб.: Вектор, 2008. – 216,[8] с. – (Лучшая книга о ребенке).

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
  • 2 недели спустя...

Я бегал, где хотел, и ничего не случилось

 

Выбирая пути обучения ребенка правилам безопасного поведения, мы, родители, часто переносим на ребенка воспоминания нашего детства.

 

Например, папы мальчиков порой выговаривают мамам: «Я, мол, в своем детстве бегал, где хотел, и, что хотел, делал. Ничего, вырос. Кого ты из него растишь - мужика или девчонку»?

 

Мы не знаем, в каких условиях рос папа, каким примером для него была его семья, обучал его кто-нибудь основам личной безопасности, или просто время такое спокойное было. У ребенка своя жизнь и свой жизненный опыт. Он – не папа.

 

При взвешенном рассмотрении, к сожалению, оказывается, что  в наше время такая «смелость» родителей в предоставлении НЕОБУЧЕННОМУ ребенку неконтролируемой свободы может привести к неприятным, а то и печальным, последствиям.

 

Конечно, можно создать и обеспечить безопасные условия и для таких детей: охраняемый двор и непрерывное наблюдение внимательных родственников или нянь. В раннем возрасте без этого нельзя обойтись.

 

Для того же, чтобы ребенок мог «бегать, где хочется, и делать, что хочется», необходимо специальное обучение основам личной безопасности.

 

Все равно однажды настанет момент, когда ребенок твердо захочет гулять сам (или так сложится ситуация). Уверен, что каждый родитель хотел бы тогда осознавать, что его ребенок достаточно хорошо подготовлен к такой ситуации.

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Не относись ко всем с недоверием, но будь со всеми осторожен и твёрд (Демокрит)

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Не относись ко всем с недоверием, но будь со всеми осторожен и твёрд (Демокрит)

золотые слова, подходящие к любому возрасту :smile:

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Правила безопасности – тяжелые доспехи или бронежилет с крыльями?

 

Пожертвовавший свободой ради безопасности не заслуживает ни свободы, ни безопасности. (Бенджамин Франклин).
Постоянная бдительность — такова цена свободы (Томас Джефферсон).

 

Казалось бы, две противоречивые идеи. К безопасности пойдешь – свободу потеряешь (Б. Франклин). К свободе пойдешь – должен быть бдительным (Т. Джефферсон).

 

Думаю, противоречия здесь нет. Оба автора цитат считают, что безопасностью нельзя назвать условия, жестко ограничивающие свободу человека.

Например, с велосипеда можно упасть. Но если вскочить в седло, но не крутить педали, пытаясь отказаться от поездки и обеспечить себе безопасность, то неизбежно придется познать горечь падения, то есть оказаться в опасности.

Если же поехать, бдительно следя за балансом, скоростью, а также за другими участниками движения, то велосипед становится источником счастья, радости, даруя чувство свободы передвижения, как будто крылья вырастают за спиной.

 

Джефферсон, считаю, имеет в виду отказ от статичной безопасности, связывающей руки и сковывающей действия, в пользу обязательной бдительности, то есть перехода в состояние постоянной осознанности и понимания того, что происходит вокруг.

 

Обучая детей правилам безопасного поведения, перспективнее, образно говоря, надевать на них не тяжелые, сковывающие движения, доспехи, а легкий невидимый бронежилет, к которому прекрасно подойдут крылья, дающие свободу.

 

Это означает изучать правила в динамике, давая не объемные непосильные знания, а конкретные гибкие идеи (во многих случаях переходящие в алгоритмы), дающие ребенку возможность творить, генерировать варианты безопасного поведения в зависимости от степени опасности сложившейся ситуации.

 

Пример.

 

Говоря ребенку: «Никогда не разговаривай с незнакомцами», мы вешаем на него тяжелые доспехи, сильно ограничивающие его свободу и препятствующие проявлению гибкости. Потерявшись, такой ребенок может и не подойти к полицейскому, поскольку посчитает его незнакомым человеком.

 

Если же мы скажем: «Будь осторожен в общении с незнакомыми людьми. Если они обращаются к тебе с какой-то просьбой, быстро уходи от них к знакомым взрослым. Если же ты потеряешься, то выбери того незнакомого человека, который покажется тебе неопасным, и обратись к нему с просьбой о помощи. Ты можешь выбрать полицейского, человека в форме (военного, охранника, пожарного), человека на рабочем месте (продавца, администратора магазина), женщину с коляской. Сначала присмотрись к человеку, а потом, соблюдая осторожность, обратись к нему», то ребенок поймет идею и несколько алгоритмов, которые позволят ему гибко действовать в случае реальной потенциально опасной ситуации.

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
×
×
  • Создать...